Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия





Семинарское занятие № 1

 

Тема: Предмет экономической науки. Введение в экономическую теорию

 

1 Экономика как наука. Зарождение и основные этапы развития экономической теории.

2 Эволюция предмета экономической науки. Главные направления современной экономической мысли: политическая экономия и экономикс.

3 Микро – и макроэкономика – два уровня хозяйствования. Методы экономических исследований.

4 Функции экономической теории, экономические категории и экономические законы. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

 

Рекомендуемая литература:

 

Учебная:

1 Курс экономической теории / Московский гос. Институт международных отношений МИД РФ/ Под общ. ред. Проф. М.Н. Чепурина, проф. Киселевой. Киров: АСА, 2000, гл. 2.

2 Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2000, гл. 1.

3 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 2.

4 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002 – тема 1.

5 Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – гл. 1.



6 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993. – гл. 2.

7 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1.- М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 1996, гл. 1,2.

8 Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997, введение, гл. 3.

9 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000, гл.1,2.

10 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003, гл. 1, 5.

11 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Камаева В.Д. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, гл. 1.

 

Дополнительная:

1 Бузгалин А. Эвристический потенциал политической экономии социализма в ХХI веке.//Вопросы экономики. – 2003. - № 3.

2 Дзарасов С. Российские «реформы» и экономическая теория.//Вопросы экономики. – 2002. - №7.

3 Нуреев Р., Латов Ю. «Плоды просвещения» (новая российская экономическая наука на пороге III тысячелетия).//Вопросы экономики. - 2001. - №1.



4 Пороховский А. ХХI век и экономическая теория.// Российский экономический журнал. – 1999. - №11-12.

5 Сорокин Д. Политическая экономия для России.//Российский экономический журнал. - 2001. - №2

6 Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития.//РЭЖ. – 2004. - № 5-6.

 

Основные категории: экономия, экономика, политическая экономия, меркантилизм, физиократы, классическая школа, неоклассическая школа, маржинализм, экономикс, кейнсианство, монетаризм, институционализм, микро- и макроэкономика, предмет экономической теории, научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, логическое и историческое, экономико-математическое моделирование, экономические эксперименты, экономические категории и экономические законы, позитивный анализ, нормативный анализ, экономическая политика.

 

Темы рефератов:

 

1 Экономия – первая наука о домоводстве и домашнем хозяйстве.

2 Экономическая политика как способ реализации экономических целей.

3 Нобелевские лауреаты в области экономической науки.

4 Становление экономической теории в России.

 

Задачи и упражнения:

 

1) Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) материальные и духовные потребности;

д) редкость блага.

2) Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;



г) нормативный.

3) Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) производство в масштабе всей экономики;

б) численность занятых в хозяйстве;

в) общий уровень цен;

г) производство сахара и динамику его цены?

4) К позитивным относятся следующие суждения:

а) цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими;

б) высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны;

в) налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими.

5) К нормативным относятся следующие суждения:

а) стипендии, пенсии и заработная плата должны постоянно индексироваться;

б) служащие государственного аппарата не должны иметь привилегий;

в) рыночная организация производства имеет существенные преимущества перед командно-административной.

6) Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.

7) Изложите основное различие между политической экономией и экономиксом.

8) Определите различия между позитивными и нормативными утверждениями. Приведите примеры тех и других.

9) Придумайте пример, характеризующий функциональную зависимость двух переменных; оформите эту зависимость графически и покажите в таблице.

10) Заполните графу «Представители» в таблице 1:

 

Таблица 1 – Эволюция предмета экономической теории

 

Этапы предмета экономической теории Содержание этапа Представители
  I   Экономия а) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; а)   б)
  II   Политическая экономия а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм. а) б) в) г)
  III   Экономикс а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий; г) новая политическая экономия – теория общественного выбора; д) критика экономикс – институционализм и неоинституционализм. а) б) в)   г)   д)  

 

 

 

 

Семинарское занятие № 2

Тема: Общая характеристика хозяйственной деятельности. Базовые экономические понятия

 

1 Потребности и их виды, безграничный характер потребностей. Экономические блага, их классификация.

2 Производственные ресурсы и факторы производства, ограниченность и редкость ресурсов, классификации факторов производства.

