Сделай Сам Свою Работу на 5

Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 64 глава





Но вопрос не только в названии, вопрос в содержании того, что стоит за употребляемой категорией. А стоит за разными категориями большой набор всевозможных юридических фактов, с которыми закон связывает момент возникновения ценной бумаги (и/или прав по ней). Попытка их все хоть как-то классифицировать (придать большую системность) практически обречена на провал: отсутствует единый классификационный критерий. В этом смысле, как это ни печально, рассмотрение этих фактов следует начать с их простого перечисления.

Прежде всего следует отметить, что все способы возникновения ценных бумаг как объектов гражданских прав представляют собой:

- либо установленную законом процедуру (юридический состав, в том числе сложный состав);

- либо случайный состав (т.е. состав, который предусмотрели сами участники правоотношения);

- либо (в редких случаях) один факт, таким фактом может выступать либо односторонняя сделка, либо договор.

Существуют в системе российских ценных бумаг и такие феномены, которые в настоящее время невозможно отнести с точки зрения порядка их возникновения к какому-либо способу. Опять же отметим, что речь идет о так называемых приватизационных ценных бумагах, которые законодательством называются (ст. 143 ГК), но никак не регулируются.



В качестве предположения отметим, что, на наш взгляд, очень большое число ценных бумаг, из тех, которые были выделены в предыдущей главе, возникают именно в силу реализации нескольких юридических фактов, т.е. юридического состава, который мы и называем для простоты изложения процедурой.

В специальной литературе под составом юридических фактов понимают совокупность (систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения. Такие составы именуют фактическими, юридическими; используют и иные категории, такие, как "сложный юридический состав" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 33.

 

Отличие процедур (юридических составов) от всех иных способов возникновения ценных бумаг состоит в том, что непосредственно законом, а не волеизъявлением сторон предусматривается совершение обязанным лицом, а также иными лицами определенных действий, накопление которых приведет к возникновению ценной бумаги как объекта гражданского оборота. Например, эмиссия представляет собой совокупность управленческих решений, административных актов, гражданско-правовых сделок, иных действий, имеющих юридическое значение, совершаемых обязанным лицом, инвесторами и государственными органами.



При анализе составов, в результате которых появляются ценные бумаги, нельзя не отметить и еще один сложный вопрос. В литературе, посвященной исследованию юридических фактов, отмечается, что для возникновения соответствующих отношений (достижения цели реализации состава, для юридической полноценности фактического (юридического) состава) недостаточно одного факта - необходимо наличие всех элементов состава, а также строгое соблюдение порядка их накопления <1>.

--------------------------------

<1> См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 2: Теория права. С. 294.

 

Нашла эта идея отражение и в литературе, посвященной проблемам регулирования ценных бумаг. Так, к примеру, Г.Н. Шевченко, исследуя эмиссионные ценные бумаги, отмечает, что ценные бумаги могут появиться только после накопления юридических фактов в фактическом составе <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Монография Г.Н. Шевченко "Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2006.



 

<1> Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение. М.: Статут, 2005. С. 118.

 

Однако вопрос состоит в том, что рассматривать в качестве такового (оконченного) состава. Анализируя действующее законодательство, нельзя не прийти к выводу о невозможности во многих случаях обнаружить тот самый искомый факт, с которого начинается существование ценной бумаги. Часто сама процедура возникновения ценных бумаг связывается только с некоторыми фактами из всего состава, входящего в процедуру, определенную законодательством.

