Сделай Сам Свою Работу на 5

Информационное сопровождение управления инновационными проектами -4 часа





Целью лабораторной работы является освоение практических методов и соответствующих программных средств для повышения эффективности управления инновационными проектами.

 

 

 

Порядок выполнения работы

1.Выполнить анализ уровней управления информационным сопровождением

 

Управление в промышленности, как и в любых сложных системах, имеет иерархическую структуру. В общей структуре управления выделяют несколько иерархических уровней, показанных на рис. 1. Автоматизация управления на различных уровнях реализуется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ).

 

Рис.1. Общая структура управления

Информационная поддержка этапа производства продукции осуществляется автоматизированными системами управления предприятием (АСУП) и автоматизированными системами управления технологическими процессами (АСУТП). К АСУП относятся системы планирования и управления предприятием ERP (Enterprise Resource Planning), планирования производства и требований к материалам MRP-2 (Manufacturing Requirement Planning) и упомянутые выше системы SCM. Наиболее развитые системы ERP выполняют различные бизнес-функции, связанные с планированием производства, закупками, сбытом продукции, анализом перспектив маркетинга, управлением финансами, персоналом, складским хозяйством, учетом основных фондов и т.п. Системы MRP-2 ориентированы, главным образом, на бизнес-функции, непосредственно связанные с производством. В некоторых случаях системы SCM и MRP-2 входят как подсистемы в ERP, в последнее время их чаще рассматривают как самостоятельные системы. Промежуточное положение между АСУП и АСУТП занимает производственная исполнительная система MES (Manufacturing Execution Systems), предназначенная для решения оперативных задач управления проектированием, производством и маркетингом. В состав АСУ ТП входит система SCADA (Supervisory Control and Data Acquisition), выполняющая диспетчерские функции (сбор и обработка данных о состоянии оборудования и технологических процессов) и помогающая разрабатывать ПО для встроенного оборудования. Для непосредственного программного управления технологическим оборудованием используют системы CNC (Computer Numerical Control) на базе контроллеров (специализированных компьютеров, называемых промышленными), которые встроены в технологическое оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ). Системы CNC называют также встроенными компьютерными системами. Система CRM используется на этапах маркетинговых исследований и реализации продукции, с ее помощью выполняются функции управления отношениями с заказчиками и покупателями, проводится анализ рыночной ситуации, определяются перспективы спроса на планируемые изделия. Функции обучения обслуживающего персонала выполняют интерактивные электронные технические руководства IETM (Interactive Electronic Technical Manuals). С их помощью выполняются диагностические операции, поиск отказавших компонентов, заказ дополнительных запасных деталей и некоторые другие операции на этапе эксплуатации систем. Управление данными в едином информационном пространстве на протяжении всех этапов жизненного цикла изделий возлагается на систему PLM (Product Lifecycle Management). Под PLM понимают процесс управления информацией об изделии на протяжении всего его жизненного цикла. Отметим, что понятие PLM-система трактуется двояко: либо как интегрированная совокупность автоматизированных систем CAE/CAD/CAM/PDM и ERP/CRM/SCM, либо как совокупность только средств информационной поддержки изделия и интегрирования автоматизированных систем предприятия, что практически совпадает с определением понятия CALS. Характерная особенность PLM — возможность поддержки взаимодействия различных автоматизированных систем многих предприятий, т.е. технологии PLM являются основой, интегрирующей информационное пространство, в котором функционируют САПР, ERP, PDM, SCM, CRM и другие автоматизированные системы многих предприятий.





Необходимо быть реалистичным в оценке бизнес-потребностей предприятия (особенно, специфических) и выдвижении требований к программным продуктам. Необходимо всегда помнить, что невозможно создать универсальный программный продукт, полностью отвечающий потребностям конкретного предприятия.



После формулировки бизнес-целей предприятия и требований к программным продуктам следует собрать максимально полную информацию о предложениях на рынке.

