Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОЛЬКЛОР САМОХОДОВ – БЕЛОРУССКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ





 

В начале XX века в результате и в ходе экономических реформ многие крестьяне, жившие на западе Российской Империи, двинулись на восток – на Урал и в Сибирь осваивать новые земли. Согласно реформе, там им давали землю, деньги на корову и лошадь, предоставляли некоторые льготы на налоги. Они шли большими семьями пешком, ехали на лошадях, вывозя с собой свой скарб.

Территория современного Таборинского района Свердловской области в основном заселялась переселенцами в период с 1910 по 1924 гг. С этого времени национальный состав населения района усложняется. Здесь живут манси, русские (их называют чалдоны), поселившиеся в этих местах задолго до XX в., – и переселенцы новой волны XX в.: марийцы, чуваши, белорусы, русские из поволжских губерний. Только белорусы называют себя самоходами, с указанного времени и до сих пор они составляют большую часть населения района. Села и деревни белорусов-самоходов располагаются в стороне от самой большой реки района – Тавды, в глухих лесах на малых речках и озёрах. Основной вид хозяйственной деятельности самоходов – земледелие.

Длительные пешие переходы с родины на Урал в течение одного-двух или трех лет, а также революция и становление советской власти отрицательно сказались на сохранности традиционной культуры белорусов-переселенцев. С другой стороны, обряды существовали какое-то время в неизменном виде по причине того, что семьи селились родовыми кустами или целыми деревнями так, как жили у себя на родине. Кроме этого, первые несколько десятилетий новые семьи создавались только среди своих же, самоходов. Однако соседство поселенцев из разных губерний Белоруссии, а также русских и представителей других народов со временем повлияло на некоторые обряды и праздники.



Среди годового круга обрядов существенно выделяются своей спецификой и особыми задачами весенняя и летняя обрядность. Функции весенних обрядов в основном состояли в непосредственной подготовке к предстоящим полевым работам, к их началу. Функциями летних обрядов были сохранение урожая и подготовка к его уборке. Основным объектом, на который старался воздействовать земледелец, была земля, всё рождающая и вечно плодоносящая. Катание с гор в Масленицу, соприкосновение молодёжи с землей должно ее «оплодотворить», на Пасху для этой же цели по земле катали яйца, в Троицу закапывали яйца в землю, в Купалу катались по росе. По пашне, когда шёл сев, разбрасывали по земле веточки вербы, скорлупу пасхальных яиц, троицкие березки. С культом земли связан культ предков, которых чествовали и которым приносили жертву главным образом в весенний период. На могилах умерших оставляли остатки пищи, крашеные яйца, иногда их зарывали в землю. По сути, это та же жертва земле. В обрядах самоходов отмечены следы культа воды. Вода занимает основное место в очистительных обрядах. Показательно, что самые важные праздники весенне-летнего цикла самоходы проводили возле воды, например, купальские обряды. Целебные свойства приписывались росе. Почитали солнце – источник необходимых для жизни тепла и света. На него также пытались воздействовать магическими действиями и заклинаниями. Основным элементами солнечного культа являются костры. Огонь был не только знаком солнца, но выполнял и очистительные функции. С его помощью отпугивали ведьм. Также входила в земледельческие обряды растительность, начиная с момента распускания почек, появления всходов.



Календарные праздники у самоходов Таборинского района, хотя и подверглись сильному разрушению, сохраняются в памяти жителей. Сберегаются и подлежат реконструкции сведения о прошедших временах: впечатления, факты и песенный репертуар. У самоходов устойчиво сохраняются сроки проведения старинных обрядов и праздников, которые направлены на повышение плодородия земли, урожая, взаимообмен энергией человека и природы. Это обусловлено тем, что основной вид их деятельности – земледелие, а время проведения обрядов определялось сроками сельскохозяйственных работ. Церковный календарь в отдельных случаях заставил изменить дату проведения того или иного обряда, но в основном календарный фольклор, связанный с древней аграрной магией, у самоходов сохранился.



Фольклорный ансамбль, исполняющий фольклор «самоходов»: фольклорный ансамбль «Уралочка», Дома культуры д. Озёрки Таборинского района. Год создания – 1996, руководитель – Галина николаевна Савицкая.

 

ЗАПИСИ В ФОНДАХ ДОМА ФОЛЬКЛОРА

ПО ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ «САМОХОДОВ».

