Сделай Сам Свою Работу на 5

Выдающиеся отечественные психологи ХХ века.





Основные научные психологические школы

В психологии существуют несколько научных школ (направлений).

а)Психоанализ – учение о роли бессознательного в психике.

Создатель психоанализа австрийский врач и психолог З.Фрейд Sigmund Freud (1858-1939).

На основе практики лечения больных неврозами З.Фрейд разработал концепцию бессознательного. Согласно ей, в основе деятельности личности лежит энергетический принцип. Психическая энергия вырабатывается в организме человека непрерывно благодаря биопсихологическим процессам. Энергия превращается в желания. Желания должны удовлетворяться через достижения удовольствия. Если энергия не превращается в удовольствие, происходит общее психологическое напряжение, поскольку в психике накапливается избыточная энергия. Возникает бессознательное состояние беспокойства, неудовлетворенности. В результате развивается невроз в виде тех или иных комплексов. Для их выявления З.Фрейд разработал ряд методов - анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний.

Фрейд полагал, что психология человека обусловливается бессознательными, иррациональными силами – инстинктами (влечениями). Основными из них являются сексуальные влечения и влечение к смерти. Сознание человека подчинено бессознательному, поэтому именно бессознательное управляет поведением человека.



б) Бихевиоризм – как наука о поведении человека. Основателем бихевиоризма (от английского behaviour – поведение) стал американский психолог Дж. Уотсон John Watson (1873-1958). Предметом психологии, согласно бихевиоризму, является поведение человека от рождения до смерти. Сознание из психологии исключалось, хотя его наличие у людей не отрицалось. Просто сознание не может служить предметом научного изучения, так как при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием. Дж. Уотсон рассматривал поведение людей как сумму реакций в ответ на раздражители внешней среды – стимулы. Все многообразие поведения человека можно описать формулой «стимул-реакция» (S - R), впервые сформулированной Д. Уотсоном.

Позднее американский психолог Эдвард Чейс Толмен Edward Chase Tolman (1886-1959) расширил понимание поведения и ввел в схему классического бихевиоризма стимул – реакция промежуточные переменные. К ним он отнес влечение, силу навыка, цель. Согласно Э. Толмену, единицей поведения выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и намерения (или опосредованный когнитивными картами - это опыт субъекта, определяющий выбор поведения. Когнитивная карта у каждого своя, т.е. индивидуальна).



в) Гештальтпсихология – учение о целостности психических явлений. Ее видные представители Макс Вертгеймер Max Wertheimer (1880-1943), Вольфган Кёллер Wolfgang Keller (1887-1967), Курт Левин Kurt Lewin (1890-1947).

Основным положением данного направления стало утверждение, что первичными элементами психологии являются целостные структуры (гештальты). Гештальт (с нем. gestalt – форма, структура, образ) – целостная структура сознания. Сегодня данный термин широко используется для обозначения завершенного, целостного явления.

Гештальт влияет на сознание таким образом, что в нем сразу же формируется целостный образ. Например, когда человек решает какую-либо сложную интеллектуальную задачу, он на какое-то время задумывается, а затем наступает озарение (инсайт). В сознании «всплывает» целостный образ решения проблемы. Значит, готовые формы имеются в сознании всегда, нужно просто уметь их вызвать.

Главное для человека – реализовать свои гештальты и тогда он разрешит жизненные проблемы. Гештальтпсихология утверждает, что человек есть часть целого, особого «психологического поля», но такая часть, которая сама характеризуется целостностью.



Гештальт- сложившийся образ, состоящий из частей, которые объединяются в целое. Закрыть гештальт означает достроить части до целого. Например, есть ситуация привычная, которая состоит из этапов, это части целого. Гештальт-терапия учит эти гештальты закрывать, завершать - не тянуть груз «недовязанных свитеров» (которые к тому же уже давно вышли из моды) на себе всю жизнь. Принцип "здесь и сейчас" - за и против.

г) В начале 50-х гг. 20 века в США возникла гуманистическая психологияв противовес господствовавшим бихевиоризму и психоанализу, которые она оценивала как негуманные. Ее представители А. Маслоу Abraham Harold Maslow (1908-1970), К. Роджерс Carl Ransom Rogers (1902-1987), Г. Олпорт Gordon Willard Allport (1897-1967) - американские психологи.

Самоактуализация личности, концепция мотивации и личности, многоступенчатая пирамида потребностей

С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.

Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его поведения.

Идеи гуманистической психологии – оптимистический взгляд на природу человека. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что человек наделен потенциями к непрерывному развитию и реализации творческих возможностей и считает его способным управлять собственным развитием. Концепция личности ориентируется на свободу выбора и открытость будущему. Человек – уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, сознающая свое значение в жизни, регулирующая границы своей субъективной свободы.

д) Общественно-историческая и деятельностная концепция человеческой психики в советско-российской психологии. Отечественная психология исходила из утверждения общественно-исторической и социальной сущности человека и отстаивала обоснование деятельностного способа его существования.

Л.С. Выготский (1896-1934) создал культурно-историческую концепцию развития человека. Он считал, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне в социальной форме, а затем индивид осваивает их, «переносит» внутрь.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) и Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) поставили и успешно решали проблему единства сознания и деятельности. Изменяя окружающий мир, человек вместе с тем развивается сам, формируя собственную психологическую природу.

Положение о развитии психики в процессе деятельности реализовывалось в возрастной и педагогической психологии, поскольку считалось, что в становлении человеческой личности решающую роль играет обучение и воспитание, что не вполне учитывало индивидуальные различия психики.

Выдающиеся отечественные психологи ХХ века.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950). Его школа взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений.

Л.С. Выготский (1896-1934) разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций.

С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960) написал фундаментальный по широте охвата психологической проблематики труд «Основы общей психологии». В эту работу вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, развитие педагогической психологии, общих интегральных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки.

А.Н. Леонтьевым (1903-1979) была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.

Д.Б. Эльконин (1904-1984)- автор концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.

П.Я. Гальперин (1902-1988) - автор теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий (возрастная психология).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.