3 Экономический выбор. Производственные возможности общества, модель границы производственных возможностей общества.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учебник.- М.: ДЕЛО, 2001. – с.28-41.

2 Курс экономической теории: учебник /Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000, гл. 1, 3.

3 Маркс К. Капитал, 1т. - М.: Изд-во политической литературы, 1983, отд. 3, гл. 5, п. 1,2.

4 Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. – М.: ИНФРА – М, 2002. – гл. 2.

5 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. М.: ИНФРА – М.: НОРМА, 1999- 572с.

6 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993, гл. 1 п.2.

7 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: кн. 1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996, гл. 5,6.

8 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000, гл. 3, 4 п. 2.

9 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003, гл. 2.

10 Экономическая теория: Учебник/Под ред. Камаева В.Д. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, гл. 2.

 

Основные категории: потребности, экономические потребности, закон возвышения потребностей; блага, экономические блага; производственные ресурсы, производственные факторы, ограниченность и редкость ресурсов; труд, предмет труда, средство труда, средства производства; производство, распределение, обмен, потребление; простое и расширенное воспроизводство; экономический выбор, производственные возможности общества, модель границы производственных возможностей общества, альтернативная стоимость, закон возрастающих вмененных издержек.

 

Темы рефератов:

 

1 Классификация благ, ресурсов и потребностей.

2 Экономический выбор и проблема рационального поведения субъектов хозяйствования.

3 Экономическая теория о человеке в экономической системе.

 

Задачи и упражнения:

 

1) ЛПВ показывает:

а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из двух возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

2) Альтернативные издержки нового стадиона - это:

а) оплата его охраны и другого персонала;

б) цена строительства стадиона в будущем году;

в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

3) Земля, капитал, труд - базовая классификация факторов производства. Можно ли отнести к капиталу:

а) деньги, акции, облигации;

б) только акции и облигации;

в) деньги и акции, но не облигации;

г) ни деньги, ни акции, ни облигации не относятся к капиталу.

4) Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:

а) размер стипендии;

б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;

в) затраты государства на образование среднестатистического специалиста;

г) затраты родителей на содержание студента.

5) Характеристиками экономического блага выступают:

а) способность удовлетворить потребность;

б) редкость;

в) ценность;

г) верно все указанное.

6) Столярная мастерская производит столы и стулья. Возможны следующие сочетания общего выпуска (штук):

Столы Стулья

А 25 180

Б 30 130

при неизменных объемах применяемого труда и капитала. Каковы альтернативные издержки увеличения производства столов с 25 до 30, выраженные в стульях:

а) 180;

б) 130;

в) 50;

г) (180+ 130)12 = 155?

7) Допустим, дана экономика с 5 работниками, каждый из которых за день может производить либо 3 рубашки, либо 4 торта. Начертите кривую производственных возможностей.

- Для производства рубашек изобретен новый метод, благодаря которому один работник может произвести 5 рубашек в день. Изобразите новую кривую производственных возможностей (в уже имеющейся системе координат). Как она соотносится с прежней границей?

- Если потребители предпочитают иметь и торты и рубашки, каков вероятнее всего, будет общественный выбор относительно того, что производить?

- Сколько тортов могло бы производить общество, если оно было бы готово, обходиться без рубашек?

- Отметьте точки на вашем графике, соответствующие неэффективным методам производства.

- Объясните, почему варианты производства, отмеченные точками во вне кривой (границы) являются недостижимыми?

8) В таблице 2 приведены данные об изменении структуры производства в стране А в условиях военного времени.

- Начертите график линии производственных возможностей страны А.

- Какую форму имеет эта кривая? В чем экономический смысл такой формы линии производственных возможностей?

- Какие условия должны быть соблюдены, чтобы экономика страны А находилась (графически) на ЛПВ?

- Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета по данным таблицы 2 и заполните пустую колонку.

 

Таблица 2 – Структура производственных возможностей страны А

 

  Варианты производства   Тракторы (тыс. шт.)   Минометы (тыс. шт.) Альтернативные издержки производства одного миномета
А  
В  
С  
Д  
Е  
F  
G  
H  

 

9) Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по Вашему мнению, следует решать эту проблему?

10) Какие вы знаете способы классификации потребностей? Объясните на примере, почему потребности людей сильно зависят от природы и социального окружения.

11) Составьте задачу на построение и анализ (положение точек, форма, сдвиги) кривой производственных возможностей.

