Сделай Сам Свою Работу на 5

Бхактисиддханта Сарасвати





68-12 На день ухода моего Гуру Махараджи ты можешь устроить встречу, чтобы обсудить его деяния и выразить почтение его памяти. На самом деле это Движение принадлежит ему, поскольку именно по его приказу я приехал в вашу страну. (ПШП Упендре, 2 декабря 1968)

69-02 По поводу 8 гопи и моего духовного учителя: думаю, ты не понял, о чем я говорил, но это не повод для огорчения. Все мы ученики, а потому склонны совершать ошибки, но это не значит, что нужно огорчаться. Господь Чайтанья тоже объявил Себя перед Пракашанандой Сарасвати глупым учеником своего духовного учителя, хотя на самом деле Он был Самим Верховным Господом. Так или иначе, неоспоримо то, что восемь гопи — это почти то же самое, что Кришна и Радхарани. Поэтому ни один вайшнав никогда не скажет, что он является одной из восьми гопи, ибо в этом есть оттенок майявады. Если человек говорит «Я — Кришна», или «Я — Радхарани», или «Я — одна из восьми гопи», это противоречит философии Кришны. Мой Гуру Махараджа говорил, что он — одна из преданных помощниц восьми гопи. Господь Чайтанья также говорил о Себе как о слуге слуги слуги Кришны. Итак, хотя ты сначала недопонял, теперь ты можешь исправиться и не огорчаться. (ПШП Гаргамуни, 5 февраля 1969)



70-11 При моем Гуру Махарадже даже отпрыски брахманских семей получали посвящения по системе панчаратрики-видхи, как если бы они были шудрами. В наше время наследственный брахманизм роли не играет. Практика возложения священного шнура, которую ввел мой Гуру Махараджа в соответствии с панчаратрики-видхи и «Хари-бхакти-виласой» Шрилы Санатаны Госвами, должна продолжаться. И не важно, нравится это кастовым священникам, или нет. Когда мой Гуру Махараджа Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Прабхупада ввел эту систему, против нее возражал даже ближайший круг Его духовных братьев и друзей. Конечно, настоящих духовных братьев у него не было, но было много учеников Бхактивиноды Тхакура, которые считались его духовными братьями, и они протестовали против того, что делал мой Гуру Махараджа, но его это не заботило. (ПШП Ачьютананде Махарадже, 14 ноября 1970)

Бхактивинода Тхакур

68-11 По поводу твоего вопроса: «Я прочитал в книге, присланной из Индии, что Шрила Бхактивинода Тхакур был послан Господом Шри Чайтаньей из духовного неба. Я не уверен, что эта книга достойна доверия. Правда ли то, что в ней говорится? Кто-то, один духовный брат, рассказывал, что слышал, будто Шрила Бхактивинода Тхакур был одно время имперсоналистом. Было ли такое?» Да, все, что ты слышал, правда. Например, Арджуна является постоянным спутником Кришны, как это утверждается в 4-й Главе, где Кришна говорит, что Он и Арджуна являлись в этом мире много раз, но Арджуна забыл свои прошлые воплощения, а Кришна нет. Кришна подобен солнцу, а майя похожа на тьму. Там, где присутствует Кришна, нет тьмы майи. Арджуна постоянно находится в присутствии Кришны как вечный друг, и все же на поле битвы Курукшетра он до некоторой степени погрузился в иллюзию, и Кришне пришлось рассеять эту тьму учением Бхагавад-гиты. Смысл этого примера в том, что порой даже свободные души, такие как Арджуна, играют роль обусловленных душ, чтобы исполнить какую-то важную миссию. Подобным образом, Бхактивинода Тхакур некоторое время общался с имперсоналистами, а затем проявил себя в истинном свете, как чистый преданный, точно так же, как Арджуна проявил себя вначале как обусловленная душа, а затем как свободная душа. Здесь нет никакого противоречия. Кришна и Его преданные порой играют в такие игры. Например, Господь Будда, хотя и был воплощением Кришны, проповедовал философию пустоты. Все это происходит в зависимости от места, состава аудитории, времени и т.д. В Чайтанья-чаритамрите говорится, что деятельность вайшнава не могут понять даже величайшие ученые. Поэтому нам следует рассматривать все через прозрачную среду духовного учителя. Нет сомнений, что Бхактивинода Тхакур является вечной энергией Господа Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Просто все, что он делал, делалось в соответствии со временем, местом, обстоятельствами и т.д. (ПШП Мадхусудане, 20 ноября 1968)





