Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4. Государственное регулирование предпринимательства





План

 

1. Экономическая сущность и содержание предпринимательства.

2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования предпринимательства

3. Основные направления формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства

 

Аннотация

Понятие и сущность предпринимательства. Сущность, функции и принципы государственного регулирования предпринимательства. Основные направления регулирования и поддержка предпринимательства.

Малый и средний бизнес. Законодательное регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки малого бизнеса.

 

Конспект лекции

1. Экономическая сущность и содержание предпринимательства

Одним из важнейших стратегических факторов устойчивого экономического развития и достижения нормального уровня жизнеобеспечения населения является формирование цивилизованного современного предпринимательства в экономическом пространстве России в целом, в каждом ее регионе, во всех сферах и отраслях воспроизводства, на каждом предприятии и в их объединениях. Поэтому необходим переход на предпринимательский тип воспроизводства на уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.



Внутренним механизмом рыночного хозяйствования является конкуренция. Чтобы быть конкурентоспособными при современных производительных силах, необходимо поставить на устойчивую основу их воспроизводство. Такой основой является непрерывное совершенствование производительных сил и производственных отношений на базе инновационного воспроизводства.

Для того чтобы быть равным партнером в мировом хозяйстве и на мировом рынке, нужно сформировать предпринимательский тип воспроизводства в стране и ее регионах. Сам процесс создания и воспроизводства предпринимательского типа невозможно формировать в отрыве от мирового хозяйства. Ибо современный уровень производительных сил таков, что нельзя быть конкурентоспособным во всех отраслях и сферах производства. Нужно обоснованно выбрать свою нишу в мировом рынке, используя свое преимущество в обеспечении теми основными и развитыми факторами производства, которыми располагает в данное время Россия в целом, ее регионы.



Россия, ее регионы располагают такими основными факторами, как богатые природные ресурсы. Но этого далеко недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными на мировом и национальных рынках. Во-первых, для того чтобы национальные издержки производства были ниже мировых, необходимо экономное природопотребление. Для этого весь цикл производства (от добычи до получения конечного продукта) нужно организовать на новых, передовых технологиях и соответствующей им технической основе. Во-вторых, необходимо задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал (ученых, предпринимателей, специалистов высшей квалификации) для создания и эффективного использования инноваций. Все это требует особой производительной силы — предпринимателей и ее реализации в предпринимательской деятельности.

Однако для того, чтобы предпринимательство стало реальным стратегическим ресурсом, который явится одним из основных факторов выхода из глубокого экономического кризиса России и ее регионов на путь устойчивого экономического развития, входа в качестве равного субъекта мировых рыночных отношений в мировое хозяйство, нужно правильно понять экономическую сущность и содержание предпринимательства. На этом прочном научном фундаменте целесообразно формировать современное цивилизованное предпринимательство.

Для глубокой разработки теории предпринимательства существует два источника:

1)глубокое изучение истории развития экономической мысли по предпринимательству, особенно трудов тех ученых-экономистов, которые внесли свой вклад в теорию предпринимательства;



2)научное обобщение современной зарубежной, а также исторической практики формирования предпринимательства в дореволюционной России.

Теория предпринимательства развивалась в нескольких направлениях. Представители первого направления связывали предпринимательство с риском. Родоначальником этого направления можно считать французского экономиста Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предвидением и способностями к риску, а также способный к реализации их с целью получения дополнительного дохода. Он может заниматься предпринимательской деятельностью на любой стадии воспроизводства: в процессе производства, обмена, потребления. В процессе обмена, например, используя расхождение между спросом и предложением, предприниматель, покупая товары по более низкой цене и продавая по более высокой, рискуя при этом, может получить более высокий доход по сравнению с тем, кто не рискует.

Эту точку зрения развили И. Тюнен и Ф. Найт. И. Тюнен связывал предпринимателя и предпринимательство с непредвиденным риском. Используя в твоем деле риск, беря на себя полную ответственность за него, предприниматель получает непредсказуемый доход. Ф. Найт, развивая данную концепцию И. Тюнена, связывал непредсказуемый риск с чрезвычайной неопределенностью, которую нельзя спрогнозировать, вычислить. Предприниматель, обладая способностью использовать такие чрезвычайные обстоятельства, прогнозируя лучше и оперативнее других, получает более высокие доходы по сравнению с обычным бизнесменом.

