Разработка структурной схемы автомобильного мультиметра
На основе функциональной схемы цифрового мультиметра, была разработана структурная схема автомобильного мультиметра, которая представлена рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Схема электрическая структурная автомобильного мультиметра
Исходя из целей, поставленных в техническом задании к дипломному проекту, можно выделить следующие функциональные узлы разрабатываемого устройства:
– источник питания 12В от аккумулятора;
– преобразователь напряжения LM7805;
– микропроцессор PIC16F873;
– ЖКИ-дисплей СА25-12EWA;
– кнопочные переключатели для установки режима и настройки мультиметра;
– терморезисторы ММТ4-Б, с помощью которых измеряется температура;
– прерыватель, от которого измеряется частота вращения вала.
– регистр 74АС164.
Питание схемы автомобильного мультиметра осуществляется с помощью аккумуляторной батареи 12 В. Также для устройства можно использовать автомобильный прикуриватель. Для запитывания устройства необходимо 12 В, которые через преобразователь напряжения LM7805 преобразуются в достаточное напряжение (около 5 В) для питания микропроцессора PIC16F873. Преобразователь напряжения LM7805 обеспечивает стабильное напряжение в +5 В, необходимое для питания АЦП. Более развёрнутая структурная схема преобразователя напряжения LM7805 приведена на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Структурная схема преобразователя напряжения LM7805
Далее сигнал поступает на аналогово-цифровой преобразователь (АЦП), который уже встроен в микропроцессор PIC16F873, где и происходит непосредственно сама обработка входного аналогового сигнала в цифровой сигнал.
На порты A, B и C, которые служат для приёма и передачи данных на микропроцессор, поступают данные измерений. В микропроцессор встроен также тактовый генератор, который помогает нам измерить временные интервалы измеряемых частотных характеристик.
В схему подключён прерыватель, с помощью которого происходит измерение частотных параметров, которые подаются на таймеры 1,2. Терморезисторы, которые расположены на схеме, используются для измерения температуры. В схеме также используется кварцевый резонатор, для более точного измерения частоты вращения коленчатого вала, а также стабильности работы. В состав микропроцессора входит флэш-память, которая необходима для хранения данных. В вычислительном устройстве выполняются математические операции.
Сигналы после обработки и преобразования в микропроцессоре, поступают на регистр, после чего выводятся на ЖКИ-дисплей, на котором мы и наблюдаем отображаемые измерения.
Кнопочное управление устройства будет выполнено в виде трех тактовых кнопок MJTP1138 высотой 9.5 мм SMD SPST, для переключения режимов работы и настройки основных параметров измерителя.
На вход мультиметра подаются такие измеряемые параметры, как напряжение аккумулятора, температура и частота.
Разработка схемы электрической принципиальной автомобильного мультиметра
Выбор элементной базы
На основе разработанной структурной схемы мультиметра, была разработана схема электрическая принципиальная, которая представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Схема электрическая принципиальная автомобильного мультиметра
В принципиальной схеме была использована следующая элементная база:
– конденсаторы электролитические ECAP;
– чип конденсаторы 1206;
– микросхемы 1109KT63, 74AC164, LM7805, PIC16F873;
– терморезисторы ММТ4-Б;
– чип резисторы 1206;
– переключатель кнопочный MJTP1138;
– диоды КД522б;
– транзистор КТ3102;
– кварцевый резонатор MTF38;
– ЖКИ СА25-12EWA.
В качестве микроконтроллера был использован 8-ми битный однокристальный микроконтроллер PIC16F873. Ниже представлено его описание и структурная схема на рисунке 3.2.