 

 

Семинарское занятие № 3

 

Тема: Экономическая система: сущность, критерии, типы.

 

1 Понятие и содержание экономической системы, ее элементы.

2 Классификация экономических систем, их видов и моделей.

3 Традиционная, плановая, рыночная, переходная экономика.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Курс экономической теории: учебник /Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000г. – с.63 – 73.

2 Черников Д. Макроэкономическая теория. Экономическая система и ее структура. //Российский экономический журнал. - 1992. - №11.- с.23-35

3 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – с. 58 – 62, 79-104.

4 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – с. 53 – 62.

5 Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – с.71 – 95.

6 Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.22-32.

Дополнительная:

1 А.В. Бузгалин, Колганов А. Экономика: «периодическая система элементов» (к вопросу о структуризации и типологизации экономических систем// Вопросы экономики,- 2001,- № 12.

2 Губанов С. Производительные силы: Переход к технотронной эпохе// Экономист, -2002. - № 7.

3 Илларионов А. Модели экономического развития //ЭКО. - 1996. - № 10.

4 Платонова Е. Экономические системы и их типологизация.//МЭиМО. –1998. - № 7.

5 Хавина С. Многообразие типов смешанной экономики за рубежом.//Вопросы экономики. - 1993. - №1.

6 Шемятенков В. Альтернативные системы капитализма.// МЭиМО. – 2003. - № 3.

 

Основные категории: экономическая система; производительные силы, производственные отношения, способ производства; доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество; традиционная, командная, рыночная, смешанная экономика, переходная экономика;

 

Темы рефератов:

1 Модель экономического развития современной России.

2 Реформирование советской экономической системы в 50-80-е гг. ХХ в.

 

Задачи и упражнения:

 

1) Современный мир характеризуется наличием различных экономических систем, в основе классификации которых лежат разные подходы. Назовите их на основе нижеперечисленных критериев:

а) изучение общества как истории смены пяти способов производства, выступающих в виде совокупности производительных сил и производственных отношений;

б) изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций;

в) выделение трех систем: командной, рыночной, смешанной;

г) выделение трех систем: индустриальной, постиндустриальной, неоиндустриальной.

2) Верны ли следующие утверждения:

а) объектом государственного регулирования при азиатском способе производства могло быть строительство ирригационных сооружений (да, нет);

б) в доиндустриальной экономике, в отличие от индустриальной, главным фактором производства выступают не продукт труда, а природные условия (да, нет);

в) переход от индустриального к постиндустриальному обществу связан с изменением роли ресурсов в производстве (да, нет);

г) главным лимитирующим фактором производства в индустриальном обществе является информация (да, нет)?

3) Основными признаками традиционной экономики являются:

а) приоритет сферы услуг;

б) господство крупной частной собственности;

в) использование новейших технологий в экономике;

г) все перечисленное неправильно.

4) Для командно-административной экономики характерно:

а) ориентация производителей на «карман» потребителей;

б) централизованное планирование;

в) государственная система ценообразования.

5) признаками рыночной экономики являются:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) господство государственного уклада.

6) Переходная экономика – это:

а) самостоятельная экономическая система;

б) преобладание одного уклада (сектора);

в) одновременное функционирование нескольких равнозначных укладов (секторов).

7) Смешанная экономика – это:

а) социальная экономика;

б) рыночная экономика;

в) переходная экономика;

г) плановая экономика;

д) экономическая система, содержащая элементы всех перечисленных систем.

8) Современная российская экономическая система – это:

а) традиционная экономика;

б) социально ориентированная смешанная экономика;

в) переходная экономика;

г) командно-административная экономика.

9) В таблице 3 представлена классификация экономических систем. Заполните и прокомментируйте все позиции таблицы.

10) В таблице 4 представлены три модели рыночной экономики: социальная смешанная и корпоративная. Найдите в таблице место каждой из них. Приведите примеры государств, относящихся к той или иной модели.

