Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности управления в государственной службе. Государственная служба как реципиент новых технологий современного управления.





Управление в государственной службе реа­лизуется через свои основные функции: плани­рование, организацию, координацию, мотива­цию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организаци­онной структуре, а повторяющиеся и стандарт­ные действия - в управленческих процедурах.Управление в государственной службе имеет много общего с управлением в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие законо­мерности и действуют общие механизмы. Уп­равление в министерстве, областной админист­рации, торговой фирме, университете, Церкви и транснациональной корпорации имеет общие закономерности. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, оп­ределяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формирует­ся и развивается организационная структура. Во всех организа­циях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закреп­ляются соответствующие процедуры контроля.



Вместе с тем управление в государственной службе представ­ляет собой один из видов специального управления, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие управ­ление в государственной службе от управления в других сферах. Особенности управления в государственной службе проявля­ются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки резуль­татов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и си­стемах стимулов. Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой:

планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими орга­нами, а в конечном счете — народом на основе демократического выбора;

организация государственной службы имеет бо­лее иерархическую структуру и соответствующие ей управленче­ские процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организаци­ях;



мотивация в государственной службе в меньшей мере осно­вывается на денежном вознаграждении и в большей мере на сти­мулах не денежного характера (престиж, выполнение важной ра­боты, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);

контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляется вышестоящими структурными единица­ми и одновременно людьми как непосредственно, так и с по­мощью средств массовой информации и общественных органи­заций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организа­ции.

Специфика управления в государственной службе часто обоз­начается емкими терминами «администрирование» и «бюрокра­тия»,ключевыми характеристиками управления явля­ются:

следование инструкциям;разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их вы­полняет,концентрация власти и политической воли;ограничение свободы;административный контроль;авторитарный стиль управления..Достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.

В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти. Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.



Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:

¨ выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;

¨ подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;

¨ создание организационных структур власти;

¨ принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;

¨ осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

По критерию содержания, характера и объема воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию общественных процессов в государстве и обществе.

Для успешной реализации функций управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными полномочиями по выработке и принятию односторонних властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Такова обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические его признаки, в числе которых:

¨ вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно‑распорядительных органов;

¨ реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;

¨ предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);

¨ включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).

Функционирование государственной службы возможно при использовании традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

1) установлении определенного порядка действий - предписания к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренного различными правовыми нормами (в большей мере административно- правовыми);

2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не

соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к

ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;

3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;

4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях.

В настоящее время государственная служба рассматривается как один из видов общественно-политического труда. Поэтому на государственного служащего распространяются основные положения трудового законодательства, хотя в то же время в ст. 11 Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"[3] для государственного служащего установлены ограничения, связанные с государственной службой. Для него главенствующим являются несение государственной службы, исполнение государственной должности, использование полномочий, определенных должностью, для решения возникающих в ходе развития общества проблем, включая проблемы отдельных граждан.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.