Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 5. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.





1.Общие понятия хозяйственной организации.

2.Организационно-правовые формы организации.

3.Основные типы фирм по функциональному назначению.

4.Элементы теории мотивации.

5.Жизненный цикл организации.

Хозяйственные организации –это организации, удовлетворяющие потребности человека и общества во внешней для организации среде. Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта. Данные организации могут производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний. Гражданский кодекс РФ предусматривает создание широкого набора коммерческих организаций, большая часть которых — хозяйственные организации, и некоммерческих организаций.

Хозяйственные организации (товарищества и обще­ства) создаются для удовлетворения потребностей и интересов учредителей и общества путем производства товаров или оказания необходимых услуг и получения прибыли. К хозяйственным организациям относятся:

- юридические лица всех форм, кроме общественных и религиозных организаций), в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские кооперативы и т. д.



- неюридические лица всех форм, в том числе подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т. д.

Хозяйственные организации принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные. Критериями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующем секторе. Наиболее полно представлены критерии для отнесения организации к малому предприятию (МП), среди которых:

а) доля уставного капитала (УК) МП, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предпринима­тельства, не должна превышать 25% от УК МП;

б) предельные значения среднесписочной численности ра­ботников (без совместителей и работников несписочного соста­ва) не должны превышать, чел.:

§ в промышленности, строительстве и на транспорте — 100,

§ в сельском хозяйстве и инновационной деятельности — 60,

§ в науке и научном обслуживании, розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании — 30,



§ в оптовой торговле, в остальных отраслях и других видах
деятельности — 50.

Хозяйственные организации с численностью, существенно мень­шей, чем у МП, относят к микроорганизациям, например, аудитор­ская фирма с численностью персонала шесть человек. Хозяйственные организации представляют подавляющее количество организаций в мире.

Введенные формы Упраздняемые формы
Полное товарищество как юридическое лицо Товарищество на вере Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Дочерние и зависимые общества Производственные кооперативы Полное товарищество как неюридическое лицо Смешанное товарищество Товарищество с ограниченной ответственностью Индивидуальное (семейное) частное предприятие

Хозяйственные организации классифицируются по следующим признакам:

Ø по времени действия: бессрочные и времен­ные. В регистрационных документах указывается время ее деятельности. Можно зарегистрировать организацию на год, месяц и даже на один день;

Ø по сезону активного действия: летние, зимние, в сезон дождей и т.д. Этот статус дает возмож­ность организации набирать персонал на определенный циклический срок;

Ø по масштабу производства: единичное, серийное и массовое производство;

Ø по специализации производства: спе­циализированное и универсальное;

Ø по номенклатуре выпуска продук­ции: монономенклатурное и многономенклатурное про­изводство. Например, производство оцинкованных труб для медицинской промышленности, сельского хозяйства.



Согласно ст. 50 ГК РФ предусматриваются следующие формы организаций. Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческие: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды, учреждения.

Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Юридическим лицом признается организация, которая:

1) зарегистрирована в установленном порядке;

2) имеет расчетный счет в банке;

3) имеет в собственности, хозяйственном ведении или опе­ративном управлении обособленное имущество;

4) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

5) может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права;

6) выполняет возложенные обязанности;

7) имеет самостоятельный баланс или смету;

8) может быть истцом и ответчиком в суде.

Неюридическим лицом признается организация, которая в отличие от юридического лица не имеет или не выполняет ка­ких-либо пунктов, перечисленных для юридического лица.

Рассмотрим формы хозяйственных товариществ и обществ. К ним относятся: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной или дополнительной от­ветственностью, зависимые и дочерние общества.

Хозяйственные товарищества и общества реализуются в сле­дующих организационных формах: ассоциация, картель, банк, биржа, венчур, джоббер, комбинат, компания, конгломерат, кондоминиум, консорциум, концерн, концессия, кооператив, корнер, корпорация, общество, объединение, предприятие, пул, синдикат, тендер, товарищество, траст, трест, финансово-промышленная группа (ФПГ), фирма, фонд, франчайз, холдинг.

Например, банк может быть государственной организацией в форме акционерного общества закрытого типа. Компания может быть частной организацией в форме общества с ограниченной ответственностью.

