Сделай Сам Свою Работу на 5

А.П. Бородин (1833-1887). Биография и характеристика творчества.





1. Вступление.

Выдающийся композитор, видный учёный-химик, неутомимый научно-общественный деятель. Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по жанрам и содержанию. Обучаясь музыке в юности, Бородин увлекался Гайдном, Моцартом и Глинкой – это были его кумиры. Им всем в равной степени присущи стройность, соразмерность, логика, у них нет стремления к повышенной экспрессии.

 

Биография.

Родился в Петербурге. В 1856 г. окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке пробудился у будущего композитора рано. В детские и юношеские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте, фортепиано и сочинял как любитель. Творческая активность Бородина возникла благодаря сближению с Балакиревым и участию в деятельности его кружка «Могучая кучка». В Первой симфонии Бородин выступил как убеждённый приверженец новой русской музыкальной школы. Её исполнение (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения – опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской». Иная, лирическая сфера настроений преобладает в камерных произведениях – двух струнных квартетах и романсах начала 80-х гг. Последние крупные сочинения Бородина – симфоническая картина «В Средней Азии» и незаконченная Третья симфония. Скончался Бородин в Петербурге.



 

Характеристика творчества.

Образная сфера его самобытна – богатырский эпос, монументальные древние славянские образы, которые нашли отражение в оперном и симфоническом творчестве композитора. Как и Глинка, и кучкисты, Бородин интересовался культурой других стран: восточная тематика (половецкие пляски из «Князя Игоря», симфоническая картина «В Средней Азии», романсы).

Создавая образы, Бородин опирался на фольклорные источники, практически не используя цитат. Воплощает традиции колыбельных, плачей протяжных, плясовых, скоморошин, древнейших гимнических песнопений. Лирика присутствует во многих страницах оперы, симфонических и вокальных произведений.

Красочность, сочность колорита определяются прежде всего своеобразием гармонии. Музыкальное мышление композитора всегда основывается на напевности мелодии.



Творческое наследие невелико, но разножанрово: оперы «Богатыри», «Князь Игорь», 3 симфонии, симфоническая картина «В Средней Азии», 2 струнных квартета, фортепианная сюита «В монастыре», 16 романсов.

 

А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь».

Своё величайшее произведение Бородин посвятил памяти Глинки. Это посвящение знаменательно, так как в «Князе Игоре» есть целый ряд черт, роднящих её с обеими операми Глинки:

1) национальный сюжет. В основе – «Слово о полку Игореве», однако, создавая либретто, Бородин изучал летописи, исторические исследования. Это позволило более детально воссоздать историческую обстановку;

2) вокальный стиль оперы основан на претворении народный песенных традиций;

3) масштабность композиции и развитость оперных форм. Опера состоит из 4-х действий, увертюры, монументального пролога и хорового финала;

4) хоровое обрамление, сообщающее опере черты ораториальности;

5) обращение к иной национальной культуре: Бородин нашёл для воплощения музыкального образа половцев целый комплекс специфических выразительных средств.

«Князь Игорь» - опера эпическая с характерными чертами музыкальной драматургии. В основе действует принцип номерной структуры. Но в отдельных случаях композитор, стремясь подчеркнуть драматизм ситуации, преодолевает рамки номерной структуры, объединяя номера в сцены сквозного развития. Например, 2-ая картина 1-ого действия: ариозо Ярославны – хор девушек – сцена Ярославны с Галицким – приход бояр – финал.



В качестве принципа музыкальной характеристики героев Бородин использует арию-портрет (ария Кончака, ария Игоря, песня Галицкого). То есть внутренний мир героев раскрывается не в процессе постепенного драматического развития, а в одной типической ситуации. Образ народа раскрывается в разнохарактерных хорах.

В основе драматургии оперы лежит принцип противопоставления двух контрастных сфер – русской и половецкой. Половецкий восток у Бородина – это синтез восточно-орнаментальной мелодики, прихотливой ритмики и всей роскоши и богатства средств романтической гармонии и инструментального колорита. Исключительным богатством и разнообразием ритмов отличаются половецкие пляски – вокально-инструментальная сюита – финал 2 действия.

 

Пролог

Хор «Слава»

Сцена затмения

 

1 д. 1 к.

Речитатив Галицкого «Грешно таить»

Песня Галицкого «Кабы мне»

 

1 д. 1 к.

Ариозо Ярославны «Немало времени»

Хор девушек «Мы к тебе, княгиня»

Сцена Ярославны с Галицким

Хор бояр «Мужайся, княгиня»

Хор бояр «Нам, княгиня, не впервые»

 

2 д.

Хор половецких девушек «На безводье»

Речитатив князя Игоря «Ни сна, ни отдыха»

Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободы», ср.раздел – «Ты одна, голубка»

Ария хана Кончака 1 раздел «Ты ранен в битве», 2 р. «О нет, нет, друг», 3 р. «Хочешь, возьми коня любого», 4 р. «Хочешь ты пленницу»

Половецкие пляски: 1 раздел хор пленниц «Улетай на крыльях ветра», 2 р. пляска мужчин, 3 р. хор «Пойте песни славы хану», 4 р. пляска мальчиков.

 

4 д.

Плач Ярославны

Хор «Знать, Господь, мольбы услышал»

СЮЖЕТ

В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.

Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

 

3 курс инструменталисты

А.П. Бородин симфония № 2 си-минор

Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.

История создания

Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало Александр Порфирьевич Бородин подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.

Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Музыка

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

 

3 курс инструменталисты

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.