К примеру, рассмотрим эмиссию (в самом ее простом виде). С точки зрения общих положений о процедуре эмиссии ценных бумаг каждый из ее этапов осуществляется последовательно, ни один этап не может быть пропущен. Каждый этап имеет свои совершенно конкретные юридические последствия. Так, не приняв решение о размещении, эмитент не может принять решение о выпуске, поскольку оно принимается только в соответствии с решением о размещении. Если не приняты оба этих решения, невозможно подать документы в государственный регулирующий орган для осуществления процедуры государственной регистрации и присвоения государственного номера. Если же эмитент не прошел государственной регистрации, он не вправе размещать ценные бумаги. Окончание размещения приводит к необходимости принять и зарегистрировать отчет об итогах выпуска. Еще раз акцентируем то, что перед нами обязательные этапы эмиссии. То есть можно предположить, что она и представляет тот искомый состав, при реализации которого возникнут соответствующие правоотношения. Однако детальное рассмотрение вопроса дает картину иную: согласно закону лицо становится владельцем ценной бумаги и прав из нее в процессе размещения, т.е. до утверждения и регистрации отчета об итогах выпуска. Мы с этой позицией не согласны и полагаем, что ценные бумаги в самой упрощенной процедуре эмиссии возникают в момент государственной регистрации их выпуска. Однако парадокс состоит в следующем: что бы мы ни взяли в качестве отправной точки для возникновения бумаг - факт государственной регистрации (это наша позиция) или момент размещения (позиция закона и многих исследователей), - все равно существуют этапы, которые для завершения эмиссии признаны важными, однако осуществление их происходит после возникновения правоотношения. В частности, речь идет о регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Значение этих этапов с точки зрения анализа эмиссии как юридического состава не вполне понятно. Если бумаги возникли, то этап регистрации отчета выпадает из процедуры. Если его признавать полноценным этапом, то тогда надо пересматривать положения о моменте возникновения ценных бумаг. В любом случае Г.Н. Шевченко и другие авторы, отстаивающие точку зрения о целостности процедуры эмиссии как юридического состава, не в состоянии будут объяснить, как акции, которые не прошли всего состава (до регистрации отчета об итогах), приобретены при размещении ("размещены" по терминологии закона).

Эти общеизвестные положения приводят нас к следующим выводам: а) теория юридического (фактического) состава в законодательстве о рынке ценных бумаг в части возникновения бумаг реализована не в полной мере, если не сказать больше - противоречиво; б) подход к эмиссии как к процедуре должен быть скорректирован; в) необходимо объяснить, почему закон признает составом один набор фактов, а для возникновения правоотношения достаточно усеченного числа элементов этого состава; г) очевидно, что этапы эмиссии, которые реализуются после возникновения правоотношения, либо должны быть устранены, либо в законе должно быть указано их значение, причем не столько из утилитарных целей, а именно с точки зрения теории юридических фактов.

Отметим, что в специальной литературе существует точка зрения, согласно которой понятие "состав" вообще не имеет права на существование: оно должно быть заменено категорией "сложный юридический факт". По мнению исследователей теории юридических фактов, составы отличаются от сложных юридических фактов тем, что такие факты включают разнородные юридические факты <1>. В частности, в литературе, когда говорят о сложных фактах, подразумевают ситуации, когда фактические обстоятельства охватывают своим содержанием и события, и действия <2>. Как отметил В.Б. Исаков, "в качестве юридических фактов могут выступать не только чистые события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то и другое, - сложные юридические факты" <3>.

--------------------------------

<1> См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2: Теория права. С. 294.

<2> См.: Там же. С. 293.

<3> Общая теория государства и права: Академический курс в 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. Т. 2. С. 687.

 

Теоретикам, отстаивающим точку зрения о неприемлемости юридической конструкции состава, нельзя отказать в логике. Так, С.А. Зинченко приводит следующие аргументы: "Юридические (фактические) составы как таковые не образуются в качестве обособленных звеньев механизма правового регулирования. Сведенные в механическую совокупность, они неизбежно распадаются на вполне самостоятельные правовые средства, играющие определенную роль в процессе движения права. Право на жизнь, на наш взгляд, имеют простые и сложные юридические факты".

Он приводит пример такого сложного юридического факта, как факт, который порождает правоотношения, предшествующие факту регистрации коммерческой организации: "Элементами его являются: решение учредителя (учредителей) о создании организации, учредительные документы, заявление, обращенное к органу государственной регистрации, уплата госпошлины. В целом этот сложный юридический факт порождает право на регистрацию и обязанность органа совершить соответствующие действия. Решение о регистрации и внесение в государственный реестр юридических лиц порождают новое правоотношение. Как видно, второе правоотношение также порождается сложным юридическим фактом".