Несмотря на процесс приватизации, проводимый в РФ, госу­дарство обладает значительной собственностью. На управление и хозяйственное владение государственным предприятием выдается временная доверенность в виде назначения на должность.

Любая форма собственности характеризуется отношениями субъекта и объекта договора к собственности. Различают отно­шения владения, пользования, распоряжения и ответственности.

Владение — это фактическое обладание вещью. Владение может быть законным (титульным) или незаконным, т. е. не имеющим правого обоснования. Законным владельцем может быть и не соб­ственник вещи (например, арендатор, залогодержатель).

Пользование— это право потребления вещи с учетом ее на­значения. Здесь имеется в виду эксплуатация оборудования, земли, имущества и получение от нее доходов.

Распоряжение — это право определять юридическую судьбу вещи. Лицо, наделенное правом распоряжения, может совер­шать сделки дарения, продажи, сдачи в наем, уничтожения и т.д. Лишение данного права означает лишение права собствен­ности (вещного права).

Ответственность гражданская (бремя собственности) — это обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причи­ненный собственнику ущерб. Ответственность может быть доле­вой, солидарной и субсидиарной. Долевая возникает при наличии нескольких должников и вытекающего из договора по­рядка их ответственности. Это могут быть равные доли или до­ли, пропорциональные их вкладам. Солидарная также определяется договором и существует при неделимости предмета обязательства. При этом требования об ответственности могут быть предъявлены как ко всем должникам совместно, так и к любому из них в отдельности. Субсидиарная определяет дополнительную ответственность третьих лиц за надлежащим ис­полнением обязательств, например, организаций или физических лиц — гарантов по договору. Отношения субъекта и объекта к собственности должны быть обязательно отражены в договоре.

Важным критерием разделения хозяйственных обществ являет­ся форма ответственности перед клиентом при нарушении обяза­тельств. Это могут быть равные доли или доли, пропорциональные их вкладам.

Согласно ст. 399 гл. 25 ГК РФ субсидиарная ответственность — это дополнительная ответственность должников или третьих лиц (например, страховщиков или других гарантов сделки) по отноше­нию к клиенту. Основная ответственность определяется стоимос­тью имущественного комплекса общества, а дополнительная — по взаимному согласованию сторон сделки. Отношения субъекта и объекта отношения к собственности должны быть отражены в договоре. Например, стоимость сделки между производителем и покупателем составляет А руб., а стоимость имущественного ком­плекса производителя (величина ограниченной ответственности) составляет Б руб. Если А > Б, то А — Б и будет величиной допол­нительной ответственности. Эта ответственность может быть воз­ложена как на самих учредителей (потенциальных должников), так и на третьих лиц. Если А < Б, то стоимость имущественного комплекса продавца производителя может полностью компенси­ровать возможный ущерб для клиента из-за срыва договора или ненадлежащего выполнения заказа. Ответственность также может быть полной и ограниченной. Полная ответственность гарантиру­ет 100-процентную компенсацию причиненного ущерба, ограни­ченная — гарантирует возмещение только части ущерба, обычно не более стоимости имущественного комплекса должника.

С точки зрения правовых форм построения организаций следу­ет отметить особенности прав и ответственности учредителей.

Рассмотрим основные правовые формы организаций.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — объе­динение граждан и (или) юридических лиц для совместной хо­зяйственной деятельности. Уставный капитал образуется только из вкладов (паев) учредителей. ООО создается и действует на основании учредительного договора и устава; если общество создано одним лицом, то —только устава. Пример фирменного наименования ООО. «Фирма «Лотос» — общество с ограничен­ной ответственностью». Число участников ООО не должно пре­вышать 50 человек.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) учреж­дается одним или несколькими лицами. Участники ОДО соли­дарно несут субсидиарную ответственность за убытки, связанные с деятельностью общества. ОДО создается и действует на осно­вании учредительного договора и устава, если общество создано одним лицом, то — только устава.

Акционерное общество (АО) — это коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число ак­ций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО). Акционеры ОАО могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акцио­неров общества. Число акционеров ОАО не ограничено. В ЗАО акции общества распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50 человек.