68-11 Большое тебе спасибо за твои усилия. Все благословения Тхакура Бхактивиноды и Бхактисиддханты Сарасвати прольются на тебя, поскольку ты стараешься исполнить миссию, которой они посвятили свою жизнь. В год моего рождения Тхакур Бхактивинода предпринял первую попытку представить свою миссию в Университете МакГилла, вы же вновь, соединенными усилиями, предпринимаете ту же самую попытку. Я уверен, что Господь Чайтанья и Его вечные спутники, Бхактивинода Тхакур и Бхактисиддханта Сарасвати, будут рады пролить на тебя свою милость. Пожалуйста, постарайся продолжить эти усилия, я уверен, что тебя ожидает успех. (ПШП Хаягриве, 24 ноября 1968)

69-05 По поводу твоего второго вопроса: Тхакур Бхактивинода формально не был духовным учителем Гауракишора-даса Бабаджи Махараджи. Гауракишора-дас Бабаджи Махараджа уже находился в отрешенном состоянии, он был Парамахамсой, но к Тхакуру Бхактивиноде, хотя тот играл роль домохозяина, Гауракишора-дас Бабаджи Махараджа относился как к старшему, поскольку тот обладал очень высоким духовным сознанием. Поэтому Гауракишора-дас Бабаджи обращался с ним как со своим духовным учителем. Духовный учитель бывает двух категорий: дикша-гуру и шикша-гуру. С формальной точки зрения, Бхактивинода Тхакур был шикша-гуру Гауракишора-даса Бабаджи Махараджи. (ПШП Даянанде, 1 мая 1969)

69-05 Прилагаю несколько чудесных стихов Шрилы Бхактивиноды Тхакура, отдай их Мандали-Бхадре, чтобы он перевел их на немецкий язык и опубликовал в немецком издании «Обратно к Богу». (ПШП Ананде, 14 мая 1969)

72-06 Я только что получил письмо от Ачьютананды Махараджи из Майяпура, он планирует отфотографировать всю оригинальную рукопись Бхактивиноды Тхакура, которая хранится у его сына, Лалита-Прасада Тхакура, в Бирнагаре. Это очень и очень важная работа, и я считаю, что ты весьма подходишь для того, чтобы отправиться туда вместе с Ачьютанандой и сфотографировать каждую страницу старинной рукописи, а они в очень плохом состоянии. После того, как все будет сфотографировано, мы _____ отправляемся в Лондон, 2-го ____[КМ-д135] , так что посылай ответ туда. (ПШП Ядубаре, 22 июня 1972)

72-07 Что касается Лалита-Прадаса Тхакура, я посоветовал Ачьютананде отказаться от печати книг Бхактивиноды Тхакура, если Лалита-Прасад Тхакур не выполнит свое обещание. Эта враждебность по отношению к моему Гуру Махарадже продолжается, и нам нечего там делать. (ПШП Джаяпатаке, 22 июля 1972)

72-07 Да, хорошо, можешь продолжать снимать все рукописи Бхактивиноды Тхакура и других великих ачарий нашей вайшнавской традиции, но пока что не фотографируй ничего из рукописей Лалита-Прасада. Я приеду, разберусь. Прежде всего займемся трудами Бхактивиноды Тхакура, а там посмотрим. (ПШП Ядубаре, 29 июля 1972)

72-07 Дело в том, что Шриман Лалита-Прасад Тхакур не сдержал своего слова и не выделил нам место в Бирнагаре для храма ИСККОН. Так что я не желаю, чтобы ты общался с ним впредь. Я получил письмо от Ачарья-даса, в котором он просит разрешения поселиться вместе с Лалита-Прасадом Тхакуром, чтобы получать от него наставления. Не нравятся мне такие мысли. И откуда только они берутся! Пусть никто больше туда не ходит. Пусть Ядубара сделает фотографии, он столько сил потратил на это дело, и они могут пригодиться в будущем, но кроме Ядубары никто больше не должен туда ходить, и Ачарья-дас тоже не должен ходить туда. (ПШП Ачьютананде, 29 июля 1972)

72-08 Что касается рукописей Бхактивиноды Тхакура, то прямо сейчас мы не собираемся их издавать. Храни их в надежном месте, а я, когда приеду, разберусь. Перевод могут делать Рамананда и Ниранджана в Бенаресе. (ПШП Ядубаре, 21 августа 1972)

72-12 По поводу твоего вопроса: официально Шрила Бхактивинода Тхакур не принимал санньясы. Он был бабаджи, то есть, жил в уединении отдельно от жены и семьи, как парамахамса. Человек может иметь столько детей, сколько было у Бхактивиноды Тхакура, если он сам такой же, как Бхактивинода Тхакур. (ПШП Чандравали, 13 декабря 1972)

