Сделай Сам Свою Работу на 5

Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 48 глава





Выкуп облигаций в установленные даты осуществляется эмитентом по номинальной стоимости. Порядок расчета цены выкупа облигаций в неустановленные даты определяется отдельно.

Производные права (конвертация, право на обмен государственных облигаций на иные государственные ценные бумаги и т.п.). Еще одним правом, которое может закреплять государственная облигация, является право на обмен на иные государственные ценные бумаги.

Следует отметить, что речь в данном случае идет не о ситуации обмена в силу невозможности эмитентом исполнить свои обязательства, а об обмене, который представляет собой отдельное субъективное право, составляющее содержание бумаги.

Например, такое право предусмотрено для тех же государственных сберегательных облигаций. В соответствии с Условиями эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций установлено, что владелец таких облигаций вправе их обменять на государственные сберегательные облигации других выпусков и облигации федеральных займов. Определено, что обмен может быть осуществлен следующими способами: конверсия облигаций на облигации других выпусков, аукцион по обмену облигаций.



Акцессорные права. О такого рода правах мы говорили в соответствующем разделе применительно к анализу ст. 14 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Как уже было показано, под единым определением "государственная облигация" скрывается целый ряд финансовых инструментов. Эти инструменты могут отличаться наличием специальных требований к владельцам (к примеру, для одних бумаг могут устанавливать ограничение на владение их физическими лицами), к форме дохода (процент или дисконт), к порядку выплаты дохода, порядку определения дохода, форме облигаций, порядку размещения облигаций <1> и т.д. Для простоты мы будем их называть видами государственной облигации.

--------------------------------

<1> Этот аспект будет рассмотрен в следующей главе.

 

К числу таких видов государственной облигации можно отнести:

1) облигации федеральных займов (Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 458).



Облигации федеральных займов признаются федеральными государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, владелец которых имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций.

По срокам обращения облигации федеральных займов могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.

Облигации федеральных займов выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат, оформляемый на этот выпуск, который хранится в депозитарии.

Облигации федеральных займов, в свою очередь, имеют определенную классификацию. Выделяются следующие их виды:

а) облигации федерального займа с амортизацией долга (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга, утвержденные Приказом Минфина России от 27 апреля 2002 г. N 37н).

Данные облигации являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам следующие права:

- право на получение номинальной стоимости частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска. Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. При амортизации долга размер погашаемой части номинальной стоимости определяется на каждую дату ее выплаты. Датой погашения облигаций является дата выплаты последней непогашенной части номинальной стоимости;



- право получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости.

Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций или переменной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода по всем купонам объявляется не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения выпуска. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина процентной ставки купонного дохода и купонного дохода по первому купону объявляется не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по второму и следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций, и начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.

Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения);

б) облигации федерального займа с переменным купонным доходом (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 22 декабря 2000 г. N 112н).

Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами, которые предоставляют их владельцам права:

- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;

- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Купонный доход определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) и облигациям федеральных займов (ОФЗ) или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется: по первому купону - не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой выпуска облигаций, по дату его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего купонного дохода, по дату выплаты соответствующего купонного дохода (дату погашения).

Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;

в) облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина РФ от 16 августа 2001 г. N 65н).

Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами, предоставляющими их владельцам права:

- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;

- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска облигаций. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций. Проценты по первому купону начисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату окончания первого купонного периода. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с календарного дня, следующего за датой окончания предшествующего купонного периода, по дату окончания текущего купонного периода (дату погашения). Даты окончания купонных периодов и выплат купонного дохода фиксируются в глобальном сертификате соответствующего выпуска.

Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;

г) облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом, утвержденные Приказом Минфина России от 18 августа 1998 г. N 37н).

Эти облигации являются именными купонными ценными бумагами и предоставляют их владельцам права:

- на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении;

- на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций.

Эмитент по согласованию с Банком России устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций размер купонного дохода на каждый купонный период. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).

По этим облигациям могут быть установлены ограничения на долю объема выпуска, приобретаемую нерезидентами;

2) государственные сберегательные облигации (Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", Приказ Минфина России от 19 августа 2004 г. N 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций").

Государственные сберегательные облигации признаются ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме с обязательным централизованным хранением, обязательства по которым выражены в рублях, которые удостоверяют права их владельцев на:

- получение при погашении облигаций их номинальной стоимости;

- получение дохода в виде процента, начисляемого исходя из номинальной стоимости облигаций;

- предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций;

- предъявление облигаций к выкупу в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций.