Второе направление в развитии теории предпринимательства можно связать со взглядами Ж. Б. Сэя и А. Маршалла. Эти известные экономисты считали, что функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства (капитала, земли и труда и получать предпринимательский доход.

Логическим развитием первых двух направлений стала концепция предпринимательства Й. Шумпетера. Это третье направление в создании теории предпринимательства является наиболее основательным и перспективным. Й. Шумпетер считал предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Он поставил себе задачу — разработать теоретическую модель процесса экономического развития во времени и найти ответ на вопрос: "Как экономическая система производит ту силу, которая беспрестанно; ее развивает?" Проведя анализ существующих экономических теорий, он пришел к выводу, что они применимы исключительно к стационарному процесс воспроизводства и потому являются статичными. Статичные теории, которые мы сегодня изучаем по переводимым зарубежным учебникам, раскрывают условия рыночного равновесия и способы его восстановления под влияние: внешних обстоятельств (природы и общества), а не под воздействием внутренних источников экономического развития. При стационарном процессе воспроизводства, согласно концепции Й. Шумпетера, нет места предпринимательской прибыли, т.е. нет места предпринимательскому доходу как дополнительной прибыли.

По Шумпетеру, экономическая система саморазвивается только тогда, когда в ней осуществляются не просто рациональные комбинации факторов производства, как это следует из концепции предпринимательства Ж. Б. Сэя, а непрерывно воспроизводятся новые комбинации факторов воспроизводства.Новые комбинации заключаются в изготовлении неизвестного потребители-блага или создании нового качества известного блага, внедрении новых способов воспроизводства (инноваций в процессе производства или коммерческом использовании товаров), освоении новых рынков или новых сегментов рынка, получении новых источников сырья, внедрении новых методов организации труда и т.д. Хозяйственных субъектов, которые активно осуществляют эти новые комбинации в процессе воспроизводства, Шумпетер определил как предпринимателей. При этом он подчеркивал, что право собственности не является существенным признаком предпринимательства. Понятие "предприниматель" определяется его функцией и способностями тех индивидуумов, которые действительно ее осуществляют при любой общественной формации. Субъекты хозяйствования, перестающие осуществлять новые комбинации, перестают быть предпринимателями.

Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие особыми способностями инноватора. Это особый тип хозяйствующих субъектов. Труд предпринимателя — качественно новый труд по сравнению с обычным хозяйствующим субъектом. Это труд инноватора.

По Й. Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства заключается в процессе получения не просто обычной прибыли, а сверхприбыли — предпринимательской прибыли в результате осуществления новых комбинаций при воспроизводстве. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.

Краткий анализ истории экономической мысли в разработке основных направлений теории предпринимательства, которые отражают историю развития реального предпринимательства в мире, позволяет сделать следующий вывод: хотя цельной теории современного предпринимательства еще не создано имеется солидный теоретический задел, чтобы раскрыть экономическую сущность и содержание предпринимательства. Признанный авторитет в раскрытии "анатомии" конкуренции М. Портер, проанализировав большое количество наиболее конкурентоспособных отраслей, предпринимательских структур девяти наиболее развитых стран мира, обобщив результаты исследования группы из 24 ученых этих стран, аналитический материал различных школ бизнеса и экономики, министерств, банков, других организаций, частных лиц (бизнесменов, экспертов, менеджеров т.д.), сделал наиболее обоснованные выводы об источниках устойчивого конкурентного преимущества стран, отраслей, предпринимательских структур.

Приведем важнейшие выводы из данных исследований. Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества предпринимательских структур — непрерывная модернизация производства и других видов предпринимательской деятельности. Чтобы сохранять преимущества, необходимо расширятьнабор их источников, непрерывно их совершенствовать, переходить к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: технологии высшего порядка и обеспечивающие их системы машин, оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания и т.д. В конечном счете необходимо обеспечить динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа.

