Сделай Сам Свою Работу на 5

Более исчерпывающего перечня возражений, чем приведенного выше для векселя, ни для одной ценной бумаги мы не находим. 1 глава





Глава 2. СУЩНОСТЬ ЦЕННОЙ БУМАГИ.. 59

2.1. Правовой режим ценной бумаги. 59

2.2. Признаки ценной бумаги. 181

2.2.1. Содержательные признаки ценной бумаги. 181

2.2.2. Формальные признаки. 259

Глава 3. КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ. 274

3.1. Именные, ордерные и предъявительские ценные бумаги. 280

3.2. Эмиссионные ценные бумаги и ценные бумаги, 331

3.3. Документарные и бездокументарные ценные бумаги. 344

3.4. Классификация ценных бумаг в зависимости. 383

3.5. Классификация ценных бумаг в. 410

3.6. Внешние и внутренние ценные бумаги. 415

3.7. Производные и базовые ценные бумаги. 425

3.8. Классификация ценных бумаг в зависимости от сроков. 435

3.9. "Ликвидные" и "неликвидные" ценные бумаги. 449

3.10. Виды ценных бумаг, признаваемые российским.. 454

3.10.1. Общий порядок распространения. 454

3.10.2. Облигация. 472

3.10.3. Государственная облигация. 498

3.10.4. Акция. 528

3.10.5. Вексель. 571

3.10.6. Чек. 594

3.10.7. Коносамент. 603

3.10.8. Закладная. 612

3.10.9. Депозитный (сберегательный) сертификат. 622

3.10.10. Банковская сберегательная книжка на предъявителя. 628

3.10.11. Опцион. 630

3.10.12. Российская депозитарная расписка. 633

3.10.13. Складское свидетельство (двойное складское. 640



3.10.14. Инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда. 650

3.10.15. Ипотечный сертификат участия. 666

3.10.16. Жилищный сертификат. 674

3.10.17. Приватизационные ценные бумаги. 681

Глава 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ 683

4.1. Постановка проблемы: возникновение. 683

4.1.1. Эмиссия. 698

4.1.2. Иные юридические составы.. 810

4.2. Случайные составы и односторонние сделки. 834

Глава 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ 839

5.1. Инвестиции на рынке ценных бумаг: общее понятие. 839

5.2. Виды инвесторов на рынке ценных бумаг. 862

5.2.1. Индивидуальные инвесторы.. 876

5.2.2. Финансовые посредники - институциональные инвесторы.. 882

5.2.3. Инвесторы в силу закона. 905

5.2.4. Квалифицированные инвесторы.. 932

5.2.5. Иностранные инвесторы.. 936

Глава 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ 940

6.1. Понятие профессиональной деятельности. 940

6.2. Виды профессиональной деятельности на рынке. 949

6.2.1. Брокерская деятельность. 967

6.2.2. Дилерская деятельность. 981

6.2.3. Деятельность по управлению ценными бумагами. 985

6.2.4. Клиринговая деятельность. 1009



6.2.5. Деятельность по организации. 1023

6.2.6. Деятельность по ведению реестра. 1035

6.2.7. Депозитарная деятельность. 1073

6.3. Профессиональная деятельность. 1104

6.3.1. Деятельность специализированных депозитариев. 1105

6.3.2. Деятельность финансового консультанта. 1119

6.3.3. Деятельность трансфер-агента и попечителя. 1122

6.3.4. Деятельность эмитента по ведению реестра. 1129

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ.. 1134

7.1. Общие положения о защите прав и законных. 1134

7.2. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских. 1137

7.3. Особенности судебной формы.. 1176

7.4. Восстановление утраченных ценных бумаг. 1185

7.4.1. Вызывное производство (восстановление прав по. 1188

7.4.2. Восстановление именных ценных бумаг. 1201

7.4.3. Виндикация ценных бумаг. 1210

7.5. Компенсационные схемы (программы, фонды) 1232

7.5.1. Государственная компенсационная программа. 1235

7.5.2. Компенсационные, гарантийные и иные фонды.. 1241

7.6. Защита нарушенных и оспариваемых гражданских. 1251

7.7. Уголовно-правовая ответственность как. 1264

Глава 8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 1281

8.1. Понятие государственного регулирования. 1281

8.2. Субъекты государственного регулирования. 1305

8.3. Саморегулирование. 1320

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 1331

Электронные ресурсы.. 1380

