Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций





КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

 

Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, что необходимо для их отбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.); незначительные технические или внешние изменения в продуктах, оставляющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций [3].

Группировки инноваций и инновационных предприятий по различным основаниям должны не только конкретизировать структуру изучаемого объекта, инновационных позиций, но и выявить связи и соотношения между разными типами инноваций и инновационных организаций.



В современной литературе по данной проблематике можно встретить большое количество различных подходов к классификации инноваций и инновационных предприятий, среди которых наибольшего внимания заслуживают типологии Г. Менша, Х. Фримена, А. И. Пригожина, Б. Санто и др. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным пунктом для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера.

В зависимости от используемого признака классификации американские исследователи различают целый ряд видов и подвидов инноваций (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация инноваций

Приведенная классификация говорит о многообразии инноваций, и, следовательно, формы организации инноваций, масштабы и способы их воздействия на инновационную деятельность, методы оценки их эффективности также отличаются разнообразием.

Так, М. Хучек предлагает следующие основные критерии классификации:



1) оригинальность характера изменений: оригинальные (творческие) и неоригинальные (подражающие);

2) степень сложности: несвязанные (мелкие усовершенствования) и связанные (коллективный результат);

3) отрасль хозяйства: материализованные (твердые) и нематериализованные (мягкие, управленческие);

4) степень новизны: новинки в мировом масштабе, новинки в стране или отрасли, новинки на предприятии;

5) радиус действия: внедренные вне предприятия и внедренные на предприятии;

6) социально-психологические условия внедрения: рефлекторно осознаваемые, внедренные без длительного обдумывания, запланированные, внеплановые;

7) сфера применения: технические и технологические, организационные и экономические, общественные (внепроизводственные).

В работах А. И. Пригожина выделяются такие общие признаки для классификации инноваций: по типу новшества; по механизму осуществления; по особенностям инновационного процесса, по которым строится типология инноваций, включающая следующие признаки:

1. Тип новшества:

• материально-технические (техника, технология, материалы);

• социальные (экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические).

2. Инновационный потенциал:

• радикальные (базовые);

• комбинаторные (использование различных сочетаний конструкций);

• модифицирующие (улучшающие, дополняющие).

3. Характер отношения к своему предшественнику:

• замещающие (вместо устаревшего);

• отменяющие (исключают выполнение операций, не заменяя ее новой);



• возвратные (возврат к предшественнику);

• открывающие (новые, аналогов нет).

4. Объем применения:

• точечные (отдельные приспособления);

• системные (технологические, организационные системы);

• стратегические (принципы производства и управления).

5. Эффективность (цели достижения):

• эффективность производства;

• эффективность управления, улучшение условий труда и т. д.

6. Социальные последствия:

• вызывающие социальные издержки (новые виды монотонного труда,

вредные условия);

• дающие социальные преимущества (снижение вредности труда,

повышение квалификации и пр.).

7. Особенности механизма своего осуществления:

• единичные (на один объект);

• диффузные (на многие объекты);

• завершенные и незавершенные;

• успешные и неуспешные.

8. Особенности инновационного процесса:

• внутриорганизационные;

• межорганизационные.

9. Источник инициативы:

• прямой социальный заказ;

• результат изобретения.

В работе Ю. Яковца приводится следующая классификация:

1. Базисные инновации, открывающие дорогу новым направлениям и поколениям техники.

2. Улучшающие инновации, лежащие в основе новых или модифицированных моделей уже освоенной техники.

3. Псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозящие технический прогресс.

Учитывая, что новизна инноваций может быть оценена по технологическим параметрам и потребительским свойствам, можно предложить следующую группу классификационных признаков инноваций:

1. Технологические параметры:

• продуктовые (применение новых материалов, полуфабрикатов);

• процессные (применение новых методов организации производства).

2. Степень новизны для рынка:

• новые отрасли в мире;

• новые отрасли в стране;

• новые для предприятия.

3. Уровень реализации в инфраструктуре объекта:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, информация и др.);

• инновации в технологии и системной структуре предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. Степень вносимых изменений:

• радикальные (базовые);

• улучшающие;

• модификационные (частные).

5. Сфера деятельности:


• технологические;

• производственные;

• экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.


Ф. Валента приводит классификацию инновационных изменений, включающую несколько уровней (иерархий) разного порядка.

Инновации нулевого порядка предполагают изменения, сохраняющие существующие функции производственной системы, т. е. регенерирование первоначальных свойств.

Инновации первого порядка означают изменение количественных характеристик при сохранении функций производственной системы.

Инновациями второго порядка именуются простые организационные изменения для оптимизации производственного процесса.

Инновации третьего порядка, или адаптационные изменения, — изменения, не меняющие качество отдельных элементов, но в своем комплексе ведущие к повышению эффективности производства в целом (например, изменение конструкции без изменения полезных свойств конечной продукции и др.).