В связи с этим С.А. Зинченко выделяет признаки сложного факта: "Во-первых, они должны формироваться не менее чем двумя элементами. Во-вторых, каждый из элементов в отдельности или какая-либо их часть не должны сами порождать правоотношение (завершенное, незавершенное). В противном случае появится несколько юридических фактов и правоотношений, порождаемых ими; последние определенным образом взаимосвязаны, но имеют статус относительно самостоятельных. В-третьих, для сложных юридических фактов характерен как свободный порядок накопления элементов, так и последовательный порядок. При последовательном порядке важно лишь то, чтобы между предшествующим и последующим элементами не возникало правоотношение (права и обязанности), так как в этом случае оно подтвердит их самостоятельность как правообразующих обстоятельств. В-четвертых, сложным юридическим фактам, по общему положению, не предшествуют конкретные юридические условия, так как они здесь приобретают статус элементов правообразующего основания" <1>.

--------------------------------

<1> Зинченко С.А. Указ. соч. С. 37 - 38.

 

В литературе, посвященной рынку ценных бумаг, можно найти отражение теории сложных фактов. Так, В.А. Барулин, исследуя бездокументарные ценные бумаги, полагает, что "юридический факт, лежащий в основе возникновения бездокументарной ценной бумаги, - определенное законом действие эмитента, состоящее из принятия решения о выпуске ценных бумаг и регистрации такого решения в ФКЦБ России" <1>. Как видно, не используя саму категорию "сложный факт", данный автор квалифицирует эмиссию в качестве такового.

--------------------------------

<1> Барулин В.А. Бездокументарные ценные бумаги в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 16 - 17.

 

Рассмотрение вопроса о составах и сложных фактах не является сугубо теоретическим для нашего исследования. Дело в том, что действующее законодательство таково, что, когда оно регулирует процедуры (юридические составы, сложные факты - кому как нравится), оно не указывает главный факт, устранение которого рушит всю конструкцию. Как правильно подметил Д. Бурачевский, каждый из юридических фактов состава может быть оспорен, что отражается на юридическом составе <1>. Последствия этого весьма плачевны: подчас оспаривание каких-то технических моментов, дефектность которых была выявлена во второстепенных элементах юридического состава, может реально поразить недействительностью все юридические последствия, которые созданы реализацией (наступлением) всех фактов, входящих в состав. Между тем, по справедливому мнению некоторых авторов, признание выпуска ценных бумаг недействительным следует применять как исключительную меру <2>. Однако прийти к мысли об исключительности крайних мер можно только тогда, когда мы понимаем значение всех элементов юридического состава.

--------------------------------

<1> См.: Бурачевский Д. Вопросы применения отдельных способов защиты прав акционеров // Хозяйство и право. 2008. N 6. С. 68.

<2> См.: Сазонов С.А. Правовое регулирование облигаций и их обращения на рынке ценных бумаг: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 18 - 19.

 

Невнимание законодателя к юридическим составам, которые служат основанием для возникновения определенных объектов, а также прав, с ними связанных, дорого обходится участникам гражданского оборота, поскольку суды часто занимают весьма формальную позицию. Приведем здесь в пример Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 1999 г. N 1206/99. Здесь истец обжаловал решение о выпуске, принятое органами управления ответчика. Признавая право такого обжалования за истцом, ВАС РФ, между прочим, указал: "Признание недействительным решения, принятого с нарушением действующего законодательства, не может затрагивать прав и интересов ни физических, ни юридических лиц". С формальных позиций логика безупречна. Однако вдумаемся, что за ней стоит, вернее, каковы последствия следования ей. Ведь нарушение нарушению рознь, и вполне возможно, что принятое с формальными нарушениями закона решение, которое привело в последующем к возможности реализации всего эмиссионного состава, повлекло возникновение прав и обязанностей лиц, вытекающих из факта владения ценными бумагами. Если следовать предложенной логике, права и интересы этих лиц будут просто игнорировать.

С нашей точки зрения, отказываться от категории "юридический состав" нет необходимости. В области рынка ценных бумаг, в той ее части, где возникают бумаги, имеют место быть и юридические составы, и сложные факты.