Такую стратегию избрала и реализует Япония в течение послевоенного периода, совершив беспрецедентный переход от стадии факторной конкуренции к стадии инновационной конкуренции. Так поступили фирмы, работающие в ключевых отраслях японской экономики. В частности, японские автомобильные фирмы первоначально вышли на мировой рынок с недорогими машинами малого класса достаточно высокого качества. Невысокие цены на автомобили обеспечивались за счет дешевой рабочей силы. Но уже в это время эти фирмы начали совершенствовать стратегию. Началось строительство крупных автомобильных заводов с современным техническим оснащением, получающих выгоды от эффекта масштаба, поиск новых технологий, который успешно завершился внедрением системы "точно в срок" и ряда методов повышения эффективности и качества. Таким образом, японские автомобилисты обеспечили себе победу в конкуренции с соответствующими зарубежными фирмами, "завоевали" покупателя, удовлетворив его потребность в качестве и цене на автомобили.

Германия стала мощной индустриальной державой в конце XIX в., когда ее предпринимательским структурам в ряде ключевых отраслей удалось, используя достижения мирового уровня в науке и технологии, перейти на инновационное воспроизводство. С тех пор экономика Германии носит инновационный характер.

Во многих областях американской экономики фирмы строят свою стратегию предпринимательской деятельности на непрерывном совершенствовании, обновлении технологии, техники, процессов воспроизводства в целом. Эти примеры современного предпринимательства можно многократно приумно­жать по странам, отраслям, фирмам. В то же время страны, отрасли, фирмы те­ряли свое конкурентное преимущество, если отступали от стратегии непрерыв­ного обновления воспроизводства, его важнейших блоков — воспроизводства производительных сил и производственных отношений.

Важно при этом подчеркнуть такие моменты: конкурентоспособность предпринимательских структур зависит от скорости нововведений, от быстроты реакции фирм на нововведения конкурентов, от прогнозирования иннова­ций. Конкурентное преимущество сохраняют те фирмы, которые не уходят от риска в предпринимательской деятельности, а обоснованно его используют для получения предпринимательского дохода.

Анализ показывает, что в развитых странах малое предпринимательство ценно прежде всего своей инновационностью и рисковым характером деятельности. Малые фирмы в этих странах играют большую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств. В 70-е годы прослеживается тенденция повышения удельного веса малых предпринимательских структур, которая объясняется во многом принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Крупные корпоративные структуры предпринимательского типа также ведут предпринимательство на рисковой, инновационной основе. Они, в отличие от малых предприятий, имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических новшеств: технологий, техники, новых методов воспроизводства и т.д. Проведенное в США выборочное обследование 50 финансовых фирм показало, что усредненный показатель рентабельности их рискового капитала в 3 раза выше обычных капиталовложений в акции. Таким образом, анализ практики предпринимательства подтверждает основные положения концепций известных ученых о том, что оно осуществляется на инновационной рисковой основе.

Таким образом, предпринимательство — это особая система хозяйствования, основанная на специфической рисковой и инновационной деятельности, которая может охватывать или воспроизводство в целом, или какую-то отдельную стадию: производство, обмен, распределение, потребление. Предпринимательство может охватить только часть одной из стадий воспроизводства, например мер процессы организации труда, снабжения предпринимательской структуры средствами производства, реализации товара, маркетингового обслуживания, финансового обеспечения предпринимательской структуры и т.д.

Отмеченное выше позволяет сформулировать следующее определение: Предпринимательство это такая система хозяйствования, которая ocнована на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей процесс воспроизводства в целом или какую-то часть этого процесса с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).

Экономическая сущность предпринимательства конкретизируется в его содержании. Одним из ключевых его моментов является личностный характер предпринимателя, который определяется его способностями по-новому комбинировать ресурсы или факторы воспроизводства — рабочую силу (труд), катал, землю. К ним относятся прежде всего следующие способности: продуцировать новые производственные или коммерческие идеи, давать им оценки точки зрения возможности получения предпринимательского дохода; оперативно использовать новшества в процессах воспроизводства, превращать их в инновации и доводить последние до коммерческого результата; расчетливо рисковать, с большой вероятностью прогнозируя дополнительный доход от риска.

