Сделай Сам Свою Работу на 5

Практическое занятие 16,17,18. Тема 8. Некоммерческие организации, основанные на членстве





Цель: рассмотреть особенности организационных форм некоммерческих юридических лиц, основанных на членстве и их роль в современном гражданском обороте.

Организационная форма занятия:теоретический семинар-познавательный

 

Теоретическая часть

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ некоммерческими юридическими лицами признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Легальное определение, содержащееся в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", раскрывает понятие некоммерческой организации через указание на те же присущие ей признаки. К особенностям некоммерческих юридических лиц также относятся: возможность их создания в организационно-правовых формах, предусмотренных не только ГК РФ, но и другими законами, наличие у некоммерческих организаций специальной правоспособности, а также особый характер использования имущества, оставшегося при их ликвидации.

Следует отметить, что понятия "некоммерческое юридическое лицо" и "некоммерческая организация" не являются тождественными, поскольку действующее законодательство допускает возможность создания и деятельности некоммерческих организаций, не обладающих правами юридического лица. Примером могут быть религиозные группы (п. 1 ст. 7 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"), общественные объединения (ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"), профессиональные союзы (п. 1 ст. 8 ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Такие организации считаются созданными с момента принятия учредителями решения о их создании и участвуют в гражданском обороте как совокупность объединившихся лиц. Они могут приобрести права юридического лица при условии их государственной регистрации в установленном законом порядке. Эта особенность некоммерческих организаций обусловлена тем, что цели создания и деятельности большинства из них находятся за пределами правовой регламентации и в определенных случаях могут быть достигнуты без признания соответствующих образований субъектами гражданского права. Приобретение некоммерческой организацией гражданской правосубъектности может быть продиктовано различными причинами, в частности необходимостью материального обеспечения ее деятельности, возложения на организацию, а не на ее участников риска несения возможной имущественной ответственности; приобретения прав и обязанностей, которые в силу своего характера или прямого указания закона могут принадлежать только юридическим лицам. Но какой бы ни была конкретная причина, так или иначе она обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для реализации некоммерческой организацией своих общественно полезных функций.





ГК РФ закрепляет лишь общие принципы правового положения некоммерческих организаций как юридических лиц и содержит нормы, посвященные их отдельным формам: потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям (объединениям), фондам, учреждениям, объединениям (союзам и ассоциациям) юридических лиц. Более детальная регламентация статуса некоммерческих организаций в целом осуществляется Федеральным законом "О некоммерческих организациях", который допускает создание некоммерческих юридических лиц в таких не предусмотренных ГК РФ формах, как общины коренных малочисленных народов РФ, казачьи общества, государственные корпорации, государственные компании, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации.

Для российского гражданского законодательства является принципиальным положение, согласно которому Кодексом устанавливается закрытый перечень (numerus clausus) возможных организационно-правовых форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК). Однако для некоммерческих организаций перечень организационно-правовых форм, содержащийся в ГК РФ, не является исчерпывающим и может дополняться другими федеральными законами (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это законодательное решение привело к неоправданному увеличению количества видов некоммерческих организаций, которое происходило таким образом, что в результате само это понятие потеряло определенность и стало чрезвычайно размытым.



В связи с этим в юридической литературе обсуждается вопрос о необходимости упорядочения законодательства о некоммерческих организациях и приведения их организационно-правовых форм в стройную систему.

В настоящее время можно выделить некоммерческие организации, основанные на членстве (некоммерческие организации корпоративного типа) и некоммерческие организации унитарного типа. К первым относятся, в частности: общественные организации (общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения), автономные некоммерческие организации, некоммерческие товарищества, общества взаимного кредитования и страхования, общины коренных малочисленных народов, некоммерческое партнерство.

 

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Общественные организации (общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения).

2. Некоммерческие товарищества. Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

3. Общества взаимного кредитования и страхования.

4. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

5. Общины коренных малочисленных народов

6. Некоммерческое партнерство.

7. Адвокатские палаты.

8. Понятие и виды адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

 

Повышенный уровень:

1. Принципы построения системы некоммерческих организаций.

2. Основные изменения организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц корпоративного типа.

Дополнительная литература:

1. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. – 250.

2. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.

3. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: некоторые проблемы гражданско-правового статуса // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 3 - 13.

4. Гутников О.В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота // Журнал российского права. 2011. N 1.

5. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. – М. : Статут, 2005.

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С. С. Алексеев, А. С. Васильев, В. В. Голофаев и др.; под ред. С. А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

8. Литовкин В.Н. Некоммерческие организации: введение в тему // Журнал российского права. 2009. N 1.

 

Практическое занятие 19,20,21. Тема 9. Некоммерческие организации, не основанные на членстве

Цель занятия: рассмотреть особенности организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, не основанных на членстве, особенности их создания, функционирования и прекращения.

Организационная форма занятия: теоретический семинар-познавательный, анализ учредительных документов и конкретных ситуаций

 

Теоретическая часть

Тему целесообразно начинать с определения места в системе некоммерческих юридических лиц некоммерческие организации лица унитарного типа, к которым, в частности, относят: фонды, учреждения, публичные юридические лица. Правовое положение данных юридических лиц отличается значительной спецификой.

Впервые понятие фонда было закреплено в п. 1 ст. 118 ГК РФ, а затем продублировано в ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Основным отличием фонда от других видов некоммерческих организаций, предусмотренных законодательством РФ, является отсутствие членства. Фонд можно рассматривать в качестве своеобразного "объединения имущества", а не "объединения лиц".

