Сделай Сам Свою Работу на 5

В части формирования фондов для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории

Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен во исполнение пункта 2 раздела III протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 06.08.2014 № ДК-П44-169пр и пункта 1 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 03.09.2014 № ДМ-П44-65пр.

С начала года более 15 российских туристических компаний приостановили свою деятельность, в их числе такие крупные туроператоры как «Нева», «Роза ветров Мир», «Идеал-тур», «Лабиринт», «Солвекс-турне», «Южный крест». По предварительным оценкам от прекращения деятельности ряда российских туроператоров этим летом пострадали в общей сложности более 75 тысяч туристов. При этом основными проблемами, с которыми сталкиваются туристы, выехавшие на отдых за рубеж, – это отсутствие обратных авиабилетов и неоплаченное проживание в отелях. Туристы, которые приобрели туры, но не успели выехать за рубеж для отдыха, оказались в еще более сложном положении – маловероятно, что таким туристам удастся хорошо отдохнуть и получить компенсацию. По оценкам экспертов, учитывая количество туристов, которые пострадали от неисполнения туроператорами своих обязательства (включая туры, проданные вперед и глубина продаж по которым достигает марта 2015 года), страхового покрытия может не хватить для полного возмещения ущерба всем пострадавшим клиентам. В связи с этим пострадавшие туристы могут получить лишь частичную компенсацию – после сбора всех претензий от туристов подсчитывается общая сумма убытков и определяется процент возмещения каждому. При этом сроки выплат могут занять несколько месяцев.



Анализ действующего законодательства Российской Федерации о туристской деятельности и правоприменительной практики позволил выявить ряд пробелов в правовом регулировании выездного туризма, а также необходимость уточнения и доработки иных положений законодательства в сфере выездного туризма в связи с неблагоприятной ситуацией на рынке туристских услуг.



Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование законодательства в части правового регулирования, прежде всего, выездного туризма, в том числе на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг и качества предоставляемых услуг, на создание прозрачного и контролируемого туристского рынка, а также на усиление и разграничение ответственности туроператоров и турагентов.

В части правового регулирования договора о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта и защиты прав туриста

Законопроектом предлагается внести следующие изменения и дополнения:

• Предложена новая редакция понятия «туристский продукт», что соответствует мировой практике (в частности, Директива Совета европейского экономического сообщества о путешествиях, отпусках и поездках, включающих все от 13 июня 1990 г. № 90/314/ЕЕС (Люксембург);

• Перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта дополнен двумя новым условиями:

1) обязательная выдача туристу до начала путешествия (не менее, чем за 24 часа) билетов «туда – обратно» либо по иному согласованному маршруту (актуально для путешествия в одну сторону или по сложному маршруту с несколькими пунктами назначения) с обязательным указанием сведений о пассажире (фамилия и другие сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами);



2) документа о бронировании гостиницы или иного помещения для проживания (ваучера);

• В целях совершенствования информационного обеспечения заказчиков туристского продукта предлагается ввести дополнительное положение об обязательном информировании туриста о возможности туриста добровольно застраховать риск неисполнения туроператором своих обязательств (например, страхование от банкротства или приостановки деятельности туроператора);

• Права туриста расширены, в частности, вводится право туриста на получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре/турагенте в соответствующий реестр – в целях закрепления дополнительной гарантии для туриста в приобретении туристского продукта у туроператора/турагента, работающего на законных основаниях и соответствующего установленным требованиям;

• Вводится новое понятие «реализация туристского продукта дистанционным способом», что позволит создать правовую основу для приобретения туристского продукта через Интернет. Рынок он-лайн туризма в России демонстрирует устойчивую тенденцию роста – ежегодно рынок он-лайн путешествий растет на 30-50%. По оценкам экспертов, объем российского рынка он-лайн туризма к 2015 году вырастет в 2-2,5 раза по сравнению с 2012 годом, что составит от 8 миллиардов (по оценкам Российского союза туриндустрии) до 10 миллиардов (по оценкам Mangrove Capital) долларов США;

