Сделай Сам Свою Работу на 5

С.Минаев. Старик и кризис





"Коммерсантъ", №3 (957), 23.01.2012

На фоне плачевной ситуации с госфинансами в мире развернулся настоящий пенсионный кризис. Вполне разумной считается идея полного пересмотра государствами имеющихся обязательств перед пенсионерами: дело может дойти даже до отмены пенсионного возраста. Закончилась целая эпоха, когда граждане в старости могли надеяться на бюджетный дефицит.

 

Современная система взаимоотношений государства и пенсионеров была создана с принятием американскими властями закона о социальном обеспечении в 1935 году. В соответствии с этим законом федеральный бюджет брал на себя пенсионное страхование работников, при этом специально отмечалось, что финансирование пенсий осуществляется за счет взносов самих работников и их работодателей, а размер пенсии каждого работника зависит от размера его взносов. Таким образом, в целом бюджет не страдает, а получатели пенсий не могут считаться нахлебниками государства. Для того чтобы подтвердить важность финансовой сбалансированности придуманной пенсионной системы, было даже решено, что первые пенсии будут выплачены только в 1942 году, когда в новой пенсионной системе накопится достаточно взносов. Однако от принципа сбалансированности пенсионной системы американский Конгресс начал отходить уже в 1939-м, когда принял поправки в закон о социальных гарантиях, позволяющие выплату пенсий уже начиная с 1940 года, независимо от того, сколько накопилось взносов работников и работодателей. С 1950 по 1972 год в закон было внесено еще несколько поправок, и в итоге сложилась система, при которой пенсии постоянно увеличивались, индексировались в зависимости от темпов инфляции, а государство брало на себя официальное обязательство гарантировать выплату этих растущих пенсий гражданам независимо от того, сколько взносов произвели сами граждане и их работодатели. Притом власти, в сущности, давали обязательство при случае в интересах престарелых не останавливаться перед бюджетном дефицитом. Именно эта система получила название welfare state и была заимствована западноевропейскими странами.



В СССР о западных пенсионных идеях власти предпочитали не распространяться, представляя дело так, что финансирование престарелых граждан государством является исключительно социалистическим изобретением. В советской энциклопедии 1953 года о пенсиях говорилось весьма лаконично: "Пенсии — это денежное обеспечение граждан в установленных законом случаях; осуществляются в виде регулярных периодических выплат. В СССР существуют пенсии: по старости, по инвалидности, семьям умерших кормильцев, за выслугу лет, героям труда, персональные".



К 1970-м годам граждане начали считать, что пенсионная система в СССР вполне неплоха, во всяком случае в крупных городах. Никаких пенсионных взносов никто — ни работники, ни работодатели — не платил, между тем с выходом на пенсию человек не просто не оказывался выброшенным из жизни, но, напротив, приобретал весьма специфический высокий социальный статус. Во-первых, размер пенсии при достаточном трудовом стаже был вполне сравним с заработной платой работающих, так что пенсионер мог оказывать финансовое содействие своим детям, а не полагаться на их помощь. Во-вторых, пенсионер получал в свое распоряжение такой ценный ресурс, как свободное время. А именно оно было нужно для того, чтобы целыми днями стоять в бесконечных очередях. Таким образом, в советских семьях пенсионеры являлись одновременно финансистами и добытчиками.

С крахом экономики СССР рухнула и советская пенсионная система. При всех попытках российских властей в 1990-е и 2000-е годы создать некий аналог западной системы с пенсионными взносами, а также постоянное повышение пенсий гражданам, прекратившим работать еще в советские времена, вернуть пенсионерам высокий социальный статус оказалось невозможно. Никаких очередей в постсоветской экономике уже не было, поэтому свободное время для пенсионеров перестало быть какой-то ценностью. Что касается размеров пенсий, то даже в Москве, где существует городская надбавка, они настолько незначительны, что ни о какой финансовой помощи детям и речи быть не может.



И вот в начале января нынешнего года мировые СМИ сообщили, что, по сведениям из источников в Еврокомиссии, этот исполнительный орган ЕС сейчас готовит проект радикального изменения пенсионной системы в Европе. План заключается в том, чтобы либо повысить во всех странах пенсионный возраст до 75 лет, либо вовсе его отменить. Таким образом, можно говорить о конце эпохи welfare state: пенсионная система во всех странах была основана на том, что какой-то пенсионный возраст существует, причем не сказать чтобы совсем преклонный. Например, в 2008 году средний возраст выхода на пенсию в странах Евросоюза составлял 61,4 года, в США — 65 лет, в Японии — 70 лет. В среднем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей индустриальные государства, пенсионный возраст составлял 63,5 года.

