Сделай Сам Свою Работу на 5

Жизненный цикл инвестиционного проекта





 

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом окончания его реализации называется жизненным циклом проекта.

Большинство проектов разрабатываются в несколько фаз:

предынвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной (или производственной) и ликвидационной.

Рассмотрим примерное содержание фаз жизненного цикла проекта.

На предынвестиционной (начальной) фазе проект разрабатывается, изучаются его возможности, проводятся предварительные технико-экономические исследования, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и другими участниками проекта, выбираются поставщики сырья и оборудования. Если инвестиционный проект предусматривает привлечение кредита, то в данной фазе заключается соглашение на его получение; осуществляется юридическое оформление инвестиционного проекта: подготовка документов, оформление контрактов и регистрация предприятия. Затраты, связанные с осуществлением первой стадии, в случае положительного результата и перехода к осуществлению проекта входят в состав предпроизводственных затрат, а затем через механизм амортизации относятся на себестоимость продукции.



Эта фаза обычно подразделяется на предынвестиционные исследования и разработку проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовку к строительству.

При проведении предынвестиционной фазы, как правило, выделяют три стадии:

1) изучение инвестиционных возможностей проекта;

2) предпроектные исследования, подготовку проекта;

3) оценку осуществимости инвестиционного проекта.

 

Подготовка инвестиционного проекта проводится чаще всего в двустадийном цикле: на первой стадии разрабатывается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, а на второй - окончательное (в литературе их так и называют: предваритель­ное ТЭО и окончательное ТЭО). Возможны и промежуточные варианты ТЭО.

 

Первая и вторая стадии ТЭО близ­ки. Отличие заключается в глубине проработки проекта, последую­щем уточнении исходной технико-экономической информации, дан­ных о возможных объемах реализации, стоимости кредита и подобных сведений, которые в конечном счете сказываются на показателях эф­фективности проекта.



Стадийность в проработке проекта дает возмож­ность уверенней принимать решения об инвестировании или, наоборот, о приостановке или прекращении дальнейшей работы над проектом, если показатели его экономической эффективности и финансовой устой­чивости оказываются неприемлемыми для инвестора. Необходимо от­метить, что сторонние инвесторы (коммерческие банки, инвестиционные фонды) предъявляют жесткие требования к достоверности и надеж­ности информации, на базе которой разрабатывается ТЭО проекта. {Например, коммерческие банки проявляют заинтересованность и отбирают для последующей работы с заемщиками 10-15% проектов из числа поступивших к ним. По данным финансовой компании «Бэринг Восток», работающей на российском инвестиционном рынке почти пять лет и использующей колоссальные средства американских и европей­ских пенсионных фондов (150 млрд. долл.), из 600 проектов, рассмотрен­ных компанией, было отобрано лишь 23. Из них 21 в процессе реали­зации принес ожидаемый доход, а 2 проекта оказались нерентабель­ными.}

На предынвестиционной фазе обычно проводятся необходимые для разработки и реализации проекта исследования, связанные с кон­струированием намеченной к производству продукции, технологией ее изготовления, маркетинговые и т. п.

Выполнение необходимых работ на предынвестиционной фазе тре­бует значительных затрат, при этом наблюдается тенденция к их росту. (Затраты на проектирование в составе продукции строительного комп­лекса составляют за рубежом 4-6%, а в Японии даже 8-10%.)



 

Целью разработки инвестиционного проекта является выяснение тех­нической возможности и экономической необходимости претворения в жизнь конкретных способов решения производственных задач. Обобщение мирового опыта инвес­тиционного проектирования, проведенное ЮНИДО, позволило выра­ботать следующие направления разработки ТЭО.

1. Предпосылки и история проекта (цели проекта, его ориентация, со­ответствие стратегии развития предприятия, льготы по налогообло­жению, стоимость уже проведенных предынвестиционных исследо­ваний, экономическое окружение).

2. Анализ рынка и концепция маркетинга (возможности сбыта, кон­курентная среда, перспективная программа продаж и номенклату­ра продукции, ценовая политика).

3. Место размещения с учетом технологических, климатических, социальных, экологических и иных факторов (радиус сбыта продукции, размещение поставщиков сырья и материалов, привлекательности региона для инвесторов с позиции развития инфраструктуры, наличие трудовых ресурсов и т. п.).

4. Проектно-конструкторская часть (определение производствен­ной мощности, выбор технологии, спецификация оборудования, объемы строительства, конструкторская документация, нормы расхода сырья, материалов, энергоресурсов, трудоемкость и нор­мы обслуживания, график амортизации оборудования в зависи­мости от избранного метода расчета и т. п.).

5. Материальные ресурсы (потребность, существующее и потенци­альное положение с поставками сырья, вспомогательных матери­алов и энергоносителей).

6. Организация и накладные расходы (организационная схема управления, предполагаемые накладные расходы).

7. Трудовые ресурсы (потребность, условия оплаты, необходимость обучения).

8. График осуществления проекта (сроки строительства, монтажа и пусконаладочных работ).