Процентные ставки и величина процентного дохода определяются в решении о выпуске облигаций. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты включительно. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода, по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.

Облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Предельно ограничен круг владельцев таких бумаг, ими могут быть юридические лица - резиденты Российской Федерации: а) страховые организации; б) негосударственные пенсионные фонды; в) акционерные инвестиционные фонды; г) Пенсионный фонд Российской Федерации и иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации - в случае, если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации; д) государственные корпорации - в случае, если размещение (инвестирование) временно свободных средств государственной корпорации в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений, вправе размещать указанные средства в облигации. Управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов, вправе приобретать облигации за счет имущества указанных фондов в случае их соответствия требованиям к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращение облигаций на вторичном рынке или их залог не допускаются, за исключением двух случаев: если созданное в результате реорганизации владельца облигаций юридическое лицо имеет право приобретать облигации, то допускается передача ему этих облигаций; в случае передачи имущества, находящегося в доверительном управлении, от одной управляющей компании другой управляющей компании передача облигаций допускается, если такая передача предусмотрена законодательством Российской Федерации;

3) государственные краткосрочные бескупонные облигации (Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденные Приказом Минфина России от 24 ноября 2000 г. N 103н).

Эти облигации определяются как именные краткосрочные ценные бумаги, выпускаемые в документарной форме, с обязательным централизованным хранением, которые предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении. Соответственно, доходом по государственным краткосрочным облигациям считается дисконт, полученный в виде разницы между ценой размещения (покупки) и ценой погашения (продажи).

В отличие от государственных сберегательных облигаций круг владельцев этих бумаг достаточно широк - ими могут быть российские и иностранные юридические и физические лица. Однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев;

4) облигации государственного сберегательного займа (Постановление Правительства РФ от 16 мая 2001 г. N 379 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения облигаций Государственного сберегательного займа Российской Федерации", Приказ Минфина России от 15 июня 2001 г. N 45н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций Государственного сберегательного займа Российской Федерации").

Эти облигации определяются как купонные среднесрочные (от одного года до пяти лет) ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые в документарной форме без обязательного централизованного хранения, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Облигации удостоверяют право их владельца:

- на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости);

- на получение дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента (купонного дохода), начисляемого на номинальную стоимость облигации.

Выплата купонного дохода и погашение облигаций осуществляются платежным агентом за счет средств федерального бюджета при предъявлении подлинника сертификата. Купоны, отделенные от сертификатов до их оплаты платежным агентом, не дают права на получение купонного дохода.

Купонный доход определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода и объявляется: по первому купону - не позднее чем за 10 дней до даты начала первого купонного периода, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до начала соответствующего купонного периода. Размер купонного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации.

Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой окончания периода размещения облигаций, по дату начала его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой начала выплаты предшествующего купонного дохода, по дату начала выплаты соответствующего купонного дохода (дату начала погашения).

Владельцами облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица, однако для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Облигации свободно обращаются на вторичном рынке ценных бумаг;

5) государственные облигации, погашаемые золотом (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 861 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом", Приказ Минфина России от 28 октября 1998 г. N 48н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом").

Эти облигации, о которых мы упоминали в различных частях настоящей работы и которые еще именуются золотыми сертификатами, являются именными беспроцентными облигациями, выпускаемыми в документарной форме с обязательным централизованным хранением.

Они предоставляют их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат. Погашение золотых сертификатов производится путем передачи Гохраном России владельцам золотых сертификатов золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 11730-96) в количестве, эквивалентном 1 кг химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат.

Владельцами золотых сертификатов в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть юридические и физические лица.

Следует отметить некоторую неясность с содержанием этого документа. Когда мы говорили о содержании государственной облигации как вида ценных бумаг, мы указывали на возможные комбинации права. Но, как думается, при любой комбинации государственная облигация должна удостоверять право на получение основной суммы долга (или иного имущества) и право на процент (или иные имущественные права). Заметим, что закон не использует разделительного союза "или", когда говорит, к примеру, об основном долге и проценте, т.е. предполагается, что если есть право на получение основной суммы долга, то должно быть и право на получение процента или иных имущественных прав. Между тем в золотом сертификате мы видим только право на получение имущества (основное право), но мы не усматриваем в его содержании никаких иных прав, что кажется не совсем правильным и противоречащим определению государственной облигации.

