Сделай Сам Свою Работу на 5

СТАРООБРЯДЦЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ





Старообрядчество– сложное религиозное и социально-культурное явление, которое возникло в результате непринятия частью общества церковной реформы, проведенной патриархом Никоном в 1650–1660-е гг. Преследования со стороны власти и официальной церкви вынуждали старообрядцев бежать с родных мест, поселяться в отдаленных регионах России. На Урале старообрядцы находили покровительство заводских властей частных железоделательных заводов.

Уральский регион являлся одним из крупнейших центров старообрядчества на протяжении нескольких веков начиная с конца XVII в. Одно из первых мест в Российской империи по числу староверов занимала Пермская губерния в начале XX в. Приверженцы «древлего благочестия» составляли по данным переписи 1897 г. около 3% от всего населения губернии. Данные переписи являются приблизительными, поскольку в них учитывались только старообрядцы, пожелавшие указать свое вероисповедание.

После издания в 1905 г. манифеста, провозгласившего политику веротерпимости, на Среднем Урале происходит активизация деятельности старообрядцев, открытие новых храмов и молитвенных домов. С установлением в государстве Советской власти недолгий расцвет старообрядчества сменяется временами гонений. В 1920–1930-х гг. государственная антирелигиозная политика серьезно затронула старообрядцев: закрывались молельные дома и церкви, старообрядцы подвергались репрессиям - за приверженность вере активных старообрядцев заключали в тюрьму, высылали с места жительства.



В послевоенное время учетом выявленных религиозных объединений, изучением религиозной обстановки и методов религиозного влияния на население занимались действующие на местах уполномоченные Совета по делам религиозных культов, созданного в 1944 г. при Совете Министров СССР. В отчете, составленном уполномоченным по делам религиозных культов Свердловской области в 1954 г., указывалось на деятельность зарегистрированных и незарегистрированных групп старообрядцев.

Зарегистрированные религиозные общества: 3 старообрядческие церкви беспоповского согласия (в Невьянском районе – в г. Невьянск и с. Быньги, в с. Большая Лая пригородной зоны г. Нижнего Тагила); 1 старообрядческая церковь белокриницкого согласия в с. Пристань Артинского района.



Незарегистрированные группы: старообрядцев белокриницкого согласия – 2 (на территории Шалинского района), старообрядцев беспоповского согласия – 26 (в горнозаводской части Среднего Урала: Невьянский, Пригородный, Шалинский районы, в пригородных зонах городов: Нижнего Тагила, Кировграда, Березовского, Полевского, Первоуральска и Свердловска).

Большая часть старообрядцев Урала, несмотря на репрессии, адаптировалась к условиям советской жизни, обратившись к богатому опыту сосуществования с преследующими их властями. Тайно собирались на моления в частных домах, исполняли таинства крещения и исповеди, следовали уставным нормам в повседневной жизни.

 

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ СОГЛАСИЯ

 

Отношение к священству обусловило формирование двух направлений старообрядчества: поповства и беспоповства. Поповцы признавали священство, церковную иерархию и совершение таинств. Беспоповцы ввиду того, что «истинное» священство прервалось после церковного раскола, считали невозможным принимать священнослужителей, рукоположенных в церкви. Для совершения таинств (крещения, исповеди, брака) и молений община избирала наставника.

Беспоповское направление старообрядчества представлено часовенным и поморским согласиями, небольшими группами христиан странствующих (бегунское согласие).

Наиболее многочисленной группой являются старообрядцы часовенного согласия. Основную часть часовенных на Среднем Урале составляли потомки старообрядцев-беглопоповцев, прибывших в ХVIII в. из центральных уездов России и Поволжья и принявших участие в становлении железоделательных заводов. Большей частью это были выходцы с р. Керженец Нижегородской губернии (отсюда и происхождение самоназвания – «кержаки»). В настоящее время действуют группы часовенных старообрядцев в Пригородном, Невьянском, Шалинском районах, г. Ревда, г. Полевской. Регулярная религиозно-обрядовая жизнь общин часовенных старообрядцев возобновилась, как сообщают информанты, с началом перестройки, 15–20 лет назад. Группы старообрядцев поддерживают связь с часовенными старообрядцами Пермского края и Сибири, совершают совместные моления.