Учредителями фонда могут выступать граждане и юридические лица. При этом законом не установлены какие-либо ограничения по количеству или кругу учредителей фонда. С 1 января 2006 г. после в качестве учредителя фонда может также выступать муниципальное образование, субъект Российской Федерации или Российская Федерация.

Фонд обладает специальной правоспособностью, то есть может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям его деятельности, закрепленным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Фонд не вправе участвовать в деятельности хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 118 ГК РФ).

Необходимо уяснить, что на современном этапе остро встает вопрос о поиске более гибких форм учреждений, позволяющих в зависимости от возложенных на них задач и сферы деятельности наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы. Данная проблема может решаться только в рамках соответствующей типизации действующих учреждений, персонально ориентируя предлагаемый правовой статус под собственные нужды и решаемые задачи.

Ппоявление градации учреждений обусловлено значительной затратностью их системы, которая в настоящий период должна перейти от простого содержания сети учреждений к управлению и обеспечению их деятельности "по результатам". Следовательно, решающее значение в уровне финансового обеспечения учреждений приобретают объем и качество оказываемых ими услуг. Некоторые бюджетные учреждения активно занимались предпринимательской деятельностью, оказывая дополнительные платные услуги, но не производя соответствующие отчисления в бюджет. В связи с этим необходимо уяснить права и обязанности учреждений в отношении использования имущества собственника.

Современная конструкция учреждений отражает типологию "модели" функций некоммерческого характера государственных институтов, осуществляющих государственные (публичные) услуги и публичные функции.

Деление учреждений на частные, с одной стороны, и государственные и муниципальные - с другой, является первым уровнем легальной типологии юридических лиц данной организационно-правовой формы. В действующем законодательстве можно выделить наличие трех типов государственных (муниципальных) учреждений - бюджетные, казенные, автономные

Некоторые юридические лица, отнесенные на законодательном уровне к некоммерческим организациям и формально имеющие общественно полезные, не связанные с извлечением прибыли цели, фактически таковыми не являются. Примерами могут служить негосударственные пенсионные фонды и государственные корпорации.

Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд признается особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному и профессиональному пенсионному страхованию. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда предполагает аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. В литературе такая деятельность оценивается как коммерческая, ибо направлена она на исключительно коммерческое использование денежных средств граждан и распределение между ними полученных в результате доходов. Аналогичным образом анализ специфики целей, функций и характера деятельности государственных корпораций, учреждаемых Российской Федерацией на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (ст. 7.1 ФЗ "О некоммерческих организациях"), позволяет ученым констатировать, что государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица выходит за рамки понятия некоммерческой организации, содержащегося в п. 1 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях".

Вопросы для обсуждения:

1. Фонды.

2. Учреждения (бюджетные, автономные).

3. Публично-правовые компании.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

5. Автономные некоммерческие организации

6. Религиозные организации.

 

Повышенный уровень:

1. Формирование имущества фонда, необходимого для реализации уставных целей фонда.

2. Формирование правового регулирования современной системы учреждений в Российской Федерации.

3. Организация управления в государственной корпорации.

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Выполните задания:

Разработать учредительные документы благотворительного фонда.

2. Решите ситуации:

1. Водитель частной школы «Книгочей», учрежденной предпринимателем Сухаревым, Зорькин, доставляя детей домой после занятий, совершил наезд на пешехода Домбровского. Домбровский предъявил к частной школе иск о возмещении причиненного ему вреда. Директор школы в судебном заседании заявил, что школа является образовательным учреждением, не имеет имущества в собственности и потому не может нести имущественной ответственности, следовательно, иск должен быть предъявлен к Зорькину как к причинителю вреда. Адвокат Домбровского на это возразил, что согласно Закону об образовании образовательные учреждения являются собственниками того имущества, которое они приобрели на доходы от своей уставной деятельности. Обучение в школе платное, значит объектом взыскания истца может быть любое имущество, приобретенное школой в процессе ее деятельности, например, оргтехника.

Дайте правовую оценку доводам сторон. Какое решение должен принять суд?

2.В соответствии с учредительными документами городская публичная библиотека имела право осуществлять приносящую доход хозяйственную деятельность. Полученные от такой деятельности доходы учитывались библиотекой на отдельном балансе. Библиотеке предложили выступить одним из учредителей ООО, предметом деятельности которого будет открытие сети общепита быстрого обслуживания. В качестве вклада в уставной капитал ООО директору библиотеки посоветовали внести автомобиль типа «Газель», приобретенный библиотекой за счет полученных доходов.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Дополнительная литература:

1. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: Учебное пособие для вузов. – М.: Юстицинформ, 2006. – 250.

2. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.

3. Сойфер Т.В. Некоммерческие организации: некоторые проблемы гражданско-правового статуса // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 3 - 13.

4. Гутников О.В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота // Журнал российского права. 2011. N 1.

5. Козлова Н. В. Правосубъектность юридического лица. – М. : Статут, 2005.

6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) / С. С. Алексеев, А. С. Васильев, В. В. Голофаев и др.; под ред. С. А. Степанова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

7. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009 г.) // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.

8. Литовкин В.Н. Некоммерческие организации: введение в тему // Журнал российского права. 2009. N 1.

9. Гутников О.В. Правовое положение фондов как юридических лиц // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. С. 197 - 217.

10. Дутов И.С. Фонд как организационно-правовая форма некоммерческих организаций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 2. С. 34 - 41.

11. Кирилловых А.А. О правовых аспектах статуса учреждений в реформе бюджетной сферы // Финансовое право. 2013. N 9. С. 28 - 33.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.