Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел IV. Пособия по безработице.





Развитие законодательства о пособиях по безработице в России своеобразно. Сначала вводится страховое пособие, затем оно упраздняется "в связи с полной ликвидацией в стране безработицы". Вновь возрождается страховое пособие в 1991 г., причем создается обособленный фонд, и устанавливаются соответствующие страховые платежи, которые платят предприниматели. Однако с 2001 г. неожиданно для всех данный вид страхования упраздняется и вместо страхового пособия устанавливается пособие по безработице, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета <20>. Изменяются также условия и размеры данного пособия, они становятся необременительными для бизнес-сообщества, которое освобождается от уплаты соответствующих страховых взносов.

--------------------------------

<20> Аналогичных примеров замены страховых пособий по безработице на бюджетные пособия в развитых странах не выявлено. Россия - исключение.

 

В настоящее время назначение и выплата пособий по безработице осуществляются, таким образом, за счет бюджетных ассигнований в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и рядом других федеральных законов.



Возрождение полноценной системы обязательного социального страхования в связи с реальным риском утраты работы и заработка вследствие безработицы - одна из первостепенных и давно осознанных задач. Без этого вряд ли возможно достигнуть объективно необходимого уровня пособий по безработице. В Генеральном соглашении между Общероссийским объединением профсоюзов, Общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 гг. Конвенция МОТ N 102 была предложена к ратификации. Одной из причин задержки выполнения этого решения явилась, видимо, недостаточная величина пособий по безработице в России по сравнению с международными стандартами, установленными в указанной Конвенции.

Статья 19 обязывает каждого члена организации, в отношении которого настоящий раздел находится в силе, ввести пособие на случай безработицы.

В последующих статьях раскрывается содержание данного раздела.



Статья 20 определяет понятие пособия по безработице как временную утрату заработка, вызванную невозможностью для соответствующего лица, способного и готового работать, получить подходящее занятие.

В законодательстве России содержится понятие безработных. Ими признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. В Законе перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К ним относятся: работающие по трудовому договору, проходящие соответствующую службу, индивидуальные предприниматели, учащиеся, проходящие очный курс обучения, и некоторые другие, например члены крестьянского (фермерского) хозяйства <21>.

--------------------------------

<21> Инвалиды также признаются безработными, если в их индивидуальной программе реабилитации содержится заключение о рекомендованном характере и условиях труда.

 

В Законе определены гарантии социальной поддержки безработных. Государство гарантирует безработным выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Кроме того, государство гарантирует им выплату стипендии в период профессиональной подготовки и возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Статья 21 определяет круг работающих по найму, подлежащих обеспечению.

В России пособие по безработице выдается всем гражданам, признанным безработными органом службы занятости по месту жительства.

Статья 22 определяет размер периодического пособия по безработице для занятого (работающего) населения.



Содержание данной статьи неразрывно связано со ст. 65 и приложением к разделу XI. Согласно им размер пособия по безработице типичного получателя составляет не менее 45% заработка. При этом типичным получателем признается безработный с супругом(ой) и двумя детьми.

К концу XX столетия в большинстве европейских развитых стран сформировалась более совершенная система социальной защиты безработных, в том числе обеспечения пособиями по безработице. Это привело к пересмотру МОТ ряда международных норм, закрепленных ранее в Конвенции МОТ N 102, и установлению, в частности, более высокого уровня пособия по безработице по отношению к заработку.

В России установлены своеобразные и довольно сложные правила определения размера пособия по безработице. Они изложены в ст. ст. 33 - 35 указанного выше Закона. Размер пособия обычно составляет: в первом (12-месячном) периоде - 75%, в последующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - 45% заработка; во втором (12-месячном) периоде - минимальную величину пособия, увеличенную на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определяются ежегодно Правительством Российской Федерации. На 2013 год они установлены соответственно в сумме 850 и 4900 руб. Таким образом, даже максимальная величина пособия по безработице при среднем заработке в 25 тыс. руб. составляет менее 20% заработка, оно значительно ниже минимального размера оплаты труда (5205 руб.) и ниже прожиточного минимума (7191 руб. за III квартал 2012 г.).

Размеры пособия по безработице для многих граждан, например впервые ищущих работу (ранее не работавших), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и т.д., иные: в первом (6-месячном) периоде - в размере минимальной величины пособия по безработице (850 руб.), увеличенной на размер районного коэффициента; во втором (6-месячном) периоде - также в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Статья 23 Конвенции допускает возможность установления определенного стажа для получения пособия для предотвращения злоупотреблений.

В России такой стаж установлен косвенно в случаях определения размера пособия по безработице на основе заработка в процентном отношении к нему (см. комментарий к ст. 22).

Статья 24 определяет продолжительность выплаты пособия по безработице, допускает случаи ее ограничения, а также устанавливает среднюю продолжительность выплаты пособия.

Пособие по безработице начисляется, как правило, с первого дня признания гражданина безработным. Каждый период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном отношении в течение 18 календарных месяцев. Для отдельных категорий безработных (впервые ищущих работу и некоторых других) каждый период выплаты пособия не может превышать шести месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия для этих категорий не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Общие выводы и предложения по разделу IV Конвенции следующие.

1. Поскольку в России размеры пособий по безработице, в том числе их предельный уровень, значительно ниже тех стандартов, которые предусмотрены разделом IV Конвенции, представляется целесообразным воздержаться от ратификации данного раздела. При этом учитывается, что выплата указанных пособий осуществляется за счет средств федерального бюджета и доведение пособий до уровня, установленного в Конвенции, потребует существенного увеличения бюджетных расходов на выплату пособий по безработице.

2. Ратификация данного раздела возможна, как представляется, при возрождении в России обязательного социального страхования в связи с риском утраты заработка вследствие безработицы и введением соответствующих страховых взносов для работодателей, за счет которых выплачиваются пособия по безработице (по примеру всех развитых стран).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.