Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономическая сущность субъектов малого бизнеса и необходимость их государственной поддержки.





Введение

 

 

В большинстве стран мира рост малого бизнеса имеет большое значение для развития всей экономики и повышения ее эффективности. Предпринимательство является главнейшей, громадной важности политической и экономической задачей. Это - не преувеличение. Малые предприятия – это база экономики, в перспективе - это самая устойчивая ее часть. Только с развитием малого бизнеса возможно построение стабильно функционирующей рыночной экономики. Развитие малого бизнеса должно быть основой развития государства, его экономики. Это экономическая и социальная стабильность, как результат - стабильность политическая, это миллионы рабочих мест, это сбалансированное устойчивое развитие, это основа для воспитания нового поколения людей, способных самостоятельно определять свою жизнь, благополучие свое и своей семьи.

Сегодня, учитывая важность мелкого бизнеса для развития экономики, государственные органы принимают разнообразные меры по их экономической поддержке. Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства.



Меры поддержки малого предпринимательства направлены на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

- облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);

- облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования);

- внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Особое значение в системе мер поддержки субъектов малого бизнеса имеет их кредитование. Современное состояние взаимоотношений между банковской системой и малым бизнесом можно охарактеризовать как не устоявшееся, без определенных механизмов, характеризующих устойчивость управляемости этих процессов. Основные направления взаимосвязей прослеживаются по линии "государство - финансовая система" через Национальный банк страны и по линии "государство - малый бизнес" посредством ряда последовательных Государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства.



Реализация Государственных программ поддержки и развития предпринимательства позволила заложить основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом. Их реализация положительно повлияла на формирование и развитие предпринимательского сектора в республике. Создан конкурентный рынок товаров и услуг и определены институциональные меры поддержки и развития малого предпринимательства.

Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.

За последние годы быстрое развитие и укрепление финансового сектора значительно сократили ранее существовавший дефицит кредитных ресурсов. Экономический рост Казахстана и конструктивная политика Национального Банка РК усилили рост общественного доверия и позволили динамично развить банковский сектор страны в результате увеличения кредитных ресурсов и растущей конкуренции казахстанские банки стремятся предложить благоприятные условия по кредитам в отношении процентных ставок и сроков. Тем не менее, масштабное распределение кредитных ресурсов в реальную экономику, особенно в сектор малого бизнеса, все еще отсутствует.



Таким образом, актуальность темы обусловлена возрастающей ролью банковских учреждений в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса. Решение проблем эффективного кредитования важно как для отдельно взятых банка и предпринимателя, так и для экономики всей страны.

 


Теоретические основы организации кредитования субъектов малого бизнеса.

 

Экономическая сущность субъектов малого бизнеса и необходимость их государственной поддержки.

 

Малые формы хозяйствования - это прежде всего правовая форма организации трудового коллектива, как самостоятельно хозяйствующего субъекта разных форм собственности. Это и его связь с содержанием и спецификой производственной деятельности вообще.

Малая форма хозяйствования - понятие, связанное с экономическим потенциалом хозяйствующего субъекта числом работников, доходом и размерами налоговых платежей. Малые предприятия имеют специфику производственно-технологического содержания, не позволяющую разрастаться до средних, а тем более до крупных размеров. Они лишь подвержены интеграционному единению на условиях, применяемых для участников интеграционного союза: компании, корпорации, синдикаты, тресты и другие.

Определение "малый" по отношению к бизнесу может пониматься в смысле числа работников, общих активов капитала, прибыли и годового оборота. При классификации фирм по размерам в основном учитывается первый критерий: малым считается предприятие с численностью работников менее 100 человек (в Казахстане до 50 чел.). Но, в то же время, одним из непременных условий также является принадлежность предприятия определенному собственнику: оно не должно быть частью любого другого предприятия. Еще одно дополнительное требование - это независимое управление (свобода предпринимательской деятельности): предприниматель должен быть волен вести свое собственное дело, так как он предпочитает. Что касается капитала, то можно заметить, что вариабельность соотношения между трудом и капиталом на малых предприятиях достаточно высока.

В течение многих лет ученые различных стран пытаются дать определение малому бизнесу. В Комитет Конгресса США было представлено около 700 определений малого бизнеса. Существуют различные критерии для характеристики малого бизнеса, например, объем продаж, количество работающих, объем депозитов. Одни предлагают считать малым бизнесом предприятия с численностью до 100 работников другие - от 50 до 1000 работников, третьи - от 100 до 1500 работников. Существуют исследования, в которых авторы предлагают уйти от подхода определять малый бизнес через такие показатели, как количество работников, оборот капитала, объем производства и другие. Вместо этого предлагается акцентировать внимание на таких характеристиках, которые принципиально отличают малый бизнес от крупного, в частности: доля рынка, управление предприятием основателями, отсутствие влияния крупных предприятий на процесс принятия решений. Подобную позицию занимают и Австралийские ученые, предлагающие считать малым бизнес, в котором 1 или 2 человека уполномочены принимать все стратегические решения в области финансов, бухгалтерского учета, управления персоналом, снабжения, маркетинга, производства или обеспечения услуг, продаж без помощи собственных специалистов.

В США, по определению Администрации малого бизнеса (АМБ), в малом бизнесе доминируют те отрасли, где объем среднегодовой численности рабочей силы приходится на предприятии с численностью занятых до 500 человек. Под эти сферы попадают торговля, сфера услуг, жилищное строительство, сельское и лесное хозяйство и рыбная промышленность. В малом бизнесе Франции, аналогично, заняты до 500 человек, а в Голландии – 120.

