Сделай Сам Свою Работу на 5

Малый бизнес России после кризиса





СОДЕРЖАНИЕ

1. Российский малый бизнес по данным статистики и социологии >>>

Малый бизнес России после кризиса >>>

2. Структура занятости, создание рабочих мест и использование труда на российских МП* >>>

Структура занятости >>>

Качество рабочих мест >>>

Виды и содержание трудовых контрактов >>>

Найм: используемые источники и их эффективность >>>

Социально-трудовые проблемы >>>

3. Основные внешние факторы и проблемы малого предпринимательства в России >>>

Правовая база развития и налогообложение малого бизнеса >>>

Государственное регулирование как барьер на пути МП >>>

Теневая активность малого бизнеса как следствие тягот бытия >>>

4. Государственная политика в отношении малого бизнеса >>>

Принципы и механизм политики в отношении МП в России >>>

Федеральные программы поддержки малого предпринимательства >>>

Мнения предпринимателей о государственной поддержке малого бизнеса >>>

Возможные сценарии развития российского малого бизнеса в обозримой перспективе >>>

На каких путях возможен прорыв? >>>



ЛИТЕРАТУРА >>>

 

В статье с привлечением данных статистики и социологических опросов рассматривается состояние малого предпринимательства в России, основные „болевые точки“ данного сектора российской экономики, а также анализируются промежуточные итоги государственной поддержки малого бизнеса. Сформулированы сценарии возможного дальнейшего развития малой частной экономики в России, а также проанализировано поле возможностей для осуществления адекватной стоящим проблемам государственной политики.

Сектор частного малого предпринимательства в России – ровесник рыночных реформ. Вообще, малое предпринимательство, малый бизнес – дело не только новое, но и многотрудное и сопряженное с многочисленными и опасностями. Все “плюсы” и “минусы” данной формы экономической самодеятельности легко проиллюстрировать с помощью так называемой СВОТ-таблицы* (см. табл. 1).

Таблица 1. СВОТ-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны МБ Слабые стороны МБ Возможности МБ Угрозы существованию МБ
1. Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня “большого” бизнеса Быстрота полного разорения
2. Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение “потолка” роста
3. Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на “своем” рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
4. Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость к попыткам силового давления “сильных мира сего”

Из таблицы 1 явствует, что жизни малого предпринимателя – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и “ловушек”. Поэтому лабильность, неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одной др. секторе руночной экономики. Тем более сказанное справедливо в отношении транфсормационной экономики, каковой является экономика российская.



Однако именно малый бизнес, и только он, может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике и которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг, инжириринг и др.). Во-вторых, без бизнес-услуг рыночная экономика лишается “капилляров”, питающих предприятия, в том числе и крупные, необходимой информацией, кадрами, др. ресурсами. Поскольку потребность в пополнении или обновлении ресурсной базы возникает нерегулярно, постольку заниматься всеми этими направлениями деятельности самим предприятиям зачастую накладно. Малые сервисные фирмы снимают с них эту обузу.



Далее, малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде. Там, где не существует малого предпринимательства в экономике или он слаб, неизбежно останавливается процесс строительства правового механизма регулирования рынка (свобода договоров, защита и разграничение прав собствености, эффективное вмешательство государства в случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и групп собственников). С этим тесно связано и другое обстоятельство.

Что такое частная собственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, но и обязанности и ответственность – это рядовой гражданин может понять только благодаря малому бизнесу – ведь у многих сегодня в малом предпринимательстве работает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу его близости к каждому из нас именно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики для большинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малого бизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой, медленно приживается уважение к чужой собственности, законопослушание, что не складываются гражданское общество с его институтами, что медленно формируется оплот социальной стабильности - средний класс (ср.: Средний класс…)?

Наконец, развитие малого предпринимательства – критерий того, насколько конкурентным является становящееся в стране рыночное хозяйство. Чем более развита конкуренция, тем более справедливыми являются цены, тем меньше у государства или олигархов возможностей диктовать рынку свои условия, тем выше степень хозяйственной свободы каждого экономического агента, т.е. тем легче любому начать бизнес, найти себе нишу в общественном разделении труда - была бы только хорошая предпринимательская идея; и тем труднее, с другой стороны, удержаться на гребне успеха, тем быстрее вынуждены “вертеться” все – в том числе и тяжелые на подъем крупные предприятия*.