Инновации четвертого порядка предполагают простейшие качественные изменения, превышающие границы простых адаптивных изменений.

Инновации пятого порядка — это более высокие качественные изменения функциональных свойств производственной системы или ее части при сохранении базовой структурной концепции системы. В этом случае возникает новое «поколение» продукции.

Инновации шестого порядка предполагают качественные изменения функциональных свойств производственной системы. При этом меняется ее первоначальная концепция, а сохраняется лишь основной функциональный принцип (например, создание сортов стали с качественно новыми характеристиками).

И наконец, инновации седьмого порядка — это высшее, коренное изменение в функциональных свойствах производственной системы, которое меняет ее основной функциональный принцип. Примером таких инноваций могут служить прорывы в развитии электротехники, внедрение промышленных роботов и т. д.

Однако в данном случае порядок инноваций не только отражает характер и интенсивность изменений самой производственной системы, но выступает как мера сложности управления инновационными процессами на предприятии. Инновации высших порядков требуют создания в общей структуре управления системы стратегического и тактического управления инновационными процессами. Только при таком условии возможно эффективное проведение крупномасштабных изменений в рамках предприятий, нацеленных на реализацию общегосударственной научно-технической политики, что особенно важно в современных условиях. Приведенная классификация Ф. Валенты включает в себя не только инновации производимой продукции, но и изменения в структуре самого предприятия.

Однако ряд авторов предпочитает применять иную классификацию инноваций и считает достаточным ограничиться выделением таких видов инноваций, как технические, управленческие, информационные, социальные.

Системный анализ сферы применения и самого содержания инновационной деятельности позволяет выделить следующие элементы:

• инновации продукции, направленные на создание новой продукции, совершенствование качественных характеристик выпускаемых видов продукции;

• технологические инновации, включают освоение новых технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию производственных зданий и т. д.;

• производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства;

• экономические инновации, связанные с изменением методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, экономического стимулирования и др.;

• инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений;

• информационные инновации, связанные с оптимизацией информационных потоков в сфере инновационной деятельности, повышением достоверности и оперативности получения информации, использованием новых средств обработки документации и т. д.

• торгово-сбытовые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, в системе сбыта и снабжения;

• социальные инновации, решающие задачи улучшения условий труда, психологического климата, социального обеспечения.

Различные виды инноваций находятся в непрерывной взаимосвязи. Так, технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для появления экономических и управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. В свою очередь, управленческие инновации могут проявляться в изменениях мотивации, подходов к реализации решений, реорганизации информационных потоков и соответственно в совершенствовании методов обработки различной информации (информационные инновации). Кроме того, управленческие и технологические инновации, изменяя условия труда, объективно формируют предпосылки для социальных инноваций, последние же обусловливают необходимость появления технологических инноваций и т. д [2].

Классификация инноваций, учитывающая развитие технологий на основе «подрывных» инноваций

Эволюция инновационных стратегий и инновационного бизнеса согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

Г. Менш выделил базисные, улучшающие инновации (способствуют появлению новых отраслей и новых рынков) и «псевдоинновации» - мнимые нововведения (улучшают качество предмета или незначительно изменяют элементы технологического процесса).

Российский исследователь Ю.В. Яковец развил взгляды Г. Менша и предлагает выделять следующие виды инноваций:

· базисные инновации, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей;

· улучшающие инновации, предусматривающие реализацию изобретений среднего уровня и служащие базой для создания новых моделей и модификацией данного поколения техники (технологии), заменяющих устаревшие модели более эффективными, либо расширяющих сферу применения этого поколения, а также существенно видоизменяющих используемые технологии;

· микроинновации, улучшающие отдельные производственные или потребительские параметры выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, что способствует более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

· псевдоинновации, которые, по мнению Ю.В.Яковца, направлены на улучшение моделей машин и технологий, представляющих вчерашний день техники.

Следует отметить, что подходы Г. Менша и Ю.В. Яковца сосредоточивают свое внимание на рассмотрении исключительно технологических нововведений, при этом используется единственный критерий классификации, в роли которого выступает степень радикальности инновации, уровень ее новизны, поэтому оба данных подхода к классификации инноваций носят в существенной степени ограниченный характер [1].

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н.Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н.Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н.Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть, говоря современным языком, кластерами. Рекомендации Н. Д. Кондратьева могут быть использованы при выработке инновационной стратегии [3].

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агарков С. А. Инновационный менеджмент и государственная инновационная / С. А. Агарков, Е. С. Кузнецова, М. О. Грязнова; под. ред. С. А. Агарков. – Изд. «Академия Естествознания», 2011.

2. Афоничкина А. И. Основы менеджмента / А. И. Афоничкин. – СПб.: Питер, 2007. – 528 с.

3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебное пособие / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, В. И. Кузнецов, С. Ю. Ягудин С.Ю.; под. ред. С. Д. Ильенкова. – Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004 — 124 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.