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Существование рынка ценных бумаг стало для России таким же привычным фактом, как и для любой современной развитой страны. Сейчас уже мало кто вспоминает, что рынку этому от силы лет двадцать. Однако за такой исторически короткий промежуток времени в этой области произошли фундаментальные изменения: от ситуации, когда существовала советская централизованная система хозяйствования, мы перешли к нормальной, рыночного типа, экономике, основанной на восстановленной частной собственности. И рынок ценных бумаг сыграл в этих изменениях далеко не последнюю роль.



Для любой развитой экономики рынок ценных бумаг - это наряду с другими секторами финансового рынка (банки, страхование и т.д.) ее кровеносная система. И роль этой системы только растет. Сложные сделки секьюритизации, которые появились в 70 - 80-х годах XX в., в настоящее время получили повсеместное распространение. Привлечение финансирования с помощью этих сделок все более вытесняет (даже несмотря на кризисные явления в современной мировой экономике) традиционное банковское финансирование. Все большее число различных активов секьюритизируются и начинают обращаться в форме финансовых инструментов на организованных рынках. Достаточно сказать, что цена на основной российский экспортный ресурс - нефть - формируется по итогам торгов не реальной нефтью, а посредством фьючерсных контрактов на нее <1>. Результаты рынка все больше сказываются и на жизни каждого отдельного человека: паевые фонды, доверительное управление, накопительная система страхования, инвестирование государственной "кубышки" - Стабилизационного фонда - все это рынок ценных бумаг.

--------------------------------

<1> Подробнее об этих проблемах см.: Гайдар Е., Чубайс А. Экономические записки. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.

 

В современных условиях усиления конкуренции между странами за привлечение и освоение различных ресурсов (и в том числе финансовых), за влияние в мире важно состояние основных национальных институтов. В том числе и рынка ценных бумаг. Альтернатива здесь лобовая: либо российский рынок ценных бумаг сможет предложить инвесторам более привлекательные условия деятельности, чем рынки ценных бумаг других стран, что позволит привлечь инвесторов в Россию, либо наш рынок так и останется небольшим, неразвитым, не влияющим на процессы в области мировых финансов и зависимым от других крупных рынков.

Задача превращения России в один из международных финансовых центров поставлена и на уровне государственной политики. Одним из условий решения такой задачи является совершенствование правовых, юридических институтов.

Здесь еще большое поле для работы. Требует своего совершенствования учетная система на рынке ценных бумаг, необходима большая либерализация условий секьюритизации различных финансовых активов (в настоящее время, по сути, секьюритизируются только ипотечные кредиты), наконец, необходимо обеспечить незыблемость прав собственности. До сих пор в рамках юридических механизмов не найдены способы защиты от отъема собственности (так называемого рейдерства), неэтичного поведения как эмитентов, так и инвесторов (гринмейл). До сих пор имеют место случаи хищения ценных бумаг со счетов акционеров, а пострадавшие лица (к которым можно относить не только собственников бумаг, но и их последующих добросовестных приобретателей) не могут защитить свои права, не созданы компенсационные механизмы, до сих пор не решена проблема "финансовых пирамид", в зачаточном состоянии находится система централизованных расчетов и клиринга и т.д. Всех проблем и не перечислить.

Правовая система в своего рода "долгу" перед рынком ценных бумаг - на ее уровне не решены многие важнейшие вопросы, без которых развитие рынка невозможно. Несмотря на то что этот факт признается и государственными органами, которые в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р, предусматривают большой план мероприятий по совершенствованию правовой среды рынка ценных бумаг, очевидно, что именно государством не сделано главное для того, чтобы право частной собственности в нашей стране действительно стало священным.

