Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение.
Пояснительная записка
Среди разнообразных видов художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность пения, социальная и эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающего поколения.
Ансамблевое пение в эстетическом воспитании детей и подростков всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времен и стран. Задача, которую ставили они перед собой, заключалась в том, как с помощью искусства, возможно, воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния. Понимая важность пения, которое, по словам Платона Афинского (427-347 до н.э.), есть "божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке", древние греки считали его одним из элементов образования.
Аристотель (384-322 до н.э.) писал о музыке, как предмете воспитания: "Как вес безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели человеческой жизни, по доставляет еще к тому же и отдохновение". Но кроме этого, отмечал Аристотель, музыка оказывает влияние на человеческую психику: "песни Олимпа наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть эффект этического порядка в нашей психике".
Актуальность программы.
Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.
Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.
Данная программа не является новым словом в развитии музыкального воспитания в нашей стране, так как имеет ряд аналогов, основанных на единой методике и традициях вокального искусства. Однако, наряду с другими программами, она актуальна в данное время по причине необходимости духовного развития подрастающего поколения, ведь музыка, и в частности пение, являлась всегда составной частью художественно-эстетического воспитания и позитивным фактором в формировании духовного мира ребенка. Таким образом, основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.
Направленность программы - художественно-эстетическая.
Вид образовательной программы - модифицированная.
Уровень освоения - общекультурный.
Цель реализуемой программы:создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности.
Задачи:
I.Образовательные.
1. Научить петь без дирижёра, научить ансамблевому пению (умение слушать себя и соседа в процессе пения);
2. Начать формирование навыков певческой установки, певческого дыхания.
3. Формировать координацию деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полётностью, вибрато.
4. Формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности.
5. Формировать умение петь напевно (главный навык кантилена)
естественным, полетным, негромким звуком с мягкой атакой.
6. Работать над артикуляцией, обеспечение роста выносливости голосового
аппарата.
II .Развивающие.
1. Развивать творческую инициативу обучающихся.
2. Развивать гибкость и подвижность мягкого нёба.
3. Содействовать развитию музыкальных способностей (музыкального
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, чистоты интонирования и
основы музыкальной импровизации т.д.).
4. Способствовать физическому развитию детей и подростков (органов
дыхания, артикуляционного аппарата, улучшение осанки).
III. Воспитательные.
1. Создавать условия для формирования певческой культуры,
художественного вкуса, устойчивого интереса к искусству.
2. Способствовать профессиональному самоопределению учащегося.
3. Способствовать выявлению и раскрытию творческих способностей.
Каждый год обучения служит закреплению накопленных вокальных навыков и знаний, одновременно является дальнейшим шагом творческого развития учащихся и предполагает более высокий уровень знаний и навыков.
Таким образом, начиная с детства, ребенок окунается в атмосферу музыкального искусства, а музыка сопровождает его на протяжении нескольких лет, что впоследствии может оказать влияние па будущую профессию, связанную с музыкальным искусством. В процессе занятий в репертуар будут вводиться произведения различных стилей и жанров, благодаря чему воспитанники расширят свой кругозор.
Условия набора и режим занятий
Программа «Студия вокального пения» предназначена для детей и подростков 7-18 лет. При работе по данной программе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят. Данные факторы являются основополагающими при отборе в коллектив. При прослушивании выявляются музыкальные способности детей и подростков на данном этапе, а именно: интонационное чувство, чувство ритма, музыкальная память, природные голосовые данные. Возрастные особенности так же учитываются при прослушивании, так как имеют прямую связь с развитием музыкальных способностей, которые, безусловно, необходимо развивать как можно с более раннего возраста с одной стороны, а с другой - в более старшем возрасте голосовой аппарат уже достаточно сформирован и развит, что так же имеет свое положительное значение в процессе занятий. Необходимо также помнить, что голосовой аппарат у школьников еще не совсем сформирован и ребенок не может зачастую повторить музыкальную фразу не из-за отсутствия музыкального слуха, а из-за еще недостаточно развитой координации между слухом и голосом. Важным фактором при отборе является желание ребенка заниматься в коллективе. Практика показала, что ребята, которые начали заниматься пением с большим желанием и энтузиазмом, и не обладающие первоначально достаточными способностями, достигли поразительных результатов в процессе занятий, опередив тех, кто был более одарен природой. Таким образом, на основе вышеперечисленных факторов происходит формирование групп. Возможен приём в течение года. Содержание программы может варьироваться в зависимости от условий реализации программы.