После формулировки системных спецификаций, требований пользователей, завершения сравнительного анализа необходимо выбрать конкретную систему и ее поставщика.

Очевидно, что любое предприятие желает добиться сокращения сроков разработки изделий и вывода их на рынок; снижение себестоимости продукции при сохранении ее высокого качества, а так же полное информационное сопровождение продукции на протяжении всего ее жизненного цикла.Так, при анализе PDM-систем, представленных на мировом рынке, следует обратить внимание на систему Windchill.

2. Изучить систему Windchill.

Windchill — это единственное решение по управлению жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management — PLM), специально разработанное для работы и автоматизации процессов управления данными об изделии через Интернет в распределенной среде проектирования. Вне зависимости от того, нужна ли Вам возможность управления данными об изделиях, автоматизация процессов проектирования для соблюдения требований определенной отрасли или обеспечение поддержки для разработки продукции, — только Windchill может предложить достаточную функциональность, необходимую для эффективной автоматизации процессов управления группами разработчиков.

Являясь частью интегрального решения компании PTC (Parametric Technology Corporation) по совместной разработке, изготовлению и сопровождению продукции (CPC, Collaborative Product Commerce), включая также автоматизацию информационных процессов, система Windchill стала одной из самых распространенных систем взаимодействия предприятий на базе CPC-технологии. Автоматизация бизнес процессов – теперь это просто. И все благодаря продуманной до мелочей системе Windchill.

Решения Windchill позволили многим производителям выполнить модернизацию изделий, повысить эффективность работы через автоматизацию процессов управления и обеспечить приёмку продукции заказчиком с минимальными исправлениями.

Существует ряд основных причин, по которым компании используют систему Windchill.
Им требуется:

· повысить обновляемость продукции

· добиться полной автоматизации процессов проектирования

  • повысить качество и обеспечить выпуск только первоклассных изделий
  • ускорить выпуск изделий на рынок благодаря автоматизации процессов проектирования
  • снизить себестоимость изделий
  • сократить накладные расходы
  • повысить роль заказчика в управлении жизненным циклом изделия и автоматизации процессов его изготовления
  • повысить конкурентоспособность

Семейство решений Windchill создано для того, чтобы решать сложные, разнообразные и постоянно меняющиеся бизнес-задачи промышленных компаний. Автоматизация бизнес процессов – это важный элемент успешной работы любого предприятия. Решения на базе Windchill позволяют создать в компании динамическую внутрикорпоративную инфраструктуру, которая объединяет данные об изделии и процессах его производства, накопленные в разных подразделениях, а зачастую и организациях, и приложениях, применявшихся ранее или в настоящее время в расширенной корпорации. Кроме того, Windchill позволяет наладить автоматизацию процессов управления, а также провести автоматизацию систем проектирования, что, безусловно, повысит эффективность работы любой компании.

Преимущества:

· Эффективная совместная работа сберегает время, затрачиваемое на разработку изделий;

· Благодаря автоматизации процессов и соблюдению корпоративных стандартов снижается количество ошибок;

· Предоставление данных о продукции инженерам и технологам, ответственным за ее производство, позволяет сократить брак и доработки;

· Инженеры могут быстро находить и контролировать многочисленные варианты контента, относящегося к цифровому продукту, что повышает эффективность;

· Все сведения об изделии размещаются в едином защищенном хранилище, благодаря чему устраняются ошибки, связанные с дублированием, неполнотой и ручным переносом данных;

· Уменьшается количество систем и баз данных, которые надо поддерживать и администрировать, что ведет к снижению совокупной стоимости владения и технологических рисков.