Еврокомиссар по вопросам занятости и социальной политики Ласло Андор, комментируя сообщения СМИ, заявил, что идеи радикального повышения пенсионного возраста либо его отмены существуют, но Еврокомиссия никому не собирается их насильно навязывать: каждая страна должна решать свои пенсионные проблемы самостоятельно. Однако справляться с ними нужно прямо сейчас, потому что в условиях европейского и общемирового кризиса государственных финансов нынешняя пенсионная система в неизменном виде сохраняться не может. "Ясно, что необходимо и повышать пенсионный возраст во всех странах, и увеличивать размер пенсионных отчислений, причем делать это одновременно. Европейский долговой кризис предоставляет очень хорошую возможность для самых решительных действий",— отметил Андор.

Еврокомиссар пояснил, что все эти меры выгодны самим пенсионерам: те заинтересованы в том, чтобы работать подольше и своими повышенными отчислениями помогать балансировать государственные финансы.

Между тем у граждан идеи изменения пенсионной системы восторга не вызывают. Например, в начале декабря прошлого года болгарские власти были вынуждены отказаться от планов увеличения пенсионного возраста на один год — до 64 лет для мужчин и до 63 лет для женщин. После протестов профсоюзов и массовых выступлений работников госсектора болгарский премьер Бойко Борисов заявил: "Мы предлагали повысить пенсионный возраст на один год, и профсоюзы это не устроило. Может быть, их устроит новый план — повышать пенсионный возраст каждый год на четыре месяца, до тех пор пока он не достигнет 65 лет для мужчин и 65 лет для женщин".

В Бельгии сотрудники Еврокомиссии не могли разъехаться из Брюсселя на рождественские каникулы, потому что работники транспорта (в том числе поездов Eurostar) объявили суточную забастовку, протестуя против планов бельгийских властей повысить возраст реального выхода на пенсию. Сейчас официальный пенсионный возраст в Бельгии составляет 65 лет, однако реально бельгийцы в среднем выходят на пенсию в 59 лет, так как имеют право просить о досрочной пенсии. И тот возраст, с которого можно получать досрочную пенсию, власти и предполагают повысить с целью бюджетной экономии.

В Великобритании в ноябре прошли массовые манифестации профсоюзов (которые их участники назвали самыми многолюдными за целое поколение) в знак протеста против намерения властей провести пенсионную реформу: правительство заявило, что нынешних условиях бюджет просто не выдержит выплаты пенсий в прежних масштабах. Ряд профсоюзов не согласился с реформой, а те, кто в принципе согласился, еще продолжат споры с властями о ее деталях.

Разумеется, разговоры о необходимости реформирования пенсионной системы велись в разных странах и до нынешнего кризиса государственных финансов. Но исключительно в связи с объективными процессами старения населения индустриальных стран. В частности, в 2006 году Еврокомиссия выпустила доклад о демографических и финансовых перспективах европейских стран в 2010-2050 годах. Согласно докладу, за предстоящий период общее население этих стран незначительно упадет — с 457 до 454 млн человек, зато количество граждан трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) снизится очень сильно — на 48 млн человек, то есть на 16%. Напротив, количество граждан в возрасте свыше 65 лет вырастет на 58 млн человек, то есть на 77%. Именно рост пенсионных выплат вызовет увеличение бюджетных расходов в целом в странах ЕС на 4% ВВП. При этом особенно заметным будет увеличение бюджетных расходов в Португалии (прирост на 9,7% ВВП), Испании (прирост на 7% ВВП) и Венгрии (прирост на 6,7%).

   

Сейчас демографические и финансовые перспективы на этот длительный период не изменились. И рекомендации Еврокомиссии немедленно отказаться от существовавшей до сих пор пенсионной системы объясняются всего лишь тем обстоятельством, что пенсионные расходы не окажутся непосильными в будущем, а уже оказались в прошлом. Именно из-за них европейские страны набрали такое количество долгов. Вполне можно сказать, что именно из-за пенсионеров европейские страны полностью утратили доверие кредиторов. И в массовом снижении неделю назад рейтинговым агентством S&P кредитного рейтинга стран еврозоны, а также кредитного рейтинга европейского стабилизационного фонда, который создан для помощи терпящим бедствие странам, тоже виноваты пенсионеры.