Занятия проводятся: индивидуально, по группам, причем численность группы обучения не более 12 человек, общим составом (сводная группа).
Программа «Вокальной студии» рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий:
Год обучения
| Общее
кол-во часов
| Кол-во часов
в неделю
| Кол-во занятий в неделю
| 1 год
|
|
|
| 2 год
|
|
|
| 3 год
|
|
|
|
Ожидаемые результаты:
К концу каждого года учащиеся должны добиться следующих результатов:
Год обучения
- знать основы гармонии
- овладеть основами певческого дыхания;
- овладеть умением выстраивать унисон;
- исполнять одноголосные произведения.
Год обучения
- овладеть певческим дыханием;
- правильно формировать гласные звуки при пении;
- петь в унисон, слушая друг друга, одноголосные произведения с поддерживающим аккомпанементом;
- овладеть пением с элементами двухголосия (канон, один голос выдержан, другой мелодизирован и т.д.);
- добиваться эмоционального исполнения произведения.
Год обучения
- свободно владеть певческим дыханием и пением с опорой на дыхание;
- петь в единой певческой позиции;
- овладеть пением 2-хголосных произведении с сопровождением;
- владеть певческой дикцией;
- владеть музыкальной фразировкой;
- владеть различными штрихами в пении (1еgаtо, non 1еgаtо, stассаtо и др.);
- образно и эмоционально исполнять произведения.
Способы и формы проверки ожидаемых результатов реализации
Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Формы диагностики эффективности образовательного процесса по данной программе можно рассмотреть в двух направлениях:
- личностный: наблюдения педагога, прослушивание;
- внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, выступления на концертах.
Способы подведения итогов работы и выявления результатов по образовательной программе:
-прослушивания на репетициях;
-открытые и итоговые занятия;
-зачетные занятия;
-праздничные мероприятия;
-конкурсы;
-отчетные концерты.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
| Разделы и темы
| 1 год
| 2 год
| 3 год
| 1.
| Вводное занятие.
|
|
|
| 2.
| Певческое дыхание.
|
|
|
| 3.
| Единая певческая позиция
|
|
|
| 4.
| Звукообразование. Формирование гласных звуков.
|
|
|
| 5.
| Звуковедение. Фразировка.
|
|
|
| 6.
| Дикция.
|
|
|
| 7.
| Штрихи впении. Пенис legato, staccato.
|
|
|
| 8.
| Динамические оттенки в пении.
|
|
|
| 9.
| Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.
|
|
|
| 10.
| Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
|
|
|
| 11.
| Особенности драматургического развития. Художественный образ.
|
|
|
| 12.
| Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
|
|
|
|
| Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века.
|
|
|
|
| Звукообразование.
|
|
|
|
| Дикция. Преодоление дикционных трудностей.
|
|
|
|
| Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legatо.
|
|
|
|
| Различные динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо.
|
|
|
|
| Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей.
|
|
|
|
| Единое ансамблевое звучание.
|
|
|
|
| Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия.
|
|
|
|
| Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением.
|
|
|
|
| Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука.
|
|
|
|
| Звуковедение. Фразировка.
|
|
|
|
| Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей.
|
|
|
|
| Совершенствование единой певческой позиции.
|
|
|
|
| Штрихи в пении. Пение legatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов.
|
|
|
|
| Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении.
|
|
|
|
| Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов.
|
|
|
|
| Строй. Работа над 2-х голосием.
|
|
|
|
| Совершенствование единого ансамблевого звучания.
|
|
|
|
| Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой.
|
|
|
|
| Подведение итогов.