Российский малый бизнес по данным статистики и социологии

Малое предпринимательство, зародившись в недрах перестроечных кооперативов, пережило период бурного роста в 1990-1993 гг. К середине 90-х гг., однако, темпы его развития стабилизировались на достаточно низком уровне, а затем наступил застой: ни число официально зарегистрированных МП, ни количество занятых в малом бизнесе практически не менялись. Однако для начала сравним некоторые данные о развитии малого бизнеса в России и в ряде стран Запада (см. табл. 2).

Таблица 2. Сравнительные данные о развитии малого среднего и предпринимательства на середину 90-х гг.

  Количество МСП (тыс.) Количество МСП на 1000 жителей Занятость на МСП (млн. чел.) Доля МСП в общей занятости (%) Доля МСП в валовом внутреннем продукте (%)
Великобритания 13,6 50-53
Германия 18,5 50-52
Италия 16,8 57-60
Франция 15,2 55-62
ЕС в целом 63-67
США 74,2 70,2 50-52
Япония 49,6 39,5 52-55
РОССИЯ 5,65 8,3 10-11

Источник: веб-сайт Ресурсного центра малого предпринимательства

Из данных вышеприведенной таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах ”семерки” состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание на государственном уровне, почему от мнения малых предпринимателей и работников МП не может отмахнуться ни один серьезный политик – ведь этот сектор создает значительную часть национального продукта, он является крупным нанимателем рабочей силы. Заметим также, что и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, МП не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв – и он не в пользу ”малой экономики”.

Примечательно, что именно по этому важнейшему показателю эффективности российский малый бизнес не выглядит сильно отстающим – по-видимому, причины его слабости вовсе не в том, что экономически он сильно проигрывает крупному производству, а в каких-то других факторах.

Тем не менее, нельзя не признать, что за десять лет российский малый бизнес стал хоть и не очень заметным, но значимым явлением в экономике. Так, с учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, действующих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве в последние годы занято более 13,5 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живут 25-27 млн. россиян. Это, конечно, очень значительное достижение – ведь во времена СССР одной из отличительных черт народнохозяйственного комплекса было преобладание в нем крупных, неповоротливых ”флагманов социалистической индустрии”. Теперь картина существенно изменилась.

Сложившаяся отраслевая структура МП за годы реформ практически не изменилась. Непроизводственная сфера остается для малых предприятий более привлекательной, чем реальный сектор. Это вполне объяснимо: специфика МП как сектора экономики такова, что здесь преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания, причем такая ситуация вполне соответствует общемировой тенденции доминирования в малом бизнесе нематериальной сферы над производственной.

На начало 2000 г. на МП в России преобладала занятость на постоянной основе (около 75%). В целом средняя численность занятых на одном малом предприятии составила 10 человек. Численность постоянно работающих на одном малом предприятии в среднем по всем отраслям составила 7 человек. И эти цифры не представляют ничего необычного – и в экономике развитых стран подавляющее число малых фирм имеет столь же скромную численность персонала, а в США, согласно приводившимся выше данным, вообще едва превышает 3 чел.

По территории Российской Федерации МП распределены крайне неравномерно. Почти треть из них сосредоточена в последние годы в Центральном районе, причем в Москве - примерно 20-21% всех российских малых предприятий, а в Санкт-Петербурге – 10-12%. Этот факт является самым убедительным свидетельством различия, и весьма заметного, в темпах и даже направленности преобразований в экономике между отдельными субъектами Федерации и территориями России.

Ведь мизерная доля малого бизнеса – это свидетельство отсутствия структурных изменений в территориальных хозяйственных комплексах, проистекающего из высоких барьеров для входа на рынок для начинающих частных предпринимателей, недружественной политики властей, отсутствия свободных денежных накоплений у населения (даже у инициативной и предприимчивой его части) и платежеспособного спроса со стороны более широких слоев населения на товары и услуги, которые может предложить малое предпринимательство. Причем складывается своего рода порочный круг: отсутствие сколько-нибудь значимой прослойки малого бизнеса делает его поддержку в глазах местных властей ”нерентабельной” как в социально-экономическом, так и в политическом плане. А отсутствие такой поддержки, особенно необходимой для стартового предпринимательства, зачастую делает невозможным или невыгодным обращение к предпринимательской деятельности – во всяком случае, в легальной экономике... При сохранении сложившейся ситуации, когда с точки зрения развития частного, в особенности малого, предпринимательства приходится говорить о ”России двух скоростей”, и без того существенные различия в уровне социально-экономического развития между двумя-тремя центрами и остальной ”периферией” грозят приобрести характер цивилизационного разрыва.