 

Аудиозаписи:

№ ЭФ Район, населённый пункт Дата
0716-0733 Свердловская обл., Таборинский р-н, Таборинский с/с, С. Таборы 26.06.2002 –29.06.2002
0775-0778 Свердловская обл., Таборинский р-н., Таборинский с/с, С. Таборы 20.09.2002 –23.09.2002
0794-0804 Свердловская обл., Таборинский р-н, Таборинский с/с, С. Таборы 29.04.2003 –02.05.2003
0829-0832 Свердловская обл., Таборинский р-н, Таборинский с/с, С. Таборы 25.09.2003 –27.09.2003
0861-0870 Свердловская обл., Таборинский р-н, Чернавский с/с, Д. Унже-Павинская Таборинский р-н, Пальминский с/с, Д. Пальмино, П. Таборы 29.06.2004 –02.07.2004  
0927-0939 Свердловская обл., Таборинский р-н, Оверинский с/с, Д. Оверино 13–17.06.2006
0944-0946 Свердловская обл., Таборинский р-н, С. Таборы 24–28.09.2003

 

Видеофонд:

№ ВЭФ Район, населённый пункт дата
Свердловская обл., Таборинский р-н, П.Таборы 03.05.2003
Свердловская обл., Таборинский р-н, П.Таборы, с. Кузнецово. сент. 2002
Свердловская обл., Таборинский р-н, П.Таборы, с. Кузнецово. сент. 2002
Таборинский р-н, п. Таборы, с. Кузнецово 29.04.2003 –01.05.2003
Свердловская обл. Таборинский р-н., п. Таборы 25–29.09.2003
Свердловская обл. Таборинский р-н., п. Таборы 25–29.09.2003
Свердловская обл., Таборинский р-н 27.06.2004 – 03.07.2004
Свердловская обл., Таборинский р-н 27.06.2004 – 03.07.2004

 

ИЗДАНИЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ «САМОХОДОВ»:

 

Ворончихина О.Б. Цикл весенне-летних праздников белорусов-самоходов Таборинского района Свердловской области.// Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск IV. 2004.

Ворончихина О.Б. Празднование Троицы, Русалья и Купалы у самоходов Таборинского района Свердловской области.// Сборник статей Региональной научно-практической конференции «Национальные культуры Урала». 2005.

Аудио CD: Антология фольклора народов Урала// «Как на Йвана солнце грало», календарный фольклор «самоходов». Таборинский и Ирбитский районы Свердловской области. На белорусском языке.

Составление, расшифровка текстов и вступительная статья Ольги Борисовны Ворончихиной. Экспедиционные записи 1989, 2001–2005 гг. Авторы записей: А. А. Бобрихин, О. Б. Ворончихина, В. Н. Теплов при участии Елисеевой А. Б., Поповой Л. В.


ТАТАРЫ И БАШКИРЫ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Татары – крупнейший тюркский этнос, составляющий почти половину (49,3%) тюркского населения России, причем только треть татарского населения проживает в пределах своей республики. По переписи 2002 года в Российской Федерации проживало 5558 тыс. татар.

Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские татары. Основной ареал расселения татар приходится на Поволжье и Приуралье, волго-уральские татары являются самой многочисленной группой. Татарская этническая общность имеет сложную внутреннюю структуру, что объясняется трудной исторической ситуацией, когда длительное время на всей европейской территории татарами называли практически все тюркские народы.

Татароязычное население, проживающее на территории Среднего Урала, образует пермскую этнографическую группу в составе волго-уральских татар. Исследователи считают, что «в целом группа пермских татар сформировалась довольно рано – не позже середины XVII века, поэтому могла бы считаться первичной (генетической), но в XVII–XVIII веках сюда переселились татары из Среднего Поволжья, что придало группе в некоторой степени «вторичный» характер» [5].

Можно выделить несколько мест компактного проживания татар на Урале. Это Бардымский, Уинский, Ордынский, Суксунский, Октябрьский районы Пермской области, Аргаяшский, Кунашакский, Кусинский, Багарякский, Нязепетровский районы Челябинской области, Красноуфимский, Артинский, Ачитский, Нижнесергинский и некоторые другие районы, расположенные в бассейне реки Уфа в Свердловской области. По данным переписи населения 2002 года в Свердловской области насчитывалось 168, 1 тыс. татар (3,75%).

Основным сплачивающим фактором для большей группы татар является ислам. За небольшим исключением татар-кряшен, исповедающих православие, основная масса татар придерживается традиций мусульманства (сунниты).

 

Башкирытакже относятся к тюркским народам Поволжья и Приуралья. В преданиях башкирских племен содержится рассказ о приходе их предков из Средней Азии, на Южном Урале предки современных башкир появились в конце IX – начале X века. Как свидетельствуют исследователи, «лучшим доказательством пришествия башкир служит тот факт, что местные названия гор, рек, озер совершенно чужды башкирскому языку, между тем как названия селений и городов – большей частью башкирские». [5]

Сложились три этнографические группы башкир: южные, восточные и северо-западные. [3] Башкиры также являются мусульманами-суннитами.

По переписи 2002 года численность башкир составляет 1673,8 тыс. человек. Основная масса башкир проживает в Республике Башкортостан, известны также места компактного проживания башкирского населения в Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской областях и в Пермском крае. В Свердловской области, по переписи 2002 года, проживало около 37 тысяч башкир (0,83%).