В связи с поднимаемыми вопросами данная книга представляется абсолютно своевременной.

До настоящего времени в научной литературе рынок ценных бумаг с правовой точки зрения комплексно не исследовался. Чаще всего обсуждались отдельные проблемы - проблемы бездокументарных ценных бумаг, защиты прав инвесторов и т.д. Целостный же правовой взгляд на рынок ценных бумаг, который бы охватывал собственно теорию ценных бумаг, вопросы профессиональной деятельности и инвестиций на рынке, эмиссии ценных бумаг, защиты прав участников рынка и государственного регулирования рынка, представлен не был.

Настоящая монография устраняет этот пробел. В ней последовательно описаны все составляющие современного российского рынка ценных бумаг, исследованы его основные проблемы, последовательно изложены как теория вопроса, так и содержательные предложения по совершенствованию его институтов.

Предлагаемая вниманию читателей книга будет полезна и для законотворчества, поскольку в ней представлен целостный подход к совершенствованию действующих институтов рынка ценных бумаг, и на фоне начинающейся работы по совершенствованию институтов рынка в рамках Стратегии развития рынка до 2020 г. актуальность ее несомненна.

 

А.Б.Чубайс

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

Российский рынок ценных бумаг с момента его воссоздания в начале 90-х годов прошлого столетия претерпел существенную эволюцию. От рынка, маленького по объемам и составу участников и совершенно не влияющего ни на что, кроме настроения его игроков, до полноценного рыночного механизма перераспределения капитала.

Потрясения на фондовом рынке в настоящее время - это уже не забота только самих его игроков, это проблема безопасности страны, поскольку состояние рынка прямо и непосредственно влияет на экономику. Тесная связь реальной экономики и рынка ценных бумаг доказывается и современным кризисным состоянием мировой экономики: то, что сначала казалось проблемами фондовых спекулянтов с Wall Street, впоследствии переросло в проблемы экономического роста и связанных с ним макроэкономических показателей (занятости и инфляции) и в конечном счете сказалось на социальной сфере, жизни каждого.

Роль и значение рынка ценных бумаг можно продемонстрировать и цифрами, которые приводятся, в частности, в Докладе ФСФР России о результатах и основных направлениях деятельности на 2007 - 2009 гг. <1>. Показывают его и данные ведущих российских бирж. Так, в 2008 г. объем торгов на Фондовой бирже ММВБ составил 48,4 трлн. руб. <2>.

--------------------------------

<1> http:// www.fcsm.ru/ catalog.asp?ob_no= 43083

<2> http:// www.micex.ru/ file/ 77347/ report2008.pdf

 

Развитие российского рынка ценных бумаг обусловило необходимость создания адекватного правового регулирования. Его становление прошло несколько этапов, границы которых, впрочем, весьма условны: их можно проводить как по датам принятия соответствующих "маячковых" нормативных актов, так и по тем фактам реальной жизни, с которыми связывается создание и развитие рынка (первые биржевые торги и т.п.).

Так, начало первого этапа можно отсчитывать от момента вступления в силу Постановления Совета Министров СССР от 15 октября 1988 г. N 1195 "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг", а можно от начала первых экспериментов с обращением векселей в конце 80-х годов. Однако больше оснований считать точкой отсчета для создания современного правового регулирования рынка ценных бумаг год 1990, когда было принято сразу несколько нормативных актов, направленных на регулирование отношения в сфере рынка ценных бумаг: Постановление Правительства РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах", Постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах", Законы РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В этот период было принято множество подзаконных актов (можно напомнить здесь для примера только Постановление Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР"). Именно в этот период была проведена массовая приватизация государственных предприятий и учреждений, которая в том числе (и главным образом) включала в себя создание сотен тысяч открытых акционерных обществ (акционерных обществ открытого типа, как их называли в то время). Приватизация, в свою очередь, на фоне отсутствия развитого законодательства об акционерных обществах и о ценных бумагах потребовала создания большого правового массива, среди которого выделим Указы Президента РФ: от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", от 14 августа 1992 г. N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", от 7 октября 1992 г. N 1186 "О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий".

