Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм управления издержками обращения.





ПОНЯТИЕ ЗАТРАТ И ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Процесс движения товаров от производителя до потребителя связан с различными затратами живого и овеществлённого труда, выражаемыми в денежной форме, которые представляют собой издержки обращения. Это – расходы на транспортировку, хранение, доработку, фасовку товаров, заработная плата работников коммерческого посредничества, и др.

По экономическому содержанию не все расходы торгового предприятия включаются в издержки обращения. Так, платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством, учитываются в составе издержек обращения, а расходы по кредитам сверх ставки относятся на финансовые результаты и оплачиваются предприятием из чистой прибыли.

Главное отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведённые товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителя.

Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей.



Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к товарообороту. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят о величине затрат на 1 руб. товарооборота, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА.

 

- по экономическим элементам затрат (материальные, расходы на оплату труда, отчисления в государственные внебюджетные фонды, амортизация основных фондов, прочие);

- по статьям себестоимости (статьи калькуляции издержек);



- по отношению к технологическому (торговому) процессу – основные и накладные;

- по составу (одноэлементные, комплексные);

- по способу отнесения на себестоимость товара (издержкоёмкость) – прямые и косвенные);

- по роли в торговом процессе – производственные. непроизводственные;

- по целесообразности расходования (производительные, непроизводительные – и те и другие являются общественно необходимыми);

- по возможности охвата планом – планируемые, непланируемые;

- по отношению к объёму товарооборота (продаж) – переменные, постоянные;

- по периодичности возникновения – текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные;

- по включению в калькуляцию – нейтральные (некалькулируемые), калькулируемые, дополнительные);

- по временной форме – фактические, плановые.

Методическими рекомендациями, утверждёнными Министерством торговли, определён состав затрат:

Затраты по характеру, функциям, с выполнением которых они связаны, подразделяются на: прямые и административно – управленческие. К прямым затратам относятся расходы, связанные с выполнением основных функций хозяйственной деятельности предприятия. Это – расходы по оплате труда, транспортные расходы, амортизация и аренда основных фондов, естественная убыль товаров, платежи по банковским кредитам и др.

К административно-управленческим расходам относятся затраты на содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности и др. Административно-управленческие расходы ещё называют косвенными.



 

 

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТАВ И ВЕЛИЧИНУ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ.

 

К факторам внешней среды, то есть не зависящим напрямую от деятельности предприятия, относятся:

- поведение покупателя;

- объём спроса и предложения, их соотношение;

- местоположение предприятия;

- сегмент рынка;

- уровни конкуренции, сервиса, предполагаемого конкурентами;

- состояние экономики страны, уровень инфляции, налоги, процентные ставки, минимальная зарплата и т.д.;

- уровень нормативных величин.

Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоёмкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием предприятия в целом.

Издержкоёмкость товара зависит от вида, потребительских свойств, качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, и др.

К факторам прямого воздействия относятся:

- объём и структура товарооборота;

- издержкоёмкость товара;

- производительность труда;

- транспортировка и др.

К факторам, снижающим уровень издержек, относятся:

- повышение эффективности труда торговых работников;

- ускорение товарооборачиваемости;

- укрупнение предприятий коммерческого посредничества;

- сокращение звенности товародвижения;

- совершенствование управления торговлей.

Одним из основных факторов, влияющих на уровень и сумму издержек обращения, является объём товарооборота. С его ростом, как правило, увеличивается общая сумма издержек обращения и сумма расходов по условно-переменным статьям. Уровень расходов тоже может повыситься.

При расчёте степени влияния факторов на издержки обращения необходимо учитывать, что влияние отдельных факторов не всегда можно измерить количественно. Это касается, прежде всего, качественных факторов и факторов макросреды.

 

 

ЗАДАЧИ И ПОРЯДОК АНАЛИЗА ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ.

Анализ ИО направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы посреднического предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания покупателей.

Задачами полного анализа ИОявляется определение:

- фактических уровней и суммы затрат, выполнения плана Ио по общему уровню и по отдельным статьям расходов;

- динамики и степени выполнения плана по ИО;

- изменений в ИО подведомственных предприятий;

- обоснованности и напряжённости по ИО на основе поведения затрат;

- издержкоёмкости отдельных видов товаров;

- размера различий в сравнении с ИО конкурентов.

Сначала проводят анализ общего уровня и суммы ИО в сопоставлении с планом и соответствующим периодом прошлого года.

Следующим этапом анализа является изучение состава и структуры расхода, соблюдения сметы по отдельным статьям. Анализу подлежат все статьи ИО, но в первую очередь, расходы на оплату труда, транспортные расходы, амортизация основных средств, проценты по кредитам банков.

По итогам анализа составляется объяснительная записка, содержащая конкретные рекомендации по управлению ИО и ликвидации нерациональных текущих затрат в посреднической деятельности.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ПО ОБЩЕМУ ОБЪЕМУ.

Одно из главных мест в процессе управления издержками обращения (ИО) занимает планирование. Основной задачей планирования прогнозных расчётов ИО на плановый период является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объёмов товарооборота и прибыли без уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.

