Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговое бремя в налоговой системе





 

Теория налогов, как цены услуг государства, реализуется на практике через процесс формирования и исполнения бюджета страны, в котором балансируются государственные расходы и доходы. В составе государственных доходов основную массу составляют налоговые источники (80-90 %), поэтому ценовой характер налогов реализуется непосредственно в форме налогового бремени, в которой балансируются спрос государства на налоги, и предложение источников их уплаты - со стороны налогоплательщиков.

Как экономическое понятие и ценовой показатель налоговое бремя связано с процессами формирования и использования валового и чистого внутреннего продукта (валовой и чистой добавленной стоимости) страны, с пропорциями его распределения и перераспределения. Сущность налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства выражается в следующем. Государство, будучи единственным «продавцом» общественных благ и предъявителем спроса на налоги (на государственные расходы), заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений. Налогоплательщики как вынужденные «покупатели» государственных услуг, от которых исходит предложение финансовых ресурсов для налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ (особенно социального характера) при минимальных налогах (минимальной цене за эти услуги).



Стоимость (ценность) общественных благ реализуется и может быть оценена только через государственные расходы, а «ценообразование» - формирование совокупного эквивалента ценности совокупных государственных услуг – происходит в форме обязательных налоговых начислений и носит монопольный характер со стороны государства. Налогоплательщики обязаны по закону внести в государственную казну (бюджет и внебюджетные фонды) налоговые платежи в полном объеме и в установленные сроки даже в том случае, если они не согласны с их величиной, размерами ставок и другими условиями их уплаты, или у них отсутствуют источники для выполнения обязательств перед бюджетной системой. Налогоплательщики пытаются самостоятельно решить эту проблему, скрывая объекты и доходы от налогообложения или вообще уклоняясь от налогов, сокращая предложение финансовых ресурсов. Тем не менее, и само государство, в конечном счете, не заинтересовано в чрезмерно высоком налогообложении, которое подрывает основу будущих налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Государство, анализируя фискальную эффективность налогообложения путем соотношения затрат по сбору налогов и сумм их фактических поступлений в бюджет, а также объемы и структуру налоговой задолженности, может периодически пересматривать налоговую систему, ставки и другие элементы налогообложения по отдельным фискально неблагополучным налоговым платежам, уменьшая спрос на налоговые ресурсы.



Таким образом, в результате столкновения интересов в любом демократическом обществе со временем стихийно или сознательно складывается совокупное равновесное налоговое бремя – равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты. Налоговое бремя – это обобщающий показатель, характеризующий действия налогов и указывающий на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков.

Оптимально построенная налоговая система, с одной стороны, должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и способствовать постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени (налоговой нагрузки) является важным измерителем качества налоговой системы страны.



Не может быть единых, универсальных для разных экономик равновесных параметров налогового бремени – налоговых пределов и оптимума. Для многих современных развитых стран этот вывод имеет отношение и к параметрам известной «кривой Лаффера» - 35-40 % к валовому национальному продукту с точкой налогового оптимума 37,5 %, рассчитанным еще в 1970-х гг. для экономики США, но до сих пор принимаемым многими специалистами в качестве базы для сравнительной оценки налоговой нагрузки. А. Лаффер научно доказал, что при увеличении налоговой нагрузки на плательщика (рост количества налогов, увеличение ставок налогов, отмена льгот и т.д.) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если изымается более 40-50 % доходов, то это полностью ликвидирует стимул к предпринимательской деятельности и расширению производства.

Наиболее распространенным показателем налогового бремени в целом по стране является доля всех налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). Для сопоставления динамики налоговых поступлений и ВВП используется обобщающий показатель эластичность налоговой системы. Это отношение относительного изменения совокупных налогов к относительному изменению ВВП. Данный коэффициент может применяться как в целом к налоговой системе, так и к отдельным ее элементам. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

 

К= (дельта N : N) : (дельта ВВП : ВВП), где

 

N – сумма налоговых поступлений; ВВП – валовой внутренний продукт.

 

Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени. Отменены многие неэффективные, малозначимые налоги и сборы, непредусмотренные частью первой НК РФ, а также налоги – источники формирования дорожных фондов (их заменили транспортный налог и часть акцизов на нефтепродукты). Вместо множественных налогов и платежей за пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы введен налог на добычу полезных ископаемых. При этом отменены такие крупные федеральные налоги, как акцизы на нефть и природный газ, а также региональный налог с продаж. Вместо трех поимущественных налогов (налог на землю, налоги на имущество организаций и физических лиц) рассматривается проект налога на недвижимость. Существенно снижены ставки крупных федеральных налогов: налога на прибыль организаций, НДС, единого социального налога.

Тем не менее, фактическое налоговое бремя остается завышенным по сравнению с его оптимальным уровнем, рассчитанным на реализацию эффективной налоговой политики ускоренного экономического роста в России. Такое оптимальное совокупное налоговое бремя должно составлять сейчас 27-28 % начисленных налогов к ЧДС (чистой добавленной стоимости) в рамках следующих границ налогообложения: нижний налоговый предел – 24 %, верхний налоговый предел – 31 %. В пересчете на бремя уплаченных налогов к ВВП (официальный подход) его параметры составят: налоговый оптимум 17-18 % в предельных границах от 14 до 21 %. Официально доля налоговых поступлений в ВВП за последние 7 лет колеблется в среднем на отметке 30 % - это более 40 % начисленных налогов к ЧДС.

Велика в России налоговая нагрузка на денежные доходы населения. С учетом косвенных налогов она колеблется в среднем около 45 % . Только прямые начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на оплату труда составляют более 49 %. Если бремя косвенных налогов скрыто в розничных ценах, то высокий уровень налоговых начислений на оплату труда подталкивает работодателей к сокрытию от налогообложения этих доходов.

Из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики.

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров. Это позволит обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками на базе общего экономического и инвестиционного роста.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о его нижнем пределе. Уровень налогообложения ниже этого предела чреват существенными невосполнимыми налоговыми потерями государства.

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых отчислений на оплату труда в форме единого социального налога. Они не должны превышать прямых налоговых отчислений на прибыль (24 %), чтобы предотвратить сокрытие доходов налогоплательщиками и искусственный перелив средств из одной формы доходов в другую под влиянием фактора различий в налоговой нагрузке на них.

В-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно. Единовременное, резкое уменьшение совокупной налоговой нагрузки приведет лишь к серьезным потерям текущих доходов, затруднит выполнение государством своих функций, подорвет основу для проведения дальнейших налоговых реформ. Поэтому снижать налоговое бремя необходимо на 3-4 % в год, что позволит экономике более безболезненно пройти временную адаптацию к новым условиям и пропорциям распределения общественного продукта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.