Сделай Сам Свою Работу на 5

Есть серьезный риск провала ГЧП





Национальный инвестиционный совет: государственно-частное партнерство надо использовать в мегапроектах в России

"Система государственно-частного партнерства широко применяется по всему миру, с ее помощью решаются не только производственные, но и социальные задачи, однако в России развитие этой системы только начинается", - заявил 14 июня на заседании круглого стола в рамках Петербургского экономического форума руководитель Национального инвестиционного совета Александр Лебедев. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM. "Многие страны практикуют такую систему работы в областях, на которые у государства не хватает денег, но которые нельзя отдать полностью в частные руки. Национальный инвестиционный совет предложил несколько проектов, которые работают на условиях государственно-частного партнерства. В частности, гражданское авиастроение, которое находится в тяжелейшем состоянии, наименее привлекательные отрасли жилищно-коммунального хозяйства, строительство доступного жилья и развитие ипотеки, восстановление средств электрического транспорта, модернизация и строительство аэропортов", - сказал Лебедев. По его словам, кроме того, на государственном уровне необходимо "отобрать несколько мегапроектов", которые позволят мобилизовать все виды ресурсов, рассчитанных на продолжительный период времени. Такими проектами, на его взгляд, могли бы стать освоение Северного морского пути, строительство транспортной магистрали, связывающей Чукотку и Аляску, оптимизация "северного завоза" и прочее.



"Для успешной реализации государственно-частного партнерства должен быть принят целый ряд мер политико-методологического характера, институционально-правового и прикладного толка, - считает Александр Лебедев. - Совместная работа научных деятелей, экспертов, представителей крупного бизнеса, депутатов Государственной думы и правительства России может в довольно сжатые сроки привести к успешному продвижению системы государственно-частного партнерства в разных отраслях". Напомним, что по системе государственно-частного партнерства в Ленинградской области строится поселок городского типа на 300 домовладений.



 

 

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 

Предыстория
Цели
Мероприятия
Конференция
Организационный комитет Донорский совет Программа Результаты Пресса
Конкретные исследования
Результаты и рекомендации
Ссылки
Дискуссия

 

ОТКЛИК ПРЕССЫ В Москве состоялась конференция по государственно-частному партнерству в инновационной сфере 16-17 декабря 2004 г. в Москве в конференц-зале отеля Lе Meridien прошла первая конференция по государственно-частному партнерству в инновационной сфере. Организаторами конференции выступили министерство образования и науки Российской Федерации и Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР). Целями конференции были обсуждение роли государственно-частных партнерств в общей стратегии содействия инновационному развитию российского государства, представление и обсуждение проекта отчета ОЭСР-Россия по государственно-частному партнерству, особенно в части политических рекомендаций, а также распространение опыта стран ОЭСР по развитию и управлению государственно-частными партнерствами в сфере инноваций. В своем выступление министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул, что инновации играют стратегически важную роль в долгосрочном экономическом росте нашей страны. Принимая во внимание, что Россия обладает достаточно сильной системой в области науки и образования, коммерциализация результатов исследований и разработок установление устойчивых связей между наукой и рынком, является ключевой задачей для России. Для ее решения этой задачи министерство образования и науки Российской Федерации и директорат науки, технологий и промышленности ОЭСР впервые осуществило совместный проект по развитию государственно-частного партнерства в инновационной сфере России. Он отметил перспективность создания бизнес-центров - инкубаторов новых инновационных проектов. Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов, отметил, что целью этого совместного проекта является разработка политических рекомендаций для российского правительства относительно роли, которую должно играть государственно-частное партнерство в рамках общей научно-технической политики России, а также рассмотрение вопросов развития, финансирования и управления программами государственно-частного партнерства, с учетом лучшей практики стран ОЭСР, специфических условий российской инновационной системы, включая существующие формы взаимоотношений между государственными научно-исследовательскими институтами и промышленностью. И такие рекомендации были выработаны в первый день работы конференции. По мнению докладчика часть рекомендаций может быть использована при подготовке законопроектов об инвестиционной деятельности в нашей стране. Хервиг Шлёгл (Herwig Schlogl), заместитель генерального секретаря ОЭСР, сообщил, что в качестве первого шага, 19 декабря 2003 года в Москве был проведен однодневный рабочий семинар по государственно-частному партнерству в инновационной сфере. На этом семинаре и настоящей конференции представители стран ОЭСР более глубоко поделились своим опытом с российскими участниками, а также обменялись мнениями с представителями российского правительства, научных и деловых кругов о препятствиях и возможностях развития государственно-частных партнерств в России. Даниел Малкин (Daniel Malkin), руководитель отделения ОЭСР по науке и технологической политике рассказал о том, что в июле 2004 года в Москве и Санкт-Петербурге совместной группой экспертов из Австрии, Финляндии, Соединенного Королевства, России и секретариата ОЭСР была проведена интервью-миссия. На основе результатов этой миссии и дополнительной информации, в настоящее время экспертами ОЭСР, при участии и поддержке российской группы участников проекта, подготовлен отчет, дающий оценку существующего положения связей промышленность - наука в России, и проект рекомендаций по их совершенствованию через государственно-частное партнерство.