Обширная территория Среднего Урала издавна была местом проживания многочисленных башкирских племен, традиционным типом хозяйства которых было полукочевое скотоводство и в небольшой степени земледелие. Башкиры являлись коренными жителями, полноправными владельцами земель. Еще в конце XIX – начале XX веков основным летним жилищем башкир на Урале были переносные войлочные коши со сборным решетчатым каркасом.

 

Многовековое соседство татар и башкир на Урале, общие черты в языке и культуре, единая конфессиональная принадлежность не позволяют выявить этнические границы между этими двумя народами. Эта особенность отмечалась исследователями: «часть татароязычного населения, для которого характерны элементы культуры, относящиеся к пермскому этнокультурному району, по этнической принадлежности считается башкирами (по старому административному делению это население относилось к Осинскому и Красноуфимскому уездам Пермской губернии). Этнические границы между «татарской» и «башкирской» частями пермской группы во многом были условными уже в XVIII веке» [5]. И в результате активных этнических процессов часть пермских башкир стала считать себя татарами.

Основываясь на многочисленных исследованиях, можно утверждать, что в условиях совместного проживания татар и башкир на Урале в окружении других конфессиональных групп, их материальная и духовная культура с течением времени законсервировала наиболее архаичные черты культуры и быта и нивелировала многие отличия в языке и материальной культуре.

Тем не менее, в процессе полевой работы в тех случаях, когда представители этих групп идентифицируют себя с разными этносами, их необходимо рассматривать в этнической структуре собственных этнических общностей.

Праздники мусульманского и народного календаря.Представления о календаре всегда отражают представления о мироустройстве, человеческой жизни и их взаимосвязи, то есть календарь является «стержнем» картины мира у любой этнической общности. Упорядочивание календарных праздников дает возможность проследить особенности календаря татар и башкир Урала.

Традиционный календарь татар и башкир Свердловской области учитывает несколько систем времяисчисления: традиционные религиозные мусульманские праздники (ураза-байрам, курбан-байрам) исчислялись по лунным периодам, поэтому сроки их проведения изменялись ежегодно. Все это привело к параллельному существованию двух календарных систем:

1. системы, основанной на мусульманских праздниках,

2. народного земледельческого календаря.

Религиозные традиции практически не смешались с народными, как это произошло в других системах. Народный календарь татар бытовал, как земледельческий, в котором праздники и обряды маркировали собой переходные даты между важными хозяйственными периодами.

Годовой цикл народных земледельческих праздников и обрядов был двухчастным: зимнее и летнее полугодие, внутри которых праздники размещались неравномерно, некоторые из них были не приурочены к определенной дате. Так, праздники и обряды хозяйственно-фенологического календаря, такие как «боз киту» (проводы льда), «карга буткасы «(«грачиная каша»), Сабантуй («свадьба плуга») проводились в соответствии с сезонными изменениями в природе. Время этих праздников и обрядов не было зафиксировано и варьировалось ежегодно. Эти праздники, не отмеченные в религиозном мусульманском календаре, сохранили большое количество древних домусульманских черт, приметы охранительной магии. Сами названия праздников восходят к поклонению сил природы.

Среди татар и башкир Урала в конце XIX – начале XX века имел распространение и календарь, базирующийся на юлианском времяисчислении. Так, многие праздники, имеющие точно фиксированные даты православного календаря, получили свое отражение в народном календаре татар и башкир – на протяжении всего XX века (по экспедиционным записям) ими праздновались Яңа ел (Новый год), Джогерже көн (Егорьев день, 6.05. н.ст.), Иллә көн (Ильин день, 2.08 н.ст.), Быкарау, Покрау (Покров, 14.10 н.ст.). Некоторыми информантами упоминаются и тын тынлый торган көн («слухи слушать день» – Благовещенье, 7.04. по н.ст.) и Петрау көн (Петров день,12.07 по н.ст.), как время для собирания трав.

Четко осмысляется информантами факт заимствования этих праздников тюркским населением у проживающих в непосредственной близости русских. Основой для такого заимствования послужила единая система хозяйствования и земледельческого цикла. Опора на единый народный земледельческий календарь сделала возможным заимствования обрядовых моментов, служащих своеобразными переходными периодами в календаре.

Территория Среднего Урала представляет собой интереснейшую для исследования область взаимопроникновения разных культурных традиций и межнациональных контактов.

Фонды Свердловского областного Дома фольклора содержат большое количество аудио-репортажей по праздникам мусульманского и народного земледельческого календаря, прослеживается хорошая сохранность материалов по собственно тюркским праздникам, меньшее количество репортажей освещает праздники, заимствованные у соседнего русского населения, за исключением Быкарау (Покрова), отмечающимся на Урале с особенной пышностью и с большим количеством ритуальных архаичных моментов (жертвоприношение силам природы, празднование в течение нескольких дней, ритуальные бесчинства, обрядовая кухня). Эти моменты были отражены в статье автора «Празднование Покрова в календарной обрядности татар (Нижнесергинский район Свердловской области)».

 

ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.