Как видим, в большинстве случаев первые акты регулирования рынка ценных бумаг были направлены на установление правового режима такой ценной бумаги, как акция, что диктовалось потребностями момента.

В этот же период происходила реконструкция рынка государственных ценных бумаг (поскольку бумаги-то были и в советское время, другое дело, что их обращение к рынку не имело никакого отношения). В этой части прежде всего можно вспомнить Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" 1992 г., Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Постановление Верховного Совета РФ от 19 февраля 1993 г. N 4526-1 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций", Постановление Правительства РФ от 25 сентября 1993 г. N 980 "О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов 1993 года" и ряд других актов.

К этому же периоду относится расцвет вексельного обращения и принятие, соответственно, нормативных актов в этой области, к основным из которых можно отнести Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР" и ряд Указов Президента РФ: от 19 октября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение", от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве".

Этот период можно считать закончившимся в 1994 - 1995 гг. (которые я рассматриваю как своеобразный переходный период в части правового регулирования рынка), когда вступила в силу часть первая Гражданского кодекса РФ, которая дала определение ценных бумаг, установила их правовой режим, в том числе институционализировала правовой режим бездокументарных ценных бумаг, а также Федеральный закон "Об акционерных обществах".

Второй этап развития правового регулирования рынка ценных бумаг связан с 1996 г. - вступление в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Этим документом были урегулированы соответствующие отношения. Было закреплено понятие профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определены ее виды; установлен правовой режим деятельности субъектов учетной системы (регистраторов и депозитариев), чем был закончен долгий спор об их роли на рынке ценных бумаг, и т.д. В развитие этого документа была принята большая группа подзаконных актов. В 1996 г. была принята часть вторая Гражданского кодекса РФ, которая закрепила несколько новых видов ценных бумаг. Затем было принято несколько базовых Федеральных законов, которые и в настоящее время составляют основу правового регулирования рынка: "Об инвестиционных фондах", "Об ипотечных ценных бумагах", "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Бюджетный кодекс, "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О переводном и простом векселе", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", "О негосударственных пенсионных фондах", "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и целый ряд других.

Как видим, если в начале 90-х гг. для регулирования хватало по большому счету нескольких подзаконных актов (постановлений Правительства и указов Президента), то в настоящее время указанная сфера социальных отношений регулируется значительным массивом правовых норм.

Однако масштаб и объем регулирования не синонимы словам "качество" и "эффективность регулирования". Действующее в сфере рынка ценных бумаг законодательство весьма противоречиво и изменчиво. Оно по большому счету все время отстает от потребностей рынка. Можно сказать и больше: в настоящий момент оно в основе своей совершенно устарело и требует реконструкции. В нем не решены базовые вопросы, которые создают основу любого рынка: определенность и незыблемость прав.

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не ведется. Напротив, настоящий момент можно смело признать моментом для российского рынка переломным, на котором закладываются основы его деятельности на достаточно продолжительный период. По сути можно сказать и о том, что мы находимся на переходе к новому этапу развития правового регулирования рынка. Ведь за последние несколько лет приняты минимум четыре концептуальных документа, которые указывают направления совершенствования его правового регулирования:

- Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 2043-р;

- проект концепции развития законодательства о юридических лицах, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол N 68 от 16 марта 2009 г.) <1>;

--------------------------------

<1> http:// www.privlaw.ru/ vs_info2.html

 

- проект концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (протокол N 69 от 30 марта 2009 г.) <1>;

--------------------------------

<1> http:// www.privlaw.ru/ vs_info5.html

 

- Концепция развития корпоративного законодательства, подготовленная Министерством экономического развития и торговли РФ в 2006 г. <1>

--------------------------------

<1> http:// www.corp-gov.ru/ upload/ file/ konz.doc#_Toc125525352

 

Если большая часть положений, которые эти документы содержат, будет реализована, можно смело утверждать, что нас ждет революция в сфере правового регулирования рынка ценных бумаг.