Бхишмадева

67-12 По поводу твоего вопроса: этот эпизод описан в Шримад-Бхагаватам. Когда Бхишмадева возлежал на ложе из стрел, перед тем, как покинуть этот мир, Господь Кришна, в сопровождении Пандавов, приходил к нему. Бхишма поклонялся Господу Вишну, но он знал, что Кришна — тот же Господь Вишну. Когда Кришна пришел к смертному одру Бхишмадевы, тот вспомнил Кришну в Его воинственном облике на поле битвы Курукшетра. Бхишмадева хотел видеть Кришну в гневе. Он знал, что Кришна очень добр к нему, но, чтобы составить партию Кришне, он проявил рыцарское настроение, притворившись, что собирается убить Арджуну, хотя прекрасно знал, что у него не хватит сил убить Арджуну, когда того защищает Сам Кришна в качестве колесничего. Но он хотел возбудить ум Кришны, сделав вид, что вот-вот убьет Арджуну. Кришна понял, что Бхишмадева хочет увидеть Его в настроении гнева, и решил нарушить Свое обещание, чтобы выполнить желание Бхишмадевы. Он спрыгнул на землю и, схватив колесо от разбитой колесницы, ринулся на Бхишмадеву, как бы желая его убить. Бхишмадева, узрев Кришну в гневе, отложил свое оружие и приготовился принять смерть от руки Кришны. Настроение Кришны доставило Бхишмадеве огромное наслаждение, и когда пришло время умирать, Бхишма снова вспомнил гневный облик Кришны. Он был воином, и ему нравилось видеть Кришну в воинственном духе, подобно тому, как гопи желали видеть в Кришне красивейшего любовника. Между настроением гопи и настроением Бхишмадевы нет разницы в плане обмена духовными вкусами между Богом и Его преданным. Кришну можно любить в любом облике, и, поскольку Он абсолютен, нет разницы между любовью к Нему воина и любовью к нему простых девушек, гопи. Днем обе воюющие стороны сражались, а ночью ходили друг к другу в гости, как друзья, ели вместе и беседовали. Бхишму обвиняли в том, что он, из-за любви к Пандавам, недостаточно старается убить их.

Поэтому он сказал: «Завтра я убью пятерых братьев, и вот пять стрел, с помощью которых я их убью». Бхишмадева отдал эти пять стрел на сохранение Дурьодхане, который упрекал Бхишмадеву в чрезмерной любви к Пандавам. А раньше Дурьодхана пообещал Арджуне, что исполнит любую его просьбу, и Кришна, зная все это, послал Арджуну к Дурьодхане, чтобы тот попросил у него эти стрелы. Поскольку Дурьодхана дал слово, ему пришлось в ту ночь отдать стрелы Арджуне. На следующий день Бхишма понял, что все это устроил Кришна, и сказал Дурьодхане: «Сегодня один из нас погибнет — или я, или Арджуна». Он сражался изо всех сил, стремясь убить Арджуну, но никто на свете не может убить Арджуну, пока его защищает Кришна. Тело Кришны было поражено стрелами и там, и здесь, и где угодно. Будучи воином, Бхишма не имел права стрелять в колесничего, но он знал, что тело Кришны не материально, и потому останется невредимым, поэтому он наслаждался тем, что пронзал тело Господа стрелами. Сам Бхишмадева был так густо утыкан стрелами, что лежал на них, а они торчали из его тела, проткнув его насквозь. Да, Господь Брахма и Господь Шива пришли туда и вместе с другими полубогами сыпали с неба цветы. Почитай в Шримад-Бхагаватам, во второй части. (ПШП Джадурани, 29 декабря 1967)

68-06 Твой следующий вопрос по Шримад-Бхагаватам, глава 9, текст 1: «Сута Госвами сказал: В ужасе от того, что на поле битвы Курукшетра он погубил столько своих подданных, Махараджа Юдхиштхира отправился на место побоища. Там, на ложе из стрел, готовясь покинуть этот мир, возлежал Бхишмадева. Бхишмадеве было дано покинуть материальное тело по собственной воле, так что он возлежал на ложе из стрел по своему выбору». Был ли Бхишмадева ранен стрелами на поле битвы Курукшетра, или он просто собрался покинуть свое смертное тело, и потому лежал, готовясь уйти, на ложе из стрел?» Бхишмадева, конечно, был ранен стрелами Арджуны. Но ранение не всегда становится причиной смерти. По собственному опыту мы знаем, что множество солдат, получивших тяжкие ранения на полях сражений, не погибли, а поправились в госпиталях. Бхишмадева, разумеется, был тяжко ранен, но не это было причиной его смерти. Он предпочел лежать на ложе из стрел, и все Пандавы и Кришна пришли в то место, чтобы увидеть его уход. Он уходил единственно по своей воле — это было благословение, данное ему отцом. На поле битвы Бхишмадева тяжко ранил Кришну. Он был великим преданным Кришны, и Господь Кришна принимал стрелы, пронзавшие Его тело, как нежнейшие цветы роз. Таково духовное тело Кришны. Но материалистов Кришна вводит в заблуждение, и они думают, что Кришна был ранен. Материалисты думают, что Кришна был ранен, но тот, кто знает, что представляет собой Кришна, знает также и то, что Ему можно поклоняться стрелами. Итак, на поле битвы и Кришна не был ранен, и Бхишмадева умирал не от ран. Все это станет понятнее, когда Кришна откроет тебе Себя. Думаю, что если ты будешь развивать свое теперешнее настроение, ты вскоре разберешься во всех тонкостях духовной и материальной жизни. (ПШП Шачисуте, 17 июня 1968)