Обратить внимание на особенности этого программного продукта:

• надежность поставщика ПО, поскольку фирма РТС входит в группу мировых лидеров на рынке программного обеспечения в области CAD/CAM/CAE/PDM/PLM;

• интеграция с применяемыми на предприятии САПР, например с широко используемым здесь Pro/ENGINEER. Кроме того, Windchill обеспечивает интеграцию с такими системами, как CATIA, UG, CADDS5, AutoCAD и т.д.;

• соответствие стандартам в области управления конфигурациями CMII и менеджмента качества серии ISO 9000;

• поддержка управления проектами;

• наличие встроенной системы для визуализации данных об изделии, в том числе и инженерных (например, созданных в Pro/ENGINEER). Кроме того, система позволяет организовать интерактивные совещания через Интернет между территориально удаленными участниками для совместного обсуждения и коллективного решения возникающих в процессе работы вопросов;

• наличие мощной системы навигации по информации о продукте, позволяющей получать сведения об изделиях: на основании какого задания был создан тот или иной его компонент, какие еще работы при этом выполнялись, какие альтернативные решения рассматривались; технологический процесс изготовления каждого компонента, сколько времени занимает этот процесс и какова его стоимость (трудоемкость, нормы расхода материалов и т.д.) и многое другое;

• наличие готовых решений поддержки стандартизации и унификации, используемых в разработках компонентов, техпроцессов, инструментов, оснастки и т.д.;

• сопровождение информации о поставщиках;

• наличие мощных и в то же время простых в использовании средств администрирования системы и бизнес-логики ее функционирования;

• открытость системы, возможность ее адаптации под требования и специфику каждого предприятия;

• модульность системы, позволяющая оптимизировать затраты на внедрение системы и развитие функциональности.

Необходимо также отметить, что набор функциональных возможностей и унифицированные средства управления объектами обеспечивают выполнение многих стандартных задач КТПП и сопровождения производства продукции без доработки ПО вообще и без программирования, в частности. Быстрое внедрение и ранний возврат инвестиций гарантированы.

Web-ориентированная архитектура

Windchill даёт возможность производственным компаниям наладить с помощью среды Internet/Intranet распределенную среду, с требуемым уровнем защиты информации, для взаимодействия подразделений предприятия и, при необходимости, для сотрудничества со своими заказчиками, партнёрами и поставщиками в работе над изделием, существенно сократив сроки выпуска и себестоимость конечной продукции.

Рабочий процесс

Windchill играет важную роль в повышении конкурентоспособности компании, обеспечивая постоянные улучшения и автоматизацию бизнес-процессов и процедур. После инициализации рабочего процесса выполняется автоматическое распределение задач между внутренними и внешними участниками. С помощью графического редактора процессов Windchill можно быстро и просто задать рабочие процессы. Руководители подразделений могут визуально контролировать процессы и управлять ими вручную, перераспределяя задачи для выравнивания нагрузки и устранения узких мест.

Управление жизненным циклом

Каждый этап разработки в течение срока жизни детали, компонента или контента может быть определен в Windchill. Это позволяет управлять накоплением информации с течением времени и задавать условия перехода к очередному этапу. Переходы можно контролировать автоматически, связывая рабочие процессы с этапами жизненного цикла и условиями перехода, что обеспечивает значительный прирост производительности.

Управление конфигурацией

Windchill предлагает системный подход к конфигурированию, контролю и повторному использованию структурных компонентов продукции, а также к их связыванию с нужным контентом (например, с файлами CAD, документами, расчетами, техническими иллюстрациями). При этом возможен любой уровень детализации данных. Windchill позволяет создавать различные конфигурационные представления (проект, план, поддержка) и, кроме того, обладает мощными возможностями для определения серийных, альтернативных и заменяющих частей, а также критериев эффективности.

Безопасность

Очень важно, что Windchill позволяет задавать, реализовывать и контролировать гибкие правила доступа, благодаря чему получать информацию внутри домена на той или иной стадии жизненного цикла изделия могут только определенные пользователи или группы.

Для эффективной защищенной передачи данных используется протокол HTTPS. Наконец, в Windchill предусмотрено несколько уровней защиты — на уровне учетной записи пользователя, изделия и файла, — что крайне существенно для управления действиями большого распределенного коллектива.

