Сделай Сам Свою Работу на 5

Джаганнатха-Пури и Бхубанешвар





70-02 В Индии, особенно в Бенгалии и Ориссе миллионы последователей Господа Чайтаньи. В Махараштре был святой по имени Святой Тукрам, который тоже был последователем Господа Чайтаньи, он затопил всю Западную Индию движением санкиртаны. Так что во всех провинциях Индии движение санкиртаны весьма популярно, и каждый, кто принимает участие в движении санкиртаны, является преданным Господа Кришны или Господа Рамы. Нет в Индии ни одного индуса, который в той или иной степени не сознавал бы Кришну. (ПШП Мандали-Бхадре, 3 февраля 1970)

74-04 Я не посещал Джаганнатха-Пури, потому что там моим людям не позволяют видеть Божество. Когда ты устроишь так, чтобы я мог посетить храм вместе с моими учениками, я тут же приеду. Сейчас я в Индии и пробуду здесь до 15 мая, а потом уеду в Европу, чтобы посетить Францию, Швейцарию, Италию, Германию и т.д. После этого я вернусь сюда и пробуду здесь до конца августа, а потом снова уеду — в Англию и США. Таков мой план. Но я здесь до 15 мая. 18 апреля я еду в Хайдарабад, а затем в Тирупати. И оттуда я мог бы приехать в Джаганнатха-Пури, если все вопросы будут решены.

Весьма прискорбно, что этим американским и европейским юношам, которые являются чистыми вайшнавами и соблюдают все принципы, какие-то негодяи не позволяют войти в храм. Как сказано в Падма-пуране, арчйе вишнау шила-дхир гурушу, нара-матир вайшнаве джати буддхир.



Не понимаю, что заставляет руководителей придерживаться этой установки. Если ты сможешь устранить этот запрет, ты сослужишь большую службу всему сообществу Гайдия-вайшнавов. Согласно шастрам, всякий, кто носит тилаку и шикху, а также кантхи-малу поверх вайшнавского платья, или санньяси­-вайшнав, должен быть принят, особенно если он повторяет харе-кришна-мантру на четках. Пожалуйста, убеди их, пусть они позволят этим вайшнавам входить в храм Джаганнатхи.

Один наш друг в Ориссе предлагал подарить нам землю в Бхубанешваре, и я хочу построить там большой храм Джаганнатхи для наших людей, если нам не позволяют входить в храм Джаганнатхи в Пури. В храм Джаганнатхи приезжают люди из всех штатов Индии. Теперь, когда Джаганнатха распространил Свое влияние на весь мир, почему так называемые слуги Джаганнатхи не позволяют этим молодым людям видеть Господа Вселенной? Я не понимаю их философии.



Мы проследим, чтобы ты получал свои экземпляры «Обратно к Богу». В общем, я приеду в Джаганнатха-Пури, как ты любезно настаиваешь, но только после того, как всем моим ученикам будет разрешен вход в храм.

Всегда желающий тебе добра,

А.Ч. Бхактиведанта Свами. (ПШП Шьямасундаре Брахмачари, 8 апреля 1974)

74-05 Кажется, у нас есть хорошие шансы получить разрешение на вход в храм Джаганнатхи в Пури, если мы сможем представить нужные документы. Моя идея состоит в том, что ты должен представить прилагаемый документ, подтверждающий, что наши люди являются настоящими индусами, Свами Чинмайянанде, который, как ты говоришь, симпатизирует нам в этом отношении. Пусть он перепишет это подтверждение на свой фирменный бланк и подпишет его. Кроме того, возьми такие же подтверждения с подписями от г-на Сурья-Нараяны Раджуа, министра пожертвований Андхра-Прадеша, который приходил встречать нас в Тирумале. Думаю, что подписей двух таких лиц будет достаточно, и нам не понадобится разрешение от правительства. Итак, если ты сможешь получить такие подтверждения от этих двух людей, для нашего Общества это будет важным достижением. Постарайся со всей серьезностью сделать это, и Кришна тебе поможет. (ПШП Ачьютананде Махарадже, 31 мая 1974)

74-11 Если у тебя есть экземпляр «Журнала Бхавана», номера, посвященного Дивали, №8 от 10 ноября 1974, ты можешь найти в нем на стр. 197 под заголовком «Станица наших читателей» вопрос: «Нужно ли позволять неиндусам, которые приняли образ жизни индусов, то есть, членам Движения «Харе Кришна», входить в индусские храмы?»



