Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII ВВ.)





СПБ ГБОУ СПО «Петровский колледж»

Отделение общеобразовательной подготовки

 

 

Учебно-методические материалы для студентов заочного обучения

по дисциплине: История

для студентов всех специальностей

 

Санкт – Петербург

2015г.


 

Оглавление

1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 3

2. Курс лекций. 5

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII ВВ.) 5

МОДУЛЬ 2. МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIII – XVII ВВ.) 11

МОДУЛЬ 3. РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ (XVIII-XIX ВВ.) 17

МОДУЛЬ 4. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕXX В. (1900-1921) 22

МОДУЛЬ 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ (1921-1953) 27

МОДУЛЬ 6. РЕФОРМЫ «СВЕРХУ» И СТАГНАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ. 33

РОССИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 33

3. Материалы для самоконтроля (тестовые задания) 44

4. Информационное обеспечение обучения. 53

 


1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель:

Формирование представлений об особенностях развития российского государства на основе осмысления важнейших событий и проблем российской истории X – XXI вв.

Задачи:

· рассмотреть основные этапы развития России на протяжении X – XXI вв.;



· показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России;

· сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;

· показать целесообразность учета исторического опыта в социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.

Освоение содержания учебной дисциплины «История» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

· личностных:

ü сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);

ü становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;



ü готовность к служению Отечеству, его защите;

ü сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ü сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

ü толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

· метапредметных:

ü умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

ü умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

ü владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;



ü готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;

ü умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

ü умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

· предметных:

ü сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

ü владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

ü сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

ü владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

ü сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

 


 

Курс лекций.

МОДУЛЬ 1. КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XIII ВВ.)

1.1. Место средневековья во всемирно-историческом процессе.

 

Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами, которые хотели таким образом подчеркнуть отличие культуры своего времени от прошлого исторического периода (эпохи Античности). В понимании итальянцев «средний век» - это «темный век», период культурного упадка, когда в жизни европейцев ничего не происходило, господствовал религиозный фанатизм и царила безграмотность. В тысячелетний период Средневековья историки выделили 3 этапа:

Раннее Средневековье - V в. – начало ХI в

Классическое Средневековье - ХI–ХV вв

Позднее Средневековье - ХV в. – середина ХVII в

Наиболее характерными чертами Средневекового периода являются:

- аграрное общество, основано на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях;

- система ценностей основана на религиозных заповедях и учений церкви;

- происходит зарождение и формирование современных народов;

Средневековье создало новый городской образ жизни, институты образования, что дало толчком для развития мировой цивилизации.

В эпоху Средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. В VI в. н.э. у восточных славян начинается процесс разложения родовых отношений. В VII в восточные славяне объединятся в племенные союзы со своими княжествами. В VIII – IХ вв. в Восточно-Европейской равнине идет интенсивное развитие экономике, завязываются тесные отношения с Византией, Востоком и Западной Европой.

1.2. Возникновение государственности у славян. Общественно-политическое устройство Киевской Руси.

 

Расселение славян на Русской равнине. Современные историки считают «прародиной» славян Центральную Европу. Расселяясь по обширным просторам Русской равнины, славяне сталкивались с проживавшими здесь другими племенами, в ходе этого сами славяне при общении с ними менялись. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя и формирование новых отношений. На территории, составившей в будущем Киевскую Русь, насчитывалось более 10 славянских союзов:

Пол­­яне Древляне Словене Вятичи
Белые хорваты   СОЮЗЫ Северяне
Волыняне Кривичи
Тиверцы Уличи Дреговичи Радимичи  

Основой хозяйства славян, в том числе восточных, было пашенное земледелие. Применялись пахотные орудия с железными рабочими частями – рало (на юге), соха (на севере). Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Хозяйственная ячейка – малая семья. Семьи объединялись в соседскую общину –вервь.

Возникновение государства. Норманская и антинорманская версии. Факт призвания варягов, его трактовка и оценка делили историков на сторонников норманской версии происхождения Древнерусского государства и ее противников – норманистов и антинорманистов. Оппоненты норманистов отстаивали самостоятельное историческое творчество славянских народов и обнаружили элементы славянской государственности еще в «доваряжскую эпоху». В качестве аргументов указывали на существование развитых племен и союзов племен; существование власти князей – племенных вождей; участие населения в решении сложнейших задач обороны территории и управления.