Предприниматель может персонифицироваться как в собственника капитала, так и в менеджера, специалиста, наемного рабочего; как в любом индивидууме, занятом процессом предпринимательства, так и в целых коллективах. Пока индивид или коллектив ведет инновационное воспроизводство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпри­нимательского дохода, они являются предпринимателями. Если процессы воспроизводства ведутся обычными способами, со стационарными комбинациями факторов производства, то в них нет места предпринимательству как особой производительной силе.

Предприниматели реализуют свои способности в предпринимательствекак экономическом процессе.Сущность последнего заключается в том, что это процесс создания предпринимательского дохода, т.е. дополнительной прибыли от инновационной, рисковой деятельности. Предпринимательский доход может быть получен двумя способами. Первый способ заключается в снижении индивидуальных издержек производства. Известно, что рыночная цена формируется на основе общественных издержек производства, общественно необходимого рабочего времени. Используя новшества, рискуя, предприниматели снижают свои индивидуальные издержки, доводя их до более низкого уровня по сравнению с общественными издержками производства и с теми, кто ведет воспроизводство стационарными методами. Вследствие этого они получают, кроме обычной прибыли, еще и дополнительную прибыль, предпринимательский доход.

Снижение индивидуальных издержек производства до более низкого уровня по сравнению с индивидуальными издержками обычных бизнесменов при стационарном воспроизводстве происходит следующим образом. Предприниматель, используя новые методы маркетингового исследования рынка средств производства, находит такие рынки или их сегменты, где можно ку­пить необходимые ему средства производства или по более низкой цене, или более качественные, эффективные. Используя эти средства производства, он снижает тем самым издержки на производимые им товары. Применяя новше­ства (новые технологии и технику, более квалифицированную рабочую силу, новые методы воспроизводства), предприниматель также снижает индивиду­альные затраты. Данные затраты могут снижаться и при использовании нов­шеств в маркетинге (например, внедрение новых методов рекламы). Все эти способы снижения индивидуальных издержек производства могут быть использованы одновременно или в отдельности. Понятно, что при разных вариантах величина предпринимательского дохода будет разной.

Второй способ получения предпринимательского дохода связан с тем, что предприниматель, имея более низкие индивидуальные издержки производства по сравнению с другими продавцами, может снизить цену реализации на свои товары. Продавая значительно большую массу товаров, он может даже при более низкой цене получить дополнительный доход.

Предпринимательский доход может быть получен не только при снижении индивидуальных издержек производства. Предприниматель, используя новшества при отыскивании рынка или при изучении изменений конъюнктуры рынка, может найти такие рынки, на которых продаст свою продукцию по более дорогой цене по сравнению с другими продавцами.

И наконец, предпринимательский доход может быть получен, когда в результате нововведений производится более качественный товар. В таком случае предпринимательский доход может быть получен и за счет высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара.

2. Экономическая сущность, функции и принципы государственного регулирования предпринимательства

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Научное понимание экономической сущности, содержания хозяйственного механизма и современного предпринимательства дает основание для следующего определения организационно-хозяйственного механизма предпринимательства: это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов.

Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях макро-, мезо- и микроэкономик и систему государственного регулирования, адекватного требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства.

Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма. Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства.

Анализируя международный опыт, можно прийти к выводу, что нигде в мире современное предпринимательство не может развиваться, тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. Можно считать, что в мире развитого предпринимательства признано: государственное регулирование в тех или других формах, масштабах — это закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

Государство в период становления предпринимательства выполняет следующие основные функции.

Первая функция — это формирование субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, рисковой деятельности во всех сферах экономики. При выполнении этой функции важно учитывать социальную базу для формирования цивилизованных предпринимателей в России в целом и ее регионах.

В России такой базой являются люди, осваивающие бизнес. Поскольку цивилизованное предпринимательство — это специфический бизнес, дадим классификацию российских бизнесменов по такому существенному признаку, как ил способности и возможности освоения предпринимательства, в его научном понимании. На основе данного критерия, с известной долей условности, можно выделить следующие типы российских бизнесменов. Первый — статичный бизнесмен, реализация способностей которого позволяет традиционными, статичными методами получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке и его сегментах, экономической, правовой, организационной среды, создаваемой государством на том или другом этапе для производства, коммерческой деятельности и т.д.