Для иллюстрации этого тезиса вспомним - как самый характерный пример - эмиссию. Решение о размещении и решение о выпуске возникают как результат корпоративных отношений. Закон не связывает эти два факта жестко в том смысле, что если принято первое, то должно быть принято и второе. Напротив, имеется срок, в течение которого можно принять второе решение и истечение которого пресекает такую возможность. Очевидно, что никакого самостоятельного правоотношения ни принятие первого из названных решений, ни принятие второго не порождает. Эти решения создают правовую возможность (право) эмитента вступить в правоотношение с государственным регистрирующим органом, где у эмитента и такого органа есть корреспондирующие права и обязанности.

Действия государственного органа по государственной регистрации не только создают бумаги как объекты права, но и дают право для эмитента вступать в правоотношения с субъектами учетной системы (открывать эмиссионные счета) и с будущими владельцами ценных бумаг (предложение о покупке, совершение различных сделок). У всех этих действий есть определенный и вполне конкретный правовой результат - возникновение ценных бумаг, поэтому говорить о том, что это всего лишь "механическая совокупность" фактов, вряд ли уместно.

Мы не отрицаем, что, как указывает С.А. Зинченко, многие факты в такого рода составах "распадаются на вполне самостоятельные правовые средства, играющие определенную роль в процессе движения права". Так оно и есть. К примеру, цель государственного регистрирующего органа (в объективном значении) - это вовсе не создание бумаги и уж тем более не "размещение ценных бумаг" или совсем размытое "удовлетворение экономических потребностей граждан и юридических лиц", как это утверждают отдельные авторы <1>. Цель государственного регистрирующего органа - выполнение задач по контролю в области рынка за вхождением на рынок новых объектов. Отсюда и его компетенция: рассмотреть, соответствуют ли действия эмитента и условия, на которых он принимает обязательства по бумаге, действующим требованиям. Однако совокупность всех указанных фактических обстоятельств порождает правоотношения вещные (создание ценной бумаги) и обязательственные (размещение ценной бумаги). Важность категории "фактический (юридический) состав" состоит в том, что с накоплением определенной совокупности фактов закон связывает возникновение определенных правоотношений, и при этом не имеет большого значения, что в процессе накопления таковых фактов возникают промежуточные правоотношения (между эмитентом и государственным регистрирующим органом).

--------------------------------

<1> См.: Синенко А.Ю. Эмиссия корпоративных ценных бумаг: правовое регулирование, теория и практика. М.: Статут, 2002. С. 27.

 

Юридические (фактические) составы в процессе возникновения ценных бумаг применяются наиболее широко. В свою очередь, составы бывают различные. Для одних достаточно действий одного лица, которое имеет намерение принять обязательства по ценной бумаге; для других необходимо получение соответствующего одобрения со стороны государственных регулирующих органов. Для отграничения соответствующих составов, осложненных наличием административных актов, мы будем использовать категорию сложного юридического состава.

Итак, к числу установленных действующим законодательством процедур на сегодняшний момент <1> можно отнести:

--------------------------------

<1> Подчеркнем это - именно на настоящий момент. Мы не исключаем, что в силу реализации положений Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р (п. 10), которая предусматривает в том числе и разработку мер по упрощению процедуры эмиссии ценных бумаг и совершенствованию правового регулирования процедуры эмиссии ценных бумаг при реорганизации юридических лиц, можно будет говорить и об иных процедурах.

 

- процедуру (юридический состав, в большинстве случаев сложный) эмиссии, в результате которой возникают эмиссионные ценные бумаги, такие, как акция, облигация, государственная облигация, опцион, российская депозитарная расписка, жилищный сертификат;

- процедуру (сложный юридический состав) выдачи инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда и ипотечного сертификата участия;

- процедуру (сложный юридический состав), являющуюся основанием для возникновения закладной;

- процедуру (сложный юридический состав), являющуюся основанием для возникновения государственного жилищного сертификата;

- процедуру (юридический состав) выдачи коносамента;

- процедуру (сложный юридический состав) выдачи сберегательного (депозитного) сертификата;

- процедуру (сложный юридический состав) принятия обязательств по восстанавливаемым ценным бумагам;

- процедуру (юридический состав) выдачи складских свидетельств;

- процедуру (сложный юридический состав) легализации документов (прав) как ценных бумаг;

- процедуру (сложный юридический состав) легализации ранее не зарегистрированных ценных бумаг (амнистию).

