Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос № 7 (Раздел 3) Категории единичного. Общего и особенного.





Категории - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, явл. развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный ч-к находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой ч-кой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.В категории единичного отражаются неповоряющ, присущие только данному объекту сво-ва и отношения между составляющими его элементами. Существует лишь в отдельном. Единичное – это признак предмета, находящийся в отнош-и несходства к признакам предмета из этого же рода.

В категории общего обозначаются сво-ва, повторяющиеся в некотором множестве объектов. Здесь просматривается закономерная связь в составе целого. Общее – единичное во многом.

Особенное – это единство единичного и общего. Объект в результате анализа рассматривается и как многостороннее, отличное от др, и как многостор связь с другими. Особенное – это результат познания. Сво-ва, общие для многих объектов, выступают в отдельном объекте в своебразном сочетании с единичными сво-вами, образуя особенное. Это опред этап познания.



 

Вопрос № 8 (Раздел 3) Структура, система, системность.Система — совокупность элементов и связей между ними.Структура — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).Элеме́нт (лат. elementum — «стихия») — самостоятельная часть, являющаяся основой чего-либо, например системы или множества.Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.Сущность СП заключается, во-первых, в понимании объекта исследования как системы и, во-вторых, в понимании процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.Как любая методология, системный подход подразумевает наличие определенных принципов и способов организации деятельности, в данном случае деятельности, связанной с анализом и синтезом систем.В основе системного подхода лежат принципы: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных принципов.Принцип цели ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо прежде всего выявить цель его функционирования.Нас в первую очередь должно интересовать не как построена система, а для чего она существует, какая цель стоит перед ней, чем она вызвана, каковы средства достижения цели? Принцип цели конструктивен при соблюдении двух условий:-цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно;- в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.



2. Принцип двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть, выступающая как единое целое во взаимодействии со средой. В свою очередь каждый элемент системы обладает собственной структурой и также может рассматриваться как система.Взаимосвязь с принципом цели состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня. Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится ей системой более высокого уровня, куда данная система входит как элемент.

3. Принцип целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам. При этом не отрицается необходимость изучения отдельных сторон.



4. Принцип сложности указывает на необходимость исследования объекта, как сложного образования и, если сложность очень высока, нужно последовательно упрощать представление объекта, на так чтобы сохранить все его существенные свойства

.5. Принцип множественности требует от исследователя представлять описание объекта на множестве уровней: морфологическом, функциональном, информационном.Морфологический уровень дает представление о строении системы. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим. Глубина описания, уровень детализации, то есть выбор элементов, внутрь которых описание не проникает, определяется назначением системы. Морфологическое описание иерархично.Конкретизация морфологии дается на стольких уровнях, сколько их требуется для создания представления об основных свойствах системы.Функциональное описание связано с преобразованием энергии и информации. Всякий объект интересен прежде всего результатом своего существования, местом, которое он занимает среди других объектов в окружающем мире.Информационное описание дает представление об организации системы, т.е. об информационных взаимосвязях между элементами системы. Он дополняет функциональное и морфологическое описания.На каждом уровне описания действуют свои, специфические закономерности. Все уровни тесно взаимосвязаны. Внося изменения на одном из уровней, необходимо проводить анализ возможных изменений на других уровнях.6. Принцип историзма обязывает исследователя вскрывать прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности ее развития в будущем.Прогнозирование поведения системы в будущем является необходимым условием того, что принятые решения по совершенствованию существующей системы или создание новой обеспечивает эффективное функционирование системы в течении заданного времени.

 

Вопрос № 9 (Раздел 3) Категории содержания и формы. Содержание и формы в праве.Содержание - совокупность различных элементов, которые определяют тип, характер предмета. Форма - принцип упорядоченности, способ существования содержания. Содержание имеет внутреннюю и внешнюю формы: - внешняя - объём, конфигурация, цвет и т.п. - внутренняя - способ организации содержания Формы связаны с понятием правил (стандарты, традиции). Форма неотделима от содержания, но можно временно сосредоточить внимание на форме без содержания. Относительная самостоятельность формы - бюрократизм. В некоторой деятельности форменные правила очень важны (медицина и т.д.). Содержание и формы в праве могут означать должное соблюдение установленной формы принятия закона (документ не прошедший установленную процедуру не является законом).