Занятость в малом бизнесе в Российской Федерации столь же неравномерна, как и число малых предприятий. Почти треть всех работающих на российских МП сосредоточены в Центральном районе. Далее с большим отрывом следуют Северо-Кавказский район (11%), Урал и Поволжье (по 9 %).

По основным показателям развития МП большинство российских регионов находится на крайне низком уровне. Так, почти во всех регионах на тысячу жителей приходится не более 9 малых предприятий. Только в Северо-Западном районе этот показатель выше - 16 МП на тысячу жителей, что также недостаточно для создания полноценной конкурентной среды, исходя из опыта стран Центральной и Восточной Европы. Лишь две российские столицы, Москва и Санкт-Петербург, по плотности распространения МП приближаются к уровню стран-членов ЕС и лидеров рыночной трансформации – Польши, Чехии, Венгрии, где на тысячу жителей приходится от 30 до 50 МП.

Нельзя не видеть очевидного – именно в тех странах Вост. Европы, где малый бизнес расцветает, темпы роста, при всех трудностях трансформационного периода, достаточно высоки и устойчивы, особенно в Польше, что позволяет правительствам этих стран ставить уже не просто задачи выживания, но догоняющего развития за счет иного качества роста и на базе консенсуса в обществе, подпитываемого растущим благосостоянием населения.

Малый бизнес России после кризиса

Как отмечается в Федеральной программе развития и поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., после августа 1998 г. от 25 до 35% МП прекратили свою деятельность. В наиболее сложном положении оказались малые фирмы производственного профиля, не выдерживающие конкуренции с более крупными производителями. Не случайно, по данным Госкомстата, за 9 мес. 1999 г. малые предприятия инвестировали в основной капитал 11,5 млрд. руб. – вдвое меньше в сопоставимых ценах, чем в январе-сентябре 1998 г., т.е. до кризиса (см.: Российская Федерация сегодня, с.55).

Более детальную картину состояния МП в России, которая существенно изменилась и осложнилась после развернувшегося в августе 1998 г. кризиса, можно получить из материалов выборочных опросов малых предпринимателей, проводимых различными исследовательскими институтами (см. Авилова А. и др., Барсукова С.). Показательны в этом отношении результаты анкетного опроса МП, который проводился Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в июне 1999 г. в 9 регионах России и столице и на данные которого мы и в дальнейшем будем часто ссылаться*.

Кризис оказал весьма серьезное негативное воздействие на российский малый бизнес: если до него соотношение “развивающихся” и “стремящихся выжить” МП составляло примерно 7:2, то после кризиса оно изменилось почти на противоположное. Влияние финансового кризиса на характер и степень остроты проблем текущей деятельности МП видно из данных табл. 3:

Таблица 3. Имелись ли у Вас проблемы в решении следующих вопросов текущей деятельности фирмы до и после начала финансового кризиса (в % от опрошенных)?

  До финансового кризиса После финансового кризиса
Проблем не было Проблемы были Проблем не было Проблемы были
Поиск оборотных средств 47,1 45,2 27,7 68,9
Организация сбыта 55,6 35,0 37,4 57,6
Инвестиции 56,2 30,3 48,0 41,8
Набор квалифицированных кадров 67,5 24,8 71,6 24,2
Получение лицензии 74,4 15,7 76,7 17,0
Уплата налогов 64,6 28,5 55,3 41,3
Аренда помещения 71,5 20,1 66,2 29,3
Приобретение необходимого оборудования 66,7 24,5 58,7 36,1
Вымогательство чиновников 55,7 33,6 55,1 37,6
Нехватка знаний и навыков ведения бизнеса 64,7 26,9 67,4 28,1
Ведение бухгалтерии и отчетности 75,5 16,9 79,0 17,1
Рэкет 72,5 16,8 77,0 15,9
Неплатежи, ненадежность партнеров 49,7 41,4 44,3 50,6
Уплата процентов по кредитам 73,8 12,1 70,0 19,2
Возврат кредитов 72,9 12,1 66,7 21,8
Правовая незащищенность 49,4 41,2 49,1 45,2
Приобретение сырья и материалов 72,5 17,1 58,3 34,6
Другие проблемы   3,2   5,7