Характеристики PIC16F873:
– напряжение питания 4 – 5.5 В;
– вид монтажа: сквозное отверстие;
– встроенный в чип АЦП: да;
– высота: 3.3 мм;
– длина: 34.67 мм;
– ширина: 7.24 мм;
– доступные аналоговые/цифровые каналы: 5;
– интерфейс: MSSP, PSP, USART;
– количество линий ввода/вывода: 22;
– количество таймеров: 3 бит;
– рабочее напряжение питания: 2 В ... 5.5 В;
– рабочий диапазон температур: - 40 C ... + 85 C
– размер ОЗУ: 192 B;
– размер ПЗУ данных: 128 B;
– размер памяти программ: 4 Кб;
– разрядность АЦП: 10 бит;
– серия процессора: PIC16;
– тактовая частота максимальная: 20 МГц;
– тип корпуса: SPDIP-28;
– тип памяти программ: Flash;
– шина данных: 8 бит;
– ядро: PIC.
Рисунок 3.2 – Структурная схема микропроцессора PIC16F873
В схеме также был использован преобразователь напряжения LM7805, который собран на микросхемах DA1…DA3. Служит он для преобразования подаваемого напряжения 12 В в напряжение 5 В, для питания микропроцессора PIC16F873. На микросхеме 1109КТ63 DD2 собран восьмиканальный переключатель. На микросхеме 74АС164 DD3 собран 8-разрядный сдвиговый регистр с последовательным входом и параллельным выходом.
В схеме также использован кремниевый транзистор КТ3102, он больше всего подошёл к нашей схеме, его характеристики:
– применяется в НЧ устройствах;
– требовательный к уровню шумов;
– применяется также в генераторных и усилительных СЧ и ВЧ устройствах.
Вывод информации о измерениях выводится на 7-сегментный четырехразрядный светодиодный индикатор ЖКИ СА25-12EWA.
В схеме были использованы электролитические и чип конденсаторы.
3.2 Принцип работы автомобильного мультиметра
Для сохранения результатов измерения и непрерывной работы часов при отключении питания в мультиметре используется конденсатор С6 емкостью 1 Фарад. Схему можно упростить, убрав нижний индикатор, конденсатор и кнопку S1. Тогда останутся все функции измерений, но на одном индикаторе, не будет хода часов при отключенной массе, нельзя будет отключать прибор с кнопки S1.
Вывод контролируемых величин производится двумя светодиодными семисегментными индикаторами HG1, HG2 типа СА25-12. Каждый индикатор имеет четыре знакоместа и двоеточие (есть еще несколько неиспользуемых точек).
Управление прибором осуществляется тремя кнопками.
Кнопка S2 "UP/+" переключает на верхнем индикаторе HG1 индицируемый параметр по циклу "часы – вольтметр – термометр 1 – термометр 2 – тахометр – часы".
Кнопка S3 "Смена/выбор/Вкл" может менять местами отображаемую информацию между нижним и верхним индикаторами, т. е. можно установить вывод контролируемых величин на любой из двух индикаторов. При этом если на верхнем и нижнем индикаторах установлен одинаковый параметр, на нижнем произойдет фиксация последнего значения, если же на индикаторах разные параметры, индикация на них будет обновляться каждую секунду.
Кнопкой S1 "OFF/–" при первом нажатии можно погасить верхний индикатор, при втором – оба. Включить индикацию можно кнопкой S3 "Смена/выбор/Вкл". Для входа в режим установки часов необходимо кнопку S3 "Смена/выбор/Вкл" удерживать нажатой не менее трех секунд.
Можно изменить способ подключения устройства к бортовой сети. Для этого необходимо отключить проводник, идущий к аккумуляторной батарее, и присоединить его к замку зажигания так, чтобы питание поступало только при повороте ключа зажигания. При этом диод VD2, питающий DD1, остается подключен непосредственно к аккумуляторной батарее. В этом случае при выключенном зажигании мультиметр переходит в режим низкого потребления тока (3 мА).
Термодатчики на основе терморезисторов с отрицательным ТКС можно подключить к прибору с помощью коаксиального кабеля длиной до 1,5 м, оплетка кабеля должна иметь хороший электрический контакт с корпусом терморезистора. Общий провод отдатчиков термометра не должен касаться металлических частей автомобиля.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|