68-11 Твой вопрос насчет Бхишмадевы: оставив эту планету, он отправился на Вайкунтху, потому что он поклонялся Нараяне. Из молитв Бхишмы ясно, что он поклонялся Четырехрукому Нараяне. Хотя он знал, что Нараяна и Кришна — одно, но его сердце было отдано Нараяне. Поэтому он ушел на Нараяна-локу. (ПШП Тошана-Кришне, 13 ноября 1968)

Билвамангала Тхакур

67-12 Лиласукха — это имя Билвамангалы Тхакура. Билвамангала Тхакур был великим преданным Кришны и написал знаменитую книгу «Кришна-карнамрита», которую признавал Господь Чайтанья. Канчанбала — это гопи из окружения Кришны. Индира — также одна из гопи Кришны. Экаяни была супругой одного из великих мудрецов, живших в Сатья-югу, когда все люди были парамахамсами, то есть, свободными личностями. Муж Экаяни был свободной душой. (ПШП Балаи, декабрь 1967)

75-09 По поводу твоего вопроса: и Шукадева, и Билвамангала Тхакур позже достигли супружеского экстаза. (ПШП Ачьютананде Свами, 3 сентября 1975)

Брахма

68-04 Есть два вида разрушения. Один из них наступает, когда Брахма засыпает, а другой — когда Брахма умирает. Когда Брахма засыпает, высшие планетные системы не подвергаются разрушению, а низшие планеты, начиная с райских планет и ниже, разрушаются. А когда наступает день Брахмы, они снова творятся. Когда живые существа входят в Брахму, или в тело Нараяны, они сохраняют там свои духовные тела, которые очень малы, 1/10000 кончика волоса, а когда снова начинается материальное творение, они снова проявляются в телах разных видов. Как, например, человек спит у себя дома, без всякой одежды, а когда идет на работу, одевается. Так и в творении есть различные виды тел для работы, и когда творение отсутствует, души спят в своих духовных телах. Нет, в конце Кали-юги не наступает полное уничтожение. В течение дня Брахмы проходят тысячи Кали-юг, они приходят и уходят, как времена года. (ПШП Анируддхе, 9 апреля 1968)

68-04 Теперь, относительно твоего вопроса о Брахме: он может быть избран из числа как свободных, так и обусловленных душ. В данном случае Брахма является с самого начала свободной душой, поэтому нет никакого противоречия в том, что Брахма может быть Харидасом Тхакуром. Обусловленные души вечно таковы, это означает, что невозможно проследить, как давно началось их обусловленное существование. Мы просто говорим, что неверное использование маленькой независимости, которая у нас есть, является для нас источником очень многих невзгод. Но теперь, приняв сознание Кришны, мы можем немедленно покончить с этой обусловленной жизнью. Таково сознание Кришны. Твои рассуждения верны, энергия Брахмы действительно должна сознательно направляться на проявление форм. Следовательно, Тот, кто дает это направление, является высшим управителем, Парам Ишварой. В «Брахма-самхите» говорится: ишварах парамах кршнах, сач-чид-ананда-виграхах, анадир адир говиндах, сарва карана-каранам. Кришна есть Верховный Повелитель всех повелителей, и, следовательно, является Источником всего, включая энергию Брахмы. Этот Говинда есть Причина всех причин, а у Него Самого нет причины. Как прекрасны шастры: одна единственная шлока заменяет миллиарды лет тяжелого мыслительного труда, посвященного теоретическим рассуждениям! Постарайся приводить такие доказательства. (ПШП Шивананде, 19 апреля 1968)