Архитектура

Все программные продукты Windchill интегрированы между собой. В них используются общие бизнес-объекты, модели процессов, схема СУБД и веб-интерфейс пользователя, а также единый вход в систему. Универсальная сетевая архитектура Windchill основана на стандартах отрасли, что позволяет поддерживать специалистов, работающих в разных подразделениях компании, и внешних пользователей, например поставщиков, партнеров и потребителей. Архитектура Windchill характеризуется также функциональной совместимостью с другими системами, обеспечивая беспрепятственный общий доступ к контенту и процессам при работе с другими информационными и корпоративными программными продуктами, такими как системы управления ресурсами предприятия, цепочками поставок и взаимоотношениями с клиентами.

 

3. Изучить концепцию Единого информационного пространства

 

 

Анализ преимуществ открытых систем. Преобразование производственных процессов, протекающих в физическом пространстве, в информацию для сопровождения производственных процессов в информационном пространстве

 

На рис.2 представлено схематическое изображение структу-

ры ИИС во взаимодействии с процессами ЖЦ продукции пред-

приятия. Из схемы видно, что в этих процессах используется ин-

формация, содержащаяся в ИИС, а ИО, порождаемые в ходе

процессов, возвращаются в ИИС для хранения и последующего

использования в других процессах (это отображено на схеме двух-

сторонними стрелками). С ОБДИ связаны процессы на всех стади-

ях ЖЦ, в то время как ОБДП информационно связана с техноло-

гической и организационно-экономической подготовкой произ-

водства и собственно производством (включая процессы отгрузки

и транспортирования готовой продукции).

При создании любого нового изделия и технологической под-

готовке его производства средствами конструкторских и техноло-

гических САПР (CAE/CAD/CAM) в ИИС создаются соответству-

ющие ИО, описывающие структуру изделия, его состав и все вхо-

дящие компоненты: детали, узлы, агрегаты, комплектующие,

материалы и т.д. Каждый ИО обладает атрибутами, описывающи-

ми свойства физического объекта: технические требования и ус-

ловия, геометрические (размерные) параметры, массогабаритные

показатели, характеристики прочности, надежности, ресурса, а

также другие свойства изделия и его компонентов.

Информационные объекты в составе ОБДИ содержат в произ-

вольном формате информацию, требуемую для выпуска и под-

держки технической документации, необходимой на всех стадиях

ЖЦ для всех изделий, выпускаемых предприятием. Каждый ИО

идентифицируется уникальным кодом и может быть извлечен из

ОБДИ для выполнения действий с ним. Общая база данных об

изделии обеспечивает информационное обслуживание и поддер-

жку деятельности заказчиков (владельцев) изделия, разработчи-

ков (конструкторов) и технологов, управленческого и производ-

ственного персонала предприятия, изготовителя изделия, эксп-

луатационного и ремонтного персонала заказчика и специализи-

рованных служб и др.__

 

 

 

Рис.2. Структура интегрированной информационной среды во взаимодействии с процессами ЖЦ продукции предприятия

 

4. Сформулировать вопросы, высказать собственные суждения относительно преимуществ работы в интегрированной информационной среде.

Изучить и дать комментарии к структуре Единого информационного пространства.

 

 

5. Изучить структуру Общей базы данных

Рассмотрим несколько масштабируемых общих баз данных.

Масштабируемая общая база данных позволяет масштабировать базу данных, доступную только для чтения, созданную исключительно для отчетов (база данных отчетов). База данных отчетов должна находиться на наборе выделенных, доступных только для чтения томах, основное назначение которых — размещение баз данных. Используя обычное оборудование для серверов и томов, можно масштабировать базу данных отчетов, предоставляя одинаковое представление данных отчета на нескольких серверах отчетов. Это также обеспечивает простой путь обновления для базы данных отчетов.

