Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные модели и источники пенсионного обеспечения





 

В мировой практике известны две основные модели по­строения пенсионных систем (см. Тема 1):

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость раз­мера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д. Сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, то есть по принципу «работающий платит за пенсионера». В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.

Полностью накопительная модель является полной противоположностью распреде­лительной системе финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.



Считается, что накопительная система имеет ряд существенных преимуществ:

- не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем;

- дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития;

- обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эф­фективно были инвестированы его накопления.

В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительная система, в отличие от распределительной, вполне соче­тается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что по­зволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудно­стями финансового и организационного плана. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Однако система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму де­нег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции. Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных.



Каждая из рассмотренных моделей может быть использо­вана для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наи­более эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Опти­мальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтерна­тивном выборе одной из моделей, во взаимодействии основной (доминирую­щей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства.

Сравнение факторов риска (демографических – старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страновых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная система более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получение в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики.



Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.

Финансирование всех видов трудовых пенсий с 1991 года в Российской Федерации осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащих срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат – за счет федерального бюджета. Выплаты пособий финансировались в соответствии с действующим законодательством, осуществлялись через соответствующие органы социального обеспечения.

Бюджет Пенсионного фонда формировался следующим образом: все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносили в 1991 г. взносы на социальное страхование в размере 26 % по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6 % направлялись в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4 % в фонд социального страхования РСФСР.

Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд, определялся ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР. В 1992 году работодатели вносили в ПФР страховые взносы в размере 31,6 процента, работодатели - колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия – 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры и адвокаты – в размере 5 процентов их дохода; другие категории работающих граждан – в размере 1 процента заработка. Общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, объединения, учреждения, в том числе учебные заведения, освобождались от уплаты страховых взносов. Страховые взносы начислялись на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия, в том числе по договорам подряда и поручения.

Тарифы страховых взносов не один раз подвергались изменениям. Кроме того, с 1993 с заработка работающих граждан также производились отчисления в размере 1%. Применялись различные санкции за отказ от регистрации в качестве плательщика, непредставление отчета в органы ПФР в установленные сроки, сокрытие или занижение фонда оплаты труда и др.

Переход на распределительную пенсионную систему

 

В 1990 г. XX в. произошли коренные изменения во всех сферах жизни, не осталось в стороне и пенсионное обеспечение. Был принят Закон РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Под государственной пенсией (далее пенсия) понимаются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, для женщин - 55 лет, а мужчин - 60 лет, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

Создание Пенсионного фонда послужило началом экономических изменений, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест наряду с реформой собственности и приватизацией, а также реформой системы государственного управления экономикой. Социалистическая система пенсионного обеспечения не могла быть приспособлена к новым условиям и была заменена системой государственного пенсионного страхования. Т.о., базовые виды государственного (обязательного) пенсионного страхования начали функционировать с начала 90-х г. XX в.

В соответствии с пенсионным законодательством РФ выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначались следующие базовые виды пенсий:

• по старости (по возрасту);

• по инвалидности;

• по случаю потери кормильца;

• за выслугу лет.

Отдельным категориям граждан пенсии устанавливались на льготных основаниях: в промышленности на работе с повышенной интенсивностью; спасателям в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях; на должностях государственной противопожарной службы МВД России. На льготных основаниях пенсия устанавливалась также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местах: мужчинам – 55 лет, женщинам – 50 лет и т.д.

Порядок расчета размера государственной трудовой пенсии непосредственно из заработка, введенный Законом 1956 года, сохранялся до 1998 года, когда были введены правила расчета с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).

В то время размер пенсии не мог быть ниже минимального размера пенсии по старости и более трех минимальных размеров пенсии по старости. Предусматривалось повышение размера обычной (не льготной) пенсии, а также ее минимального и максимального размера на 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более, чем на 20%. При неполном стаже размер пенсии снижался пропорционально имеющемуся и требуемому стажу.

К этой пенсии добавлялась дифференцированная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни с целью «выравнивания» суммы пенсий для лиц, получающих пенсию в минимальном размере, до определенной величины. Однако разница была мизерной. Таким образом, старый порядок определения размера трудовой пенсии (без ИКП) к концу 2001 г. полностью исчерпал возможность справедливо отражать трудовой вклад в размере пенсии.

Право на начисление пенсии с применением ИКП с 1 февраля 1998 г. получили только неработающие пенсионеры. К концу 2001 г. большинство из них воспользовались эти правом.

Пенсия с применением ИКП определялась в зависимости от имеющегося общего трудового стажа в размере от 0,55 до 0,75 среднемесячной заработной платы в стране за предыдущий квартал, умноженной на отношение заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, взятых за один и тот же период. Размер пенсии напрямую максимумом не ограничивался, однако ограничивалось учитываемое соотношение заработка пенсионера и зарплаты в стране. При введении исчисления пенсий с ИКП в 1998 году это ограничение составляло 0,7, а с 1 мая 2001 года – 1,2. Это значит, что заработок пенсионера до 120% среднемесячной заработной платы в стране (в конце 2001 г. – 2005 руб. 20 коп.) прямо влиял на размер его пенсии, а сверх этого не учитывался. К концу 2001 г. расчетный максимальный размер пенсии с ИКП при стаже работы не менее 45 лет женщин и 40 лет женщин (вне районов Крайнего Севера) составлял 1505 руб. 00 коп. (0,75 х 1671 руб. х 1,2).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.