 



Консультационный центр по государственно-частному партнерству

Новости

Есть серьезный риск провала ГЧП

Позицию экспертов о действенности механизмов ГЧП в современной России на основе подготовленного Институтом региональной политики совместно с Аналитическим центром «Эксперт» озвучил директор Института региональной политики Булат Столяров на прошедшей 21 ноября конференции «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно-частного партнерства».
Кратко излагая основные тезисы доклада, Б. Столяров отметил, если пять лет назад вопрос о привлечении инвестиций не мог быть даже предметом обсуждения, на сегодняшний день экономическая ситуация изменилась в силу стабилизации макроэкономических показателей. По его словам, в стране в целом появились серьезные инвестиционные планы на ближайшую пятилетку, происходит активное обращение к государственному инвестиционному инструментарию на региональном и федеральном уровне.
По мнению эксперта, 2005 год можно назвать годом начала негласной инвестиционной реформы, когда на федеральном уровне было принято решение построить целостную политику по привлечению дополнительных инвестиций в экономику. 2006 год он назвал "годом формирования системы федеральных инвестиционных инструментов", когда проводятся конкурсы на создание ОЭЗ и на получение средств Инвестиционного фонда. При этом практическая реализация инвестиционных новаций должна произойти в 2006-2007 гг. Одновременно в этот период предполагается дальнейшее совершенствование новых инвестиционных инструментов, таких как ОЭЗ и венчурные фонды.
Б. Столяров отмечает, что в России созданы практически все инвестиционные инструменты ГЧП, применяемые в развитых странах. Критично, по его мнению, то, что до си пор в РФ нет федерального института по поддержке экспорта и специального органа по управлению ГЧП.
Касаясь региональных аспектов инвестиционной политики, Б. Столяров отметил, что порядка 50% всех инвестиций приходится на 10 регионов - ведущих игроков, и этот показатель стабильно удерживается в течение пяти лет. При этом состав «десятки» меняется: если раньше первые строчки в ней занимали Красноярск и Самара, то теперь это Сочи и Санкт-Петербург. Важным фактором экономического роста регионов является наличие агломерации, порта или сырьевой базы. При этом инвестиционные инструментарии регионального уровня практически не являются показателями развития региона. Например, налоговые льготы есть в 71 субъекте РФ, и более чем в половине из них есть вменяемое инвестиционное законодательство. Но развитие происходит далеко не во всех из «продвинутых» в плане инвестиционного законодательства регионах. Эксперт объясняет это негативной практикой применения инвестиционного законодательства на местах. Ключевым негативным фактором отставания он назвал фактор инвестиционной привлекательности региона «для своих».
В свою очередь к очевидным минусам федеральных инструментариев ГЧП эксперт отнес следующие: консервативно долгую процедуру подготовки земель; высокий барьер входа даже для крупных игроков; новый вариант Гражданского кодекса РФ, который усложняет технологию разработки заявок.
При этом к явным недостаткам ОЭЗ Б. Столяров отнес «высокий интерес к конкурсам регионов на право размещения зоны при довольно вялом отношении бизнеса для участия в конкурсе стать резидентами зоны». По его мнению, это связано с очевидной слабостью инструментария господдержки, заложенного в механизм ОЭЗ.

Среди основных рисков ГЧП в России директор Института региональной политики назвал следующие: необеспеченность качественной гражданской и государственной средой для эффективного планирования; высокий уровень коррупции; превосходство бизнеса над государством по качеству кадров; неподготовленность правовой среды; отсутствие независимой судебной системы; безответственность госаппарата; влияние политики на экономические решения в регионах; низкий уровень доверия общества в целом.
«Это очень серьезные провалы, и особенно последний из названных заставляет серьезнее относиться к тому, что мы будем обсуждать лет через пять в такой же аудитории. Есть серьезный риск, что это будет анализ провала системы ГЧП» – на этой пессимистичной ноте закончил свое выступление эксперт.

ИА "Альянс Медиа"

Б.Грызлов: ОЭЗ в КавМинВодах - пример государственно-частного партнерства

 

четверг, 22 Февраль 2007

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.