Основные модели и источники пенсионного обеспечения
В мировой практике известны две основные модели построения пенсионных систем (см. Тема 1):
Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д. Сама пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, то есть по принципу «работающий платит за пенсионера». В такой системе уровень пенсии не зависит от предыдущих заработков и целиком зависит от финансовой обеспеченности пенсионного фонда. Если финансов не хватает, надо либо уменьшить размер выплат, либо увеличить налоги, либо повышать пенсионный возраст.
Полностью накопительная модель является полной противоположностью распределительной системе финансирования пенсий. При ней страховые взносы на текущие выплаты не тратятся, а зачисляются на личные счета граждан и затем инвестируются в порядке, который в большинстве стран установлен законом. Таким образом, гражданин самостоятельно накапливает свою пенсию в течение трудовой жизни, а ее размер зависит только от объема взносов, уплаченных в накопительную составляющую и дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений.
Считается, что накопительная система имеет ряд существенных преимуществ:
- не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных механизмов и систем;
- дает возможность эффективно использовать аккумулируемые деньги для нужд экономического развития;
- обеспечивает дифференциацию размеров пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить тот или иной человек и как эффективно были инвестированы его накопления.
В целом можно сказать, что накопительная система в большей степени соответствует принципам рыночного хозяйства, чем распределительная. Более того, накопительная система, в отличие от распределительной, вполне сочетается с системой конкурирующих между собой пенсионных фондов, что позволяет внедрить рыночные начала в само пенсионное страхование. Однако переход к накопительной системе связан с серьезными трудностями финансового и организационного плана. Риск в накопительной системе возлагается полностью на его участников. Однако система подходит лишь для высокооплачиваемых специалистов, которые одни лишь могут накопить достаточную для получения пенсии сумму денег. Система подвергается эрозии при значительных темпах инфляции. Наличие данных проблем наряду с некоторыми другими соображениями вынуждает многие страны воздерживаться от коренного реформирования распределительных систем, несмотря на осознание преимуществ систем накопительных.
Каждая из рассмотренных моделей может быть использована для решения конкретных экономических и социальных вопросов, но наиболее эффективным инструментом поддержания финансовой устойчивости пенсионного обеспечения считается их совместное функционирование. Оптимальное решение задачи пенсионного обеспечения заключается не в альтернативном выборе одной из моделей, во взаимодействии основной (доминирующей) и дополнительной пенсионных схем. Существенные различия в точках зрения на этот счет зависят в конечном итоге от целей, которые определены в социальной политике государства.
Сравнение факторов риска (демографических – старения населения, безработицы, инфляции, финансовых рисков и страновых рисков) распределительной и накопительной систем говорит о том, что распределительная система более уязвима с точки зрения демографических факторов. Старение населения, как и высокий уровень безработицы приводят к повышению финансовой нагрузки на систему в силу необходимости финансирования раннего выхода на пенсию. В то же время, чем выше уровень безработицы, тем меньше работающих формируют финансовую базу распределительной системы. Сторонники реформ получение в последнее время пенсионерами заниженных доходов объясняют именно этими негативными аспектами российской экономики.
Инфляция оказывает примерно одинаковое влияние как на распределительную, так и на накопительную составляющие пенсионной системы. В первом случае индексация пенсий производится с запаздыванием по отношению к росту инфляции, что снижает реальный доход пенсионеров. Во втором случае инфляция может стать причиной обесценения пенсионных сбережений в случаях, когда она может являться причиной отрицательной реальной доходности.
Финансирование всех видов трудовых пенсий с 1991 года в Российской Федерации осуществляется за счет страховых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащих срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат – за счет федерального бюджета. Выплаты пособий финансировались в соответствии с действующим законодательством, осуществлялись через соответствующие органы социального обеспечения.
Бюджет Пенсионного фонда формировался следующим образом: все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносили в 1991 г. взносы на социальное страхование в размере 26 % по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6 % направлялись в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4 % в фонд социального страхования РСФСР.
Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд, определялся ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР. В 1992 году работодатели вносили в ПФР страховые взносы в размере 31,6 процента, работодатели - колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия – 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры и адвокаты – в размере 5 процентов их дохода; другие категории работающих граждан – в размере 1 процента заработка. Общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, объединения, учреждения, в том числе учебные заведения, освобождались от уплаты страховых взносов. Страховые взносы начислялись на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» исчисляется пенсия, в том числе по договорам подряда и поручения.
Тарифы страховых взносов не один раз подвергались изменениям. Кроме того, с 1993 с заработка работающих граждан также производились отчисления в размере 1%. Применялись различные санкции за отказ от регистрации в качестве плательщика, непредставление отчета в органы ПФР в установленные сроки, сокрытие или занижение фонда оплаты труда и др.
Переход на распределительную пенсионную систему
В 1990 г. XX в. произошли коренные изменения во всех сферах жизни, не осталось в стороне и пенсионное обеспечение. Был принят Закон РФ от 20.11.1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Под государственной пенсией (далее пенсия) понимаются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, для женщин - 55 лет, а мужчин - 60 лет, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.
Создание Пенсионного фонда послужило началом экономических изменений, среди которых пенсионная реформа занимала одно из ключевых мест наряду с реформой собственности и приватизацией, а также реформой системы государственного управления экономикой. Социалистическая система пенсионного обеспечения не могла быть приспособлена к новым условиям и была заменена системой государственного пенсионного страхования. Т.о., базовые виды государственного (обязательного) пенсионного страхования начали функционировать с начала 90-х г. XX в.
В соответствии с пенсионным законодательством РФ выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначались следующие базовые виды пенсий:
• по старости (по возрасту);
• по инвалидности;
• по случаю потери кормильца;
• за выслугу лет.
Отдельным категориям граждан пенсии устанавливались на льготных основаниях: в промышленности на работе с повышенной интенсивностью; спасателям в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях; на должностях государственной противопожарной службы МВД России. На льготных основаниях пенсия устанавливалась также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местах: мужчинам – 55 лет, женщинам – 50 лет и т.д.
Порядок расчета размера государственной трудовой пенсии непосредственно из заработка, введенный Законом 1956 года, сохранялся до 1998 года, когда были введены правила расчета с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП).
В то время размер пенсии не мог быть ниже минимального размера пенсии по старости и более трех минимальных размеров пенсии по старости. Предусматривалось повышение размера обычной (не льготной) пенсии, а также ее минимального и максимального размера на 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого, но не более, чем на 20%. При неполном стаже размер пенсии снижался пропорционально имеющемуся и требуемому стажу.
К этой пенсии добавлялась дифференцированная компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни с целью «выравнивания» суммы пенсий для лиц, получающих пенсию в минимальном размере, до определенной величины. Однако разница была мизерной. Таким образом, старый порядок определения размера трудовой пенсии (без ИКП) к концу 2001 г. полностью исчерпал возможность справедливо отражать трудовой вклад в размере пенсии.
Право на начисление пенсии с применением ИКП с 1 февраля 1998 г. получили только неработающие пенсионеры. К концу 2001 г. большинство из них воспользовались эти правом.
Пенсия с применением ИКП определялась в зависимости от имеющегося общего трудового стажа в размере от 0,55 до 0,75 среднемесячной заработной платы в стране за предыдущий квартал, умноженной на отношение заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы в стране, взятых за один и тот же период. Размер пенсии напрямую максимумом не ограничивался, однако ограничивалось учитываемое соотношение заработка пенсионера и зарплаты в стране. При введении исчисления пенсий с ИКП в 1998 году это ограничение составляло 0,7, а с 1 мая 2001 года – 1,2. Это значит, что заработок пенсионера до 120% среднемесячной заработной платы в стране (в конце 2001 г. – 2005 руб. 20 коп.) прямо влиял на размер его пенсии, а сверх этого не учитывался. К концу 2001 г. расчетный максимальный размер пенсии с ИКП при стаже работы не менее 45 лет женщин и 40 лет женщин (вне районов Крайнего Севера) составлял 1505 руб. 00 коп. (0,75 х 1671 руб. х 1,2).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|