 

Таблица 3 – Классификация экономических систем

 

Критерии дифференциации экономических систем Рыночная экономика Плановая экономика Смешанная экономика
Организация мер по принятию решений
Механизмы обеспечения информацией и координации
Права собственности
Механизмы постановки целей и побуждения людей действовать

 

Таблица 4 – Сравнительная таблица моделей рыночной экономики

 

Модели критерии 1? 2 ? 3 ?
Целевая направленность государственных программ Защита интересов граждан Создание условий для развития предпринимательства Защита интересов крупного бизнеса
Принципы регулирования экономики Долгосрочное программирование Использование преимущественно тактических методов Определение основных приоритетов
Доля государственного сектора в экономике   Достигает 30%   Около 10%   Незначительная
Наиболее типичные государства   1 ?   2 ?   3 ?

 

 

 

 

 

Семинарское занятие № 4

 

Тема: Роль собственности в экономике

 

1 Собственность как экономическая категория. Правовые и экономические аспекты собственности.

2 Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Экономические интересы.

3 Институциональная теория прав собственности.

4 Проблема развития многообразных форм собственности на современном этапе.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА - М, -2000. - с. 97 – 127.

2 Курс экономической теории: учебник /Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2000г. – с.63 – 73.

3 Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М. ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – с.71 – 95.

4 Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.22-32.

5 Сычев Н. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный курс)// РЭЖ. – 1994. - № 11, 12.

6 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – с. 79-104.

7 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000. – с. 53 – 62.

8 Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 1997. - с. 38 – 44.

9 Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – гл. 3, 4.

10 Экономическая теория: Общие основы и особенности России. Учебное пособие / Под ред. проф. И.К. Ларионова. – М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 200. – с. 81 – 112.

11 Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.Н. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000. – с.10 – 17.

12 Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2003. – с. 166 - 190.

 

Дополнительная:

1 Игнатовский П. Экономические интересы, их противоречия// Экономист. – 2002. - №3.

2 Ивлева Г.Ю. Собственность и ее закономерности в контексте общественного развитии: Монография. – Оренбург: ОГУ, 2000. – 270 с.

3 Левита Р.Я. Эволюция категории «собственность» в экономической теории.// Экономика и математические методы. – 2002. – том 38. - №3.

4 Олейник А. Роль государства в установлении прав собственности (К вопросу о теореме Коуза).//МЭиМО. – 2003. - № 7.

5 Рутгайзер В. Приватизация в России: движение «на ощупь»// Вопросы экономики. – 1993. - № 10, 11, 12.

 

Основные категории:собственность; присвоение, отчуждение; владение, пользование, распоряжение; субъект, объект собственности; форма собственности; частная, общественная, коллективная собственность; акционерная собственность, хозяйствование, права собственности, спецификация прав собственности, делегирование прав собственности, трансакция, приватизация, экономические интересы.

 

Темы рефератов:

1 Взгляд представителей разных экономических школ на проблему собственности.

2 Формы и методы разгосударствления и приватизации.

3 Интеллектуальная собственность и проблемы ее реализации.

4 Эволюция форм собственности.

5 Экономические интересы.

 

Задачи и упражнения:

 

1) Собственность – это:

а) природное явление;

б) социальное явление;

в) отношение человека к вещи;

г) сама вещь.

2) Разграничьте субъекты и объекты собственности:

а) земля под виноградником,

б) АО «Земмаш»,

в) здание университета экономики и финансов,

г) В.С. Черномырдин,

д) фермер Константинов,

е) бриллиант «Чёрный принц»,

ж) государственное страховое общество.

з) частное страховое общество.

и) ленинградская атомная электростанция .

3) Выберите правильные ответы.
Частная собственность – это форма юридического закрепления за гражданином прав:

а) владения и применения какого-нибудь имущества.

б) пользования и распоряжения каким-либо имуществом,

в) применения и распоряжения каким-либо имуществом,

г) владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом.

4) В правомочия арендатора не входит:

а) владение арендованным имуществом,

б) пользование арендованным имуществом,

в) отчуждение арендованного имущества.

5) Права на использование под выпас двух высокогорных пастбищ отсутствуют, и пастухи решают вопрос об их использовании по принципу приоритета первого. Кто выиграет от установления прав собственности на пастбища:

а) государство, получив новый источник налогов,

б) тот пастух, который получит право собственности на лучшее пастбище,

в) всё общество,

г) никто?