В нынешней России элементы welfare state, безусловно, тоже присутствуют, в том смысле что пенсионных взносов на выплату пенсий не хватает и бюджету приходится финансировать дефицит пенсионного фонда

 

 


«Эксперт» №13 (796) 2 апреля 2012

Пенсии нового времени

Евгения Обухова

В ближайшие годы пенсионный возраст неминуемо будет повышен. По разным причинам за это выступают и геронтологи, и демографы, и экономисты. Есть несколько способов сделать это не только с минимальными потерями для общества, но и с пользой

Страна Возраст выхода на пенсию (лет), мужчины Возраст выхода на пенсию (лет), женщины
Норвегия
США
Германия
Финляндия
Швеция
Канада
Испания
Польша
Швейцария
Япония
Австралия
Великобритания
Чили
Австрия
Корея
Франция
Греция
Россия
Италия
Турция

Источник: ОЭСР

Хирурги переучиваются на косметологов, музыканты — на психологов, а сантехники предпочитают устраиваться на работу на осень-зиму, чтобы весной уволиться и провести сезон на даче. Все это реальные примеры того, как люди, вышедшие на пенсию, делают свою работу более удобной — чтобы и продолжать зарабатывать, и сделать свой труд более легким. Фактически возраст 55 лет для женщин и 60 для мужчин уже давно не является в строгом смысле пенсионным — границей, за которой человек перестает работать и живет на пенсию. Почему же тогда вопрос повышения этой границы до сих пор считается политически опасным? И можно ли решить его безболезненно?

Успехи социализма

«Надо отметить, что в советское время, даже несмотря на то что ожидаемая продолжительность жизни в стране была примерно такой же, как в европейских странах, у нас пенсионный возраст был 55 и 60 лет, тогда как за рубежом он колебался от 65 до 70, — напоминает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН ЛеонидРыбаковский. — Более того, в советское время была установлена пятилетняя разница в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами, тогда как во многих странах этой разницы не было. Это один из фактов, который надо учитывать. У нас есть традиция, и ломать ее достаточно трудно».

Эти границы были установлены для отдельных категорий граждан (прежде всего для рабочих промышленности) еще до войны и окончательно закрепились в Законе СССР о государственных пенсиях в 1956 году — к этому времени «успехи в развитии социалистического хозяйства позволили осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения». Получать пенсию по старости можно было не только достигнув границ пенсионного возраста, но и выработав определенный стаж — 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Большая советская энциклопедия упоминала, что в капиталистических странах пенсионный возраст выше, и преподносила это как очередной пример угнетенного положения рабочего класса. На деле границы пенсионного возраста просто не корректировались с довоенного времени — а тогда и рабочие, для которых изначально вводились пенсии по старости, к этому возрасту в большинстве своем теряли трудоспособность, и разница в продолжительности жизни мужчин и женщин была не очень значительной, всего шесть-семь лет.

Менялась страна, экономика, демография: разница в продолжительности жизни у мужчин и женщин постепенно превысила 10 лет и к 1990-м годам достигла 13–14 лет (сейчас она несколько сократилась). Работники добывающей промышленности оказались частично защищены системой негосударственных пенсий. Стаж, необходимый для получения пенсии, изменился. На смену общественным фондам потребления, из которых платилась пенсия в СССР, пришла страховая система, потом к ней добавили элементы накопления — и только пенсионный возраст оставался неизменным. Хотя объективных, прежде всего демографических и медицинских причин для того, чтобы оставить его на нынешнем уровне, на самом деле нет.

Вы живете хорошо

2011 год был очень успешным для российского населения — снизилась смертность, в том числе младенческая, что дало увеличение общей ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 года (64,3 года у мужчин и 76,1 года у женщин). «Согласно Концепции демографической политики, которая была принята в 2007 году, предполагалось в 2015 году иметь среднюю продолжительность жизни 70 лет. В 2011 году достигнут показатель 70,3 года. Это сильно возбуждает воображение тех, кто не прочь увеличить пенсионный возраст», — иронизирует Рыбаковский.

При этом демографы говорят о «клещах», в которые мы попадаем. Демографические процессы прошлого века привели к тому, что в пенсионный возраст входит довольно многочисленное поколение родившихся в 1950-е, а вот в трудоспособный возраст вступают рожденные в 1990-е, каковых гораздо меньше. «В 2012–2023 годах в трудоспособный возраст в среднем ежегодно будет вступать 1,3–1,5 миллиона человек, тогда как выбывать из этого контингента будет 2,1–2,5 миллиона, — поясняет Рыбаковский. — К 2020 году число лиц в трудоспособном возрасте сократится на 9,7 миллиона, при том что вся численность населения страны, по сути, не изменится. Такая нисходящая динамика населения в трудоспособном возрасте вкупе с возрастающей динамикой лиц, выходящих за пределы трудоспособности, вынудит государство, вне зависимости от мнения ученых и политиков, повысить пенсионный возраст».

Конечно, дело не только в статистике, но и в тенденциях, которые мы ощущаем все больше: во всем мире растет доля пожилых людей и их активность. Многие из тех, кто раньше считался стариками, сегодня считаются людьми в расцвете сил.

Президент Европейского отделения Международной ассоциации геронтологии и гериатрии, член-корреспондент РАМН Владимир Хавинсон говорит горячо и напористо: «Повышение пенсионного возраста неизбежно с точки зрения эволюции общества и увеличения эффективного — трудоспособного — периода жизни человека, и не только в России, но и во всем мире. Например, в большинстве развитых стран, где уровень экономики и социально-медицинского обслуживания достаточно высок, люди работают гораздо дольше». А границы понятия «средний возраст» в развитых странах теперь достигают 70–75 лет.