Примечание: недостающие до 100% по сумме 2 и 3, 4 и 5 столбцов, соответственно, проценты – не ответившие на данный вопрос

Из сопоставления ответов видно, что все проблемы текущей деятельности МП можно разделить на три группы: те, степень остроты которых практически не изменилась (сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность); те, степень остроты которых возросла (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов) и, наконец, проблема, степень остроты которой в результате кризиса снизилась – рэкет (!).

Итак, кризис осени 1998 г. привел к заметному ухудшению положения в российском малом бизнесе, которое и без того с середины 90-х гг. было отнюдь не блестящим. Наиболее стабильным показателем оставалась после кризиса занятость – более чем у 60% опрошенных она не сократилась или даже возросла; по остальным показателям (оборот, прибыль, инвестиции) динамика имела явно выраженный негативный характер.

2. Структура занятости, создание рабочих мест и использование труда на российских МП*

Структура занятости

Согласно данным официальной статистики среднесписочная численность постоянных работников, занятых в среднем на одном МП, составляет 7,5 человек. В выборке вышеупомянутого исследования, на которое мы будем ссылаться и ниже, исходя из специфических задач проекта численность постоянных сотрудников превышала среднестатистическую по российским МП и составляла в среднем 19 человек.

Более половины вошедших в выборку владельцев МП нанимали работников только на условиях традиционной постоянной полной занятости. Другая (меньшая) часть малых предпринимателей наряду с постоянной полной занятостью широко использовала и другие формы занятости: на каждом третьем предприятии работники привлекались по временным трудовым контрактам, на каждом четвертом – на условиях неполного рабочего времени. Отметим, что удельный вес предприятий, привлекающих рабочую силу только на условиях постоянной неполной занятости или только по временным трудовым контрактам, по массиву в целом был практически незначителен.

Конечно, мы не исключаем, что в действительности картина может быть несколько иной, поскольку предприниматели зачастую склонны занижать масштабы использования труда своих работников, особенно тех, кто занят на условиях временного найма.

Распространенность и численность каждой из форм занятости оказалась особенно зависимой от 3-х факторов – отрасли, размера и “способа рождения”. Традиционная постоянная полная занятость работников чаще встречается в торговле, где, по оценкам предпринимателей, ею охвачено в среднем до 90% работников. Максимальная численность постоянно занятых была выявлена в строительстве и промышленности. Распространенность постоянной, но частичной занятости (зачастую - в форме совместительства) оказалась несколько выше на фирмах сферы бизнес-услуг. Причины вполне очевидны – удобный режим работы и недостаточно высокие заработки по основному месту работы. Другой показатель – численность частично занятых – оказался максимальным в промышленности, минимальным – в торговле.

Работа по временным трудовым контрактам чаще распространена на малых предприятиях научно-технической, интеллектуальной и консалтинговой сферы, где сам характер труда позволяет выполнять его вне привязки к конкретному рабочему месту и успешно совмещать на условиях вторичной занятости. Данная форма найма несколько чаще используется также в строительстве, где обусловлена сезонным характером строительных работ и наличием заказов. В отличие от постоянных временные работники (как правило бригады, составленные из граждан СНГ) заняты в основном на низкооплачиваемых и непрестижных строительных работах, выполнение которых не требует от работника высокого мастерства.

Качество рабочих мест

По словам опрошенных, средний уровень заработной платы на МП в июне 1999 г. составлял 1722 руб. (при более чем 300-кратном разбросе между отдельными предприятиями), т.е. лишь ненамного превысил среднероссийский показатель: по состоянию на 1.08.99 средняя заработная плата в народном хозяйстве составляла 1608 руб.. Ни на одном из МП в выборке среднемесячные заработки работников не находились ниже МРОТ

Дифференциация заработной платы в пределах каждого предприятия в среднем составляла соотношение 1:3 между самыми низкооплачиваемыми категориями персонала – учениками и находящимися на испытании – и самыми высокооплачиваемыми работниками – квалифицированными специалистами и менеджерами. Производственные рабочие по уровню заработной платы заняли промежуточное положение.