68-07 Твои вопросы о Господе Брахме: «Брахма великий преданный Господа Кришны, и в Брахма-самхите и других произведениях открываются его познания о Господе. Но есть две истории: 1) он усомнился, что Кришна стал мальчиком-пастушком, и похитил Его коров и т.д.; 2) Кришна показал ему четверть Своего творения, после того, как Брахме пришлось представиться четырехглавым Брахмой. Эти два случая являются примерами для нас, обусловленных душ, которые думают, что могут ограничить Господа?» Брахма не числится среди великих преданных, но он преданный Кришны. Все великие преданные Кришны находятся на Кришналоке, это постоянные спутники Кришны во Вриндаване. Вот они — действительно великие преданные Кришны. Брахма является великим преданным в том смысле, что он изо всех старается служить Кришне с помощью материальных сил. Это означает, что у него есть склонность наслаждаться материальным достоянием. Поэтому Кришна сделал его живым существом номер один в этой вселенной. Но великий преданный не желает даже положения Брахмы. Он предпочтет стать скорее незначительным существом, вроде муравья или паука в доме преданного, нежели Брахмой, имеющим склонность добиваться могущества в материальном мире. Великие преданные вечно свободны от материальных желаний, больших или маленьких. Это признак великого преданного. Брахма пришел к Кришне, потому что он ставит Кришну очень высоко, и у него возникли сомнения, как его Господь мог прийти в материальный мир и стать пастушком. Этот случай известен как Брахма-вимохана-лила, или игра заблуждения Брахмы.

В начале Шримад-Бхагаватам говорится, что великие личности, подобные Брахме, приходят в недоумение, пытаясь осознать Абсолютную Истину. Так что порой Господь являет подобные игры, чтобы преподать урок так называемым мыслителям. Даже Арджуна был введен в заблуждение, хотя он является постоянным спутником Кришны. Арджуна тоже рассуждал с материалистической точки зрения. Господь вводит великих преданных в заблуждение с двумя целями: одна цель — показать, что даже великие личности, подобные Брахме и Арджуне, иногда попадают в иллюзию. Если бы они не поставили себя в такое положение заблуждения, у обычного человека не было бы никакой возможности понять Кришну. Если бы Брахма не поставил себя в положение того, кто не обладает полным знанием, тогда некоторые истины о надмирном положении Кришны остались бы невыясненными. Кроме того, мы не можем представить себе продолжительность даже одного дня жизни Брахмы. А Кришна является только один раз в день Брахмы, и это происходит раз в немыслимое количество триллионов солнечных лет. Что-то происходит в один день, а что-то в другой. Например, мы делаем что-то сегодня, а что-то делали на прошлой неделе, и завтра мы забудем, что делали сегодня, а через неделю забудем, что делали на следующий день. Это неотъемлемое свойство обусловленной жизни. Брахма — это большое обусловленное существо, так что забывать свои дела на следующий день не так уже необычно для него. Мы забывчивы, и Брахма тоже подвержен забывчивости. Наше так называемое полное знание — ничто по сравнению с полным знанием Кришны. Это признает сам Брахма в стихе: «Люди могут сказать, что знают Тебя очень хорошо, но что до меня, я признаю, что не знаю Тебя ни на волос!» (ПШП Джадурани, 9 июля 1968)

73-05 Твой следующий вопрос: «В Бхагавад-гите говорится, что Господь Брахма является обусловленной душой. Как же он смог передать Веды необусловленной душе — Нараде Муни?» Господь Брахма обусловлен в том смысле, что из-за желания стать творцом материального проявления, ему пришлось родиться в материальном мире. Но, хотя он обусловлен таким желанием, он все же является великим преданным Господа Кришны. Он написал «Брахма-самхиту», произведение чистой вайшнавской литературы, описывающее Верховную Личность, Бога. Господь Брахма был первым сотворенным живым существом во вселенной и первым духовным учителем, поскольку получил знание из сердца, от Господа Кришны. Нарада явился как сын Брахмы, поэтому он принял Господа Брахму как своего духовного учителя. (ПШП Чатурбхудже, 9 мая 1973)

Будда

68-07 Ты знаешь, что Господь Будда был индусом, родился в Индии, в царской семье, но, поскольку Он проповедовал философию пустоты, знатоки ведических принципов Его философию не приняли. Тем временем философию Будды принял император Ашока, и она, благодаря поддержке царя, распространилась по всей Индии. Но позже, когда Шанкарачарья проповедал ведические принципы, философия пустоты Господа Будды была вытеснена из Индии. Подобно этому, когда Рамануджачарья понял, что Шанкарачарья — это второе издание философии Будды, он разгромил и Шанкарачарью, поскольку его учение мало чем отличалось от учения Будды, а затем ввел личное поклонение Господу Вишну. Позже другие ачарьи, включая Шри Чайтанью, представили свою философию — преданное служение Верховной Личности Бога, и Господь Чайтанья проповедовал, что Господу можно предлагать служение и в высшей форме супружеской любви. Итак, мы проповедуем высшие принципы любовного служения Верховной Личности Бога, и потому не можем себе позволить никаких соглашений ни с какой философией, относящейся к школе имперсонализма. (ПШП Хаягриве, 10 июля 1968)