9. Экономическая и финансовая оценка проекта (полные инвестици­онные издержки, источники финансирования, показатели экономи­ческой эффективности и финансовой устойчивости проекта).

Все указанные направления ТЭО тесно связаны между собой, взаимообусловлены в расчетном плане (показатели одного раз­дела служат расчетной основой для формирования соответствующих показателей в других разделах). В конечном счете все проведенные по определенной методике исследования и расчеты аккумулируются в за­вершающей части ТЭО. Она имеет ключевое значение для принятия решения по инвестиционной привлекательности проекта и отбору про­ектов для финансирования.

Разработка каждого раздела (направления) ТЭО связана с подго­товкой по определенной методике разнообразной и специфической ин­формации (сбор, расчеты, преобразование, обобщение, анализ), которая, в конечном счете, служит основанием для подготовки завершающего раз­дела ТЭО.

Вторая фаза разработки инвестиционного проекта - инвестиционная (строительная) - включает:

проведение торгов и заключение контрактов, организацию закупок и поставок, подготовительные работы;

строительно-монтажные работы;

завершение строительной фазы проекта.

На данном этапе осуществляется процесс формирования производ­ственных активов. Особенность этой фазы состоит в том, что затраты здесь носят необратимый характер, а так как проект не завершен, он пока не приносит доходов. Основными ее этапами являются строитель­ные работы, работы по монтажу, наладке и пуску оборудования. Этому предшествуют проведение переговоров на поставку оборудования, выполнение подрядных строительно-монтажных работ, приобретение ли­цензий, патентов. На данной стадии решаются вопросы, связанные с привлечением инвестиций: кредитами, эмиссией акций, набором и под­готовкой персонала.

Важное значение на этой фазе имеет мониторинг всех факторов и обстоятельств, которые влияют и на продолжительность строи­тельства и на затраты, с тем чтобы своевременно принимать меры по преодолению возникающих негативных явлений.

Эксплуатационная фаза включает в себя эксплуатацию, ремонт, развитие производства и закрытие проекта.

На этой фазе осуществляется пуск в действие предприятия, начинается производство продукции или оказание услуг, возвращается банковский кредит в случае его использования. Эта фаза характеризуется соответствующими поступлениями и текущими издержками.

Продолжительность эксплуатационной фазы устанавливается в ходе проектирования. Обычно ее принимают на уровне нормативного срока службы технологического оборудования, его морального и физического износа; в ряде случаев - в зависимо­сти от темпов обновления продукции, если оно вызывает необхо­димость в существенном техническом перевооружении.

 

 

Контрольные вопросы

(Проверьте себя. Сможете ли Вы ответить на эти вопросы?)

1. Что представляет собой жизненный цикл инвестиционного про­екта?

2. Какова сущность предынвестиционной, инвестиционной и экс­плуатационной фаз?

3. Что входит в основные направления разработки ТЭО инвестиционного проекта?

4. Какова роль маркетинговых исследований в ТЭО проекта?

5.Какова роль проектно-конструкторской части ТЭО проекта?

6. Какую роль играет место размещения предприятия?

7. Какова цель расчета материальных ресурсов?

8. Какую роль играет разработка организации производства и управления в ТЭО проекта?

9. В чем заключается необходимость расчета потребности в трудо­вых ресурсах при разработке ТЭО?

10. В чем заключается необходимость разработки графика сроков осуществления проекта?

11. Какое имеет значение экономическая и финансовая оценка проекта?

Задания

1. Дайте свое определение термину «инвестиционный проект».

 

2.Заполните таблицу «Содержание фаз инвестиционного проекта».

 

Содержание фаз инвестиционного проекта

 

Фазы Содержание
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 
 
 
   
 

3. Заполните схему, определяющую основные направления разработки ТЭО на рисунке 1.

 

       
   
       
       
   
       
       
   
       
       
   
       
       
 
 
 
       
       
   
       
       
   
       
       
   
       
       
   

 

Рис. 1Основные направления разработки ТЭО

 

4. Каковы стадии проведения предынвестиционной фазы?

 
 
 

 

5. Отразите этапы предынвестиционной фазы в виде схемы на рис. 2.

 

       
         
     
   

 

Рис. 2. Этапы предынвестиционной фазы

 

Для заполнения схемы можно использовать следующие словосочетания:

Предварительное ТЭО;

Научные исследования (технология изготовления, ...);

Окончательное ТЭО;

Зарождение идеи, требующей инвестиций.

6. Отразите этапы инвестиционной фазы в виде схемы на рис. 3.

 

Разработка проектно-сметной документации
       
Проведение переговоров и заключение контрактов
         
Подготовка персонала   Строительно-монтажные работы
         
           
Сдача объекта вэксплуатацию
                   

 

Рис. 3. Этапы инвестиционной фазы

 

Для заполнения схемы используйте следующие словосочетания:

Сдача объекта вэксплуатацию;

Проведение переговоров и заключение контрактов;

Разработка проектно-сметной документации;

Подготовка персонала;

Строительно-монтажные работы.

 

7. Учитывая размер доходов и затрат по инвестиционному проекту, отразите фазы его жизненного цикла на рисунке 4.