Преобладание составов в процессе возникновения ценных бумаг не отменяет значимости сложных фактов. Однако, с нашей точки зрения, такие сложные факты существуют не сами по себе, а будучи встроенными в юридические составы, с которыми закон связывает возникновение ценных бумаг. Причем, как нам кажется, говорить о сложном факте можно и в тех случаях, когда имеются два действия, без которых невозможно возникновение юридически значимых последствий. Для такого рода фактов характерно то, что они сформированы из нескольких элементов, которые неразрывно связаны между собой. Хороший пример такого рода фактов дает нам процедура возникновения российских депозитарных расписок. В частности, законодательство указывает, что эмиссия дополнительных расписок осуществляется путем внесения изменений в решение о выпуске российских депозитарных расписок. Указанные изменения подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; они вступают в силу по общему правилу по истечении 30 дней со дня раскрытия или направления (вручения) сообщения о государственной регистрации таких изменений. Таким образом, получается, что для возникновения расписок, эмиссия которых осуществляется дополнительно, необходимы государственная регистрация изменений в решение и истечение срока для вступления указанных изменений в силу. Этот сложный факт и является фактом, после которого расписки возникают как объекты гражданских прав.

Возникновение ценных бумаг как объектов гражданских прав имеет и еще одну проблему, которую мы, в той или иной степени, будем анализировать в этой главе, - неопределенность каузы (основания) бумаги.

Как уже было отмечено выше, каузой для ценных бумаг выступают различного рода фактические обстоятельства, с которыми закон связывает их возникновение. Однако поскольку большинство бумаг возникает вследствие не одного факта, а совокупности нескольких фактических обстоятельств, то возникает вопрос о главном, системообразующем факте в составе.

Его правильное определение есть автоматическое нахождение каузы (основания) и обратно. Именно неясность с таким фактом и порождает проблемы в судебной практике, которые были отмечены: неясно, какой факт поражать мерами недействительности.

Более того, неясность с главным фактом ведет и к тому, что основание (кауза) бумаг, с которым закон связывает их возникновение, не связано часто с тем фактом, с которым связывается прекращение их существования. Могут иметь место ситуации, когда формально основание сохраняется, однако бумаги нет.

Здесь хороший пример - ст. ст. 26 и 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Законом предусмотрены две разные процедуры: аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг - внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена, и аннулирование ценных бумаг - внесение регистратором соответствующей записи в реестр владельцев именных ценных бумаг в случае признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, а также осуществление иных операций по уменьшению количества ценных бумаг, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Они происходят хотя и последовательно, но... после признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным. Получается, что бумаг нет (выпуск признан недействительным), но... бумаги есть, поскольку они числятся на счетах в организациях учетной системы, т.е. как объекты права существуют. Более того, нормативными актами регулятора (Положение о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств (иного имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 8 сентября 1998 г. N 36) предусмотрено, что уже после всех этих действий эмитент создает комиссию, которая занимается не чем иным, как "изъятием ценных бумаг из обращения и возвратом владельцам ценных бумаг средств инвестирования". Здесь тоже, видимо, предполагается, что какие-то объекты прав существуют, ведь по логике нельзя изъять у владельцев то, чего у них нет!

Понятно, что регулятор пытается жить в логике Закона: ценные бумаги возникают с момента их размещения. Но благодаря этому попадает в тупик: зачем признавать недействительным выпуск и аннулировать государственную регистрацию, если бумаги еще имеют владельцев?

Перед рассмотрением процедуры и сложных фактов, являющихся основанием для возникновения ценных бумаг согласно действующему законодательству, выскажем несколько принципиальных соображений относительно возможной модели регулирования этого вопроса при реформировании законодательства о рынке ценных бумаг.