70-04 Очень рад получить твое письмо, я думал о тебе. Ты очень разумный парень, мне запомнилась беседа с тобой, когда мы гуляли по улицам Гамбурга. У тебя есть сильная склонность к философии буддизма, но ты должен знать, что приняв философию буддизма, ты должен будешь совершать практические действия в этом направлении. Господь Будда был воплощением отрешенности. Он происходил из царской семьи, он вырос в роскоши, но стал странствующим монахом, посвятив все свое время медитации. Я нередко встречаю людей, которые говорят о философии Будды, но образ их жизни значительно отличается от того, чему учил Будда. Наша философия состоит в том, что нужно применять в жизни то, во что мы верим. В эту эпоху ни одна философия и ни один метод самоосознания не будет так практичен и эффективен, как сознание Кришны. Я бы попросил тебя поселиться с преданными в Гамбурге, присоединиться к группе санкиртаны. Постарайся понять нашу философию, ешь вместе с преданными, спи вместе с ними, беседуй с ними и пой «Харе Кришна». Я уверен, это принесет тебе счастье, ты избавишься от беспокойства ума, которое сейчас терзает тебя. Я был бы рад пригласить тебя сюда, но не знаю, сможешь ли ты приехать. Но если ты поселишься в нашем храме в Гамбурге, я уверен, ты будешь счастлив. Если у тебя есть привычка принимать наркотики, ты должен оставить ее. Пристрастие к наркотикам губит душу твоего поколения в западном мире. Поселившись с преданными, ты наберешься сил оставить эту дурную привычку, а если ты будешь жить отдельно, тебе никогда не излечиться от нынешней душевной болезни. (ПШП Бертлу, апрель 1970)

Господь Чайтанья

68-07 По поводу твоего вопроса об изображении Господа Чайтаньи с шестью руками: этот образ был явлен Рамананде Раю и Сарвабхауме Бхаттачарье. Он называется Шада-бхуджа Мурти. Преданные Господа Чайтаньи поклоняются также этому Шада-бхуджа Мурти, особенно тому, которое установлено в храме в Джаганнатха-Пури. Если ты поедешь в Индию и посетишь храм Джаганнатхи, ты увидишь это Мурти. (ПШП Мадхусудане, 29 июля 1968)

73-11 Относительно данды Господа Чайтаньи: то, что она была сломана, оказалось ко благу. После Пури Он уже не носил данду. Поэтому, чтобы изобразить Его в виде санньяси, нужно знать, к какому времени относится изображение — когда у него была данда, или когда ее уже не было. Экаданду рисовать можно, как на том изображении Шада-бхуджи, которое я тебе прислал. Не беспокойся о том, как и во что завернуты данды санньяси-майявади, мы ведь не собираемся следовать их примеру. (ПШП Джадурани-даси, 8 ноября 1973)

74-03 Сиянием обладает каждый член Панча-таттвы, но Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда особенно. Санньяси-майявади обычно носили дхоти выше колен, и, поскольку Господь Чайтанья принял санньясу от санньяи-майявади, Его изображают в таком же виде. То есть, как санньяси, он выглядит именно так. (ПШП Муралидхаре, 7 марта 1974)

Полубоги

68-03 Да, и у ветра, и у земли, и у воды, и у всего остального есть управители. Например, существует солнечное божество, которое отвечает за планету солнце, подобно этому, у каждого водоема, у ветра есть свои управители. Они управляют каждый небольшой частью материального творения, но высшим управляющим является Кришна. Все эти полубоги являются слугами Верховного Владыки. (ПШП Балаи, 12 марта 1968)

70-03 Полубоги считаются одной из человеческих форм жизни. (ПШП Рупануге, 7 марта 1970)

70-11 Что касается деви-чандана, мы его не используем. В нашем вриндаванском поклонении ему места нет. Что же касается полубогов, то мы, вайшнавы, ничего против них не имеем, им можно оказывать всяческое почтение, как верным слугам Верховного Господа Кришны. Глупые люди могут поклоняться полубогам как Всевышнему, но мы видим в них лишь уполномоченных Господа, и выражаем им смиренное почтение как таковым.

Надеюсь, сие застанет тебя в добром здравии. Еще одно: при всем своем почтении к полубогам, мы должны отказываться, если нам предлагают их прасад. Мы соблюдаем принцип, принятый в Джаганнатха Пури. Пища вначале предлагается Господу Джаганнатхе, а затем Его прасад предлагается различным полубогам, а после этого мы можем съесть остатки как прасад. Так будет правильно. (ПШП Упендре, 21 ноября 1970)

Дурга

67-10 Вайшнавов Дурга-пуджа не касается. (ПШП Прадьюмне, 17 октября 1967)

68-05 Дурга — это экспансия внутренней энергии, а Радхарани — квинтэссенция внутренней энергии. В этом смысле Дурга является экспансией Радхарани. (ПШП Уддхаве, 28 мая 1968)