 

Доходы и затраты по проекту, ден. ед.    
             
    Эксплуатации- онная фаза   Время
Предынвестици Ликвид  
Инвестициаза  
             

 

Рис. 4 Доходы и расходы на различных фазах жизненного цикла

инвестиционного проекта

 

2. Инвестиционный бизнес-план

 

Результатом предынвестиционных исследований является развернутый бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта - это концентрированное выражение его технико-экономического обоснования. Он предназначен для внешнего окружения - потенциальных инвесторов. По этой причине бизнес-план строго структурирован. Требования к нему формализованы, он ограничен по объему. Бизнес-план в ряде случаев может заменить лишь начальную стадию проектирова­ния: разработку предварительного технико-экономического обоснова­ния инвестиционного проекта.

В самом общем смысле под бизнес-планом понимается документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления.

Бизнес-план необходим в ряде случаев:

- при подготовке заявок фирм на получение кредитов в коммерческих банках;

- разработке проектов создания частных фирм;

- выборе видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций действующими предприятиями;

- составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и т. п.

В бизнес-плане описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализируются проблемы, с которыми может столкнуться фирма, и определены способы их решения.

Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств.

Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых необходимы для реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив. Он необходим руководителю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, намеревающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентируются, но при его разработке обязательно следует обратить внимание на следующие условия:

- бизнес-план должен быть профессиональным, доступным и понятным для пользования, он должен быть разделен на главы (разделы). Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики; бизнес-план должен быть объективным. Бухгалтер и аудитор должны тщательно проверить все финансовые расчеты.

- необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он может содержать конфиденциальную информацию.

Примерная структура бизнес-плана такова:

- титульный лист;

- меморандум о конфиденциальности;

- аннотация (краткая информация о проекте, служащая для первичного ознакомления);

- раздел первый, в котором раскрываются суть и эффективность проекта, основные источники его финансирования и возможности реализации;

- раздел второй: в нем описываются текущее состояние, организационная структура, учредители, персонал, достижения предприятия, место на рынке, основные клиенты и партнеры;

- раздел третий: описывается область применения данной продукции, ее технические характеристики, конкурентоспособность и т.д. (в некоторых бизнес-планах разделы второй и третий могут быть объе­динены);

- раздел четвертый - маркетинг и сбыт продукции - рассматривает требования потребителей продукции, стратегию продвиже­ния на рынок и ценовую политику, а также возможных конкурентов;

- раздел пятый - производственный план. В нем анализируются возможности осуществления производства по проекту - наличие площа­дей, технологий, необходимых ресурсов и инфраструктуры, а также требуемого кадрового обеспечения;

- раздел шестой - организационный план - дает представле­ние о команде управления проектом и ведущих специалистах, о возможных партнерах по реализации проекта, а также демонстрирует пра­вовое обеспечение и имеющиеся льготы;

- раздел седьмой - финансовый план - содержит нормативы для проведения финансово-экономических расчетов, приводит каль­куляцию себестоимости продукции, источники финансирования и схе­му выплат по кредитам;

- раздел восьмой раскрывает направленность и значимость проекта; в нем также приводятся показатели эффективности реализа­ции проекта (в некоторых бизнес-планах разделы седьмой и восьмой объединены);

- раздел девятый описывает предпринимательские риски и форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам;

- приложения к бизнес-плану включают документы, подтверждающие или дополняющие информацию, содержащуюся в бизнес-плане. Как правило, к бизнес-плану прилагаются копии документов. Оригиналы предъявляются по дополнительному требованию.

При подготовке бизнес-плана можно учесть рекомендации ЮНИДО (подразделения Организации Объединенных Наций) и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по характеру и структуре представляемой информации.

Важное место в бизнес-планировании занимает мониторинг бизнес-плана - процесс выявления отклонений фактических показателей реализации инвестиционного проекта от их прогнозных значений и оценка влияния данных отклонений на реализуемость и эффективность инвестиционного проекта. Цель мониторинга заключается в том, чтобы в каждый конкретный момент времени можно было бы четко определить, выполняются ли условия реализуемости и эффективности инвестиционного проекта. По результатам мониторинга может быть либо сделан вывод о необходимости внесения корректировок в план реализации проекта, либо принято решение о прекращении проекта.

Мониторинг начинается с инвестиционной стадии проекта, проходит через всю эксплуатационную стадию и прекращается в момент его завершения. Это относится к таким аспектам реализации проекта, как сроки выполнения работ, затраты, риски, качество и др. Конечным этапом мониторинга является постмониторинг, т.е. оценка проекта и его эффективности по завершении операционной стадии, сравнение прогнозных и фактических показателей проекта на выходе. Такая оценка важна как для отдельных инвестиционных проектов, так и для целых инвестиционных программ.

 

Контрольные вопросы

 

1. Для чего необходим бизнес-план?

2. Кому необходим бизнес-план?

3. Что включает бизнес-план инвестиционного проекта?

4. Какова примерная структура бизнес-плана?

5. Что такое мониторинг бизнес-плана и что он включает?

6. Для чего необходим мониторинг бизнес-плана?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.