Сделай Сам Свою Работу на 5

Общение как взаимодействие





 

Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятель­ности. Цели общения отражают потребности совмест­ной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат — измене­ние поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодей­ствие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм - при­нятых в обществе образцов поведения, регламентиру­ющих взаимодействие и взаимоотношения людей, и образующих специфическую систему. Диапазон соци­альных норм чрезвычайно широк: от образцов поведе­ния, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, до правил вежливости.

Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли при взаимодействии с другими людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.). «Ис­полнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а даже незначительное отклонение от образца осуждается.



Виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

1. максимизация общего выигрыша (мотив коопера­ции);

2. максимизация собственного выигрыша (индивиду­ализм);

3. максимизация относительного выигрыша (конку­ренция);

4. максимизация выигрыша другого (альтруизм);

5. минимизация выигрыша другого (агрессия);

6. минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно опреде­лить ведущие тактики поведения во взаимодействии:

- Сотрудничество направлено на полное удовлет­ворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конку­ренции);

- Противодействие (подавление) предполагает ори­ентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);



- Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

- Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

- Избегание представляет уход от контакта, поте­рю собственных целей для того, чтобы исключить вы­игрыш другого.

Можно выделить несколько типов взаимодей­ствий:

- кооперация и конкуренция;

- согласие и конфликт;

- приспособление и оппозиция.

Другой тип взаимодействий предложил Р. Бейлз. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в категории, предположив, что любая групповая деятельность может быть описана с помощью четырех категорий, фик­сирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. Каждая из этих четырех глобальных категорий была подразделена на три рубрики. Суще­ственным недостатком этой системы категорий является отсутствие содержательных моментов взаимодействия. Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействий.

Основные области взаимодействия и соответ­ствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)

 

Области взаимодействия Основные поведенческие проявления
Позитивные эмоции   Решение проблем   Постановка проблем   Негативные эмоции   Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия   Предложения, указания Выражение мнений Выдача ориентации   Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях   Выражение несогласия Создание напряженности Демонстрация антагонизма

 



Существует несколько теорий, объясняющих меж­личностное взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория уп­равления впечатлениями, психоаналитическая теория.

Л.И. Уманский выделил три возможные формы или модели организации совместной деятельности:

- каждый участник делает свою часть общей рабо­ты независимо от другого;

- общая задача выполняется последовательно каж­дым участником;

- имеет место одновременное взаимодействие каж­дого участника со всеми остальными.

Здесь прослеживается связь системы взаимоотно­шений участников взаимодействия. Такие отношения определяют как тип взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотруд­ничество). Тем не менее, даже в условиях плохих межличностных отношений в группах, занятых опреде­ленной социальной деятельностью, взаимодействие су­ществует.

Интерактивная сторона общения предполагает пси­хологическое воздействие. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в пси­хику другой личности (или группы лиц). Целью или ре­зультатами этого проникновения является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психичес­ких явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний). Изменения личности под влиянием других людей могут быть временными, преходящими или ус­тойчивыми.

В любой форме психологическое воздействие все­гда основывается на определенных мотивах и пресле­дует конкретные цели. Однако на пути этих воздействий стоит психологическая защита - своеоб­разный фильтр, отделяющий желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответству­ющие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения - от противоречащих им. Зна­чит, психологическое воздействие отнюдь не всемогу­ще, хотя при определенных условиях может вызвать некоторые изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

Таким образом, для познания механизма взаи­модействия необходимо выяснить, как формиру­ется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

Общение как восприятие людьми друг друга

 

Взаимодействие невозможно без взаимопонима­ния. При этом очень важно, как воспринимается парт­нер по общению. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о познании человека человеком. На основе внешней стороны поведения мы, по словам известного психолога С.Л. Рубинштей­на, как бы «читаем» другого человека, расшифровыва­ем значение его внешних данных. В ходе познания одновременно осуществляются и эмоциональная оцен­ка, и попытка понять поступки собеседника, и осно­ванные на этом стратегии изменения его поведения, и построение своего собственного.

Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия собеседника, к которым относятся физические и поведенческие характеристики, такие как формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека и каждый сопоставляет себя с другим, прини­мая в расчет не только потребности, мотивы и уста­новки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, в част­ности его причин. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения

 

Вопросы для самопроверки

1. К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение?

2. На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы?

3. В чем преимущества и недостатки каждого из методов убеждения собеседника?

4. Какие качества человека фиксируются в первую очередь при непродолжительном восприятии его облика и поведения?

5. Какие невербальные средства поведения необходимо совершенствовать лично Вам для повышения эффективности общения?

6. Можно ли контролировать мимику?

7. Перечислите основные задачи деловой беседы.

8. Какими способами можно придать беседе доверительную тональность?

9. Как чувствовать себя комфортно при общении с представителями прессы?

10. Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?».

11. Как правильно произносить выражения: «Алло», «Вам звонит ...», «К вам никак не дозвониться», «Если мне позвонят ...», «Ты звонишь ...»?

12. Дайте определения понятий «дискуссия» и «спор».

13. Почему в споре собеседники ярче раскрываются как личности?

14. По каким признакам классифицируют участников дискуссии?

15. Как следует вести себя во время спора?

16. Как эффективно работать с группой незнакомых друг с другом людей?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.