Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 21: Межбюджетные отношения в РФ





Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.


Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.



В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты.


В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.




Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

В федеральном законодательстве для взаимодействия бюджетов разных уровней предполагается использование и применение различных регуляторов.
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений или условий их использования.
Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий и субвенций и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также в форме бюджетных кредитов.
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджетные кредиты - предоставляются на платной и возвратной основе, бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ или местным бюджетным фондам предоставляются, как правило, на срок до 1 года в объемах и в порядке, предусмотренных условиями выделения бюджетных ассигнований, которые утверждаются федеральным законом, законами субъектов РФ в бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

 

Сущность и значение гос кредита. Функции гос.кредита



В современных условиях гос кредит - это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны. В сфере таких отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятие, различные банки и фонды как кредиторы.

Основным отличием гос кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, те взятые средства государством трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов, а не на обеспечение условий расширенного воспроизводства( нет цели увеличения прибыли, а цель полной реализации важных целей). Источником погашения госзаймов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства.

Сущность гос кредита заключается в перераспределении капитала меж частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. (обеспеченность возвратности -залог, поручительство; дифференцированность заемщиков). Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга. (кредитные отношения - движение ссуженной стоимости(ссуженная стоимость, кредитор, заемщик)).

(долг и кредит понятия разные, кредит становится долгом когда наступает дата возврата).

Сущность гос кредита свидетельствуют, что он совмещает и функции финансов и функции кредита, те:

1. Образование денежных фондов.

Означает привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на принципах возвратности, срочности и платности.

2. Использование денежных фондов.

Полагает необходимость возврата заемных средств, который осуществляется как за счет налоговых так и не налоговых доходов или за счет механизма рефинансирования.

3. Контроль.

Определяет влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста и объем денежной массы в обращении.

Госкредит играет важную роль:

1. В перераспределении фин ресурсов. Когда происходит перераспределение капитала меж сферами производства и обращения.

2. В повышении эффективности использования средств.(изъятие свободных денежных ресурсов при кассовом разрыве)

3. В ускорении концентрации фин ресурсов. (за незначительный период времени аккумулируются ресурсы для покрытия прорех бюджета)

Последние три роли госкредита выражают функции присущие кредиту как таковому.

 

Классификация гос.займов

Механизм функционирования государственного кредита реализуется путем размещения госзаймов. Впоследствии эти займы приводят к появлению гос долга. В экономическом словаре государственный долг определяется как сумма задолженности по выпущенным и не погашенным госзаймам, сюда включаются начисленные по ним проценты.

Госдолг классифицируется по следующим признакам:

1. По месту размещения:

Внешние и внутренние.

Внешние - это займы у нерезидентов.

Внутренние - обязательства перед резидентами.

Резиденты это представители нашего государства и обеспечивающий свою деятельность в течение 183 дней в РФ, а также физические лица РФ.

2. По способу размещения и обращения:

Рыночные и нерыночные.

Рыночные - займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и передаются после их первичного размещения на рынке. (70%)

Нерыночные - займы оформленные в фондовые инструменты, не имеющие фторичного фондового рынка. Такие займы выкупаются и вновь продаются правительству, их основная цель - это привлечение кредитных ресурсов мелких сбережений населения.

3. По сроку заимствования:

Краткосрочные( продолжительность обращения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5), долгосрочные (обращение свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения возвратности заемных ресурсов:

Закладные и беззакладные.

Закладные - это займы возвратность которых обеспечивается конкретным залогом.

Беззакладные - займы оформленные в облигации и др обязательства не имеющие конкретного имущественного обеспечения.

5. По уровню эмитента:

Федеральные, региональные и местные, те в зависимости от уровня к которому принадлежит госорган.

6. По форме выплаты дохода:

1)Процентные - доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от наминала (основная разновидность)

2)Дисконтные займы - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости.

3)Выигрышные займы - доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша (привлекательность таких займов меньше, тк доход по ним не всегда гарантирован)

4)Индексационные займы - доход по ним выплачивается по средствам индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения:

Обязательства без погашения и с правом досрочного погашения.

Обязательства с досрочным погашением означает что заемщик имеет право на досрочный выкуп своих долговых обязательств.

8. По способу погашения:

Займы подлежащие оплате единовременно или займы подлежащие оплате частям.

Если погашение происходит частями, то есть три варианта оплаты:

1)Равными долями на протяжении установленного срока.

2)Погашение происходит увеличивающимися долями на протяжении всего установленного срока.

3)Погашение уменьшающимися долями на протяжении установленного срока.

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода:

Займы с постоянным фиксированным уровнем дохода или с переменным уровнем дохода.

С постоянным доходом - эмитенту заранее известна сумма обслуживания долга.

С переменным - зависит от изменения какого-либо экономического индикатора.(ставка по межбанковским кредитам).

10. По направлениям использования заемных средств:

Целевые(должны быть использованы для финансирования конкретных программ) и нецелевые (могут быть направлены на покрытие текущих расходов, на рефинансирование текущей задолженности)

 

Управление гос.долгом

Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

 

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

 

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия - изменение доходности займа.

3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.

 

В управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций.

 

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.