В современных исследованиях предлагаются следующие характеристики малого бизнеса: отсутствие открытой продажи ценных бумаг предприятия; предприятие имеют ограниченный круг ценных бумаг; ограниченная ответственность отсутствует; основатели - предприниматели в первом поколении, имеющие склонность к риску; команда менеджеров укомплектована не полностью; бизнес несет высокие маркетинговые затраты; взаимоотношения с акционерами носят менее формальный характер; бизнес имеет более высокую степень гибкости при выборе различных видов компенсации.

На основе анализа мнений зарубежных и отечественных ученых-экономистов можно дать следующее определение малым формам предпринимательской деятельности: это наименьший элемент системы экономических отношений рыночной экономики осуществляющее на основе спроса и предложения, обеспечивающий инновационную активность и поддержание конкурентной среды.

В Казахстане согласно Закону Республики Казахстан от 17.07.09 N 188-4
"О частном предпринимательстве" субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

При этом, данным Законом определено, что субъектами малого предпринимательства не могут быть признаны индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

- деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

- производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

- деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

- проведение лотереи;

- деятельность в сфере игорного и шоу-бизнеса;

- деятельность в области сертификации, метрологии и управления качеством;

- банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

- аудиторскую деятельность;

- профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Субъектами среднего предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников свыше пятидесяти, но не более двухсот пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше 325-тысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (п. 7 ст. 6 Закона).

Характерной чертой малого бизнеса является то обстоятельство, что он основывается на частной собственности, имея в виду, что частная собственность существует в разновидностях: личной, семейной, групповой и акционерной, то есть коллективной. Возможность эффективного функционирования малых фирм предпринимательства объясняется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством. Различий между малым и крупным бизнесом.

1. Эти преимущества определяются: близостью к местным рынкам сбыта продукции и быстрым приспособлением к запросам потребителей; производством продукции малыми партиями, что невыгодно делать крупным фирмам, простотой и эффективностью управления фирмой и другими. Малому бизнесу под силу дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

2. В силу массовости производства развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создается много дополнительных рабочих мест; расширяется потребительский сектор, активнее и эффективнее идет структурная перестройка производств, отраслей и экономики страны в целом, лучше используются местные сырьевые ресурсы; быстрее происходит насыщение рынка товарами и услугами, возрастает экспортный потенциал экономики страны.

3. Кроме того, малый бизнес является своеобразной школой овладения знаниями, методами и формами организации бизнеса, разнообразной сферой приложения труда и развития творческих способностей предпринимателей, эффективным способом использования свободных производственных мощностей. Малые предприятия эффективны не только в сфере потребления, но и как производители отдельных узлов, деталей, полуфабрикатов, малых механизмов и других предметов труда, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых экономически невыгоден крупным фирмам, и они по договору поручают их производство малым предприятиям, создавая на основе франчайзинга им выгодные условия.

4. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход, и национальное богатство.

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических и политических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.

В Казахстане важным направлением деятельности по поддержке субъектов малого предпринимательства является оказание им содействия в решении проблемы финансирования. По мере достижения макроэкономической стабилизации, сбалансированности рынка товаров и услуг, снижения уровня инфляции, процентных ставок по кредитам и повышения доходности государственных ценных бумаг этот вопрос постепенно потеряет свою актуальность. Но сейчас проблема состоит в том, что крупные банки, располагающие свободными ресурсами, не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса и продолжают вкладывать средства в менее рискованные проекты.

В результате введения квоты по обязательному кредитованию малого бизнеса для всех коммерческих банков, его кредитование в областях расширилось.

С целью создания благоприятного климата для развития малого бизнеса были разработаны программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы и программа развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Развитие малого предпринимательства - это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений.

Источник: Агентство по статистике Республики Казахстан.

В настоящее время:

- упрощен порядок регистрации субъектов малого бизнеса - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в четыре раза;

- упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого бизнеса;

- введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю;

- сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими;

- проводятся тендеры по передаче субъектам малого бизнеса, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства;

- введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого бизнеса.

Разработаны и утверждены следующие схемы кредитования субъектов малого бизнеса:

- для обеспечения кредитными средствами развития малого бизнеса, фермерских хозяйств, создания рабочих мест в объеме 100 млн. долл. США получены средства Азиатского Банка Развития в объеме 50 млн. долл. США и 50 млн. долл.США Европейского Банка Реконструкции и Развития;

- микрокредитование, предусматривающее выдачу кредитов в объеме до 400 долларов США 30 тысячам семьям села;

- софинансирование сельскохозяйственных проектов, предусматривающее кредитование сельскохозяйственных проектов на условиях софинансирования, как со стороны банков второго уровня, так и государства.

В Стратегии развития Казахстана малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 6 ноября 2007 года №1039 «Об утверждений Плана первоочередных действий по стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан» из средств местного бюджета на второе полугодие 2008 года выделено 200 млн. тенге. для кредитования проектов субъектов малого предпринимательства в рамках Программы софинансирования АО «ФРП «Даму» с местными исполнительными органами.

В рамках реализации Государственной программы развития и поддержки малого бизнеса в Республике Казахстан было создано три кредитных товарищества в Алматинской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. В ряде регионов утверждены перечни объектов коммунальной собственности для залогового обеспечения кредитов. С целью активизации развития бизнеса начато создание технопарков и бизнес-инкубаторов. В Астане создано открытое акционерное общество "Астанатехнопарк".

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства;

- облегчение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам;

- повышение эффективности государственных и негосударственных институтов поддержки малого предпринимательства;

- оптимизация государственного регулирования предпринимательства;

- создание единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства;

- совершенствование нормативной правовой базы по вопросам предпринимательства.

Основными направлениями и механизмом реализации Программы являются следующие мероприятия:

1. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства.

2. Развитие системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства.

3. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства.

4. Обучение, информационное, научно-методическое обеспечение и пропаганда малого предпринимательства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.