Эйнштейн

69-03 Мы должны учить наших учеников, и сами быть полны такого духа, что даже если весь мир будет против нас, чего на самом деле быть не может, движение санкиртаны должно продолжаться, безотносительно археологических доказательств или любых научных знаний. Кроме того, аргумент, что археологические доказательства приведут множество людей к философии Господа Чайтаньи, не имеет под собой оснований. Например, христианство сейчас располагает археологическими доказательствами, но не сказать, чтобы все население мира благодаря этому пришло в христианскую веру. Даже великий ученый профессор Альберт Эйнштейн, он был иудеем по вероисповеданию, не стал христианином из-за одних только результатов археологических исследований. [КМ-д136] Ни одну религию и ни один принцип не принимает сразу весь мир, это факт. Могу привести тебе высказывание Альберта Эйнштейна: «Самое прекрасное и самое глубокое чувство, которое мы можем испытать, это ощущение тайны. Оно указывает на истинную науку. Тот, кому это ощущение незнакомо, кто уже не может замирать в благоговейном трепете — все равно что мертв. Эта глубокая эмоциональная убежденность в наличии высшей разумной силы, проявляющей себя в познаваемой вселенной, как раз и представляет собой мою идею Бога».

Думаю, что наше Движение «Харе Кришна» следует именно этой концепции Бога, пробуждая дремлющие духовные чувства человека, вне зависимости от его религии. Все мои ученики пришли ко мне из различных религий, в основном, из христианства и иудаизма. Почему же они принимают движение санкиртаны, если не потому, что оно пробуждает таинственные духовные чувства, описанные таким великим ученым, как Альберт Эйнштейн. (ПШП Джанардане, 2 марта 1969)

Экаяни

67-12 Экаяни была супругой одного из великих мудрецов, живших в Сатья-югу, когда все люди были парамахамсами, свободными личностями. Муж Экаяни был свободной душой. (ПШП Балаи, декабрь 1967)

Гададхара

70-05 По поводу двух твоих вопросов. Первый: Шри Гададхара является экспансией Радхарани, а Шриниваса — экспансия Нарады Муни, они представляют собой внутреннюю энергию и энергию преданности соответственно. (ПШП Тамале, 27 мая 1970)

Махатма Ганди

47-07 Пожалуйста, примите мой почтительный намаскар. Я — Ваш неизвестный друг. Время от времени я пишу Вам письма, хотя Вы ни разу не потрудились ответить мне. Я посылал Вам свой журнал «Обратно к Богу», но Ваш секретарь сказал, что у Вас очень мало времени для чтения писем и еще меньше для чтения журналов. Я просил дать мне возможность побеседовать с Вами, но Ваши секретари слишком заняты, чтобы обратить внимание на мою просьбу. Так или иначе, я Ваш очень старый друг, хотя Вы меня не знаете, и сейчас я пишу, чтобы помочь Вам занять то положение, которого Вы достойны. Как искренний доброжелатель, я не имею права забыть о своем долге по отношению к такому другу, как Вы.

Я от всего сердца, как друг, советую Вам немедленно удалиться от политики, если Вы не хотите умереть бесславной смертью. Вы можете дожить до ста двадцати пяти лет, как Вы и хотели, но если эта долгая жизнь завершится бесславной смертью, то какой в ней смысл?

Такого уважения и такого почета, каких Вы добились на протяжении этой жизни, не удавалось достичь никому в истории человечества. Но Вы должны знать, что эти уважение и почет ложны, поскольку созданы божественной энергией иллюзии — Майей. Говоря «ложны», я не имею в виду, что Ваши многочисленные друзья лицемерили с Вами, или что Вы были неискренни по отношению к ним. Я имею в виду иллюзию, то есть, созданные на ее основе иллюзорные дружбу и почет, которые суть не что иное, как порождение Майи, и именно поэтому они всегда временны или, так сказать, ложны. Но никто из вас — ни Вы, ни Ваши друзья — не знали этого.

Сейчас, по милости Бога, эта иллюзия уходит, и теперь Ваши верные друзья, такие как Ачарья Крипалини, упрекают Вас в неспособности дать им в настоящий момент практическую программу действий, какую они получили от Вас в славные дни Вашего Движения гражданского неповиновения. Сейчас Вы в незавидном положении: Вам приходится искать правильный путь разрешения теперешней политической путаницы, созданной Вашими противниками. Поэтому примите это письмо-предупреждение от Вашего незначительного друга, каковым я себя считаю: если Вы своевременно не удалитесь от активной политики и не посвятите всего себя проповеди послания Бхагавад-гиты, — занятию настоящих Махатм, — то встретите смерть, такую же бесславную, как Муссолини, Гитлер, Тоджо, Черчилль или Ллойд Джордж.