Без промедления напиши ответ редактору «Журнала Бхавана», д-ру К.М., Мунши-марг, Бомбей 400-007, с приложением письма Свами Чинмайянанды о том, что ученые пандиты и санньяси одобряют вход членов Движения «Харе Кришна» в индусские храмы. Можешь упомянуть, что нас пускают в крупнейший храм Индии, Тирупати, как и в Натхадвар, в которых руководители приняли нас очень хорошо, и даже почтили нас дарами. Нигде, кроме храма Джаганнатхи в Пури, мы не сталкиваемся с запретом на вход. На этот раз мы хотим снова приехать в храм Джаганнатхи, и посмотрим, что они сделают. «Хинду Вишва Паришад» считает нас строгими индусами, и это явствует из письма Свами Чинмайянанды. Итак, немедленно напиши письмо и пришли мне копию этого письма, а так же копию письма Свами Чинмайянанды. Мы попросим их опубликовать и письмо Свами Чинмайянанды в этой связи. (ПШП Махамсе Свами, 25 ноября 1974)

76-05 Что касается земли в Джаганнатха-Пури, на 21 акре земли у нас будет прекрасный храм. Можешь начать переговоры относительно арендной платы и советуйся со мной перед тем, как делать какие-то шаги в этом направлении. Растет ли что-нибудь на этой земле? Если это голый песок, тогда это не очень хорошо. (ПШП Абхирама-дасу, 20 мая 1976)

76-06 Что касается Пури, растет ли там что-нибудь? Это надо исследовать. Если такой возможности нет, тогда это предложение нам не интересно. И как ездить через эти горячие пески? Летом там будет слишком жарко. В общем, вопрос в том, можно ли на этих песках выращивать деревья и другие растения, подходят ли эти пески для таких целей. Если нет, то это просто пустыня, и нам она не подойдет. (ПШП Абхирама-дасу, 7 июня 1976)

76-06 Если земля в Джаганнатха-Пури — просто пустыня, пески, и там невозможно ничего сажать и выращивать — ни траву, ни овощи, ни деревья, тогда в жаркий сезон туда трудно будет приезжать и находиться там. Так что прежде чем мы согласимся на этот участок земли, нужно посмотреть, можно ли там что-то вырастить. Что с землей в Бхубанешваре? (ПШП Гургамуни, 7 июня 1976)

76-11 Что за погода стоит сейчас там, в Бхубанешваре? Я хочу приехать туда. Я хочу немедленно начать там работы по строительству точно такого же храма, как храм Джаганнатхи в Пури. Ты можешь немедленно начать обсуждать с подрядчиками смету. Это будет очень важный храм. (ПШП Гаура-Говинде, 17 ноября 1976)

76-12 Поскольку наших преданных не пускают в храм Джаганнатхи в Пури, я думаю построить точно такой же храм в Бхубанешваре. (ПШП Гурукрипе, 14 декабря 1976)

Дели

71-08 Дели — самый важный город Индии, потому что в нем находится столица страны. Население там, большей частью, образованное. Там много иностранцев и посольств разных стран. Так что с культурной точки зрения Дели — важнейший город. Там много культурных центров, много библиотек, много школ, колледжей, разнообразных торговых контор и разных издательств. Так что если ты сможешь распространить там свое влияние, это будет большой пропагандистский центр. Думаю, что в Дели можно проводить фестиваль в пандале, такой же, как мы проводим в Калькутте и Бомбее. Там есть большое открытое место рядом с площадью Коннаута. (ПШП Тамала-Кришне, 20 августа 1971)

72-12 Одна вещь: я получил сообщение о том, что Теджас испытывает определенные трудности в Дели, потому что там ему никто не помогает. Дели — культурная столица Индии, но мы до сих пор не делали ничего существенного, чтобы развиться там. Теджас — очень искренний и трудолюбивый парень, так то надо его вдохновить. Так что я попросил Тамала-Кришну и Шьямасундару найти людей и послать туда, и они сделают все, что нужно. В Дели очень много разумных юношей и девушек, как я заметил, и я думаю, у нас там больше возможностей, чем где-либо в Индии, поэтому если ты и Ямуна будете периодически ездить в Дели и помогать Теджасу в проповеди, особенно в проповеди студентам и молодежи, это будет очень хорошо. Если людей не хватает, мы можем привлечь каких-то людей, людей первого класса, чтобы они помогли нам сделать работу. Если вся эта проповедническая работа будет делаться искренне, Кришна пошлет людей нам на помощь. Кришне вовсе не нравится видеть Своих людей страдающими или разочарованными из-за Него, нет. Будем сохранять свою веру в Него, трудиться изо всех сил, несмотря ни на какие трудности, очень скоро мы встретимся с Кришной лицом к лицу, не сомневайтесь в этом. (ПШП Гурудасу и Ямуне, 19 декабря 1972)