ООО, ЗАО и АО несут ответственность по долгам в пределах своего имущества, а акционеры — в пределах своего вклада (ограниченная ответственность). Обычно стоимость имущества превышает сумму вкладов.

Полное товарищество — это коммерческая организация, уча­стники которой (полные товарищи) в соответствии с заключен­ным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут полную ответственность всем принадле­жащим им имуществом (в том числе и личным).

Товарищество (ТВ) на вере (коммандитное товарищество) включает полных товарищей и вкладчиков (коммандитистов). Статус полных товарищей аналогичен статусу полного товари­щества. Коммандитисты не принимают участия в предпринима­тельской деятельности и несут риск убытков товарищества в пределах внесенных ими вкладов. ТВ создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается только полными товарищами (устава нет).

Хозяйственное общество считается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет возможность определять его решения. На основное хозяйствен­ное общество или товарищество возлагается полная или субси­диарная ответственность за результаты деятельности дочернего хозяйственного общества.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (участвующее в его делах) общество имеет более 20% голосую­щих акций или 20% уставного капитала общества с ограничен­ной ответственностью. Участвующее общество должно в обяза­тельном порядке опубликовать сведения о зависимых хозяйст­венных обществах.

Новый ГК РФ ориентирован, прежде всего, на развитие про­изводственной сферы предпринимательства в стране. В этой связи введена новая форма — «производственный кооператив» (артель) — добровольное объединение граждан (не менее пяти) и их имущественных паевых взносов. Часть имущественного комплекса может быть объявлена неделимой. Независимо от ве­личины пая каждый член кооператива имеет один голос. Статус производственного кооператива необходим для внесения опре­деленности при предоставлении налоговых льгот организациям производственной сферы. Производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество. Кооператив не вправе выпускать акции. Учредительный доку­мент — устав кооператива.

Унитарным предприятием (УП) является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного пред­приятия неделимо. Имущественный комплекс может принадле­жать предприятию на праве либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. УП являются казенными предпри­ятиями. Федеральное казенное предприятие создается, реорга­низуется и ликвидируется по решению Правительства Россий­ской Федерации, которое несет субсидиарную ответственность за убытки казенного предприятия.

Потребительский кооператив (ПК) — это объединение граж­дан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его участников. Они вносят паевые взносы и несут субсидиарную ответственность по обязательствам коопера­тива в пределах невнесенной части дополнительного взноса ка­ждого из членов кооператива. Название ПК отражает главную его цель. Учредительным документом является устав.

Фонд — это организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, куль­турные и иные общественно полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставных задач фонд может за­ниматься предпринимательской деятельностью, создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Эта форма может стать основой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другого объединения предприятий. В учреждении могут быть сконцен­трированы централизованные функции управления и сформиро­ваны структуры стратегического управления.

Ассоциации и союзы — это некоммерческие организации, уч­режденные либо группой коммерческих, либо группой неком­мерческих организаций для координации и защиты своих иму­щественных и других интересов. Члены объединения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, несут суб­сидиарную ответственность, по его обязательствам.

Организационные формы классифицируются по двум типам:

1. единичные организационные формы: предприятия или организации, в которых среди учредителей не более од­ного юридического лица.

2. объединения на основе либо принципа кооперации, либо концентрации.

К единичным организационным формам относятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. К ним относятся следующие хозяйственные общества: академия, ателье, банк, бир­жа, венчур, джоббер, завод, информационное агентство, институт, колледж, аудиторская компания, магазин, мастерская, комбинат, компания, научно-производственная компания, телевизионная или радиокомпания, техникум, траст, университет, фактор-фирма, фа­брика, консультационная фирма, школа.

Банки специализируются на финансово-кредитных операциях. Они могут быть банками-эмитентами, банками-корреспондента­ми и ипотечными банками.

Банк-эмитент выпускает в обращение денежные знаки, цен­ные бумаги, платежно-расчетные документы.

Банки-корреспонденты выполняют на основе корреспондент­ских договоров поручения друг другу по платежам и расчетам через специальные открытые счета.