6) Укажите, какие из нижеперечисленных процессов можно отнести к национализации, денационализации, приватизации, деприватизации:

а) возвращение с санкции государства усадьбы на Балтийском побережье прежним владельцам,

б) распродажа и безвозмездное распределение акций,

в) возвращение себе прежними владельцами усадьбы,

г) продажа государственного жилья квартиросъёмщикам,

д) указ о повсеместной передаче земли в собственность государству,

е) отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.

7) Право общей собственности предполагает:

а) определение доли каждого из собственников в праве собственности;

б) отсутствие выделения доли каждого из собственников в праве собственности.

8) Акционерная собственность образуется путем:

а) слияния капиталов;

б) выпуска и реализации акций;

в) внесения паевых взносов.

9) «Пучок прав собственности» предполагает:

а) право на исключение из доступа к ресурсам других агентов;

б) право на получение ресурса;

в) право на получение дохода от ресурса;

г) право на передачу всех предыдущих полномочий;

д) все перечисленные права.

10) Дайте характеристику двум процессам: разгосударствлению и приватизации. Укажите их формы, методы, общие черты и различия.

 

 

 

 

 

Семинарское занятие № 5

 

Тема: Основные формы организации общественного производства: натуральное хозяйство, товарное производство.

 

1 Натуральное хозяйство его основные черты и причины устойчивости.

2 Товарное производство, условия его возникновения.

 

Рекомендуемая литература:

 

Учебная:

1 Барр Р. Политическая экономия.

2 Липсиц Экономика без тайн.

4 Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов/Под ред. Д.И. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – с.158 – 170.

5 Сажина М. А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – с.33 - 45.

6 Сычев Н. Основы экономической теории и истории экономических учений (лекционный курс)// РЭЖ. – 1994. - № 11, 12.

7 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – с. 167 - 182.

8 Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА –М, 2003. – с.38-43, 144-154.

 

Дополнительная:

1 Ляско А. Эффективен ли бартер в экономических обменах?// Вопросы экономики. – 2001. - № 3. – с. 82.

2 Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала.//Вопросы экономики. – 2001. - № 2.

 

Основные категории:натуральное хозяйство, общественное разделение труда, специализация, кооперация, производительность труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, товарное производство, товар, рынок, принцип «невидимой руки» А. Смита.

 

Темы рефератов:

1 Становление и развитие товарного хозяйства в России.

2 Бартер в современной экономике: причины использования и характерные особенности.

3 Общественное разделение труда: виды, формы проявления и новые тенденции в его развитии.

 

Задачи и упражнения:

 

1) Дайте обоснование объективных причин перехода от натурального к товарному производству.

2) Проследите эволюцию товарного производства (простое товарное производство, капиталистическое товарное производство) и ее влияние на рыночное хозяйство.

3) Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве:

а) товары и услуги,

б) деньги,

в) время,

г) природные ресурсы?

4) Какое из нижеперечисленных утверждений неверно характеризует натуральное хозяйство:

а) в условиях натурального хозяйства всё, что нужно человеку для жизни, он производит сам,

б) в условиях натурального хозяйства произведённый продукт не подлежит обмену,

в) в условиях натурального хозяйства возникает тесная зависимость производителей друг от друга,

г) натуральное хозяйство отличается очень низкой результативностью (произведённого продукта едва хватает, чтобы удовлетворить потребности производителя)?

5) Какое утверждение искажает суть товарного производства:

а) товарное производство существует только при наличии разделения труда,

б) товарное производство предполагает производство продукта для удовлетворения потребностей самого производителя,

в) товарное производство невозможно без обмена,

г) товарное производство предполагает производство продуктов, в которых нуждаются потребители.

6) В период развала хозяйства предприятие организовало внутренне производство всех вспомогательных продуктов для своей деятельности и продолжало функционировать. Можно ли утверждать, что на предприятии возникло натуральное хозяйство:

а) можно, так как все необходимое для деятельности производится внутри хозяйства;

б) можно, так как внутри предприятия нет товарообмена и прерван внешний товарообмен;

в) нельзя, поскольку продукция предприятия остается товаром для рынка?

7) Укажите характерные признаки товарного производства неразвитого рынка, свободного, регулируемого и деформированного рынков:

а) наличие наемного труда;

б) повсеместное использование личного труда товаропроизводителя;

в) наличие общественного разделения труда;

г) частная собственность на средства производства;

д) почти полное отсутствие вмешательства государства в хозяйственную жизнь;

е) наличие нескольких моделей государственного регулирования;

ж) постоянное регулирование национальной экономики;

з) декларированное отсутствие наемного труда.