Основные факторы, которые оказали заметное влияние на разброс заработков по предприятиям, – отраслевая и региональная принадлежность предприятия. Самой высокооплачиваемой сферой оказались бизнес-услуги (2687 руб.). По регионам по уровню средней заработной платы лидировали московские МП, где средний размер на момент проведения опроса составлял 2486 руб., а замыкали этот ряд воронежские предприятия – в среднем 785 руб. Дифференциация уровня средней заработной платы внутри каждого региона также весьма существенна. Наибольший разброс в предоставляемых данных о размерах заработной платы опять же был зафиксирован в Москве: именно здесь предприниматели достаточно часто выдавали за реальный уровень заработной платы заведомо ложный минимально установленный государством уровень оплаты труда в 83 рубля, но здесь же зафиксирован и самый высокий уровень заработной платы – 25 000 руб.

Продолжительность рабочего времени на каждом втором МП не выходила за рамки установленной законом 40-часовой рабочей недели. На каждом десятом предприятии были зафиксированы отклонения от норматива в меньшую сторону, на остальных средняя продолжительность рабочей недели превышала установленный законом норматив в среднем на 4,39 часа. В целом же 8-часовой рабочий день при 5-дневной рабочей неделе являлся наиболее распространенным режимом работы и на МП (на 47,5%).

На различия в продолжительности рабочего времени оказали заметное влияние три фактора: сфера деятельности, размер, характер происхождения фирмы. Так, требования КЗоТ в отношении нормальной продолжительности рабочей недели чаще выполняются в производственной сфере, нарушаются - в торговле, где фактически рабочая неделя превышает установленный законом норматив в среднем на 5,25 часов. Сокращенное рабочее время чаще встречается в сфере услуг, и, особенно, в бизнес-ориентированном секторе.

В зависимости от размера предприятия была зафиксирована вполне очевидная зависимость: чем крупнее МП, тем чаще его руководители ориентируются на 40-часовую рабочую неделю. Микропредприятия, напротив, “раскололись” на две части: с одной стороны – именно в этой группе работники чаще имеют более продолжительный рабочий день и неделю с менее, чем двумя выходными днями; с другой стороны, в этой же группе была зафиксирована и самая высокая распространенность режима сокращенного рабочего времени.

Воздействие характера происхождения на отклонение продолжительности рабочего времени от законодательно установленной также вполне однозначно и заметно выражено: фирмы, созданные “на пустом месте”, либо в ходе перерегистрации организационно-правовой формы, чаще устанавливают более высокую продолжительность рабочего времени для своих сотрудников. МП, созданные в процессе реструктуризации, чаще ориентируются на КЗоТ, в том числе и на сокращение рабочего времени, и реже – на сверхурочный режим работы для своих сотрудников.

Виды и содержание трудовых контрактов

На большинстве обследованных МП трудовые отношения формализованы в виде письменных трудовых договоров, что соответствует требованиям российского трудового законодательства. (Впрочем, интервью с самими работниками позволили усомниться в достоверности столь благостной картины - см.: Занятость, малый бизнес и рынки труда в России и Молдове, с.192-204.) Более того: удивила относительно высокая для сферы частного бизнеса распространенность традиционных бессрочных (заключенных на неопределенный срок) трудовых контрактов.

Вместе с тем, в ходе исследования были установлены факты нарушения требований трудового законодательства, предъявляемых к оформлению трудовых правоотношений. Во-первых, на каждом пятом предприятии соглашение о найме на работу производится в устной форме. Во-вторых, на каждом четвертом МП используется бесконтрактный найм, письменно оформленный только приказом о зачислении.

Довольно тесная зависимость преобладания той или иной формы заключения трудовых договоров была обнаружена от размера и возраста: чем старше и крупнее МП, тем чаще его руководитель заключает с работниками любые формы трудовых контрактов в письменной форме. И наоборот, чем моложе и меньше фирма, тем чаще здесь встречаются устные индивидуальные трудовые соглашения как с постоянными, так и с разовыми исполнителями.