Связи с общественностью

Общие указания

67-12 Я очень обрадовался, когда узнал от Гаргамуни, что Брахмананда отказался поместить мое имя в ряду каких-то свами-мошенников. Мы всегда должны держаться в стороне от всяких обманщиков. Если мы сможем дать сознание Кришны хоть одному человеку, наша жизнь увенчается успехом. Нам не нужны толпы негодных последователей. Будем исполнять свои обязанности в этом Движении с верой в Кришну, и люди постепенно оценят наше служение. (ПШП Сатсварупе, 23 декабря 1967)

68-02 Мы сейчас пытаемся получить членство в ООН (как неправительственная организация), и если нам повезет, и мы действительно получим такое членство, тогда мы сможем привлечь в наше важнейшее Движение всех глав государств. У нас солидная программа, она зиждется на авторитетнейшей литературе — Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам; о том, что мы не популярны в мире, не может быть и речи. Мы лишь должны представить себя должны образом. Мы способны бросить вызов любому мошеннику, кто бы он ни был, но трудность состоит в том, что быть мудрым — безумие там, где невежество считается за счастье. Махариши Махеш снискал огромную популярность в Европе и Америке, а это говорит о том, что люди в этих частях света не слишком развиты в духовном отношении. На какой философии зиждется учение Махариши Махеша? Он очень умно собирает деньги. Он дает совершенно бессмысленную индивидуальную мантру, берет за мантру деньги и позволяет ученикам наслаждаться жизнью, как им заблагорассудится. Все это просто бессмысленная пропаганда, но люди слепо принимают его советы. Очевидно, однако, что западные люди ищут духовного просвещения, просвещения в истинном смысле этого слова. Должным образом представленная Бхагавад-гита и метод сознания Кришны — это верный рецепт, только мы должны прописывать его с холодной головой и имея четкую программу действия. Думаю, по милости Кришны, результатом моего труда стали такие искренние души, как ты, Брахмананда, Хамсадута и другие. Сейчас нам нужно посоветоваться и наметить серьезную программу. В западных странах нет недостатка ни в людях, ни в деньгах, ни в разуме, нужно лишь соединить эти ресурсы вместе, и тогда нашу программу ожидает успех. (ПШП Джанардане, 7 февраля [КМ-д170] 1968)

68-03 Перед моим приездом проведи, пожалуйста, широкую рекламную кампанию, чтобы как можно больше людей пришло на наши киртаны. Возможно, тебе стоило бы заказать в Нью-Йорке достаточно много литературы и разных проповеднических материалов и распространить их в твоем городе. Может быть, ТВ и радиостанции заинтересуются, если ты предложишь им наши материалы, новые клипы и т.д. Можешь написать по этому поводу Брахмананде, и он даст тебе наставления, как это сделать. Мы должны постараться привлечь внимание как можно большего числа людей, чтобы они могли прийти, послушать и получить благо. Если есть возможность, то, может быть, нужно начать такую работу уже сейчас, проводить киртаны по расписанию, чтобы люди начали приходить еще до моего приезда. Это было бы очень хорошо. (ПШП Андреа Темпл, 6 марта 1968)

68-06 Пока что я попрошу тебя начать переписку с г-ном Марсиалем Тамайо или м-ром Дэвидом Эксли, Председателем Отдела негосударственных организаций ООН и постараться добиться встречи с ними, чтобы донести до них важность нашего Движения и, тем самым, заручиться поддержкой ООН в распространении нашей великой философии среди руководителей всех государств. Они еще не поняли, насколько это Движение важно, но если они любезно согласятся внимательно послушать об основных принципах этого Движения, то почувствуют себя обязанными принять это знание. Ты только начал контактировать с ООН, и небольшой успех уже есть; это ключ, с помощью которого можно сделать новые попытки, и тогда мы добьемся наших целей в очень короткий срок. Пожалуйста, постарайся. Если они захотят встретиться со мной лично, я также с большой радостью пойду им навстречу. Идея в том, что мы хотим получить определенные возможности, чтобы представить нашу формулу разным странам и народам мира. Формула эта очень проста, но, в то же время, возвышенна. Думаю, ты можешь постараться сделать это. (ПШП Пурушоттаме, 19 июня 1968)