Вам нетрудно понять, как и почему некоторые из Ваших политических врагов в обличье друзей (как индийцы, так и англичане) сознательно обманули Вас и разбили Вам сердце, делая все то, против чего Вы боролись так упорно и так долго. Главное, чего Вы хотели — это единство индусов и мусульман в Индии, но Ваши сподвижники постепенно, очень незаметно свели на нет результаты всей Вашей работы, разделив Индию и Пакистан. Вы хотели для Индии свободы, а они привели Индию к постоянной зависимости. Вы хотели улучшить положение бханги, но они так и чахнут в своем положении бханги, несмотря на то, что вы живете в их колонии. Поэтому все это — иллюзии, и когда Вы увидите вещи в истинном свете, Вам придется принять их как волю Бога. Господь благоволит к Вам, рассеивая иллюзию, которой Вы окутаны, и которой питали свои идеи, выдавая их за Истину.

Вы должны знать, что находитесь в относительном мире, который мудрецы называют двайта, то есть двойственным, здесь нет ничего абсолютного. За Вашей ахимсой неизбежно следует химса, подобно тому, как за светом следует тьма, а за отцом — сын. В этом двойственном мире ничто не является Абсолютной Истиной. Вы этого не знали, и не потрудились узнать из верного источника, поэтому все Ваши попытки добиться единства заканчивались разделением, а ахимса заканчивалась химсой. Но лучше поздно, чем никогда. Вы должны узнать хоть что-то об Абсолютной Истине. Истина, с которой Вы так долго экспериментировали, относительна. Относительные истины являются порождением дайви-майи, характеризующейся тремя качествами природы. Они неодолимы, как об этом говорится в Бхагавад-гите (7.14). Абсолютная Истина — это Абсолют Бога.

В «Катха-упанишад» недвусмысленно утверждается, что необходимо принять истинного гуру, который не только сведущ во всех богооткровенных Писаниях мира, но и осознал Брахман, Абсолют — только так можно постичь науку об Абсолютной Истине. В Бхагавад-гите (4.34) есть подобное указание:

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам джнанина таттва-даршинах

Но я знаю, что Вы никогда не проходили духовного курса образования, если не считать тех случаев, когда ради достижения своей цели Вы предпринимали суровый аскетический подвиг, наряду со множеством других вещей, которые Вы также предпринимали в ходе своих многочисленных экспериментов с относительной истиной. Но если бы Вы, как упоминалось выше, обратились к Гуру, Вы могли бы легко избежать всего этого. Ваше искреннее старание развить Божественные качества с помощью аскетизма, несомненно, помогли Вам возвыситься до некоторого уровня, и теперь Вы можете воспользоваться этим, чтобы познать Абсолютную Истину. Если же Вы удовлетворитесь своим временным положением и не предпримете попыток познать Абсолютную Истину, то законы материальной природы неизбежно сбросят Вас с этого искусственно завышенного уровня. Но если Вы по-настоящему захотите обратиться к Абсолютной Истине, если Вы захотите принести настоящее благо всему человечеству, всему миру, воплотив при этом свои идеи единства, мира и ненасилия, то Вам совершенно необходимо сейчас же оставить общество безнравственных политиков и выйти на проповедь философии и религии Бхагавад-гиты, не давая ей бесполезных догматичных толкований. Я поднимал эту тему в своем издании «Обратно к Богу», страницу из которого я предлагаю Вашему вниманию.

Я прошу Вас об одном — удалитесь от участия в политике хотя бы на один месяц, и давайте обсудим Бхагавад-гиту. Я уверен, что эта дискуссия прольет новый свет на Вашу жизнь, не только ради Вашей пользы, но и на благо мира в целом — поскольку я знаю Вас как честного, искреннего и добродетельного человека.

С интересом ожидающий Вашего ответа,

искренне Ваш,

Абхай-Чаран Дэ. (ПШП Махатме Ганди, 12 июля 1947)

49-07 Секретарю Попечительского совета

Национального мемориального фонда Махатмы Ганди

Нью-Дели

Уважаемый господин,

В ответ на присланное Вами приглашение высказать свои соображения по поводу управления фондом, хочу сказать, что наилучшим мемориалом Ганди станет продолжение его духовного движения. По моему скромному мнению, если отнять от Ганди духовную деятельность, останется обыкновенный политик. Но на самом деле он был настоящим святым среди государственных деятелей, и его принципом было фундаментальное переустройство современной цивилизации при помощи свежей философии сатьяграхи, то есть, ненасилия. Партия Конгресса сейчас тоже приходит в упадок из-за пренебрежения духовным движением Гандиджи, которое было основой его мировой популярности. Объявляя Индию светским государством, мы не должны приносить в жертву духовное движение Гандиджи, которое отличается от обычной религиозности. Этот факт подтверждают такие личности, как Шри Ауробиндо и д-р Радхакришнан. Можно сделать все, что угодно, чтобы сохранить память о нем, но если не развить его духовное движение, эта память вскоре угаснет, так же, как угасла память о многих других политиках.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.