Регулирование вопросов возникновения ценных бумаг должно носить более системный характер. В законодательстве можно провести несколько своего рода границ, которые разделят все ценные бумаги. Здесь нам отчасти может помочь предложенное выше разделение всех ценных бумаг на регулируемые и нерегулируемые. А именно:

- абсолютное большинство ценных бумаг, которые были выше отнесены к регулируемым, должно возникать как объект права собственности с момента государственной регистрации (или после применения иной предварительной процедуры допуска к обращению). Исключением из общего правила будут классические ценные бумаги, которые могут попасть в число регулируемых при их использовании в инвестиционных целях (здесь применение мер государственного регулирования не будет менять природу документа, его применение будет обусловлено целями контроля), прежде всего речь идет о векселе. Еще один существенный момент - это возможность распространения правового режима ценной бумаги на разного рода нелегальные финансовые инструменты (возникшие из деятельности финансовых пирамид). Здесь ценные бумаги также будут возникать с момента квалификации (секьюритизации прав), однако распространение некоторых элементов правового режима здесь возможно на период с момента выдачи соответствующего инструмента;

- нерегулируемые ценные бумаги, а также отдельные классические документарные регулируемые ценные бумаги (т.е. бумаги, для которых работает начало презентации, признак формальности) должны считаться возникшими как объекты гражданских прав с момента подписания их обязанным лицом.

Особая ситуация может быть в том случае, если правовой режим ценных бумаг будет распространен на срочные стандартизированные биржевые контракты (опционы, форварды, фьючерсы, свопы и т.д.). Здесь момент государственной регистрации (который в данном случае выполняет регистрация спецификации срочного контракта регулятором по заявлению организатора торговли) не может в принципе квалифицироваться как момент возникновения бумаги: это юридическое условие. Бумага будет создаваться в тот момент, когда контракт будет выставлен его продавцом на продажу, а вернее сказать - в тот момент, когда соответствующая клиринговая система учтет возникновение нового контракта. До этого момента, впрочем, существует и еще одно условие: решение биржи о начале продажи соответствующих контрактов. Здесь можно сказать, что бумаги создаются самими участниками - продавцами контрактов. На самом деле ценные бумаги будут создаваться не только их действиями, но и действиями организации, предоставляющей услуги по учету.

Соответственно, должны быть установлены правила перехода прав на ценные бумаги от обязанного лица (эмитента) к новым владельцам с конкретным указанием способа такого перехода.

Нельзя не затронуть здесь и еще один аспект. С нашей точки зрения, деятельность по выдаче ценных бумаг также должна быть разделена на регулируемую (профессиональную) и нерегулируемую. Этот момент на первый взгляд не имеет к вопросу возникновения ценных бумаг прямого отношения. На самом же деле такое разделение позволит нам более эффективно регулировать деятельность по выдаче ценных бумаг. С нашей точки зрения, в профессиональную (регулируемую) часть должна попасть деятельность по выдаче регулируемых ценных бумаг (назовем ее эмиссия). Если вспомнить, что мы определили регулируемые ценные бумаги как такие бумаги, выдача которых требует предварительных мер государственного регулирования (государственная регистрация и т.п.), то очевидно, что для большинства регулируемых ценных бумаг необходимым условием их выдачи будет соблюдение установленной процедуры (юридического состава).

Однако это вопросы будущего института ценных бумаг, в настоящей же главе мы посмотрим, как выглядит ситуация с возникновением ценных бумаг (и прав по ним) в позитивном праве, какие возникают в связи с этим отношения и проблемы.

 

4.1.1. Эмиссия

 

Эмиссия является наиболее известной и обычно рассматриваемой процедурой возникновения ценных бумаг. Как уже было отмечено, в результате ее осуществления возникает большая группа ценных бумаг, которые в соответствии с действующим законодательством имеют правовой режим эмиссионных: акции, облигации, государственные облигации, опционы, российская депозитарная расписка, жилищный сертификат.

Однако если мы посмотрим действующее законодательство, то обнаружим, что правовое регулирование эмиссии представляет собой в настоящее время чрезвычайное разнообразие. Объясняется это тем, что, строго говоря, общие положения об эмиссии регулируют очень незначительное число случаев эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Структура регулирования здесь такова, что большая часть инструментов регулируется с применением каких-то специальных правил.

Дабы рассмотреть это все в системе, отметим, что:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.