После построения базы данных отчетов в наборе томов отчетов они помечаются как доступные только для чтения и монтируются к нескольким серверам отчетов. На каждом сервере отчетов база данных отчетов затем прикрепляется к экземпляру MicrosoftSQL Server 2005 или более поздних версий и становится доступной в качестве масштабируемой общей базы данных. После построения базы данных в качестве масштабируемой общей базы данных клиенты, использующие различные серверы отчетов, могут предоставлять общий доступ к базе данных. Для запроса к базе данных пользователь или приложение может подключиться к любому экземпляру сервера, к которому присоединена база данных. Для данной версии базы данных отчетов клиентские приложения на различных серверах получают одинаковое представление данных отчетов, согласовывая результаты запроса на всех серверах.

Масштабируемые общие базы данных предоставляют следующие преимущества:

- масштабирование рабочей нагрузки на базах данных отчетов с помощью обычных серверов и оборудования;

- масштабируемая общая база данных является оптимальным способом предоставления доступа к витрине данных или хранилищам данных, доступных только для чтения, с нескольких экземпляров сервера для этапов подготовки отчетов, таких как выполнение запросов или применение служб Reporting Services.

 

 

Изоляция рабочей нагрузки.

 

Каждый сервер использует собственную память, ЦП и базу данных tempdb, что предотвращает монопольное использование всех ресурсов сервера одним плохо настроенным запросом.

Одинаковое представление данных отчета от всех серверов.

Это предполагает, что экземпляры сервера настроены одинаково, например используют единые параметры сортировки. Примечание

 

Можно обновить базу данных отчетов на втором томе отчетов. Дополнительные сведения см. в разделе Максимизация доступности масштабируемой общей базы данных.

 

Ограничения

 

Масштабируемые общие базы данных имеют следующие ограничения.

 

База данных должна находиться на томе, доступном только для чтения.

 

Файлы данных доступны через сеть SAN.

 

Базы данных поддерживаются Windows Storage только на Windows Server 2003 SP1 или более поздних версиях.

 

Рекомендуется ограничивать конфигурации масштабируемой общей базы данных до восьми экземпляров сервера на каждую общую базу данных.

 

Масштабируемые общие базы данных не поддерживают моментальные снимки базы данных.

 

Для настройки масштабируемой общей базы данных необходимо, чтобы среда сети хранения данных уже работала должным образом. Правила и рекомендации по применению масштабируемой общей базы данных см. в разделе Обеспечение создания правильной среды для масштабируемой общей базы данных.

 

6. Выполнить построение и масштабирование базы данных отчетов

 

Чтобы настроить новую масштабируемую общую базу данных, администратор базы данных строит новую базу данных отчетов на наборе томов отчетов или обновляет старую версию базы данных отчетов (фаза построения или обновления). Затем администратор масштабирует базу данных, настраивая ее как масштабируемую общую базу данных на нескольких экземплярах сервера (фаза присоединения).

 

На рис.3 показано построение новой базы данных отчетов с использованием одного тома отчетов и присоединением базы данных, чтобы сделать ее доступной как масштабируемую общую базу данных.

 

 

Рис.3. Построение новой базы данных отчетов

 

Фаза построения, изображенная на рисунке, демонстрирует процесс монтирования тома отчетов на рабочем сервере и построение базы данных отчетов. После монтирования на рабочей системе том помечается как доступный для чтения и записи. Затем на томе создается база данных отчетов с использованием методов копирования данных, доступных в SQL Server 2005 и более поздних версиях для копирования данных или баз данных. База данных отчетов на этом рисунке является копией завершенной рабочей базы данных. После построения базы данных администратор настраивает каждый том отчетов для доступа только для чтения и размонтирует его.