68-10 Что касается хиппи, то я знаю, что у хиппи денег нет. Но в Новом Вриндаване мы стремимся к тому, чтобы жители сами производили для себя пищу. Так или иначе, они должны стать независимыми. А иначе какой смысл занимать такой огромный участок земли? Если мы задумаем такое небольшое дело, думаю, правительство и различные фонды нам помогут, как только поймут, что мы действительно учим людей работе над собой и здоровому образу жизни, да к тому же занимаемся их образованием. (ПШП Хаягриве, 7 октября 1968)

69-06 Я очень рад, что Джордж намеревается записать альбом о Кришне, это очень хорошая новость. Я прошу тебя, а через тебя и твоих друзей Джорджа и Джона, сделать очень хорошую запись «Харе Кришна», которую исполнят популярнейшие «Битлз», а наши преданные будут подпевать. В этом я тебя всячески поощряю и поддерживаю. Старайся популяризировать наше Движение «Харе Кришна» любыми возможными средствами. Это и есть наша работа. (ПШП Шьямасундаре, 29 июня 1969)

69-10 По поводу буклета, который прислали вы с Гаргамуни: во введении, которое подписано тобой и Гаргамуни, вы говорите, что я лично наставляю Джона Леннона и Джорджа Харрисона в йоге экстаза. Это не совсем правильно. Конечно, Джордж Харрисон иногда приходит ко мне, и я, конечно, учу его бхакти-йоге. Но в буклете это подано так, как будто они меня специально для этого пригласили. Если это дойдет до них, они могут заявить протест, который будет совсем не к нашей чести. Такие вещи публиковать нельзя, я вообще не понимаю, зачем вы это сделали. Так или иначе, если вы еще не слишком много распространили этих буклетов, тогда постарайтесь изъять из них ту часть, где говорится неправда. (ПШП Тамала-Кришне, 18 октября 1969)

70-01 Уважаемый сэр,

по поводу вашей статьи в «Лос-Анджелес Таймз», опубликованной в воскресном номере от 11 января 1970 года под заголовком «Пение Кришны», я хотел бы заметить, что религия индуизма полностью основана на личностном понимании Бога, то есть, Вишну. Безличная концепция Бога — это лишь вторичное понимание, один из трех аспектов Бога. Абсолютная Истина — это, в конечном счете, Верховная Личность Бога. Аспект Параматмы — это частный аспект Его вездесущности, а безличный аспект — это аспект Его величия или вечности. Все это три аспекта одного и того же целого. Утверждение д-ра Стааля, что культ Кришны представляет собой смесь христианства с индуизмом — как нечто выдуманное, плод чьего-то измышления — неверно. Если христианство, ислам или буддизм личностны по своей концепции, тем лучше. Но религия Кришны личностна и была такой задолго, весьма задолго до того как появились христианство, ислам или буддизм. Согласно ведической концепции, религия создана лично Богом в качестве закона. Религию не может создать ни человек, ни кто-либо, превосходящий человека. Религия — это закон, создаваемый только Богом. К сожалению, все свами, которые прошли перед моими глазами в этой стране, подчеркивали безличный аспект Бога, поскольку не обладали достаточным знанием о личностном Его аспекте. В Бхагавад-гите говорится, что только наименее разумные люди считают, что Бог изначально безличен, но, воплощаясь, приобретает форму. Философия Кришны, основанная на авторитете Вед, говорит, что Абсолютная Истина, Бог изначально представляет собой Верховную Личность. Его полная экспансия присутствует в каждом сердце в Своем локальном аспекте, а духовное сияние Брахмана представляет собой духовный свет и жар, распространяемый повсюду.