Второй тип — случайный бизнесмен. Представители этого типа "привнесены" в бизнес сложившимися в России политическими, социальными и другими условиями (возможность нажиться за счет участия в приватизации, близость к номенклатуре, отсутствие моральных принципов; невозможность заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий, учреждений культуры, образования, сокращения армии).

Третий тип — это подлинный предприниматель, способный и пытающийся реализовать свои способности в современных условиях в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе.

Для статичного бизнесмена должна быть создана благоприятная среда и обеспечена селективная поддержка в зависимости от значимости сферы, в которой бизнесмен выполняет необходимые для общества функции. При этом криминальный бизнес необходимо искоренять.

Случайный бизнесмен, очевидно, сам будет в основном вытеснен из сферы предпринимательства при создании условий для конкуренции как подлинной экономической состязательности.

Первая, главная, функция государственного регулирования — создание режима наибольшего благоприятствования для использования потенциала подлинных предпринимателей.

В сфере бизнеса заняты в основном молодые люди. Примерно 87% из них имеют возраст от 20 до 40 лет. Четко выраженной тенденцией в динамике возрастной структуры в сфере малого и среднего бизнеса является ускорение процесса омоложения за счет вытеснения лиц старше 40 лет лицами в возрасте до30 лет при стабильном удельном весе возрастной группы от 30 до 40 лет.

Уровень образования российских бизнесменов выше среднего уровня образования трудоспособного населения страны и примерно соответствует уровню высшего управленческого звена государственных предприятий.

Численность бизнесменов крупных фирм, имеющих высшее образование, на 20% выше численности бизнесменов малых предприятий, имеющих высшее образование.

При государственном регулировании процесса формирования цивилизованных предпринимателей целесообразно учитывать не только потенциал уже действующих предпринимателей, но и создавать условия для использования потенциала тех, кто еще не занимается бизнесом, но имеет для этого необходимые способности.

Государство может эффективно выполнить функцию формирования предпринимателей, обеспечивая экономическую свободу предпринимательства; создавая четкие, равные "правила игры" во всем экономическом пространстве России; формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства при помощи соответствующих налоговой, кредитной, страховой, амартизационной и других научно обоснованных систем регулирования; создавая эффективную систему образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

Вторая функция государственного регулирования — формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, в которой конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки и техники; внедрения инновационного менеджмента и маркетинга; полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей; разгосударствления и рациональной приватизации; хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики; регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов; рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Третьей функцией государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства является создание условий для устойчиво развивающегося предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе, с помощью стимулирования, целенаправленной ориентации, поддержки предпринимательских структур в сфере производства.

Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей ориентации инновационной политики государства, определенной стратегии предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла: фундаментальная наука — прикладная наука — сфера воспроизводства на всех уровнях макро-, мезо- и микроэкономики.

Необходим новый экономический механизм воспроизводства инновационных товаров со всеми его элементами, рычагами, слаженно действующий по всей цепочке инновационного процесса.

Экономический механизм регулирования фундаментальной науки, воспроизводство потенциала которого обеспечивается в основном за счет бюджетного финансирования, целесообразно ориентировать на выполнение одной из таких важнейших функций, как стимулирование фундаментальных исследований, являющихся основой создания принципиально новых систем машин, обеспечивающих внедрение высоких технологий производства конечной продукции ТЭК, АПК, медицинской промышленности, высших технологий ВПК двойного назначения или которые используются лишь в гражданском секторе экономики.

Основным элементом экономического механизма регулирования прикладных исследований, проектно-изыскательских, опытно-конструкторских разработок должен быть мотивационный механизм повышения качества товаров и услуг: создания высоких ресурсосберегающих технологий, новых и продуктивных конструкторских разработок и проектов, инновационной информации, инновационного менеджмента, маркетинга, форм и методов предпринимательской деятельности и т.д.

Одной из важнейших функций хозяйственного механизма инновационного процесса, его блока государственного регулирования является обеспечение процесса инновационного воспроизводства в крупных корпорациях, ФПГ, средних и малых предприятиях предпринимательского типа.