В ходе проведения предпланового анализа выявляются тенденции изменения за предплановый период суммы и уровня издержек обращения, их состава и структуры, сопоставляются темпы изменения затрат и розничного товарооборота. Информация о среднегодовых темпах изменения издержек обращения и розничного товарооборота в дальнейшем должна быть использован при разработке плана издержек обращения.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма издержек обращения – это нижний передел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку она повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.п., что крайне нежелательно.

Максимальная сумма издержек обращения - это издержки, которые обеспечивают предприятию не прибыльную, но безубыточную работу. Переход за границу максимальной суммы затрат приведет к убыточности хозяйственной деятельности предприятия.

Поле определения границ, в пределах которых должны быть запланированы издержки обращения, приступают к выработке основных направлений по обеспечению на предприятии режима экономии. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение экономии, обеспечивает снижение уровня издержек обращения. Эти мероприятия могут быть связаны с совершенствованием:

- торгово-экономического процесса;

- структуры товарооборота и процесса нормирования товарных запасов;

- использования материально-технической базы предприятия;

- организации оплаты труда.

 

 

Планирование издержек обращения предприятия по основным статьям.

Издержки обращения в отечественной экономике классифицируются по видам и статьям расходов, по отраслям хозяйственной деятельности, по товарам. Единая для всей сферы обращения номенклатура статей издержек обращения включает 15 статей.

1. Транспортные расходы включают расходы на перевозки товаров.

2. Расходы на оплату труда планируются исходя из численности работников и средней заработной платы с учетом ее возможного увеличения в планируемом году.

3. Отчисления на социальные нужды планируются исходя из расходов на оплату труда и установленных на планируемый год ставок отчислений во внебюджетные фонды.

4. Расходы на аренду зданий, помещений определяются на основе предусмотренной договором с арендодателем арендной платы за 1 м2 площади и размера арендуемой площади.

5. Амортизация основных средств определяется исходя из среднегодовой балансовой (восстановительной) стоимости основных средств и норм амортизационных отчислений, предусмотренных в учетной политике предприятия.

6. Расходы на ремонт основных средств предусматриваются в соответствии с состоянием и потребностью в ремонте помещений, оборудования и инвентаря.

7. Износ санспецодежды и малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяется исходя из методики отнесения стоимости МБП на издержки обращения, которая предусмотрена в учетной политике предприятия.

8. Затраты по оплате процентов за пользование займом планируются с учетом норматива товарных запасов, наличия собственных оборотных средств и ставок банка за предоставление займа.

Планирование ИО можно проводить двумя путями: с применением методов:

Прямая калькуляция – это подсчёт всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, эффективности их использования, компетентности работников, сложившихся или прогнозируемых данным предприятием.

Обратная калькуляция предполагает расчёт ИО по остаточному принципу, исходя из среднеотраслевого уровня затрат у конкурентов.

Предельный уровень ИО по предприятию на планируемый год можно рассчитать несколькими методами. Высокие результаты точности прогнозов ИО даёт применение в необходимых моментах различных нормативов, оптимизационные модели, метод технико-экономических расчётов. Разновидностью метода оптимизации является метод прогнозирования расходов с использованием концепции предельных ИО.

Механизм управления издержками обращения.

 

Эффективным считается такое управление, которое обеспечивает:

- надлежащий учет и отчетность;

- логичную классификацию издержек обращения и возможность их глубокого и полного анализа;

- отнесение издержек обращения на соответствующие подразделения, службы, функции, отдельных лиц, т.е. установление меры ответственности за их расходование;

- прогнозирование и планирование издержек обращения, составление сметы расходов на будущий период с учетом других показателей и специфики работы торгового предприятия.

Процесс управления издержками обращения включает:

- организацию информационного обеспечения в соответствии с содержанием, составом и структурой издержек, целевыми ориентирами;

- оценку способностей формирования затрат в прошлом и плановом периоде, т.е. оценку условий функционирования торгового предприятия;

- полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;

- прогнозирование размера и уровня затрат различными методами при разных объемах товарооборота и прибыли и с учетом имеющихся ограничений;

- планирование максимально и минимально допустимых уровней затрат;

- нормирование затрат в разрезе статей издержек;

- доведение планового уровня затрат до подведомственных подразделений, служб, отдельных лиц.

- контроль и оперативное управление издержками обращения с учетом изменения условий функционирования предприятия;

- совершенствование учета издержек обращения;

- поиск резервов снижения и введения их в действие.

Для организации контроля за издержками необходимо их разделить на регулируемые и нерегулируемые. Нерегулируемыепостоянные издержки невозможно существенно снизить или увеличить за короткий срок, они, как правило, требуют долгосрочного планирования. К регулируемым относятся многие прочие расходы, такие как расходы на подготовку кадров, такие как расходы на выписку газет, журналов, справочной литературы, представительские расходы и т.п.

Управляемость издержек напрямую связана с обоснованным распределением затрат по отдельным подразделениям предприятия (фирмы), хозяйственным единицам, которые непосредственно зарабатывают прибыль.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.