 

Фаза присоединения, изображенная на рисунке, демонстрирует предоставление доступа к базе данных как к масштабируемой общей базе данных. Сначала администратор монтирует том отчетов, доступный только для чтения, на нескольких серверах отчетов в сети SAN. Затем на каждом сервере отчетов администратор присоединяет базу данных отчетов к экземпляру SQL Server. Она присоединяется в качестве базы данных, доступной только для чтения, так как тома доступны только для чтения. После завершения процесса на данном сервере отчетов база данных отчетов становится масштабируемой общей базой данных на этом сервере. Однако фаза присоединения в целом продолжается до присоединения базы данных на всех серверах отчетов.

 

Данная версия базы данных отчетов остается доступной в качестве масштабируемой общей базы данных, пока она присоединена на любом сервере отчетов.

Обновление набора томов отчетов

Поскольку база данных отчетов доступна только для чтения, как правило, она со временем устаревает, и ее необходимо обновить для поддержания данных отчета в современном состоянии. Для конфигурации масштабируемой общей базы данных полный процесс замены базы данных отчетов на заданном наборе томов отчетов на свежую версию той же базы данных называется циклом обновления.

Цикл обновления

Цикл обновления начинается с фазы отсоединения, которая заканчивается размонтированием всех томов отчетов от всех серверов отчетов. Далее следует фаза обновления (аналогична фазе построения новой базы данных отчетов). Фаза обновления заканчивается свежей, относительно новой версии базы данных на томах, доступных только для чтения, не смонтированных в данный момент на каком-либо сервере. И, наконец, база данных устанавливается как масштабируемая общая база данных во время фазы присоединения, которая включает те же шаги, что и для присоединения новой базы данных отчетов.

 

Фаза отсоединения.

 

Первый этап цикла обновления удаляет устаревшую базу данных из конфигурации масштабируемой общей базы данных на каждом сервере отчетов. Процесс удаления устаревшей базы данных из обслуживания как масштабируемой общей базы данных называется фазой отсоединения цикла обновления. До предоставления доступа к свежей версии базы данных отчетов на данном сервере отчетов необходимо завершить эту фазу на сервере.

 

Чтобы начать удаление базы данных, администратор базы данных останавливает рабочую нагрузку запросов к базе данных от каждого экземпляра сервера‏. Затем на каждом сервере отчетов, администратор отсоединяет базу данных. После отключения от последнего экземпляра сервера база данных отчетов более не является масштабируемой общей базой данных. Для завершения этой фазы администратор размонтирует набор томов отчетов с устаревшими базами данных.

 

Фаза обновления.

 

Следующая фаза цикла обновления включает обновление базы данных на том же наборе томов отчетов. Процесс обновления базы данных заключается в обновлении, например импорте текущих рабочих данных, или ее перестроении, к примеру, путем восстановления последней резервной копии рабочей базы данных. Наиболее предпочтительный метод обновления базы данных зависит от бизнес-требований.

 

Фаза присоединения.

 

Чтобы закончить цикл обновления для набора томов отчетов, администратор должен масштабировать обновленную базу данных. Если для конфигурации масштабируемой общей базы данных используется только один набор томов отчетов, процесс присоединения во время обновления аналогичен начальному процессу присоединения.

Чередование версий базы данных между двумя наборами томов отчетов

 

Чтобы добиться максимальной доступности конфигурации масштабируемой общей базы данных, возможно применение двух альтернативных наборов томов отчетов. Это позволяет перекрывать циклы обновлений устаревшей и свежей базы данных. Свежая база данных отчетов расположена на другом наборе томов. До отсоединения устаревшей версии базы данных и отключения ее томов можно обновить базу данных на альтернативном наборе томов и смонтировать эти тома на серверах отчетов. Затем, после отсоединения устаревшей версии базы данных от данного экземпляра сервера, можно немедленно присоединить свежую версию.

 

 

Рис. 4. Структура общей базы данных

7. Содержание отчета

В отчете по лабораторной работе следует привести общую структуру управления, структуру интегрированной информационной среды структура общей базы данных с комментариями, раскрывающими их функциональные возможности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какую информацию несет схема общей структуры управления?