Общественно-политическое устройство Киевской Руси. После княжения Рюрика началась экспансия варягов на юг. В 882 году родственник

Рюрика Олег объединил русскую землю от Новгорода до Киева, сделав последней своей столицей. Эта дата – отправная точка русского государства. Он объединил все славянские племена, обложив их данью. Дань собиралась путем полюдья.

Система «Князь – дружина – вече». Первые киевские князья стремились укрепить Землю Русскую. Процесс закреплялся в новых территориальных приобретениях, назначении киевского князя и установлении дани. Князю Олегу удались за короткий срок объединить свыше десятка племенных союзов, что способствовало формированию территориального государства Руси. Этот процесс был в основном насильственный. Некоторые племена пытались уйти из опеки Киева. Пример в этом отношение и древлянами, которые после смерти Олега отказались платить дань. Князь Игорь, пытаясь удержать и наказать их, был убит во время сбора дани. Вдова Игоря, княгиня Ольга, не только отомстила древлянам, но и приняла ряд мер, чтобы упорядочить сбор дани и стабилизации в русских землях. Она была первой во многих делах: приняла христианство и была автором первых реформ. Так же в период правления Ольги сформировалась корпорация древнерусской служилой знати единая.

При князе Святославе - Русь освободилась от зависимости со стороны Хазарского каганата и стала признаваться как военная держава. Его сын Владимир предпринял ряд реформ, крестил Русь. Ярослав Владимирович (Мудрый) даровал первый свод древнерусских законов (« Русская правда»), сделал Русь уважаемой далеко за пределами.

Каждый из князей пришел на престол кровавой дорогой, а подчас и братоубийственной войны. Причиной был несовершенный порядок занятия – лествица (наследие по горизонтали).

С другой стороны, в Киевской Руси принцип наследования сочетался с принципом ее выборности. Киевские князья стремились посадить в своих сыновей во всех крупных центрах Руси, но примет или нет население ставленника, зависело не от воли князей, а от населения, выраженного на вече. Оно принимало решение об избирании или изгнании князя, советовался князь по вопросам политики, развития торговых отношений и т.д..

Непременным атрибутом государства была княжеская дружина. Она выполняла не только функцию княжеской гвардии, но и функцию княжеской администрации. Старшие дружинники – бояре – собирали дань и позже превращались в крупных феодальных собственников. Младшая – отроки – кормились с княжеского стола. Дружина приходила с князем, а когда князя изгоняют, уходила вместе с ним.

Внешняя политика древнерусских князей. Киевская Русь была крупнейшей державой в Восточной Европе. В IХ в. ее наиболее опасным противником был Хазарский каганат.

Направление русской внешней политики были отношения с Византийской империей. Отношения отличались неустойчивостью: торговые связи сменились военными конфликтами. В 907 г. Князь Олег привез войско к столице Византии, в результате которого был заключен выгодный договор для Руси.

Политика на юге отличалась как союзными отношениями, так и военными конфликтами.

Древнерусское общество в зеркале «Русской правды». Особенности общественного устройства Руси отражены в древнейшем своде законов – «Русской правде». Так же важными памятниками законодательства являются княжеские уставы и сборники церковных установлений.

В этом документе сделаны первые шаги по ограничению кровной мести, за убийство холопа уплачивался штраф в 5 гривен. Упоминались рядовичи, жизнь которых защищалась минимальным пятигривенным штрафом.

Принятие христианства на Руси. Завершающий этап становления Киевской Руси, ее расцвет связаны с княжением Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Мудрость князя состояла в том, что он стремился укрепить государство с помощью веры. Религия у славян была языческой. При Владимире произошло величайшее событие в истории – Русь приняла христианство. Выбор состоялся не сразу. Соседи государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм – вера в единого Бога. Изучив сущность каждой религии, Владимир сделал выбор в пользу христианства (православия), хорошо известной на Руси. Принятие христианства датируется 988 годом, тогда и сам Владимир крестился.

Была учреждена русская митрополия, которая подчинялась константинопольской патриархии. В важнейших городах создаются епископства. Владимир не жалел средств на строение храмов. Первый храм был возведен в Киеве в честь Богородицы, князь пожаловал ему десятую часть всех богатств и доходов, собираемых в казну с городов и русских земель, - церковную десятину. Наряду с храмами строились монастыри, в которых обосновались религиозные общины монахов и монахинь. В русскую культуру вливались новые творческие направления: каменное строительство, иконопись, фресковая живопись

 

1.3. Политическая раздробленность русских земель и последствия децентрализации (ХI – начало ХIII вв.)

