Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика функций цены





Цена и ее структура.

1. Цена и ее функции.

2. Структура розничной цены.

 

- 1 –

Цена - это денежная сумма, которую покупатели платят за конкретный товар или услугу. В широком смысле цена - это сумма денежных средств, которые потребитель платит за право обладать определенным товаром или пользоваться услугой.

Экономическая сущность цены проявляется, прежде всего, через выполнение ею определенных функций. В экономической литературе нет единого мнения относительно количества функций цены.

Наиболее распространенной является точка зрения, что цена выполняет как минимум пять функций: учетно-информационную, распределительную, стимулирующую, балансирующую, рационального размещения производства.

Характеристика функций цены

Учетно-информационная 1. С помощью цен определяются затраты общественного труда, а также потребность общества в товаре. 2. Цена является средством определения количественных и качественных показателей. К количественным показателям относятся валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции, произведенной различными предприятиями и отраслями экономики; качественным показателям является доходность, производительность труда, фондоотдача, производительность расходов и др. 3. Цена имеет большое значение при определении конъюнктуры рынка в зависимости от жизненного цикла товара.
Балансирующая 1. Цена отражает связь между категориями спроса и предложения на рынке 2. Цена должна стимулировать производство товаров, спрос на которые не удовлетворены, побудить производителя выпускать качественные товары в расширенном ассортименте. 3. Цена может корректировать спрос на отдельные товары, прежде всего такие, которые не являются товарами первой необходимости. 4. Чем выше цена, тем меньше товаров приобретет покупатель, т.е. объем реализации продукции уменьшается. Со снижением цены объем реализации товара увеличивается, с повышением - повышается также и объем предложения.
Стимулирующая 1. Проявляется в воздействии цены на предложение и потребление различных товаров через уровень прибыли в цене. 2. Стимулирование рациональной структуры собственного потребления. 3. Цена является критерием оценки рациональности принимаемых решений по любому направлению деятельности предприятия: наибольший эффект производитель получает в случае максимизации прибыли в одной отрасли.
Распределительная 1. Обусловлена отклонением цены от стоимости под влиянием различных факторов и связана с распределением и перераспределением национального дохода между отраслями, различными секторами экономики, предприятиями различных форм собственности, фондами накопления и потребления. 2. Через цены взаимосвязываются доходы и расходы как производителей, так и покупателей товаров. 3. Цена и система оплаты труда образуют основу для распределения национального дохода на стадии производства, а дальнейшее перераспределение происходит через движение доходов в рамках финансовых и кредитных отношений.
Рационального размещения производства 1. Перемещение капитала из одних отраслей в другие, где доходность выше. 2. Предприятие как субъект рыночных отношений должен выбирать сферу прибыльной деятельности, наиболее экономного использования ресурсов и капитала.

Все перечисленные функции цены тесно связаны между собой..





 

 

-2 –

В украинском законодательстве выделены три общие категории цен: свободные рыночные цены и тарифы, государственные фиксированные цены и тарифы, регулируемые цены и тарифы.

Свободные цены устанавливаются самостоятельно производителем товаров согласно сложившейся на предприятии ценовой политики. Регулятором свободных цен выступает исключительно спрос и предложение на товары соответствующего качества.



Регулируемые цены могут колебаться в определенных пределах не превышая установленного уровня. Границы изменений устанавливаются государством посредством соответствующих норм и нормативов, ограничивающих себестоимость, прибыль производителя или размеры торговых надбавок в цене товара. Номенклатура товаров по которым устанавливаются регулируемые цены определяются на государственном или местном уровнях.

Фиксированные цены утверждаются государственными или местными органами власти, как постоянные и могут быть отменены только специальным распоряжением. Такие цены устанавливаются на отдельные виды продукции базовых отраслей (уголь, электроэнергия) и на некоторые социально - важные товары и услуги для населения ( газ, тарифы на коммунальные услуги, тарифы на городской транспорт).

На рис. 1. приведена структура свободной рыночной цены предприятия. Формирование такой цены начинается в сфере производства продукции (оказания услуг, выполнения работ).

Затраты на производство продукции в денежном выражении представляют собой себестоимость продукции. В себестоимость предприятие добавляет плановый размер прибыли и определяет производственную цену предприятия. В производственные цены предприятия (согласно действующему законодательству) добавляется акцизный налог (на определенный перечень товаров), налог на добавленную стоимость и пошлины (на экспортно-импортную продукцию). Таким образом, формируется отпускная цена предприятия, которая должна возместить производителю затраты на производство и реализацию продукции, обеспечить плановую прибыль и возможность оплатить государству косвенные налоги.

Предприятие может реализовать свою продукцию через оптовых посредников, в таком случае посредники добавляют к цене оптово-посреднические надбавки, либо непосредственно через розничные торговые надбавки. Оптово-посреднические и розничные торговые надбавки устанавливаются в размере, которые позволяет оптовым и розничным торговым предприятиям возместить свои издержки обращения, обеспечить получение плановой прибыли и уплате налога на добавленную стоимость.

 
 

 

 


 

Рис 1. Структура розничной цены

 

Таким образом, конечная розничная цена реализации товаров включает следующие составные элементы:

Ц р = СП + П + Ц нал + ОПН + РТН

где Ц р - розничная цена реализации;

СП - себестоимость производства;

П - прибыль производителя;

Ц нал - ценовые налоги;

ОПН - оптово-посреднические надбавки;

РТН - розничные торговые надбавки.

 

Прибыль предприятия вычисляется по формуле:

П = СС х У %
100 %

где П - сумма прибыли;

СС – себестоимость продукции;

У% - плановый уровень доходности,%.

 

Производственная цена предприятия в таком случае исчисляется по формуле:

Ц произв = СВ + П

где Ц произв - производственная цена предприятия.

Производственная цена предприятия может быть определена без вычисления отдельно прибыли в ней, по формуле:

Ц произв = СС х (1 + У % )
100 %

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.