 

Вопрос 10 (Раздел 3) Категории причины и следствия.Причина - это такое явление , которое порождает ,вызывает или изменяет другое явление ( взаимодействие материальных объектов или их элементов порождающие соответственные изменения ). - философская категория, для обозначения такого явления, как при определенных условиях с необходимостью вызывает другое явление. Следствие - это то, что возникает под воздействием причины, что порождается в результате взаимодействия вещей.1.Причинные отношения - всеобщие ( в мире нет явлений, которые бы не имелипричину - всеобщий закон связи )2.Причинные отношения ( связь между П и С ) носит объективный характер (данная причина в отрицательных условиях вызовет отражение следствия )3.Причинные отношения всегда необходимы, т.е. носит закономерный характер (Z - причинная связь )4.Действие причины и характер следствия зависят от условий в которомпроисходит действие. Ими обусловлено превращение причины следствия.5.Причинно-следственные связи всегда происходят в пространстве и во времени,это однонаправленная связь, т.е. причина наступает раньше следствия ( нопонимать надо относительно ибо перерыва нет )6.Причинно-следственные связи не всегда прослеживаются, часто причины глубокоспрятаны. А на поверхности наступают случайные, несущественные явления.Эти явления - явления, которые не вызывают следствия но срабатывают какимпульс вызывая действие причин. Когда повод специально готовится – это предлог - явления являются причиной, но вызывающие её.1. П может вызывать одно следствие, много следствий множество причин может вызвать одно следствие. 2. Следствие может меняться с причиной местами в том смысле, что одно явление может быть следствием причины и выступать причиной для другого следствия, но связь П®С необходима. 3. Следствие не пассивно по отношению к причине. Причина порождает следствие, а следствие оказывает обратное влияние на причину. Так как П - С это связь, то существует следующая квалификация ПС связи: a) По внутреннему содержанию процессов: © материальные и идеальные ©энергетические и информационные ©физические, биологические, химические и социальные б) По способу проявления: ©динамические ( однозначные ©статистические ( вероятностные ) в) По познавательным основаниям: © общие и частные ©главные и второстепенные ©объективные и субъективные ©внутренние и внешние ©существующие и несуществующие.

 

Вопрос 11 (Раздел 3) Необходимость и случайность.Необходимость - такая однозначная связь явлений, при которой наступление причины влечёт обязательно за собой наступление следствия. Случайность - такая связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных следствий. Случайность также имеет причины. Диалектика необходимости и случайности: 1) случайность - форма проявления и дополнения необходимости 2) случайность может переходить в необходимость Необходимость связана с динамическими законами, случайность - со статистическими. Вероятность - мера возможности наступления случайного события. Действительность - то, что уже возникло, осуществилось. Это совокупность реализованных возможностей. Возможность - то, что содержится в данной действительности как предпосылка её изменения и развития, нереализованная действительность. Возможность и действительность - 2 этапа закономерного развития явлений природы и общества. Возможности - реальные и абстрактные: - реальные - это, когда условия превращения возможности в действительность уже созрели или находятся в процессе становления. - абстрактные - те, которые в данных условиях не могут превратиться в действительность Возможности - прогрессивные и регрессивные. Условия превращения возможности в действительноость: 1. в развитии природы это происходит стихийно 2. в общественной жизни: - объективные - условия материальной жизни, процессы не зависящие от людей - субъективные - сознательная деятельность людей Методологическое значение категорий диалектики. Законы и категории - инструментарий научного познания и преобразования действительности. Законы и категории носят исторический характер и являются результатом познания. Разработка категории - прерогатива философии.

 

Вопрос 12 (Раздел 3) Сущность и явление.Су́щность (лат. Essentia) — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?» Данная постановка вопроса позволила экзистенциалистам утверждать, что человек лишён сущности или не определяем ею, поскольку он не «что», а «кто». Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, то есть бытие обусловленное, зависимое. Не имея, таким образом, само в себе субстанции, явление, однако, также имеет свою сущность, то есть постоянные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между явлением и сущностью, а между явлением и тем сущим, которое служит первоисточником явления, или, пожалуй, между сущностью явления и сущностью этого сущего. Эта особенность понятия сущности может быть кратко выражена так, что для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном. Позна́ние совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностяхобъективногомира. Познание является основным предметом раздела философии гносеологии (теории познания). «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». И.КантПознание не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.Исходную структуру Познания представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории Познания). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.