 

Причины княжеских усобиц. В середине ХI – начало ХIII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической раздробленности. Каждое княжество становилось самостоятельным государством. В экономическом плане раздробленность опиралась на развитие самостоятельного феодального землевладения.

Начальная фаза раздробленности Руси относят к смерти Ярослава Мудрого. Русь была поделена между его тремя сыновьями: Изяславом (получит Киев и Новгород), Святославом (Чернигов) и Всеволодом (Переяславль и Ростовская земля). Вначале братья старились жить в мире и чтить старшего брата Изяслава, но вскоре между ними и их потомками возникли конфликты и усобицы, длившиеся почти сто лет.

Со смертью Ярослава в 1093 г. власть перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Он был неумелым правителям, стремился из всего извлечь выгоду, не сумел противостоять половцам и справиться с усобицей.

После смерти Святополка вспыхнуло восстание, оно побудило бояр пригласить на престол авторитетного князя Владимира Мономаха(1113-1125). В годы его правления единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. После смерти Мономаха, на престол взошел его сын – Мстислав I (1125-1132). После смерти Мстислава Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, который носит название периода раздробленности или удельного периода. Причинами раздробленности Киевской Руси являются:

– формирование феодальных отношений, при которых появляются крупные

земельные владения (боярские вотчины), вызывающие стремление бояр к

самостоятельности и укреплению своей власти;

– ослабление центральной власти (киевского князя). В условиях, когда княжеский род разветвился, а отношения между преемниками запутались, необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил;

– отсутствие прочных экономических связей между землями, господство

натурального хозяйства вели к децентрализации государства;

– упадок значения торгового пути «из варяг в греки», выполнявшего

объединяющую функцию;

– бегство населения в северо-восточные земли как результат непрерывных

нападений со стороны кочевников

Последствия децентрализации русских земель. Распад Киевской Руси привел к существенным изменениям политического, экономического и культурного характера. Киев стал первым среди равных княжеств-государств, но вскоре другие земли опередили в своем развитии. Титулом великого князя величали не только киевских, но и князей других земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, оставались едиными религия, язык, правовые нормы «Русской правды». Во многих сферах общественной жизни наблюдался прогресс. Осваивались новые неплодородные земли, где развивалось хлебопашество, ремесла. Бурный рост городов, развитие местных рынков. Децентрализация позволила лучше приспособить политическое устройство земель к местным условиям. Вместе с тем разрушение единого государства сделало Русь беззащитной перед грозным монгольским нашествием, что привело к тяжелым последствиям.

Особенности развития Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской республики. В конце ХII – начале ХIII вв. на Руси определились три основных политических центра: Владимиро-Суздальское княжество, Волынское княжество и Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество – стало независимым во время правления сына Мономаха – Юрия Долгорукого (1132-1157). Географическое расположение способствовали притоку беженцев с южных княжеств и быстрому экономическому развитию. Время правления Всеволода, сводного брата Юрия, стало расцветом для княжества. Владимирская Русь распалась на уделы. Княжества Северо-Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.

Галицко-Волынское княжество – располагается на юго-западе. Особенностью расположения является соседство с польскими и венгерским государствами, наличие влиятельного местного боярства. Имелись черноземы, лесные массивы и залежи каменной соли. Создалось при волынском князе Романе Мстиславиче в 1199 г. В 1203 году он захватил Киев и принят титул великого князя. Его сын Даниил сумел объединить Юго-Западную Русь с Киевской землей. В дальнейшем княжество было разорено татаро-монголами, а через сто лет оказалось в составе Литвы и Польши.

Новгородская земля – занимало огромную территорию. Избежала участи от разорения. Развитие получила охота, рыболовство, солеварение, производство железа. Город находился на перекрестке торговых путей. Новгород в 1136 г. стал боярской республикой. Высшем органом было вече.

 

1.4. Русь между Западом и Востоком.

 

Переломным моментов в истории Древней Руси стал XIII век. Татаро-монголы, появившиеся на Руси в 1237 г., несли массовую гибель людей, разрушение городов. Опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы и ливонские рыцари наступали на русскую землю. Если с Востока шло разорение, то Запад требовал смены веры, принятия католичества.

Монголы-татары и Русь. Монголо-татарами стали называть всех, с кем Русь вела борьбу. В началеXIII в. произошло их объединение под властью одного из ханов – Темучина. В 1206 г. великим ханом был провозглашен Чингисхан. Находясь на стадии становления государства, монголы проявили заинтересованность в расширении пастбищ. Отсюда грабительские походы на соседние народы.