Ипотечный банк выдает долгосрочные денежные ссуды под за­лог недвижимого имущества (земли, строений), а также выпускает закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью. Например, «Акционерный специализированный ипотечный ком­мерческий банк «АСИ КОМБАНК».

Биржа (государственная или частная) предоставляет помеще­ния, гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами или товарами, получает за это комиссион­ные от сделок и формирует определенные ограничения на тор­говлю.

Товарная биржа — это форма организации оптовой торговли массовыми товарами, имеющими устойчивые и четкие количест­венные и качественные параметры (вес, длину, полезную массу, октановое число и др.).

Фондовая биржа — это форма организации систематических операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты. На­пример, «Международная валютная биржа», «Биржа драгоценных металлов и драгоценных камней».

Венчур — это микро или малое предприятие, создаваемое круп­ной компанией для разработки, отработки или опытного внедре­ния новых технологий, продукции или услуг. При этом крупная компания в случае неудачи венчура может дистанцироваться от него, а в случае успеха — показать свое главенство.

Джоббер — это фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных продовольственных и промышленных товаров для быстрой перепродажи.

Завод— это промышленная компания, выпускающая серийную или массовую продукцию, с длительным производственным цик­лом. Например, ОАО «Завод «Красный пролетарий» — производ­ство металлорежущих станков; «Завод железобетонных изде­лий» — производство сборных железобетонных конструкций (за исключением стеновых материалов).

Корпорация — это аналог акционерного общества. Например, ОАО «Финансово-промышленная корпорация «РУСТЕХНО-СТРОЙИНВЕСТ» занимается лизинговыми, факторинговыми и другими финансовыми операциями.

Фабрика— это компания типа завода, ориентированная на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной про­дукции, а также на выполнение отдельных серийных операций: химчистка, приготовление пищи и др. Например, ЗАО «Кондитер­ская фабрика «Сказка», производящая и реализующая кондитер­скую продукцию.

К групповым организационным формам относятся компании, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Это объ­единения компаний посредством либо кооперации, либо концен­трации производства. К ним относятся: ассоциация, картель, кон­гломерат, корнер, корпорация, консорциум, концерн, концессия, объединение, пул, синдикат, тендер, трест, финансово-промыш­ленная группа (ФПГ), франчайз, холдинг и др.

Ассоциация – это объединение организаций по техническому признаку. Банки включают:

§ банк-эмитент – банк, выпускающий в обращение денежные знаки, ценные бумаги, платежно-расчетные документы;

§ банк-корреспондент - банк, выполняющий на основе корреспондентских договоров поручения другим банкам по платежам и расчетам через специальные открытые счета;

§ ипотечный банк – банк, выдающий долгосрочные денежные ссуды под залог недвижимого имущества (земли, строений), а так же выпускающий закладные листы, обеспечиваемые заложенной недвижимостью.

Основными задачами ассоциации являются: коор­динация деятельности, входящих организаций, информационная и технологическая поддержка.

Картель — долговременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формирова­нием благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении своих уставных задач. Основ­ные направления деятельности картелей:

разграничение рынков сбыта, согласование политики цен, установка квот на куплю—продажу, лицензирование деятельности, и др.

Консорциум — долговременное договорное объединение ряда однородных организаций. Особенностью консорциума является то, что он выступает как единое целое с другими партнерами, при этом каждая его организация в отдельности не теряет своей фирменной независимости, управления и характера деятельно­сти. Консорциумы могут состоять из организаций одной страны или различных стран. Могут быть консорциумы банков, консор­циум организаций по производству и реализации программного обеспечения и др. Консорциумы создаются для:

• размещения займов,

• осуществления единого капиталоемкого промышленного проекта,

• проведения эмиссионных операций.

Консорциумы могут быть зарегистрированы как общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и др.

Они эффективны для разме­щения займов, проведения эмиссионных операций, осуществле­ния единого капиталоемкого промышленного проекта. Консорци­умы могут быть оформлены как акционерное общество открытого или закрытого типа. Например, ОАО «Консорциум по строитель­ству и эксплуатации спортивно-оздоровительных комплексов, гос­тиниц, спортивных и деловых клубов и оказанию услуг спортивно­го назначения».