Государство на современном этапе должно переломить опасную тенденцию, проявившуюся на первом этапе приватизации, которая способствовала развалу крупных производственных структур, разрыву технологической взаимосвязанности предприятий, разрушению научно-производственных объединений, отделению от них научно-исследовательских институтов. В результате в данных объединениях разрушился инновационный процесс, что привело к сокращению производства наукоемкой продукции, превращению НПО в неработоспособные структуры. В связи с этим важно переориентировать процесс реформации на сохранение и создание новых научно-производственных комплексов, производящих конкурентоспособную наукоемкую продукцию.

При государственном регулировании формирования ФПГ преимущество в поддержке целесообразно отдать тем из них, которые предусматривают в своей структуре научно-производственные центры, ориентированные на обеспечение производства инновационной конкурентоспособной продукции, представляют предпринимательские проекты и бизнес-планы.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством соответствующими налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной и другими составляющими инновационной и экономической политики в целом.

Государство может стимулировать своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международ­ном рынках.

Государственное регулирование процесса формирования и развития предпринимательства, кроме отмеченных, выполняет также функцию стимулирования и непосредственного формирования спроса на инновационную продукцию. Прежде всего необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию, которые в первую очередь целесообразно формировать в рамках государственных программ производства необходимой государству, наукоемкой продукции для целей обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, создания резерва наукоемкой продукции на непредвиденные случаи, воздействия на конъюнктуру рынка и т.д.

Государственный заказ — это не только заказ федерального правительства. Необходимо сформировать и систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях.

Государство может формировать и поддерживать устойчивость спроса на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его соответствующими налоговой и кредитной системами, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.

В переходный к смешанной экономике период государственное регулирование выполняет функцию формирования организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время ставится проблема (и в определенной мере решается) государственной поддержки создания инфраструктуры малого бизнеса. Формирование такой инфраструктуры с помощью поддержки государства необходимо. Но нужно ставить вопрос шире. Эта система должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом независимо от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее или крупное предпринимательство). Выполнение этой функции, с одной стороны, требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ; с другой стороны, государству целесообразно оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.).

И наконец, одной из немаловажных функций государственного регулирования является обеспечение социальной ориентации процесса формирования и развития предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательских структур на достижение не только экономического, но и социального эффекта.

Социальный эффект обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание роли предпринимательства ориентирует государственное регулирование на инновационное воспроизводство, инновационную стадию конкуренции, которые повышают уровень развития национальной экономики в целом и динамичную устойчивость экономического развития. А это ведет к росту национального богатства и, следовательно, создает возможность повышения благосостояния для всех.

Государственная служба может эффективно выполнять перечисленные, а также другие функции государственного регулирования при условии, если она строится на определенных принципах.

Основополагающими принципами государственного регулирования являются:

• научное понимание экономической сущности, содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;

• рациональный протекционизм современного предпринимательства;

• обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей;

• программно-целевое регулирование;

• гарантированность государственной поддержки;

• гибкий дифференцированный подход;

• мотивационная направленность государственной поддержки;

• многообразие форм предпринимательской деятельности;

• разделение труда и кооперация между государственной, федеральной, региональной и местной службами.

3. Основные направления формирования системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства

Система государственного регулирования предпринимательства включает: элементы системы, механизм взаимосвязи между этими элементами, обеспечивающий единство системы, скоординированный вектор развития элементов системы; общую цель функционирования всей системы, являющуюся интег­рированной целью, направляющей цели функционирования каждого ее элемента.

Общая цель системы государственного регулирования предпринимательства заключается в создании благоприятной среды для функционирования предпринимательских структур на уровне макроэкономики, ориентации и мотивации внутрихозяйственной системы предпринимательства в направлении формирования современного предпринимательства, обусловленного его сущ­ностью, функциями и принципами государственного регулирования.

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идет по многим направлениям. Рассмотрим лишь основные из них.

Одним из таких направлений является формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. Для этого необходимо прежде всего оперативно разработать и принять целый ряд феде­ральных законов и других нормативно-правовых актов. С

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.