2. Какие должен принять меры администратор БД,
чтобы сделать ее доступной как масштабируемую общую базу данных?

3. Что демонстрирует Фаза присоединения?

4. Как добиться максимальной доступности конфигурации масштабируемой ОБД ?

5. Какие разделы содержатся в общей БД?

 

Литература:

1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие/ Под ред. Иванниковой И.А.[Текст]-М.: Экспертное бюро, 2007.- 112 с.

 

2. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с. - (Серия «Высшее образование»).

3. Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MRP II 2-е изд. – СПб Питер, 2005 – 416 с. ил.

 

4. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2009.-336с. ISBN 978-5-16-002774-6.

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №4

 

 

Моделирование производственной деятельности наукоемкого предприятия -4 часа

 

 

Цель занятия

- изучить современное состояние моделирования автоматизированного производства, освоить принципы и подходы к управлению, которые гарантируют реализацию инновационных проектов и достижение необходимого качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

 

 

Порядок выполнения работы

 

1.Выявить особенности ЖЦП в наукоемком предприятии

 

 

При управлении предприятием проводятся многовариантные расчеты и по их результатам производится выбор лучшего решения.

Именно проведение таких расчетов – важнейшая часть современного управления, его применение предусматривает широкое использование экономико-математических методов.

Наукоемкое предприятие концентрирует в себе и научные исследования, и проектирование, и производство, и послепродажное сопровождение, причем ассортимент выпускаемой продукции может быть достаточно велик. Чтобы сформулировать задачу управления, надо определить, чем мы хотим управлять, т.е. выделить объект управления.

Рассмотрим жизненный цикл продукции (ЖЦП), который в наукоемком предприятии имеет свои особенности. Понятие жизненного цикла продукции дается в стандартах ISO 9000 как совокупность этапов, через которые проходит изделие за время существования.

Под этапами понимаются последовательные отрезки времени для выполнения работ.

На наукоемком предприятии жизненный цикл продукции – это не только совокупность, но и взаимосвязь и не только этапов, но и процессов. Под процессом понимается цепочка последовательно выполненных работ.

Рассматривая управление предприятием с позиции управления процессами ЖЦП, включая процессы с поставщиками и потребителями, достигается цель: повысить эффективность производства в рыночных условиях за счет повышения эффективности системы управления.

Таким образом, можно добиться оптимальности не только самого продукта, но и оптимальности процессов планирования и управления производством, маркетинга, закупки, реализации и т.д.

Под ЖЦП наукоемкого предприятия будем понимать не только совокупность этапов, но и замкнутый круг взаимосвязанных производственных процессов, происходящих одновременно.

Действительно, на предприятии каждый день проводятся маркетинговые исследования, научно-исследовательские и проектные работы, осуществляются закупки, складирование сырья и материалов, производство продукции, складирование готовой продукции, сбыт, получение денег, которые определенным образом используются, в том числе и на приобретение сырья и материалов и т.д.

Производственные процессы на наукоемком предприятии состоят из обеспечивающих процессов (научно-исследовательских, информационных, транспортных и др.), процессов производства продукции (технологических, механических и др.), обслу-

живающих (ремонтных и т.п.) процессов (рис.1). При этом в процессах преобладают организационные аспекты, поэтому определяющими задачами управления будем считать задачи организационного характера, в том числе финансово-хозяйственного (учет, планирова

ние, анализ данных, документооборот, менеджмент ресурсов).

Рис. 1. Производственный процесс на наукоемком предприятии

 

В условиях рынка перед управленческим персоналом стоят новые за-

дачи по созданию и освоению нетрадиционных систем получения инфор-

мации о затратах. Обязательно надо выделить такой объект учета, как

"центр затрат", определяемый лицом принимающим решение о целесооб-

разности возникновения того или иного вида расходов.

