Сделай Сам Свою Работу на 5

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»





Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка; системность; непрерывность; вариативность и рекомендательный характер.

Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей, психологов, социальных педагогов, направленная на развитие личности ребенка. Таковой является социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения.



Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:

· проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

· ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

· посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

· разработка методических рекомендаций учителю;

· анкетирование обучающихся, диагностика;

· обследование школьников по запросу родителей;



Содержание и формыработы:

· наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

· поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

· составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:

· составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

· контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;

· формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;

· ведение документации;

· организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:



· Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» (приложение № 1). Также используются анкета (приложение № 2) для изучения социально-психологической адаптации к школе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются.

· Изучение истории развития ребенка. Имеют значение наследственность, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация).

· Изучение работ ребенка (тетради, рисунки.).

· Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

· Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности.

· Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.

· Составление индивидуального образовательного маршрута.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.

Приложение № 1

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

Инструкция:

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

1. Мне в школе нравится.

2. Мне в школе не очень нравится.

3. Мне в школе не нравится.

2. С каким настроением ты идешь утром в школу?

1. С хорошим настроением.

2. Бывает по-разному.

3. Чаще хочется остаться дома.

3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

1. Пошел бы в школу.

2. Не знаю.

3. Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

1. Мне не нравится, когда отменяют уроки.

2. Бывает по-разному.

3. Мне нравится, когда отменяют уроки.

5. Как ты относишься к домашним заданиям?

1. Я хотел бы, чтобы домашние задания были.

2. Не знаю, затрудняюсь ответить.

3. Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.

6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

1. Нет, не хотел бы.

2. Не знаю.

3. Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.

7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?

1. Рассказываю часто.

2. Рассказываю редко.

3. Вообще не рассказываю.

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

1. Мне нравится наш классный руководитель.

2. Не знаю, затрудняюсь ответить.

3. Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.

9. Есть ли у тебя друзья в классе?

1. У меня много друзей в классе.

2. У меня мало друзей в классе.

3. У меня нет друзей в классе.

10. Как ты относишься к своим одноклассникам?

1. Мне нравятся мои одноклассники.

2. Мне не очень нравятся мои одноклассники.

3. Мне не нравятся мои одноклассники.

Обработка результатов

Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.

Количественный анализ

Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:

·ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

·нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

·ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

Максимально возможная оценка равна 30 баллам.

Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.

5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.

2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

 

Приложение № 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.