Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел IX. Пособие по инвалидности.





Статья 53 определяет вид выплаты, предоставляемой в связи с наступлением инвалидности.

Пенсия по инвалидности - один из трех видов государственных пенсий, предоставляется в России на основании Федеральных законов, указанных при анализе ст. 25 Конвенции.

Численность инвалидов, которым установлены государственные пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о ТП, составляет примерно 2,6 млн.

Основной правообразующий юридический факт - наступление инвалидности, определяемый как установление ее соответствующим государственным органом. Инвалидность, таким образом, - определенное состояние, подтвержденное государственным органом индивидуально в отношении конкретного гражданина.

Угроза наступления инвалидности является одним из социальных страховых рисков, который охватывается системой обязательного пенсионного страхования, а ее фактическое установление признается социальным страховым событием, влекущим назначение трудовой пенсии по инвалидности, которая представляет собой не что иное, как страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию.

В Законе о ТП нет определения инвалидности, однако в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" содержится понятие "инвалид". Инвалид - это "лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими его социальную защиту". В Законе указывается также, что такое ограничение жизнеспособности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Исходя из данного определения понятия инвалида можно дать и определение инвалидности. Инвалидность - это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и к необходимости социальной защиты. Социальная защита включает пенсионное обеспечение инвалидов, но не исчерпывается этим. Можно с полным основанием утверждать, что в нашей стране принята и соблюдается та теоретическая концепция инвалидности, которая характерна для всех цивилизованных стран. Она основана на высокогуманном отношении общества к инвалиду, которое отказалось видеть в человеке лишь работника и признало необходимым оказывать социальную поддержку всем инвалидам, в том числе и в виде пенсии.





Учитывая, что цель страховой пенсии по инвалидности - компенсировать утраченный заработок, в ранее действовавшем пенсионном законе выделялось два признака инвалидности - трудовой, т.е. полная или частичная утрата профессиональной трудоспособности, и дополнительный, нетрудовой - существенные затруднения в повседневной жизни, не связанные с трудовой деятельностью.

Соответственно, в Законе от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР" (утратил силу с 2002 г.) устанавливались три группы инвалидности (I, II и III) и указывались трудовые критерии для их разграничения в зависимости от степени утраты трудоспособности (полная, полная с возможностью трудиться в специально созданных условиях и частичная).

Статья 54 Конвенции определяет понятие инвалидности применительно к пенсионному обеспечению по инвалидности.

Согласно Конвенции трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лишь при неспособности в установленной степени к какой-либо оплачиваемой деятельности. Это означает, видимо, полную утрату трудоспособности либо невозможность осуществить трудовую деятельность вследствие того, что не созданы для этого соответствующие условия. И в том и в другом случае отсутствует реальная возможность трудиться. Значит, пенсия призвана заменить, компенсировать утраченный заработок и при установлении инвалидности первостепенное значение имеет трудовой критерий, т.е. может ли человек трудиться или не может.



В Законе о ТП указывается, что признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся соответствующим федеральным учреждением в порядке, предусмотренном другим Федеральным законом - "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <29>. Статья 1 данного Закона предусматривает, что порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ. Они утверждены им 26 февраля 2006 г. Правительство, в свою очередь, перепоручило решение многих вопросов Минздравсоцразвития России, которое утвердило порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальных экспертиз. В итоге решение важнейших вопросов оказалось в компетенции Правительства РФ и его ведомства. Законодательное регулирование подменено, таким образом, административным управлением, что вряд ли допустимо, учитывая большую значимость пенсионного обеспечения по инвалидности и отнесение данного права к основным правам человека, так же как и права на пенсию по старости и в связи с потерей кормильца.

--------------------------------

<29> Был период - с 1 января 2004 г. до 1 января 2010 г., когда в России пенсия устанавливалась в случае установления гражданину не только инвалидности, но и степени ограничения способности к трудовой деятельности. Есть инвалидность, но нет степени - нет и пенсии. В этот период лишились права на пенсию многие инвалиды II и даже I группы, не говоря уже об инвалидах III группы. Властные структуры, инициатировавшие данную абсурдную ситуацию, замалчивают ее.