• Предлагается ввести в оборот электронные путевки и создать электронный реестр договоров о реализации в сфере выездного туризма туристского продукта. Переход от бумажных договоров к электронному реестру обеспечит прозрачность отношений между туроператорами/турагентами и туристами, а также позволит создать электронную базу таких договоров. При возникновении кризисной ситуации такая база позволит оперативно установить параметры путевки (в том числе количество туристов, место временного пребывания, сроки тура) и оказать экстренную помощь туристам. Учитывая, что применение данных положений на практике потребует дополнительного времени и расходов, предложено ввести их в действие с 1 января 2018 года;

• В целях защиты прав потребителей при оказании услуг по перевозке устанавливаются требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым для целей организации перевозки туристов. В частности, закрепляются положения о предоставлении туроператором перевозчику гарантий по оплате договора (банковская гарантия, банковский вклад (депозит) или договор счета эскроу), обязанность туроператора выдать туристу электронный пассажирский билет с обязательным указанием сведений о пассажире (фамилия и другие сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными нормами), гарантии возвращения туриста из страны временного пребывания независимо от финансовых взаимоотношений между участниками договора.

В части формирования фондов для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам

Законопроектом предлагается внести следующие изменения и дополнения:

• Создать фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Основное назначение данного фонда – это финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного туроператора в сфере выездного туризма. При этом финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи туристам конкретного туроператора осуществляется Ассоциацией «Турпомощь» в первую очередь за счет средств фонда персональной ответственности такого туроператора. Если оперативно средства фонда персональной ответственности не могут быть использованы для оказания экстренной помощи туристам, то допускается финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи за счет средств резервного фонда с обязательным последующим возвратом в такой фонд произведенных выплат. В связи с введением данного фонда скорректировано понятие «экстренная помощь»;

• Установить, что фонд персональной ответственности формируется не за счет перечисления взносов денежными средствами в Ассоциацию «Турпомощь», а в виде финансового обеспечения, предоставляемого туроператором (банковская гарантия или договор счета эскроу) в фонд персональной ответственности (финансовое обеспечение фонда персональной ответственности). Совокупный размер такого финансового обеспечения рассчитывается туроператором самостоятельно исходя из минимального размера финансового обеспечения в размере 100 рублей на одного туриста (на основании прогнозного показателя на следующий год количества туристов, которые приобретут у такого туроператора путевки на отдых за рубежом);

• Предлагается переименовать «компенсационный фонд» на «резервный фонд», что более точно отражает сущность и назначение двух фондов: фонд персональной ответственности расходуется в первую очередь на финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи туристам конкретного туроператора, а резервный фонд используется в качестве «резерва» – расходуется в случае нехватки средств фонда персональной ответственности или в случае невозможности оперативного использования средств фонда персональной ответственности (с обязательным последующим возвратом в резервный фонд произведенных выплат);

• Уточняется порядок формирования резервного фонда туроператоров в сфере выездного туризма. Устанавливается вступительный взнос в размере 100 тысяч рублей для всех туроператоров в сфере выездного туризма и ежегодные фиксированные взносы, перечисляемые в денежной форме, в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, дифференцированно для туроператоров в зависимости от количества туристов, которым был реализован туристский продукт в течение календарного года.

Средства фондов (резервного и фонда персональной ответственности) накапливаются для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам. Поэтому представляется логичным, если формирование фондов будет осуществляться исходя из расчета количества туристов, выезжающих на отдых за рубеж, а не от финансово-экономических показателей туроператоров. В действующей редакции Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» таким показателем выступает остающаяся у туроператоров «маржа», а размер ежегодного взноса редко превышает 100 тысяч рублей (минимальный лимит взносов). В отличие от показателя «маржа» показатель «количество туристов» представляется понятным, прозрачным и контролируемым критерием для расчетов взносов в Ассоциацию «Турпомощь». Создание двух фондов, а также предлагаемый порядок их формирования позволит аккумулировать в нем достаточное количество денежных средств для финансирования мероприятий на оказание экстренной помощи туристам.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.