В Бхагавад-гите ясно сказано, что весь ведический путь поиска Абсолютной Истины ведет к обнаружению личностного Бога. Если человек удовлетворен другим аспектами Абсолютной Истины, то есть, аспектом Брахмана или аспектом Параматмы, такого человека следует считать обладателем скудного запаса знаний. Недавно мы опубликовали нашу «Ишопанишад», ведическое произведение, и в этой маленькой книжечке мы подробно разбираем все эти вопросы. Что же касается индуистской веры, то в Индии миллионы храмов Кришны, нет ни одного индуса, который не поклонялся бы Кришне. Следовательно, Движение сознания Кришны не есть нечто выдуманное. Мы приглашаем всех ученых, философов, религиозных деятелей и обычных людей критически изучить это Движение и понять его. Если сделать это серьезно, станет понятным возвышенное положение этого великого Движения. Метод пения и повторения святых имен Господа также авторитетен. То, что профессора Стааля раздражает постоянное повторение святого имени Кришны, яснее ясного говорит лишь о недостатке у профессора знания об авторитетном Движении сознания Кришны. Вместо того, чтобы отклонять просьбу Кэри о введении обязательного курса, ему и другим ученым профессорам Университета Беркли, следовало бы терпеливо послушать об истинности этого авторитетного Движения, такого необходимого безбожному обществу в наше время. Это единственное движение, способное спасти сбитое с толку и разочарованное молодое поколение. Я приглашаю всех ответственных хранителей этой страны разобраться в этом духовном движении, а затем предоставить нам почетную возможность распространить его на благо всех и каждого. (ПШП главному выпускающему редактору «Лос-Анджелес Таймз», 14 января 1970)

70-02 Судебное дело очень юмористическое, веселое и авторитетное. Обвинение было предъявлено такое: «Пение имен Бога для блага человечества». Так в чем же нас обвиняют? Если человек поет Имя Бога для блага человечества, то как может образованный судья осудить его? Так что этот судья свершил истинную справедливость, прекратив дело. Это великолепное доказательство искренности нашей деятельности, и ты можешь послать копии решения суда во все наши центры и в редакцию журнала «Обратно к Богу» для немедленного опубликования. … Эти нападки на пение «Харе Кришна» отнюдь не новы. Даже во времена Господа Чайтаньи Ему Самому такие же обвинения предъявил Чханд-кази, который позже сам стал Его преданным. Так что пойте харе-кришна-мантру искренне и серьезно, и Кришна полностью защитит вас. (ПШП Бхагаван-дасу, 8 февраля 1970)

70-03 Следующее, что мы попытаемся сделать — это представить брошюру с фотографиями наших центров разным фондам и привлечь их внимание. У нас возвышенная цель. Наша философия практична и авторитетна, наши нравы исключительно чисты, наша программа проста, как никакая другая, но при этом наша конечная цель возвышенна, как никакая другая. В этом мы должны убедить народ вашей страны. Люди здесь умны, состоятельны и восприимчивы. Почему же не попробовать осуществлять эту программу сообща — ты, Киртанананда Махараджа и Брахмананда? Думаю, в Нью-Йорке немало представительств разных фондов. Если вы будете действовать вдвоем-втроем, да если еще добавите Субалу, получится хорошая команда. Если в каком-нибудь фонде поймут, что мы делаем что-то хорошее, это позволит нам преодолеть финансовые трудности в развитии наших центров. (ПШП Хаягриве, 19 марта 1970)

70-05 Недавно я получил журнал «Кальяна», в котором дается очень высокая оценка нашей деятельности в западном мире. Особенно высоко оценена моя требовательность к соблюдению четырех запретов. Описав нашу деятельность, редактор в одном месте замечает, что сейчас действительно все идет великолепно, но только одному Богу известно, как дело обернется в будущем. Это означает, что индийцы, то есть, строгие последователи ведических принципов, сомневаются в способности американцев и европейцев сохранять приверженность этим принципам. Это предупреждение, которое посылает нам Бог, чтобы мы не отклонялись от вышеупомянутых двух линий деятельности и тем самым не ставили себя под удар критики оппозиционеров.

В Индии уже сейчас существует партия, готовая подвергнуть мою деятельность критике, за то, что я возлагаю священный шнур на тех, кто, по их мнению, являются млеччхами. Но на самом деле, все, что я здесь делаю, учитывая, разумеется, место, время и обстоятельства, пребывает в строгом соответствии с линией наших предшественников и указаниями Санатаны Госвами. Поэтому я прошу вас всех со всей решимостью поддерживать стандарты, которые я ввел, и соблюдать которые не так уж трудно. (ПШП Сатсварупе, 28 мая 1970)

70-06 Я очень рад, что ты ведешь программу санкиртаны в Вашингтоне и его окрестностях. Да, санкиртана — наше главное средство возвращения искренних душ к сознанию Кришны, так что продолжай совершенствовать свою санкиртану, насколько это возможно. Весьма вдохновляет то, что ты получил письменное разрешение от полиции на пение и сбор пожертвований. Это очень важно. Пожалуйста, пошли мне копию, чтобы я посмотрел. (ПШП Динешу, 26 июня 1970)