 

По трудовому критерию в России различается три группы инвалидности. При полной утрате трудоспособности устанавливается I группа, при полной ее утрате, но возможности трудиться в специально созданных условиях, - II группа, при частичной утрате - III группа <30>.

--------------------------------

<30> Данная группа определяется при дополнительном условии, что инвалид нуждается в постороннем уходе или надзоре. При этом дополнительным условием инвалидность I группы устанавливается и тем инвалидам, которые трудятся в специально созданных для них условиях.

 

Различие между инвалидностью I и II групп состоит по существу в том, что инвалиды I группы нуждаются в постороннем уходе, а II группы - не нуждаются в таком уходе. На практике возникают вопросы о том, может ли устанавливаться II группа, когда инвалид может трудиться в специально созданных для него условиях, но такие условия для него не создаются или не могут быть созданы. Теоретический ответ ясен: если невозможно трудоустроить такого инвалида в соответствии с программой его трудовой реабилитации, должна устанавливаться II группа инвалидности. Такой вывод полностью соответствует, как представляется, ст. 54 Конвенции. Однако подобные вопросы разрешаются на практике путем административного управления по-разному.

В России пенсионное обеспечение предоставляется всем инвалидам, в том числе утратившим трудоспособность частично, т.е. инвалидам III группы. Законодательство страны не предусматривает и ограничения, касающиеся выплаты установленной пенсии, если инвалид осуществляет какую-либо деятельность, приносящую доход.

Инвалидность - это длительное ограничение трудоспособности. Она устанавливается на один год, два года либо бессрочно, т.е. на всю оставшуюся жизнь. К сожалению, все затронутые вопросы регулируются, как отмечалось, не законом, а подзаконными актами.

Статья 55 определяет круг граждан, подлежащих пенсионному обеспечению по инвалидности.

Комментарий к этой статье аналогичен тому, который дан к ст. 27 раздела V.

Статья 56 определяет вид периодической выплаты и порядок ее исчисления.

Данная выплата, т.е. пенсия по инвалидности, признается периодической выплатой, предоставляемой в течение всего охватываемого периода (ст. 54 и комментарий к ней), и предопределяет порядок исчисления пенсии согласно ст. ст. 65 или 66, а также ст. 67.

В России пенсия по инвалидности определяется в расчете на месяцы и выплачивается за текущий месяц, так же как и другие пенсии.

Статья 57 устанавливает общие подходы к определению размера пенсии по инвалидности.

Содержание данной статьи неразрывно связано с нормами, содержащимися в разделе XI Конвенции и в приложении к этому разделу.

Согласно приложению к разделу XI минимальный размер пенсии по инвалидности типового получателя определен в 50% заработка. Таковым получателем признается мужчина с женой и двумя детьми.

Страховая пенсия по инвалидности, так же как и другие подобные пенсии, обычно определяется на основе заработка и с учетом продолжительности трудовой деятельности.

Исходной базой для определения размера страховой пенсии по инвалидности, так же как и пенсии по старости, является заработок (ст. 29 и комментарий к ней). То же касается и страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Будучи страховой, пенсия по инвалидности связана со стажем, работой по найму. Согласно Конвенции пенсия по инвалидности назначается, если до наступления (установления) инвалидности приобретен стаж, "который может быть 15-летним стажем уплаты взносов или работы по найму" (подп. "a" п. 1 ст. 57). Однако в принципе допускается приобретение и трехлетнего стажа уплаты страховых взносов.

В пункте 2 данной статьи указывается, что, когда выплата пенсии обусловливается минимальным стажем уплаты взносов или работы по найму, устанавливается сокращенная пенсия, т.е. пенсия при неполном стаже.

В статье 57 упоминаются, помимо 15-летнего стажа уплаты взносов, также стаж в размере 5 лет и трехлетний стаж уплаты взносов, когда было внесено установленное среднегодовое число взносов.

Из текста данной статьи можно сделать следующие выводы: полная пенсия по инвалидности устанавливается, если стаж составляет 15 лет и более, а сокращенная - если имеется стаж от 5 до 15 лет и даже указанный выше трехлетний стаж.

