Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Аускультация сердца: тоны и шумы сердца.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для подготовки к практическим занятиям

По пропедевтике внутренних болезней

 

для студентов 2-3 курса лечебного факультета

 

 

Сыктывкар 2015


Обязательная документация:

для студентов, изучающих пропедевтику внутренних болезней:

Альбом для рисунков и схем.

Тетрадь для конспектирования контрольных вопросов.

Тетрадь для решения ситуационных задач и записи клинических разборов (c 3 курса).

Рабочая тетрадь (блокнот) для курации больных (с 3 курса).

 

Рекомендуемая литература:(основная и дополнительная).

Основная литература:

1 . Пропедевтика внутренних болезней, Мухин Н. А., Моисеев В.С., 4-е изд - М., 2009.

2. Электрокардиография Мурашко В.В., Струтынский А.В., М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас. А.В.Струтынский, А.П.Баранов, Г.Е.Ройтберг, Ю.П.Гапоненков, 6-е издание М., 2008.

2. Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону Э.. Фаучи, Ю. Браунвальд, К. Иссельбахер, Дж. Уилсон, Дж. Мартин, Д. Каспер, С. Хаузер, Д. Лонго (ред.) Перевод с английского «Практика» — McGraw-Hill, 2007.




Курс.

Тема 1. Введение в клиническое обследование больных

Контрольные вопросы:

1. Порядок проведения клинического обследования больного.

2. Порядок сбора жалоб больного.

3. Сбор анамнеза болезни и анамнеза жизни.

4. Общий осмотр пациента.

5. Антропометрия. Индекс массы тела, объем талии, индекс талия/бедро.

6. Термометрия. Типы температурных кривых, виды лихорадок, клинические примеры (нарисовать в альбоме).

7. Исследование кожных покровов, слизистых.

8. Исследование отдельных частей тела.

9. Осмотр и пальпация щитовидной железы.

 

Тема 2. Осмотр, пальпация и перкуссия грудной клетки

Базисные знания:

1. Анатомия и гистология легких. Понятие о сегменте, доле легкого.

2. Строение бронхиального дерева (нарисовать в альбоме).

3. Топография границ легких (нарисовать в альбоме)

4. Физиология дыхания.

Контрольные вопросы:

1. Общий осмотр легочного больного, порядок проведения.

2. Типы грудной клетки. Опорные критерии определения типов грудной клетки.

3. Типы дыхания (нарисовать в альбоме спирограммы).



4. Порядок пальпации грудной клетки. Причины повышения резистентности грудной клетки.

5. Причины усиления, ослабления и отсутствия голосового дрожания.

6. Перкуссия грудной клетки. Цели и последовательность проведения топографической и сравнительной перкуссии (нарисовать в альбоме последовательность проведения сравнительной перкуссии).

Решите клинические ситуации (письменно):

1. У больного локальное притупление перкуторного звука под лопаткой справа. Когда это будет наблюдаться?

2. У больного справа по передней поверхности определяется тимпанит при перкуссии от I до III ребра. При каких патологических состояниях это можно наблюдать?

3. У больного над всей поверхностью легких определяется коробочный оттенок перкуторного звука. При каком заболевании это может быть?

4. Опишите характер перкуторного тона при наличии жидкости в плевральной полости.

5. Опишите характер перкуторного тона при наличии в плевральной полости жидкости и воздуха.

Тема 3. Аускультация легких, типы дыхания, побочные дыхательные шумы

Контрольные вопросы:

1. Механизм образования везикулярного дыхания. Причины изменения везикулярного дыхания.

2. Механизмы образования бронхиального дыхания.

3. Побочные дыхательные шумы (хрипы, крепитация, шум трения плевры), причины их появления.

4. Последовательность аускультации.

5. Понятие о бронхофонии.

Нарисовать в альбоме обозначения для всех видов дыхания и побочных дыхательных шумов.

Клиническая ситуация:

1. При перкуссии обнаружено притупление легочного звука в нижних отделах легких. Дыхание там же при аускультации резко ослаблено. Чем объяснить этот феномен? Какие физикальные исследования необходимо провести в этом случае?



2. У пациента обнаружено усиление голосового дрожание ниже угла лопатки слева от задней подмышечной до паравертебральной линии. Там же притупление перкуторного звука. Какое основной дыхательный шум вероятнее всего будет обнаружен при аускультации.

Тема 4. Осмотр больных с заболеваниями органов кровообращения.

Пальпация и перкуссия области сердца

Базисные знания:

1. Анатомия и топография сердца и крупных сосудов.

2. Круги кровообращения (нарисовать в альбоме)

Контрольные вопросы:

1. Данные общего осмотра при заболеваниях сердца.

2. Осмотр области сердца.

3. Пальпация области сердца.

4. Перкуссия границ относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. Определение талии и конфигурации сердца. Диагностическое значение изменения границ тупости сердца.

5. Нарисовать в альбоме нормальную конфигурацию сердца, указать, чем образованы его контуры.