71-01 Меня очень радует то, с каким энтузиазмом ты трудишься над претворением в жизнь нашего плана издания ежедневной газеты. Это огромная задача. Чтобы издавать ежедневную газету, нужно целое учреждение, и редактор должен быть весьма осведомленным, чтобы комментировать любые материалы в любой области. Что касается рекламы, тебе не нужно искать рекламодателей, это они должны тебя искать. Не траться на рекламу. Пусть лучше они тратятся на то, чтобы нас прорекламировать. Например, «Таймз оф Индия» предоставляет нам самые широкие возможности для публикации наших писем. Прилагаю копию одного из таких писем, написанных Гирираджа-дасом Брахмачари. В этих письмах упоминаются также и наши книги. Ты тоже можешь проводить такую рекламу. (ПШП Бхагаван-дасу, 21 января 1971)

71-02 Весьма вдохновляет, что повсюду средства массовой информации представили нас так благожелательно. Не далее как сегодня два редактора индийских газет сообщили мне о своем желании напечатать спецвыпуски, посвященные нашему Движению, а также давать ежедневно статью о нашей философии. Статья в газете Торонто представляет собой очень хороший репортаж, и наш Шриман Расананда очень хорошо представил в ней факты. Пожалуйста, поблагодари его за это достойное изложение. (ПШП Джагадише, 15 февраля 1971)

71-02 Ты написал Хамсадуте, что получил отличный офсетный печатный станок и теперь думаешь издавать ежедневную газету. Я уже писал тебе об этом в последнем письме: чтобы издавать ежедневную газету, нужны опытные люди, а кроме того, хороший постоянный источник новостей. Управляющий комитет может обсудить все это и принять адекватное решение. Но если такое дело сделать, это станет величайшим достижением. (ПШП Бхагавану, 16 февраля 1971)

71-11 Истинное назначение таких марок — дать возможность многим людям увидеть Радху и Кришну. Можно использовать для марок и другие картины. Как один из вариантов подойдет картина с обложки книги «Кришна». Так можно, наверное, и прорекламировать книгу «Кришна». Сообразуйся со здравым смыслом. Нам нужно двигать свою проповедь, вот и все. (ПШП Карандхаре, 4 ноября 1971)

72-05 Думаю, если у вас будут такие марки, каждый бизнесмен в Бомбее купит их. Теми или иными способами — мы должны решительно проповедовать. Два слова — «Харе Кришна» — должны появляться всюду. И если мы будем трудиться искренне, без материальных ожиданий, Кришна во всем будет помогать — не сомневайся. (ПШП Ранадхире, 1 августа 1972)

72-12 У тебя проблемы с властями и полицией, этого следовало ожидать. В этом материальном мире так много опасностей, даже от так называемых наших «защитников». Но у нас есть и лучший защитник, Кришна, так что не беспокойся ни о чем, не думай ни о полиции, ни о завистниках. Одним ударом Кришна покончит с ними со всеми. Однако ты можешь несколько облегчить свое положение, если очень осторожно обратишься к некоторым из городских руководителей и убедишь их своими речами и поведением, что наши преданные отнюдь не отбросы общества, наоборот, они сами оставили преступную жизнь и стараются помочь обратиться к чистой жизни другим, и если нам хоть чуть-чуть помогут, мы можем немало послужить делу обеспечения законности и порядка. Примерно так. Если ты будешь искренним и подойдешь к делу с холодной головой, они через некоторое время оценят твое предложение — и если хотя бы один из этих крупных чиновников поймет реальные факты, это навсегда избавит нас от нападок полиции. Учитывай одно: нам нечего добиваться в «сражениях с демонами на улицах и в судах». Нет, наш метод решения проблем прост, зачем нам без необходимости утруждаться какой-то борьбой? Только исчерпав все возможности мирного решения, мы будем вступать в сражение. Как Кришна. Он не требовал сражения, пока сохранялась хоть малейшая возможность мирного решения вопроса. Поэтому мы должны стараться одолеть противника, прежде всего, своими речами и добрым нравом, мы должны использовать все средства дружественного подхода, тщательно планируя свои действия, и только после этого, если все это не поможет, мы будем на самом деле сражаться. Такова наша философия. И если мы будем строго придерживаться этой линии дипломатии, определенной для нас Кришной, мы можем всегда рассчитывать на победу, без всяких сомнений.