Можно, конечно, сослаться на специфику этого инструмента и на то, что он также регулируется Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", однако ст. 22 этого Закона указывает только то, что: а) обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных ценных бумаг (облигаций), номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с законодательством; б) обязательства по этим ценным бумагам (облигациям) должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством РФ. Таким образом, этот Закон никакого изъятия в части прав не содержит;

6) облигации государственных нерыночных займов (Постановление Правительства РФ от 21 марта 1996 г. N 316 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов", Приказ Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 86н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов").

Эти облигации определяются как документарные ценные бумаги, предоставляющие их владельцу:

- право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости);

- право на получение дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций;

- право на предъявление облигаций к досрочному выкупу.

Доход по облигациям государственных нерыночных займов устанавливается Министерством финансов РФ при их выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. Процентная ставка купонного дохода может быть фиксированной, переменной или постоянной. По облигациям с фиксированной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки и купонного дохода для каждого периода купонных выплат зафиксирована в решении о выпуске, но не совпадает. По облигациям с постоянной процентной ставкой купонного дохода для всех купонных периодов величина процентной ставки совпадает и определена в решении о выпуске. Размер купонного дохода по всем купонам отдельного выпуска облигаций определяется исходя из установленной в решении о выпуске процентной ставки. По облигациям с переменной процентной ставкой купонного дохода величина процентной ставки определяется исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

В решении о выпуске устанавливается величина процентной ставки и купонного дохода только по первому купону. По последующим купонам размер купонного дохода сообщается эмитентом не позднее чем за два рабочих дня до даты выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по первому купону исчисляются с календарного дня, следующего за датой размещения облигаций, по дату его выплаты включительно. Проценты по другим купонам, включая последний, исчисляются с календарного дня, следующего за датой выплаты предшествующего процентного дохода, по дату выплаты соответствующего процентного дохода (дату погашения) включительно.

Обязательного централизованного хранения для этих бумаг не предусмотрено, установлено, что выпуск облигаций оформляется глобальным сертификатом, при этом эмитент при принятии решения о выпуске может определить, что глобальные сертификаты могут выдаваться на руки владельцам. В случае выдачи глобального сертификата на руки владельцу для осуществления прав владелец обязан предъявить глобальный сертификат эмитенту.

По срокам обращения облигации государственных нерыночных займов могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.

Владельцами облигаций государственных нерыночных займов могут быть юридические лица, являющиеся по законодательству Российской Федерации резидентами и нерезидентами.

Облигации государственных нерыночных займов не обращаются на вторичном рынке;

7) облигации Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 г. (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991 г. N 1697-1 "Об условиях выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года").

Эти облигации выпускались сроком на 30 лет - с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. 16 отдельными разрядами по 5 млрд. руб., состоящими из 10 серий по 500 тыс. руб., номинальной стоимостью облигаций 10 тыс. руб.

Держателям облигаций выплачивается годовой доход по плавающей процентной ставке. По облигациям займа, вышедшим в тираж погашения, оплачивались их номинальная (в документе она названа нарицательной) стоимость, рыночная надбавка к цене и годовой доход того периода, в котором облигации подлежат выкупу.

По первым двум разрядам выплачивается годовой доход в размере 15% номинальной стоимости облигации. Облигации, срок оплаты которых наступил, могут быть предъявлены к оплате до 30 июня 2021 г. включительно. По истечении этого срока облигации, не предъявленные к оплате, утрачивают силу и оплате не подлежат.

Облигации предназначались для их реализации среди юридических лиц, было установлено, что их владельцы могли перепродавать их через учреждения банков юридическим лицам, а также кредитным учреждениям, т.е. круг владельцев также был ограничен юридическими лицами;

8) облигации государственного внутреннего валютного займа.

Эти облигации появились в 1993 г. в связи с тем, что в результате банкротства Внешэкономбанка на его счетах оказались замороженными большие средства юридических и физических лиц. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 января 1992 г. было гарантировано возвращение валютных средств резидентам в соответствии с законодательством России. В декабре 1992 г. появился Указ Президента России N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга СССР", в котором признавалось правопреемство Российской Федерации по обязательствам бывшего СССР перед российскими лицами по их валютным счетам во Внешэкономбанке СССР. В том же Указе Министерству финансов РФ совместно с Банком России и Внешэкономбанком предлагалось переоформить эти обязательства в государственные ценные бумаги путем выпуска облигационного займа.