В отраслевом разрезе также прослеживаются некоторые различия в приоритетах использования той или иной формы заключения трудовых договоров: письменные срочные трудовые контракты от 1 года до 2-5 лет чаще заключают в производственном секторе (промышленность, строительство), реже – в сфере бизнес-услуг, где, наоборот, руководители чаще стремятся заключать письменные контракты сроком до 1 года; временные письменные трудовые соглашения чаще используются в строительстве, реже – в торговле; использование устных соглашений с работником популярно повсеместно, но несколько чаще указывали МП сферы бизнес-услуг; и, наконец, бесконтрактный найм чаще отмечался МП сферы потребительских услуг.

В целом практика индивидуального регулирования трудовых отношений (прописанная в законодательстве как обязательная) отнюдь не приобрела повсеместный характер. К тому же в ряде случаев довольно распространенной является практика “двойной игры” – с работником подписывается трудовой контракт, куда заносится весь минимально необходимый набор обязательств работодателя перед работником, в том числе и минимальные условия оплаты труда, однако на самом деле все существенные условия оговариваются в устной форме. Таким образом, внешне юридически корректная форма трудовых отношений подчас не имеет ничего общего с действительным положением дел на МП.

Безусловно, эта практика доиндустриального общества делает работников заложниками непредвиденных обстоятельств, лишает их возможности обращения к судебной защите своих интересов – невозможно защищать трудовые права работника, если они не зафиксированы в письменной форме или зафиксированы ненадлежащим образом (мы оставляем в стороне вопрос о том, насколько нынешнее российское государство вообще в состоянии обеспечить защиту лицам наемного труда).

К вящему неудовольствию профсоюзов, коллективный договор присутствует только на 6,1% МП. Создавшаяся ситуация объяснима: законодательство по этому вопросу диспозитивно и не обязывает предпринимателей стремиться к заключению коллективных договоров.

Подавляющее большинство предпринимателей при заключении трудового контракта оговаривали условия оплаты труда, круг трудовых обязанностей работника по определенной специальности, квалификации, должности, срок трудового договора (контракта). Таким образом, свыше половины опрошенных предпринимателей включают в контракты с работниками основные условия, которые законодатель называет необходимыми. Правда, согласно КЗоТ существует ещё одно необходимое условие – обязанность работодателя обеспечить охрану труда на предприятии, – отсутствие которого в любом трудовом договоре приводит к тому, что он не может считаться заключенным. На момент опроса пункт об охране труда присутствовал только на трети обследованных МП. Какими бы обстоятельствами это ни объяснялось, факт остается фактом: на 2/3 опрошенных МП трудовые договоры с работниками в результате этого не могут быть признаны юридически корректными.

С др. стороны, помимо основных условий работодатели активно включают в трудовые договоры дополнительные условия, которые могут там и вовсе отсутствовать. Наиболее распространенными дополнительными условиями, которые малые предприниматели чаще всего включают в контракты, являются продолжительность и график рабочего времени, предоставление отпуска, компенсационных и стимулирующих доплат и надбавок, регулирование увольнения.

Особых различий между содержанием контрактов у постоянных и временных работников не установлено. Правда, трудовые контракты постоянных работников содержат более широкий набор условий трудовой деятельности. Кроме того, в контрактах временных работников относительно чаще встречался пункт, регулирующий окончание действия трудового договора, и относительно реже – гарантии предоставления отпуска, оплаты больничных листов и других социальных льгот и гарантий. В отношении двух последних пунктов следует отметить, что действующее трудовое законодательство обязывает всех работодателей оплачивать своим работниками время болезни, очередные отпуска, предоставлять другие социальные гарантии. Однако данные опроса владельцев МП свидетельствуют, что далеко не на всех малых фирмах даже в отношении постоянных работников предприниматели выполняют эти обязательства.

Различия в содержании трудовых контрактов между различными предприятиями не столь существенны, но все-таки заметны. В очередной раз это связано с размером, возрастом и сферой деятельности предприятия. В общем и целом хозяева более крупных и “зрелых” МП более активно, чем на стартующих и микрофирмах, включают в трудовые контракты со своими работниками различные условия их трудовой деятельности, тем самым повышая уровень их социальной защищенности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.