йатра йогешварах кршно, йатра партхо дханур-дхарах

татра шрир виджайо бхутир, дхрува нитир матир мама (Б.-г., 18.78)

Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. (ПШП Балаванте, 13 декабря 1972)

73-01 Не знаю, в чем именно состоит дело, но если, как Вы говорите, в храмах ИСККОН есть какие-то отклонения, они должны быть немедленно исправлены ответственными лицами. Конечно, мы не должны ожидать какой-то постоянной утопии в материальном мире, это обманчивая надежда, и человеку, настроенному материалистически, может показаться, что то, что мы делаем, не только вредно в материальном отношении, но что мы вообще не заботимся о своих учениках и т.д. и т.п. Но если Вы дадите себе труд побеседовать с нашими учениками, Вы поймете, что эти частности оказываются неважными на фоне общего процесса, что ученики испытывают счастье, приобретая духовное знание и служа Кришне самыми разнообразными способами. Сказано: «Что для одного пища, то для другого яд». Поскольку наши преданные глубоко разочаровались в материальном мире, иногда может показаться, что они по глупости отвергают все и вся, что только покажется им дурным, но к этому не следует относиться слишком серьезно. Главное, эти юноши и девушки поняли, что такое аскетизм, осознали разницу между материей и духом, а это высшее знание о бытии. Поскольку они заняты таким служением Кришне, Вы можете не беспокоиться за них: их положение в жизни совершенно безопасно и устойчиво, потому что они, вне всякого сомнения, возвращаются домой, к Богу. Пусть они одеты в лохмотья, на самом деле они выше королей. (ПШП м-ру Роберту Кину, 9 января 1973)

73-01 По поводу твоего плана создания особого департамента общественных связей: насколько мне подсказывает мой собственный опыт, это не принесет успеха, но ты можешь посоветоваться по этому поводу с Карандхарой и сделать так, как вы сочтете нужным. (ПШП Курушрештхе, 10 января 1973)

73-11 Вы жалуетесь, что встретили двух моих молодых учеников в Калифорнии, и вам показалось, что они «были настроены очень отрицательно по отношению к окружающим». Конечно, я не знаю, что именно там происходило, каковы были обстоятельства, но прошу вас милостиво простить моих любимых учеников, извинить их, если с их стороны имели место какая-то злость или неучтивость. В конце концов, полностью посвятить свою жизнь служению Богу не так уж легко. И майя, материальная энергия иллюзии, она особенно старается отбить и снова закабалить тех, кто оставил служение ей ради того, чтобы стать преданным. Так что порой, на начальной стадии преданного служения, чтобы выдержать атаки майи и устоять перед всеми обстоятельствами и испытаниями, молодые, неопытные преданные настраивают себя против тех вещей или людей, которые могут быть потенциально опасны для их нежной лианы бхакти. Они могут даже чрезмерно погружаться в это настроение — просто чтобы защитить себя — а тогда некоторым непреданным, которые, возможно, сами еще в высшей степени увлечены материальной энергией майи, кажется, что они настроены негативно или пессимистично. Но на самом деле этот материальный мир — жалкое, безнадежное место, опасности здесь на каждом шагу, духкхалайам ашашватам, это временная обитель смерти, рождения, болезней и старости, дом одних лишь страдания и боли. Далеко не все способны дойти до этого уровня понимания, до осознания вещей такими¸ как они есть, поэтому людей, которым это удалось, называют «великими душами»:

мам упетйа пунар джанма

духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах

самсиддхим парамам гатах

Этот стих произнес Сам Бог, Кришна, в Бхагавадгите (8.15); есть ли авторитет выше, чем Он? Это означает, что каждый, кто осознал, что эти материальные миры суть временные места страданий, духкхалайам ашашватам, никогда больше не вернется сюда, и, поскольку такие люди — махатмы, великие души, Кришна держит их при Себе, дает им необходимые качества, чтобы они могли покинуть это отвратительное место, став Его чистыми преданными. Так что вся суть в том, чтобы продвинуться в духовной жизни; все материальное, если оно не может быть использовано для служения Кришне и для Его удовольствия, должно рассматриваться в пессимистическом духе. Мы не очень надеемся на какое-то продолжительное удовольствие в мире грубой материи и не ждем, что этот мир сможет утолить нашу глубочайшую тоску. В своем письме Вы несколько раз употребили слово «любовь», но на самом деле в материальном мире любви нет. Это лживая пропаганда. То, что здесь называют любовью, на самом деле одно лишь вожделение, желание чувственного наслаждения:

кама эша кродха эша

раджо-гуна-самудбхавах

махашано маха-папма

виддхй энам иха ваиринам

Кришна говорит Арджуне, Своему ученику: «Это лишь вожделение… всепожирающий, греховный враг этого мира». В ведийском языке есть особое слово для обозначения материалистической «любви», как мы называем ее в наши дни — «кама», вожделение, материальные желания, а не любовь. А слово для обозначения любви, истиной любви, которая описана в Ведах, — это «према», и означает оно любовь к Богу и ничто иное. Вне Бога нет никакой возможности для любви. Есть похотливые желания во всем разнообразии человеческой деятельности, везде и всюду, поскольку в этой атмосфере материи, любая деятельность человека — и любого живого существа — берет начало, получает толчок от влечения между мужским и женским, полового желания, а следовательно, и оскверняется им. Вся вселенная вращается вокруг этой половой жизни и страдает от нее! Это горькая, неприглядная правда. Так называемая здешняя «любовь» означает «ты удовлетворяешь мои чувства, я удовлетворяю твои чувства», и как только это удовлетворение прекращается, тут же — развод, разделение, ссоры, ненависть. Много чего происходит под вывеской этой фальшивой любви. На самом же деле «любовь» означает любовь к Богу, Кришне. Каждый стремится направить свое стремление любить на того, кто, по его мнению, этого достоин. Только по невежеству, из-за скудного запаса знаний, люди не знают, где искать Верховный объект любви, Который действительно достоин принимать их любовь и отвечать на нее. У людей просто нет верной информации. Любая материальная вещь, как только к ней привяжешься, ударит тебя по лицу, разочарует, собьет тебя с толку — она предназначена для того, чтобы погружать в неудовлетворенность и разочарование, это факт. А эти юноши в вашей стране и по всему миру, согласились: «Да, это факт», — и теперь получают верную информацию от Кришны:

бахунам джанманам анте

гйанаван мам прападйате

васудевах сарвам ити

са махатма су-дурлабхах

«Тот, кто, пройдя через множество рождений и смертей, обрел совершенное знание, вручает себя Мне, ибо он понял, что Я — причина всех причин и все сущее. Такая великая душа встречается очень редко» (Б.-г., 7.19). Кришна снова употребляет слово «махатма», великая душа. Так что это не обычные юноши и девушки — наши преданные, которые Вам встретились, нет. Их нужно считать по-настоящему мудрыми, великими душами, потому что они почерпнули опыт во многих рождениях и жалких болезнях материальной жизни и разочаровались. Поэтому они ищут чего-то лучшего, высшего знания, и когда они находят Кришну и предаются Ему, они становятся махатмами, теми, кто пребывает в знании. Этот материальный мир подобен тюрьме, месту наказания, и цель его — привести нас именно к тому, чтобы мы испытали отвращение и предались, наконец, Кришне, возвратившись к своей изначальной природе, к вечной жизни, полной блаженства и совершенного знания. И вот, эти преданные, немногие среди людей, они сделали нечто «редкостное» в человеческом обществе, су‑дурлабхах, очень редкое, и это их заслуга.

Итак, предавшись Кришне, человек вкладывает свою любовь в Бога — окончательное и высшее вместилище любви. Если человеку, так или иначе, удастся развить свою дремлющую любовь к Богу — а любовь к Богу присутствует повсюду, как огонь, скрытый в незажженной спичке — если Кришна станет для него высшим объектом любви, высшим другом, высшим господином, высшим возлюбленным — тогда, о!, его больше никогда не постигнут ни разочарование, ни несчастье:

мач-читта мад-гата-прана

бодхайантах параспарам

катхайанташ ча мам нитйам

тушйанти ча раманти ча

Наоборот, поскольку его склонность любить направлена на достойный объект, преданный, человек, посвятивший свою жизнь Кришне, всегда испытывает «огромное удовлетворение и блаженство», он постоянно «просвещен», всегда настроен положительно, а не отрицательно, как Вы говорите. Развитой преданный — друг каждому: йога-йукто вишуддхатма, чистая душа, занятая любовным преданным служением Кришне, сарва-бхутатма-бхутатма, он дорог каждому, и каждый дорог ему; а в другом месте Кришна провозглашает: йо мад-бхактах са ме прийах, то есть, что Его преданный, который очень дорог Ему, адвешта сарва-бхутанам, маитрах каруна эва ча, не завистлив, но добрый друг всем живым существам. Более того, преданный должен относиться равно ко всем, пандитах сама-даршинах, не делать различий: «Этот хороший, тот плохой», — нет.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.