Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Понятие, источники и принципы налогового права





Задания

1. Для определения места налогов в системе современных публичных финансов ответьте на следующее вопросы.

Какое место налоги занимают в системе публичных финансов?

Что в бюджетной классификации понимается под налоговыми доходами?

Определите долю, которую налоги занимают в общем объеме поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджет вашего субъекта РФ в текущем году. Существенно ли изменилась эта доля по сравнению с предыдущим годом? (Для подготовки ответа используйте федеральные и региональные законы о бюджете на соответствующие годы.)

На какие цели идут налоговые поступления? Могут ли налоги взиматься для финансирования конкретных целей?

2. Определите, в каких из приводимых ниже цитат говорится о налоге как об экономической категории, а в каких — как о категории права.

Давид Риккардо. «Начала политической экономии и налогового обложения»:

«Налоги составляют ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства; они всегда уплачиваются в конечном счете или из капитала, или из дохода страны».

Шарль Луи Монтескье. «О духе законов»:



«Доходы государства — это часть имущества, которую каждый гражданин отдает государству для того, чтобы оно обеспечило за ним остальную часть или дало возможность приятно ее использовать. Чтобы правильно определить размеры этих доходов, следует иметь в виду как нужды государства, так и нужды граждан. Не следует лишать народ действительно необходимого ради удовлетворения мнимых потребностей государства... Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им».

Энциклопедия Дидро и Д'Аламбера:

«Налог (политическое право, финансы) — взнос, который отдельные лица обязаны уплачивать государству для охраны их жизни и имуществ. Этот взнос необходим для содержания правительства и государя, ибо только с помощью этих средств он может обеспечить спокойствие граждан; поэтому они не могут отказываться от разумной подати, не предавая собственные интересы... Налоги в государстве — это как бы паруса на корабле; они должны его направлять, обеспечивать и доводить до гавани, но не обременять его, не держать постоянно на море и в конце концов потопить».



Томас Джефферсон. «О демократии»:

«Продолжение сбора тех или иных налогов должно ежегодно или раз в два года подтверждаться. Народ должен постоянно держать свою руку на общественном кошельке — это то полезное ограничение, от которого честное правительство не может и желать освободиться, а правительству нечестному не может быть позволено избавиться».

Николай Иванович Тургенев. «Опыт теории налогов»:

«Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов. Но не должно смешивать права требовать податей с правом налагать оные. Если первое везде неоспоримо принадлежит правительству, то в последнем оно бывает иногда ограничено. Во многих государствах введение налогов делается с согласия народных представителей». Василий Александрович Лебедев. «Финансовое право»: «Налоги суть периодические (ежегодные), законом установленные денежные взносы, требуемые государством, земством или общиной из доходов граждан для покрытия расходов, производимых в интересах самого же данного общества».

3. В чем, по вашему мнению, сущность и ценность налогообложения? Нарушает ли налогообложение право частной собственности? Для ответа воспользуйтесь фрагментами следующих правовых источников.



Борис Николаевич Чичерин. «Государство и собственность»:

«Общие теоретические основания податной системы весьма просты. Государство есть союз, имеющий целью удовлетворение общих потребностей. Общие потребности очевидно должны удовлетворяться на общие средства. А так как собственных средств государства для этого недостаточно, то удовлетворение должно совершаться посредством сборов с граждан. Эти сборы по самому своему свойству имеют характер принудительный. Каждый член общества обязан участвовать в общих расходах и не может от этого уклоняться. Но по этому самому он имеет право требовать, чтобы сборы шли на удовлетворение общих потребностей, а ни на что другое. Только этим может быть оправдано отнятие частной собственности».

2. По утверждению заявителей, взыскание органами налоговой полиции соответствующих платежей с юридических лиц не в судебном (как это предусмотрено для физических лиц), а в бесспорном порядке, нарушая конституционное право частной собственности, противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Вместе с тем право частной собственности не является абсолютным и не принадлежит к таким правам, которые в соответствии со статьей 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению ни при каких условиях. Следовательно, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оно может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).

3. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3,4 и 7 Конституции Российской Федерации.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой — налогоплательщику — обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.

Наделение налогового органа полномочием действовать властно-обязывающим образом при бесспорном взыскании налоговых платежей правомерно в той степени, в какой такие действия, во-первых, остаются в рамках именно налоговых имущественных отношений, а не приобретают характер гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовых санкций, и, во-вторых, не отменяют и не умаляют права и свободы человека и гражданина. В связи с этим исполнение налогового обязательства, равно как и соответствующих требований налогового органа об уплате налога в случае несогласия с ними налогоплательщика не может быть временно прекращено или приостановлено, если это не предусмотрено законом.