Российское законодательство до 2002 г. придерживалось перечисленных стандартов. Оно определяло требуемый стаж работы в зависимости от возраста инвалида: чем ниже возраст, тем меньше стаж, он варьировался от года до 15 лет. Не требовался вообще стаж, если инвалидность наступила до 20 лет, но в период работы, либо после ее начала, либо вследствие трудового увечья (профзаболевания). Максимальный стаж (15 лет) был необходим тем гражданам, возраст которых превышал 60 лет. Если стаж был меньше установленного для получения полной пенсии, то устанавливалась пенсия при неполном стаже.

С 1 января 2002 г. установлены иные правила: право на полную страховую пенсию не зависит от стажа, его определяет лишь факт работы по найму (работа хотя бы один день в любом возрасте), какой-либо минимальный стаж, следовательно, не требуется; размер пенсии исчисляется не из заработка, а на основе РПК и с учетом ожидаемого периода выплаты пенсии. Последствия не поддаются даже логическому объяснению - чем моложе инвалид, тем выше пенсия и наоборот, уровень пенсии инвалидов II группы (тяжелая степень инвалидности) значительно зачастую ниже, чем пенсии по старости, полную пенсию получают все и т.д.

Стратегия не предусматривает введения иного порядка исчисления страховых пенсий по инвалидности. Все такие пенсии предполагается определять по-прежнему по правилам и нормам Закона о ТП, что явно не соответствует Конвенции, здравому смыслу и ведет по существу к расточительству страховых взносов.

Статья 58 определяет период, в течение которого выплачивается пенсия по инвалидности.

По буквальному смыслу данная статья относит к периоду, за который выплачивается пенсия по инвалидности, все время инвалидности начиная со дня ее наступления (установления) и до истечения срока, до которого она установлена.

Российское пенсионное законодательство определяет вместе с этим, как отмечалось, процедуру "вхождения" в обеспечение пенсией. В отношении трудовых пенсий по инвалидности она отличается от той, которая предусмотрена для пенсии по старости. Общее лишь то, что для любой пенсии установлен заявительный порядок. По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, т.е. со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (см. комментарий к ст. 26 Конвенции). Однако пенсия по инвалидности может назначаться со дня признания гражданина инвалидом, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев с этого дня.

О предложениях о возможной унификации в соответствии с требованиями Конвенции см. комментарий к ст. 26.

Общие выводы по разделу IX Конвенции N 102 следующие.

1. По условиям предоставления страховых пенсий по инвалидности российское законодательство полностью соответствует требованиям и стандартам Конвенции МОТ N 102, оно даже значительно превосходит их, формально являясь в связи с этим более гуманным по отношению к данной наиболее уязвимой части населения. Его эффективность, однако, следует оценивать по реальному внедрению всего комплекса мер социальной защиты инвалидов, и прежде всего по уровню пенсии.

По данному показателю оно не соответствует международным стандартам и не обеспечивает достаточный уровень обеспечения большинству получателей пенсии.

2. Сохранение прежнего порядка исчисления страховых пенсий по инвалидности, приведшего практически к пенсионной нищете всех инвалидов и их семей, не поддается внятному объяснению и оправданию, если предстоящая пенсионная реформа действительно, а не на словах имеет цель повысить уровень пенсионного обеспечения.

Пенсия по инвалидности застрахованным должна исчисляться на основании заработка и с учетом того стажа, который они реально могли приобрести по своему возрасту. При этом надо иметь в виду, что инвалиды II группы доминируют, некоторые социальные пенсии по инвалидности выше трудовой пенсии по инвалидности II группы и т.д.

Уровень полной трудовой пенсии по инвалидности по отношению к заработку (коэффициент замещения) типичного получателя пенсии (квалифицированный рабочий мужского пола, заработок выше среднего на 25%) определен Конвенцией в 50%. Он рассчитывается с учетом необходимости содержания жены и двух детей. Такая пенсия в абсолютной сумме должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи пенсионера. Для большинства пенсионеров-инвалидов она не является таковой.

Так же как и в отношении страховой пенсии по старости, целесообразно установить соответствующий минимальный размер пенсии по инвалидности (не ниже такого размера пенсии по старости) при выполнении соответствующих стажевых требований.

При ратификации Конвенции МОТ в этой части Правительству РФ следовало бы взять соответствующие обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с международными нормами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.