В целях эффективности управления на каждом конкретном предприятии,

исходя из его специфики и целей управления, необходимо определить, в

каких разрезах классифицировать затраты и насколько детализировать мес-

та их возникновения.

В рыночной экономике вопросы финансового планирования, ценооб-

разования, снабжения, сбыта, оплаты труда должны решаться самими

предприятиями, причем предприятие самостоятельно должно обеспечивать

финансирование воспроизводственного процесса. В этих условиях возник-

ли новые для наших предприятий задачи по управлению привлечением и

использованием средств. Новизна состоит в том, что проблемы управ-

ления пассивами раньше не существовало, поскольку разделение источни-

ков средств на собственные и заемные носило формальный характер, а уве-

личение общего количества пассивов производилось вышестоящей органи-

зацией. Не было задачи управления активами, поскольку использование

выделенных средств осуществлялось в рамках утвержденной сверху произ-

водственной программы.

 

2. Рассмотреть, как управлять нематериальными активами

 

 

На наукоемких предприятиях актуальна задача управления нематери-

альными активами, в том числе, интеллектуальным капиталом.

В отличие от технических систем, в экономических системах элементами

ее, наряду с техническими устройствами, являются люди, которые могут

принимать решения и, следовательно, поведение их может быть различ-

ным. Поведение технических устройств можно представить в виде матема-

тических моделей, поведение людей – невозможно.

Наукоемкие предприятия характеризуются большой концентра-цией

сотрудников, обладающих повышенными интеллектуальными способно-

стями. Поэтому очень важна целенаправленная переработка информации,

которая должна превращаться в информацию для принятия управленческо-

го решения, причем для достижения цели необходима взаимосвязь меро-

приятий, начиная с распределения ресурсов, планирования и т.д.

Итак, мы видим, что на наукоемком химическом предприятии возни-

Обеспечение производства

Производство продукции

Обслуживание производства

Ресурсы (научные, трудовые,сырье, оборудование, др.), готовая продукция. Возникает множество управленческих задач. Рассмотрим вопросы их формализации.

 

 

 

4. Изучить, как осуществляется постановка задачи управления наукоемким предприятием

 

Как ранее указывалось, основными концепциями управления

предприятиями в настоящее время являются MRP-II, ERP,

CSRP.

В CSRP усиленное внимание уделено удовлетворению потребно-

стей конечных потребителей продукции. Для того чтобы процветать,

производители должны интегрировать покупателя в центр процесса

планирования деятельности организации. Эта интеграция требует пла-

нирования ресурсов, синхронизированное с поставщиками и потреби-

телями. Потребитель предъявляет требования к продукту и эта ин-

формация в реальном времени должна использоваться для корректи-

ровки производственных процессов.

Исходя из вышеназванных особенностей, для эффективного управле-

ния наукоемким предприятием в долгосрочном периоде пред-

лагается концепция, включающая принципы ERP, CSRP и использующая

процессный подход к управлению на основе жизненного цикла продукции,

как замкнутого процесса воспроизводства, включая интеграцию с САПР и

АСУ ТП в систему поддержки принятия решений.

При создании автоматизированных информационных систем управле-

ния наукоемким предприятием будем использовать следую-

щие принципы:

1. Принцип разработки единой информационной системы науко-

емким предприятием, учитывающей специфику отрасли и предла-

гающей изменения в информационной и организационной среде, со-

ответствующие поставленным задачам управления (рис.2).

2. Принцип интеграции управления этапами ЖЦП, который состоит в

том, что управление наукоемким предприятием надо строить как управле-

ние единым объектом – взаимосвязанными процессами ЖЦП.

Рис. 2. Структурная схема управления наукоемким предприятием

 

Xп, Xт – векторы плановых и текущих параметров состояния предприятия;

U – вектор управляющего воздействия;

V, Z – векторы воздействия окружающей среды

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.