При этом налогоплательщику во всяком случае гарантируется вытекающее из статьи 46 Конституции Российской Федерации право на судебное обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Данное право было реализовано заявителями, поскольку арбитражный суд рассмотрел спор по существу (в том числе о размерах взимаемых платежей)».

4. Заполните карту сравнительного анализа «Налог и сбор»:

Признаки Налог Сбор
Обязательный характер    
Публичный характер    
Индивидуальная безвозмездность    
Денежная форма    
Регулярный (периодический) характер взимания    

 

5. Какие из приводимых ниже характеристик являются характеристиками налога как категории финансового права:

1) обязательный платеж;

2) индивидуально безвозмездный платеж;

3) платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

4) платеж, взимаемый только с физических лиц;

5) платеж, взимаемый только с организаций;

6) платеж в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

7) платеж в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам исключительно на праве собственности;

8) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий;

9) платеж, совершаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований?

6. Существует ли, по вашему мнению, различие между понятиями «пошлина» и «сбор»? Для ответа можете использовать фрагмент работы Б. Н. Чичерина, отражающий позицию по этому вопросу дореволюционной правовой науки.

Борис Николаевич Чичерин. «Общее государственное право»:

«От податей отличаются пошлины и сборы. Пошлины взимаются при совершении официальных или частных актов, имеющих официальное значение. Таковы пошлины судебные, канцелярские, гербовые, крепостные, также пошлины при переходе наследства. Сборы взимаются за пользование общественным имуществом или услугами правительства, например, сборы дорожные, мостовые, почтовые и телеграфные».

7. Как вы понимаете основной налоговый парадокс: налоги ограничивают право собственности, чтобы эту собственность защитить и гарантировать?

Какую роль в этом играет представительный орган?

Как вы понимаете лозунг: «Taxation without representation is tyranny» («Налогообложение без [парламентского] представительства — тирания»)? Высказывание (ок. 1761 г.), приписываемое американскому политику и публицисту Джеймсу Отису, в 1774 г. стало одним из лозунгов американских патриотов. Известно также в форме: «No taxation without representation» («Никакого налогообложения без представительства»).

Для аргументации своей позиции используйте один из старейших действующих до наших дней источник налогового права, содержащий следующую норму, предусматривающую ограничение власти монарха в сфере налогообложения: «12. Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего». Как называется этот акт и каким столетием он датируется?

8. Какие отношения регулируются нормами налогового права? Как разграничивается предмет налогового и таможенного права?

Как разграничиваются сферы регулирования нормами налогового и гражданского права? Для ответа проанализируйте ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ (ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством»):

«3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Нормами какого законодательства регулируются отношения по распределению и перераспределению налоговых доходов?

9. Дайте определение следующих терминов в соответствии с Налоговым кодексом РФ:

1) «законодательство РФ о налогах и сборах»;

2) «законодательство субъектов РФ о налогах и сборах»;

3) «нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах»;

4) «законодательство о налогах и сборах».

10. Какие из этих правовых актов являются в соответствии с Налоговым кодексом РФ актами налогового законодательства:

1) Налоговый кодекс РФ;

2) федеральные законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ;

3) международные договоры Российской Федерации об избежании двойного налогообложения;

4) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в' соответствии с Налоговым кодексом РФ;

5) законы и подзаконные акты субъектов РФ о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

6) законы субъектов РФ о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

7) постановления Правительства РФ о порядке предоставления налоговых льгот, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

8) постановления Правительства РФ о создании особых экономических зон;

9) указы Президента РФ о классных чинах федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов?

11. Могут ли нормы налогового права содержаться в актах иных (не законодательства о налогах и сборах) отраслей законодательства?

Проанализируйте следующие нормы. Как называются такие нормы?

Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя": статья 15. Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне».

Подлежат ли применению указанные ниже режимы в особой экономической зоне?

1. Применение УСН освобождает от уплаты некоторых других налогов (пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Письмо ФНС России от 25.04.2014 № ГД-4-3/8232@).

2. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) для организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями (ст. 346.2 НК РФ)

3. Новые российские специальные налоговые режимы

4. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ).

Можно ли применить положения главы 4 данного закона в Крыму. Дайте разъяснение.

 

12. Какие из перечисленных принципов являются в соответствии с Налоговым кодексом РФ основными началами законодательства о налогах и сборах:

1) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер;

2) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

3) при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

5) запрещено целевое использование налоговых поступлений;

6) недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

7) важны эффективность и экономность использования бюджетных средств;

8) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

9) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации;

10) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

11) бюджетные средства должны иметь адресный и целевой характер;

12) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.