Однако как внимательное изучение этих документов, так и анализ собственного опыта работы на рынке ценных бумаг в разном качестве показывают, что объем проблем столь велик, а предлагаемые меры столь противоречивы, спорны, что есть необходимость высказаться по важнейшим вопросам совершенствования правового регулирования рынка ценных бумаг.

Представленная работа является лишь очень скромной попыткой собственного осмысления накопившихся проблем. Отметим, что проблемы в анализируемой сфере рассматривали многие ученые-правоведы: В.В Аргунов, Ю.Г. Басин, В.А. Белов, О.А. Беляева, В.В. Витрянский, А.А. Вишневский, Е.П. Губин, Д.И. Дедов, Л.Ю. Добрынина, В.В. Долинская, Н.Г. Доронина, Е.А. Крашенинников, В.А. Лапач, Д.В. Ломакин, О.Г. Ломидзе, А.В. Майфат, А.А. Маковская, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова, Е.А. Павлодский, Н.Н. Пахомова, И.В. Редькин, Г.Г. Семилютина, А.Ю. Синенко, Е.А. Суханов, Д.А. Степанов, Л.Р. Юлдашбаева, Г.С. Шапкина, Г.Н. Шевченко, А.Е. Шерстобитов, И.С. Шиткина, В.Б. Чуваков, В.В. Ярков и многие другие. Ученые-правоведы сделали многое для совершенствования текущего законодательства, анализа проблем правового режима отдельных ценных бумаг (акций) или их типов (бездокументарные ценные бумаги, к примеру).

С нашей точки зрения, рассмотрение одной либо нескольких проблем не позволяет подойти к вопросу системно. Говоря проще, нужны попытки целостного описания российской системы ценных бумаг. Именно эта попытка и сделана в настоящей работе.

Сложность этой работы состояла в том, что исходно я рассчитывал на создание некоторого курса лекций по вопросам правового регулирования рынка ценных бумаг, которые читал последние десять лет. Это и предопределило изначально как структуру работы, так и тот в большей степени описательный подход. Однако уже по ее окончании в первой редакции моим безвременно ушедшим в этом году учителем Ефимом Абрамовичем Павлодским было высказано предложение о необходимости ее трансформации в работу, которая будет не только описывать текущее состояние дел, но и содержать анализ проблем, существующих в этой области, а также предложений по их решению. Этому совету я последовал.

Исходя из решения этих двух разноплановых задач - создания курса лекций и анализа текущих проблем и подготовки предложений по их решению - и появилась эта работа. Работа разбита на восемь глав, в которых последовательно освещаются вопросы правового регулирования. Искушенный читатель сразу же заметит, что среди этих глав нет отдельной главы, посвященной обращению ценных бумаг. Это было сделано сознательно, поскольку, как мне показалось, вопросы обращения в той или иной степени рассматриваются в каждой главе и отдельное их рассмотрение могло привести к неоправданному дубляжу. Вполне возможно, что такое построение будет предметом критики, более того, после окончания работы я понимаю, что, возможно, эту главу и следовало бы сделать отдельной, однако оставлю это на следующую редакцию этой работы.

 

А.В.Габов

 

 

Глава 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.1. Предмет правового регулирования

в сфере рынка ценных бумаг

 

Слово "регулирование" толкуется в словарях русского языка как "упорядочивать, налаживать, направлять развитие чего-нибудь с целью привести в порядок, систему" <1>.

--------------------------------

<1> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 672.

 

Применительно к праву термин "регулирование" понимается более конкретно. К примеру, как было отмечено С.С. Алексеевым, регулирование - это осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1994. С. 145.