6. Назовите причины изменений конфигурации сердца. Нарисуйте в альбоме виды патологической конфигурации сердца. Чем определяется митральная и аортальная конфигурации сердца?

7. Как изменятся характеристики верхушечного толчка при гипертрофии и дилатации левого желудочка?

8. Напишите (составьте таблицу), какие данные исследования области сердца (осмотр, пальпация, перкуссия) будут указывать на гипертрофию ЛЖ, дилатацию ЛЖ, гипертрофию и дилатацию ПЖ, дилатацию ЛП, расширение восходящей части аорты.

9. Как определить причину эпигастральной пульсации (пульсация аорты, сердца, печени)?

10. Назовите отличия центрального и периферического цианоза.

11. Как определить, является ли дрожание грудной клетки систолическим или диастолическим?

Клинические ситуации:

1. При осмотре молодого больного обнаружено выпячивание грудной клетки в области сердца, пепельный цианоз губ. Как называется эта форма грудной клетки?

2. Во втором межреберье у левого края грудины определяется разлитая резистентная пульсация, синхронная с сокращениями сердца. Когда это бывает?

 

Тема 5. Определение артериального давления и свойств периферического пульса

Базисные знания:

1. Факторы, определяющие артериальное давление.

2. Органы и системы регулирующие АД

3. Механизмы регуляции АД.

Контрольные вопросы:

1. Артериальный пульс: методика исследования, характеристики пульса.

2. Осмотр и пальпация височных, сонных, лучевых, подколенных артерий и артерий тыла стопы. Выслушивание сонных и бедренных артерий.

3. Что означают термины неравномерный пульс и парадоксальный пульс, дефицит пульса, их причины.

4. Определение систолического, диастолического и пульсового артериального давления. Тоны Короткова и их значение. Цифры нормального артериального давления.

5. Исследование венного пульса. Отрицательный и положительный венный пульс, их происхождение

Тема 6. Аускультация сердца: тоны и шумы сердца.

1. Фазы сердечного цикла (нарисуйте в альбоме кривые давления в ЛЖ, ЛП и аорте, укажите фазы изометрического расслабления, наполнения ЛЖ, изометрического сокращения и изгнания из ЛЖ, обозначьте моменты открытия и закрытия аортального и митрального клапанов).

2. Механические и звуковые проявления сердечной деятельности.

Контрольные вопросы:

6. Методика аускультации сердца. Места выслушивания сердца и истинная проекция его клапанов на грудную клетку.

7. Отличия систолы от диастолы при аускультации сердца.

8. Объясните происхождение 1 и 2-го тонов сердца.

9. Перечислите причины ослабления 1-го тона.

10. Перечислите причины появления акцента 2-го тона.

11. Физиологическое и патологическое расщепление 2-го тона на легочной артерии.

12. Объясните происхождение 3 и 4-го тонов сердца, тона открытия митрального клапана. Ритм перепела, ритм галопа.

13. Сердечные шумы. Классификация и характеристика шумов. Функциональные и органические шумы сердца, их различия.

Самостоятельная работа (письменно):

1. Нарисуйте нормальное соотношение тонов сердца в каждой из 5 точек аускультации.

2. Нарисуйте ослабление первого тона. Укажите причины.

3. Нарисуйте усиленный первый тон. Укажите причины.

4. Нарисуйте акцент второго тона на аорте. Укажите причины.

5. Нарисуйте ослабление второго тона во 2-м межреберье справа. Укажите причины.

6. Нарисуйте акцент и расщепление второго тона на легочной артерии. Укажите причину.

7. Нарисуйте ритм галопа (S3) и ритм перепела. Чем они отличаются? Механизм образования этих ритмов.

8. Нарисуйте схемы и объясните механизмы изменения тонов и появления шумов:

· на верхушке ослабление первого тона и убывающий систолический шум;

· ослабление второго тона на аорте и убывающий диастолический шум;

· хлопающий первый тон на верхушке и диастолический шум, появляющийся после щелчка открытия митрального клапана с пресистолическим усилением;

· на аорте ослабление второго тона и систолический шум восходяще-нисходящей ромбовидной формы.

Клинические ситуации:

1. У больного мерцательная аритмия. Дайте характеристику пульса и аускультативной картины сердца.

2. У больного определяется АД 180/40 мм рт.ст. Какие свойства пульса изменятся при этом?

3. На верхушке сердца у больного выслушивается систолический убывающий шум, который проводится в подмышечную впадину и точку Боткина. Какой порок сердца Вы предполагаете?

4. На верхушке сердца выслушивается систолический шум, сила его нарастает во 2-м межреберье справа. Он хорошо проводится на сонные артерии, но не выслушивается в подмышечной впадине. О каком поражении сердца можно подумать.

5. Во 2-м межреберье справа, в точке Боткина и на верхушке выслушивается диастолический шум. Какой клапанный порок можно заподозрить. Как изменится второй тон и где?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.