Монгольские завоевания в начале XIII века.

1219-1224 гг. Поход на Среднюю Азию, Иран, Афганистан, на Кавказ, в половецкие степи
1223 г. Битва на р. Калке. Поражение русских войск
1236 г. Начало похода на Волжскую Булгарию и Русь
1238 г. Завоевание Владимиро-Суздальской Руси
1239-1241 гг. Новое нашествие на Русские земли. Вторжение в Европу

Одержав ряд побед в Европе в 124201243 гг. они вернулись в свое государство – Золотую Орду. Его столицей стал Сарай-Бату в низовьях реки Волги. Управлял государством диван, в который входили 4 эмира. Русь стала вассалом и данником Золотой Орды.

Золотая орда и Русь. Батыево нашествие потрясло всю Русь, но не разрушила ее. Для контроля за русскими землями был создан институт наместников-баскаков.

Русские земли часто подвергались набегам ордынцев и карательным походам. Система баскачества существовала до XIV в., после сбор дани передали русским князьям. Великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, что вело к вражде между русскими князьями и укреплению власти золотоордынского хана.

Монголо-татарское иго на Руси( 1 пол. XIII в. – 2 пол. XV в.)

Нашествие разрушительно сказалось на состоянии русских земель. Люди гибли, многие попадали в плен и превращались в рабов.

Невская битва. Первыми на Русь напали шведы. В июле 1240 г. шведский флот вошел в устье Нивы, они хотели захватить Старую Ладогу, а затем и Новгород. В это время правил Александр Ярославич. Проявив свой талант, он сумел со своей дружиной отрезать шведам путь к наступлению. В честь победы был прозван Александром Невским.

Ледовое побоище. В 1240 г. ливонские рыцари овладели псковской крепостью, а затем и Псковом. Отряды крестоносцев находились в 30 км от Новгорода. Бояре позвали Александра на помощь. В 1241 г. Александр организовал поход, в итоге которого он разрушил их крепость. Зимой 1242 г. он освободил Псков. Весной этого же года на чудском озере состоялась битва под названием «ледовое побоище». Русичи положили конец агрессии крестоносцев.

Великое княжество Литовское и Русское. Основы нового государственного объединения были заложены литовским князем Миндовгом. Толчком к объединению земель стала борьба с внешней опасностью. Объединительная политика литовских князей проявилась в годы правления князя Гедимина (1315-1341). Он значительно расширил территорию Литовского и Русского княжества. Так же значительно расширялась территория при князе Витовта (1392-1430).

В период объединения русских земель был другой путь социокультурного развития Руси. Внешняя опасность способствовала быстрому и мирному объединению Южной и Западной Руси под властью литовских князей. Целью было создание единого государства.

 

1.5. Древнерусская культура в IX – начале XIII вв.

 

В Древней Руси сформировалась высокая самобытная культура. Ее истоки - славянская культурная традиция и влияние Византии. Древнейшей пласт русской духовной культуры – устное народное творчество, былинный эпос. Важнейшим явлением культуры Руси стали летописи.

Еще до принятия христианства на Руси была некая письменность. С начала X в. Преобладала система славянского письма – кириллица. После крещения Руси центрами письменности стали монастыри, при которых создавались школы и библиотеки. Становление письменности обусловило создание и развитие древнерусской литературы.

Каменное строительство на Руси началось с конца X в., причем возводились на камне вначале только церкви.

Древнерусская живопись также находилась под влиянием Византии. Церкви богато украшались фресками, мозаиками, иконами. Однако в XII в. искусство мозаики уступает место фреске и иконописи.

Очагами развития культуры Руси являлись города. В городах значительно развивалось ремесло, появились мастера разных направлений, процветало художественное ремесло.

 

Вывод: перемены в жизни Российского государства и общества, по-прежнему вызывают интерес к прошлому нашей родины. Если взять весь первый модуль, то можно увидеть, как развивалась Русь: она отказалась от язычества и приняла христианство, как возникало государство у славян, как оно рушилось и раздроблялось, как князья каждого княжества пытались расширить свою территорию. Но в итоге Русь объединилась и стала единым государством. Русская культура развивалась в общем русле с европейской культуры. Этому способствовали однотипность социально-экономического развития Руси и европейских стран, сходство социальной культуры и общие христианские ценности.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.