Концерн— долговременное договорное объединение ряда организаций транспорта, промышленности, банков, рекламных агентств и других для формирования системной технологиче­ской цепи: производство—сбыт—производство—сбыт. Руково­дящим органом выступает обычно самая крупная организация этой системы. Каждая входящая организация сохраняет свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих уставных задач, не связанных с деятельно­стью концерна. Синонимом термина «концерн» является термин «группа», например группа Моргана (США).

Синдикат — объединение предприятий, которое берет на се­бя осуществление всей коммерческой деятельности при сохра­нении производственной и юридической самостоятельности входящих в него предприятий, но потере ими коммерческой не­зависимости. Объединение организаций осуществляется на базе договорных соглашений.Синдикат — это вид картеля, который практически реализу­ет для своих организаций благоприятную среду бизнеса. В рам­ках синдиката создаются структуры, которым организации- уча­стники делегируют часть своих функций, например, сбыт про­дукции. При этом организации по делегированным функциям теряют свою самостоятельность.

Трест — долговременное договорное объединение ряда орга­низаций, при котором входящие в него организации теряют свою производственную, финансовую и коммерческую само­стоятельность. Трест может объединять как разнородные, так и однородные организации. Например, стальной трест, маргарино - жировой трест, инвестиционный трест. Руководство трестом сосредоточено в единой структуре (правлении, директорате, хол­динговой компании и т.п.). Так, в 1901 г. Морган создал в США «Стальной трест», объединив крупнейшие металлургические предприятия США.

Финансово-промышленная группа — объединение типа кон­церна, взятое под опеку государством на определенный срок, чтобы создать мощную базу для удовлетворения стратегических потребностей общества. Например, в электронной или оборон­ной технике, в товарах повышенного спроса.

Корнер — это кратковременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные с формировани­ем благоприятной инфраструктуры их бизнеса. Входящие в него организации сохраняют юридическую, финансовую и другие виды самостоятельности при решении своих уставных задач. Они созда­ются для скупки какого-либо товара или акций для последующей перепродажи или для приобретения контрольного пакета акций какой-либо компании. Например, ООО «КОРНЕР» занимается торгово-закупочной деятельностью.

Холдинг-компания (ХК) — акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций юридически самостоятельных бан­ков и небанковских фирм с целью осуществления контроля над их операциями. В мировой практике успешно применяется ряд теорий мотива­ции (побуждения) к производительному труду: теория X, теория V, теория ожидания, теория потребностей и теория справедливости. Каждая из них практически применяется при работе с персоналом.

Теория Хоснована на том, что часть людей не любят организовывать свой труд, лишены всякого честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили и защищали.Теория Х предлагает для таких людей подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить их работать, не задевая их самолюбия.

Теория У основана на том, что часть людей обладает большими творческим потенциалом и при соответствующем вознаграждении могут принести большую пользу организации и себе. Теория У предлагает для таких людей подбирать руководителей-демократов, владеющих социально-психологическими методами управления.

Теория ожиданияоснована на том, что часть людей может хорошо работать, если поставленные руководителем цели будут достигаться, т.е. ожидания будут реализованы, в противном случае их деятельность парализуется. Теория ожидания предлагает руководителю для таких людей либо выбирать быстро выполнимые задания, либо постоянно уведомлять их о пользе работы.

Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы. Теория требует от руководителей осуществлять управленческие отношения только через интересы и потребности, так как другие воздействия приводят к противодействию.

Теория справедливостиоснована на субъективном ожидании каждым человеком поощрения за выполненную работу в сравнении с другими людьми. Если работник считает, что его коллега получил за ту же работу большее поощрение, чем он, то это будет тормозить его производительность. Теория справедливости требует от руководителей учитывать пристальное внимание подчиненных к их действиям по отношению к другим.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Жизненный цикл организации непосредственно и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции - временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации.

Переходя к созданию условии для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа.

Главным критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

Зрелость организации проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.

Концепция жизненного цикла указывает на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

* снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;

* увеличивается конкурентная сила поставщиков;

* повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;

* возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;

* усложняется процесс создания товарных инноваций;

* снижается прибыльность.

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями - здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.