Расслоение населения сейчас происходит не только по доходам, но и по тому, как долго сохраняется трудоспособность и активность. В связи с этим единый пенсионный возраст, судя по всему, доживает последние дни — если исходить не из политики, а из реальности, то для разных групп населения он должен быть разным. «Одинаковые категории населения в разных странах живут одинаково, — утверждает Хавинсон. — Приведу пример: мы провели исследование в микрорайоне Санкт-Петербурга, где проживают сотрудники бывшего НПО “Ленинец”. Руководство НПО сохранило всю медицинскую и физкультурную базу, сами сотрудники представляют собой интеллигенцию. Оказалось, что средний срок жизни в этом районе 82 года у женщин и 74 года у мужчин — практически как в Европе. Конечно, это уникальный случай, и тем не менее он показателен».

Сейчас все чаще говорят, что жесткий пенсионный возраст должен уступить место гибким границам пенсионного обеспечения — такой подход выглядит более здраво и учитывает успехи в развитии капиталистического хозяйства (когда одни социальные группы живут лучше и, соответственно, дольше сохраняют возможность работать, чем другие). Общий принцип уже понятен: с определенного возраста человек имеет право получать пенсию, но чем он старше, тем выше будет его пенсия. Естественно, схема должна быть хорошо продумана, должна учитывать и стимулировать негосударственное пенсионное обеспечение — те дополнительные пенсии, которые своим сотрудникам обеспечивают в рамках корпоративных пенсионных программ крупные компании. Сейчас негосударственные пенсии в России получает всего 1,43 млн человек — это капля в море, ведь пенсионеров в стране больше 30 млн.

Кем быть

Отдельный очень важный вопрос, который при обсуждении повышения пенсионного возраста обычно остается в стороне: повлияет ли увеличение числа работающих пожилых людей на рынок труда? Эксперты сходятся на том, что заметного влияния ожидать не стоит. «Наивно полагать, что сейчас люди уходят с рынка труда именно тогда, когда им исполняется 55 или 60 лет, — замечает главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ РостиславКапелюшников. — С одной стороны, заметное снижение экономической активности начинается лет за пять до наступления этого момента (из-за широкого распространения досрочных выходов на пенсию). С другой — в течение по меньшей мере пяти лет после наступления пенсионного возраста показатели участия в рабочей силе продолжают оставаться достаточно высокими. Сейчас среди женщин раннего послепенсионного возраста (55–59 лет) продолжают трудиться примерно 50 процентов, а среди мужчин (60–64 года) — 40 процентов». Соответственно, повышение срока выхода на пенсию пусть даже на пять лет никакого влияния на их поведение не окажет. Число же тех, кому придется остаться на рынке труда, составит, по расчетам, не более 1 млн человек, то есть менее 1,5% от нынешней численности рабочей силы. Причем это максимальная оценка — реальный эффект, скорее всего, будет еще меньше, считает Капелюшников.

Но есть другой, гораздо более интересный вопрос — формирование своеобразного рынка труда пожилых. Уже понятно, что пожилые люди с высокой квалификацией хотели бы работать, но не обязательно на прежних должностях — возможно, им надо снизить нагрузку или перейти на работу с гибким графиком. Сейчас около четверти пенсионеров после выхода на пенсию меняют работу (данные ОЭСР). Специалисты по труду считают, что особых проблем с этим не будет — чем дальше, тем больше возможностей и вакансий будет доставаться пожилым. «Когда по мере дальнейшего погружения экономики в демографическую яму общее предложение рабочей силы начнет быстро иссякать, спрос на их услуги неизбежно возрастет», — считает Ростислав Капелюшников.

Причем рынок труда уже подстроен под то, что пожилые продолжают работать — хотя, конечно, не от хорошей жизни. Так, в обзоре рынка труда и социальной политики РФ за 2011 год, подготовленном ОЭСР, говорится, что большинство людей, совмещающих работу с получением пенсии, заняты в государственном секторе на низкооплачиваемых рабочих местах — то есть пенсионная система такие рабочие места фактически субсидирует.

Примеры из начала статьи показывают, что часто люди сами справляются с тем, чтобы регулировать свою рабочую нагрузку в соответствии с возрастом и возможностями, задача государства — создать для этого оптимальные условия или хотя бы не мешать. «Сейчас возраст ректора в России не может быть больше 70 лет. Это неправильное, непродуманное решение! — возмущается Владимир Хавинсон. — Семидесятилетние — это люди в расцвете творческого и интеллектуального развития. В результате для вузов эта норма привела к негативным последствиям — в ряде случаев к ухудшению качества руководства».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.