 

Названные определения, очевидно, подразумевают определенный объект воздействия, т.е. то, что упорядочивают и приводят в систему. Это тем более необходимо, что объект является важнейшим системообразующим фактором для системы правового регулирования <1> и от состояния его во многом зависят структура правового регулирования, режим, методы и способы правового регулирования. Соответственно, прежде чем рассмотреть вопрос о собственно "правовом регулировании" какого бы то ни было явления (объекта), необходимо описать сам этот объект (предмет). Таковой мы обозначим как "рынок ценных бумаг".

--------------------------------

<1> О понимании системообразующих факторов см.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. С. 44 - 54.

 

Термином "рынок ценных бумаг" изначально пользовались экономисты. В экономической теории и практике существует множество его интерпретаций, что объясняется использованной комбинацией слов, - ведь только определений слова "рынок" в экономической литературе существует множество. Проблема в том, что для экономистов ответ на вопрос о сущности рынков (несмотря на его, казалось бы, элементарность) представляет собой большую проблему. Как справедливо отметил этот момент Д. Ходжсон, "стоит нам задать элементарный вопрос "что такое рынок?", как от нас стараются быстрее отделаться" <1>. Одни авторы говорят о рынке как о "месте" ("районе", "участке"), "пакете соглашений", "группе лиц" <2>, другие используют слово "механизм" или "институт". Последнее нам кажется более близким отражением реальности. Те экономисты, которые придерживаются подобной точки зрения, говорят о "рынке" как механизме, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг <3>. Есть и еще более общие (и более адекватные, надо сказать) определения, которые относятся к достижениям институциональной экономической школы. Так, уже упоминавшийся Д. Ходжсон характеризовал рынок как "набор социальных институтов, в рамках которых регулярно происходит большое количество актов обмена специфического типа, причем данные институты... способствуют этим актам обмена и придают им структуру", как "организованный и институционализированный обмен" <4>. Большая адекватность этих определений состоит в том, что они фиксируют главное, что представляет собой рынок как особый тип обмена, - отношения участников рынка, которые регулируются определенными институтами.

--------------------------------

<1> Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003. С. 253.

<2> Так, иногда говорят о нем как о пакете соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. М.: Дело, 1998. С. 10). Существуют и другие определения: так, например, указывают, что это - место, на котором происходят покупки или продажи акций корпораций или титулов собственности на фирмы (Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер с англ. М.: БИНОМ, 1997. С. 53), или называют его механизмом, позволяющим заключать сделки между поставщиками и потребителями денежных средств (с разделением на денежный рынок (купля-продажа краткосрочных ценных бумаг) и рынок капиталов (купля-продажа долгосрочных ценных бумаг)) (Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ. М.: Дело, 1997. С. 41).

<3> Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Указ. соч. С. 67. Или просто указывают, что он представляет собой "механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ" (Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1999. С. 93). Иногда говорят о пакете соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров или услуг (Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Указ. соч. С. 10).

<4> Ходжсон Д. Указ. соч. С. 256. Другие институционалисты дают схожие, хотя и более краткие, определения (Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. д-ра экон. наук. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 171, и другие работы).

 

Говоря о рынке ценных бумаг, обычно указывают, что это совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг <1>, или просто определяют его как часть финансового рынка <2>. Финансовый рынок определяют, в свою очередь как механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал <3>. Этот более глобальный вид рынков обычно представляют как совокупность рынков капитала и денежного рынка либо отдельно добавляют еще и валютный рынок (иногда рассматриваемый только как часть денежного) <4>. Представленные экономические определения рынка ценных бумаг недостаточны, они не описывают всей полноты существующих в сфере рынка ценных бумаг позитивных социальных связей. Кроме того, при таких определениях пропадают аспекты, связанные с исполнением обязательств по ценным бумагам, а также с охраной прав различных участников отношений. Не вписываются в такую логику и вопросы институциональной среды рынка.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.