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
| Разделы и темы
| Кол-во часов
|
Теория
| Практика
| Общее кол-во часов
| 1.
| Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение
е пение.
|
|
|
| 2.
| Певческое дыхание.
|
|
|
| 3.
| Единая певческая позиция
|
|
|
| 4.
| Звукообразование. Формирование гласных звуков.
|
|
|
| 5.
| Звуковедение. Фразировка.
|
|
|
| 6.
| Дикция.
|
|
|
| 7.
| Штрихи впении. Пенис legato, staccato.
|
|
|
| 8.
| Динамические оттенки в пении.
|
|
|
| 9.
| Ансамбль. Единое ансамблевое звучание.
|
|
|
| 10.
| Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе.
|
|
|
| 11.
| Особенности драматургического развития. Художественный образ.
|
|
|
| 12.
| Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
|
|
|
|
| Подведение итогов.
| -
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
| Разделы и темы
| Кол-во часов
|
Теория
| Практика
| Общее
кол-во
| 1.
| Вводное занятие. Знакомство с эстрадной музыкой 20 века.
|
|
|
| 2.
| Певческое дыхание.
|
|
|
| 3.
| Единая певческая позиция.
|
|
|
| 4.
| Звукообразование.
|
|
|
| 5.
| Звуковедение. Фразировка.
|
|
|
| 6.
| Дикция. Преодоление дикционных трудностей.
|
|
|
| 7.
| Штрихи в пении. Пение legato, staccato, non legatо.
|
|
|
| 8.
| Различные динамические оттенки. Крещендо, диминуэндо.
|
|
|
| 9.
| Разнообразные темпы пения. Преодоление темповых трудностей.
|
| -
|
| 10.
| Единое ансамблевое звучание.
|
|
|
| 11.
| Строй в ансамбле. Пение в унисон с поддерживающим аккомпанементом. Введение элементов двухголосия.
|
|
|
| 12.
| Создание художественного образа музыкального произведения. Работа над мимикой и движением.
|
|
|
| 13.
| Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
|
|
|
| 14.
| Подведение итогов.
| -
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОД ОБУЧЕНИЯ.
№
| Разделы и темы
| Кол-во часов
| Теория
| Практика
| Общее кол-во часов
| 1.
| Вводное занятие. Певческое дыхание.
|
|
|
| 2.
| Звукообразование. Свободное овладение различными видами атаки звука.
|
|
|
| 3.
| Звуковедение. Фразировка.
|
|
|
| 4.
| Дикция. Самостоятельное осмысление и преодоление дикционных трудностей.
|
|
|
| 5.
| Совершенствование единой певческой позиции.
|
|
|
| 6.
| Штрихи в пении. Пение legatо, staccato, non legatо, marcato. Комбинирование различных видов штрихов.
| -
|
|
| 7.
| Самостоятельный поиск различных динамических оттенков. Взаимосвязь динамики и музыкального образа в произведении.
|
|
|
| 8.
| Разнообразные темпы пения. Чередование различных темпов.
|
|
|
| 9.
| Строй. Работа над 2-х голосием.
|
|
|
| 10.
| Совершенствование единого ансамблевого звучания.
|
|
|
| 11.
| Самостоятельное создание художественного образа произведения. Работа над мимикой.
|
|
|
| 12.
| Работа с микрофоном. Пение под фонограмму.
|
|
|
| 13.
| Подведение итогов.
| -
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Содержание
Год обучения
Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение.
Теория: Организации работы объединения. Цели и задачи изучения программы. Ознакомление с основами вокального искусства. Ансамблевое и сольное пение (сходство и различия).
Правила безопасности во время проведения занятий.
Практика: Прослушивание. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа); наглядные (показ, исполнение педагога, демонстрация видеоматериалов); практические ( пение, упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная.
Певческое дыхание
Теория : Роль дыхания в вокальном искусстве.
Практика: Работа по формированию певческого дыхания. Упражнения на дыхание.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса: словесные (рассказ, беседа, анализ музыкального произведения); наглядные (показ, исполнение педагога); практические (упражнение)
Формы организации учебно-воспитательного процесса: коллективная, индивидуальная
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|