8) При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

а) был низкоэффективен вследствие высоких издержек, связанных с необходимостью нахождения субъектов, готовых обменять нужные продавцу товары на те, которые у него имеются;

б) был неудобен;

в) препятствовал развитию общественного разделения труда;

г) основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;

д) имели место все вышеперечисленные причины.

9) Приведите примеры натурализации хозяйства в России в 80-90-е гг. ХХ в.

10) Представителями классической политической экономии была создана теория трудовой стоимости. Проанализируйте выводы У. Петти, Ф. Кенэ, Д. Рикардо и К. Маркса и укажите, как каждый из них развил эту теорию.

а) Стоимость создает труд, занятый на добыче золота и серебра (У. Петти).

б) Источником стоимости товаров является труд, занятый в сельскохозяйственном производстве (Ф.Кенэ).

в) Стоимость товаров пропорциональна труду, затраченному на их создание в любой отрасли материального производства (Д. Рикардо).

г) Всякий труд, с одной стороны, есть расходование рабочей силы в физиологическом смысле; в этом качестве одинакового абстрактного труда он образует стоимость товара. Всякий труд, с другой стороны, есть расходование рабочей силы в особой целесообразной форме; в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости (К. Маркс).

 

 

Семинарское занятие № 6

 

Тема: Теория стоимости товара и ее эволюция.

 

1 Эволюция теории стоимости (ценности) товара (античные авторы, школа классической политической экономии, марксизм, маржинализм, неоклассическая школа).

2 Товар и его свойства в теории трудовой стоимости К. Маркса. Двойственный характер труда, создающего товар.

3 Величина стоимости и проблема ее измерения. Закон стоимости, его функции.

4 Маржиналистская теория ценности.

 

Рекомендуемая литература:

Учебная:

1 Брагинский С.В., Певзнер Я.А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991. - раздел 1, гл. 1.

2 Маркс К. Капитал: 1т. - М.: Изд-во политической литературы, 1983, отд. 1, гл. 1, п. 1,2.

3 Зубко Н.М. Экономическая теория – Мн.: «НТЦ АПИ», 1998. – с.22 – 31.

4 Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник /Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2002. – с. 191-198.

4 Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов/Под ред. Д.И. Валового. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – с.158 – 170.

5 Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн.1. – М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – с. 167 - 195.

6 Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, - СПб: Изд. СПб ГУЭФ, Изд. «Питер», 2002. – с.77 – 87.

7 Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: Издательство Российской экономической академии, 2000. – с. 81-85.

 

Дополнительная:

1 Антипина О., Иноземцев В. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе.//МЭиМО. – 1998. - № 5, 6, 7.

2 Динкевич А. Закон стоимости: его модификация и ограничители.// Экономист. – 2000. - № 12.

3 Медведев В. О стоимости в современной экономике.//Вопросы экономики. – 2003. - № 11.

4 Тронев К. Категории рыночная стоимость и рыночная цена в III томе «Капитала» К. Маркса.//РЭЖ. – 2004. - № 1.

 

Основные категории:товар, потребительная стоимость, меновая стоимость, стоимость, абстрактный труд, конкретный труд, общественно необходимые затраты труда, закон стоимости, парадокс «ценности» А. Смита, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности.

 

Темы рефератов:

1 Закон стоимости: роль в экономике, формы проявления.

2 Альтернативные теории свойств товара и стоимости.

 

Задачи и упражнения:

 

1) Выберите правильные ответы:

Товар – это:

а) вещь, способная удовлетворять те или иные потребности людей;

б) материальное благо, имеющее потребительную стоимость для того, кто его произвел;

в) материальное благо, обладающее общественной потребительной стоимостью;

г) вещь, созданная трудом и удовлетворяющая потребности общества;

д) продукт труда, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается посредством обмена.

2) Разграничьте конкретный и абстрактный труд:

а) выражает взаимодействие человека со средствами производства;

б) определяется целью трудовой деятельности, применяемыми орудиями и предметами труда в процессе их обмена;

в) выступает в качестве объективной основы для приравнивания различных продуктов труда в процессе их обмена;

г) существует при любой общественной форме производства;

д) выступает в качестве создателя стоимости товара.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.