В Указе были определены основные условия выпуска облигаций: эмитент - Министерство финансов РФ; валюта займа - доллары США; процентная ставка - 3% годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет. Была определена схема распределения облигаций разной срочности среди их первоначальных владельцев (владельцев валютных счетов во Внешэкономбанке СССР). Логическим продолжением Указа стало Постановление Совета Министров РФ от 15 марта 1992 г. N 222 "Об утверждении Условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа". Дата выпуска займа - 14 мая 1993 г. Всего было оформлено 5 серий (траншей). Оплата как купонов, так и облигаций происходит в долларах США. Период их предъявления к оплате определен в течение 10 лет, начиная с конца календарного года, в течение которого подошел срок оплаты соответствующих облигаций и купонов. Начало предъявления купонов к оплате и облигаций к погашению определено в 30 дней до даты выплаты или погашения. Центральный банк РФ своим письмом от 13 апреля 1994 г. N 87 установил условия обращения облигаций на территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Денежные обязательства, возникающие в процессе обращения облигаций, могут быть оплачены как в рублях, так и в иностранной валюте, в том числе между резидентами. Уполномоченные банки могут выступать в качестве депозитариев облигаций, но нерезиденты не могут выполнять эти функции. Приобретение облигаций нерезидентами за рубли разрешается только за счет средств на специальных рублевых счетах в уполномоченных российских банках.

 

Выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа РФ 1996 г. производился на основании Постановления Правительства РФ от 4 марта 1996 г. N 229 "О выпуске облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа", изданного во исполнение Указа Президента РФ от 31 января 1996 г. N 126 "О некоторых мерах по упорядочению работы с внешним и внутренним валютным долгом Российской Федерации".

Этим Постановлением было признано необходимым произвести выпуск облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа на сумму 350 млн. долл. США для погашения внутреннего валютного долга, который не был учтен при определении первоначального объема эмиссии внутреннего государственного валютного облигационного займа, на условиях, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 15 марта 1993 г. N 222. Дата выпуска облигаций - 14 мая 1996 г. Облигации являются процентными, по ним начисляются проценты годовых начиная с 14 мая 1996 г. Проценты уплачиваются один раз в год, 14 мая, держателям облигаций после предъявления ими соответствующих купонов. Начисление процентов прекращается в день погашения облигации. Владелец облигаций получает причитающиеся на даты платежа суммы основного долга и процентов в долларах США;

9) облигации внешних займов (еврооблигации). Существует несколько разных определений еврооблигаций. В самом общем виде это облигации внешнего займа, предназначенные для размещения и обращения на внешних рынках. Существуют и официальные определения, которые даются в соответствующих международных документах, прежде всего европейских.

Так, ОЭСР определяет их как облигации, которые размещаются одновременно на рынках по крайней мере двух стран и выражаются в валюте, которая необязательно является валютой одной или другой из этих стран, при этом размещение обычно осуществляется международными финансовыми синдикатами, состоящими из финансовых учреждений нескольких стран <1>.

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фр. В.П. Серебренникова, В.М. Шумилова. М.: Междунар. отношения, 2001. С. 525.

 

По сути такое же и официальное определение статуса еврооблигаций, данное в Директиве Комиссии Европейских Сообществ от 17 марта 1989 г. N 89/298/ЕЕС. В этом документе они определяются как бумаги, которые: 1) проходят андеррайтинг и размещаются через посредство синдиката, по меньшей мере два участника которого зарегистрированы в разных государствах; 2) предлагаются в значительных объемах в одном или более государствах, кроме стран регистрации эмитента; 3) могут быть первоначально приобретены (в том числе по подписке) только при посредстве кредитной организации или другого финансового института <1>.

--------------------------------

<1> См.: Буклемишев О.В. Указ. соч. С. 13 - 14.

 

Эмитентом облигаций внешнего займа от имени Российской Федерации является Министерство финансов РФ. Выпуск внешнего облигационного займа, а также погашение основного долга и выплата процентов по нему осуществляются в долларах США. Дебютная эмиссия еврооблигаций была осуществлена Министерством финансов в 1996 г. В настоящее время осуществлено размещение нескольких серий российских бондов. Кроме еврооблигаций, с помощью которых с международных рынков капиталов осуществляются внешние заимствования, можно выделить и облигации внешних облигационных займов, посредством которых была реструктурирована часть внешней задолженности России, которая перешла от бывшего СССР. В частности, в облигации внешних облигационных займов Российской Федерации должна быть переоформлена коммерческая задолженность бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.