Поморское согласие на Урале утвердилось благодаря деятельности посланцев Выговской пустыни, появившихся здесь в начале XVIII в. Хотя количество поморцев традиционно было невелико, они играли большую роль в местном старообрядческом движении. Поморцы Урала имели тесные контакты с Поморьем и общинами Русского Севера. Значительными центрами поморского старообрядчества в XVIII в. были Краснопольская слобода (близ г. Нижний Тагил) и с. Таватуй (близ г. Невьянск). В настоящее время действует поморская община в г. Екатеринбург. Современное официальное название поморского согласия (брачников) – Древлеправославная Поморская Церковь.

 

Поповское направление старообрядчества на Среднем Урале представлено белокриницким («австрийским») согласием (Русская Православная Старообрядческая церковь) и беглопоповцами (Древлеправославная церковь).

Историю Белокриницкой иерархии отсчитывают с 1846 г. с события присоединения к староверию греческого митрополита Амвросия, происшедшего в Белокриницком монастыре на территории Австрии. На Урале белокриницкие появились уже в 1850-е гг., а к началу XX в. Екатеринбург был признанным центром белокриницких не только Пермско-Тобольской епархии, но и всей России. Перед революцией в крае насчитывалось несколько тысяч последователей белокриницкого согласия, объединенных в десятки общин. В настоящее время активно действуют приходы храмов старообрядцев белокриницкого согласия в г. Екатеринбурге, п. Шамары Шалинского района, с. Пристань Артинского района. Религиозная жизнь общины старообрядцев п. Пристань Артинского района не прерывалась и в годы Советской власти.

Беглопоповская церковь возродилась в 1923 г., приняв обновленческого архиепископа. Духовным центром церкви является г. Новозыбков Брянской области. В Свердловской области проживает незначительное количество старообрядцев-новозыбковцев.

 

КУЛЬТУРА И БЫТ

 

Спецификой старообрядчества является влияние религиозного мировоззрения на все стороны жизни, в том числе и на бытовую культуру, бережное сохранение обрядов и традиций.

Особый интерес для исследования традиционной культуры старообрядчества представляет наиболее многочисленная группа старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия. В связи с тем, что у часовенных старообрядцев отсутствует централизованная церковная организация, в их мировоззрении и бытовой культуре сохраняются локальные особенности, связанные с традициями отдельных старообрядческих общин.

Женский традиционный костюм часовенных старообрядцев, проживающих на территории всего Среднего Урала, составлял комплекс с косоклинным сарафаном. В начале XX в. сарафанный комплекс выходит из повседневного употребления и продолжает бытовать в качестве обрядовой (молельной) одежды. В настоящее время старообрядки надевают сарафан ежедневно на утреннюю молитву, при посещении часовни или молельного дома, при посещении кладбища в поминальные дни, для участия в таинстве крещения и брачения. Сарафаны, бытовавшие на территории Невьянского и Пригородного районов, в большом количестве представлены в фондах уральских музеев. Сарафаны выполнены из штофа, бархата, шелка, кашемира и богато декорированы золотым позументом.

В состав мужского обрядового костюма в настоящее время входит косоворотка и кафтан.

Употребление традиционной одежды во всех религиозных обрядах является необходимым элементом жизни старообрядцев, выступает свидетельством принадлежности его носителей к старообрядческому миру.

 

В череде традиционных обрядов жизненного цикла в настоящее время наибольшей устойчивостью отличаются похоронно-поминальные. К смерти, как к важному моменту завершения земной жизни, относятся ответственно. Старообрядцы к смерти готовятся заблаговременно: исповедуются, изготавливают погребальную одежду, гроб или готовят материалы для погребальной утвари. Значительное место в религиозной жизни старообрядцев занимают поминальные обряды.

 

Вступление в брак занимает центральное место в системе обрядов жизненного цикла. Оформление брака у часовенных старообрядцев имеет особенности. В связи с отказом от священства в число церковных таинств, от которых отказались беспоповские старообрядцы, попало и таинство брака. В среде часовенных старообрядцев полноправной нормой считается совершение чина бракосочетания духовным руководителем общины – наставником. Брачение свершается в часовне или в молельном доме. Браки стараются заключать внутри конфессионального сообщества. Важным условием совершения брака между представителями разных конфессиональных групп является обращение обоих партнеров «в одну веру». Обряд брачения совершается в день свадьбы, накануне или за несколько дней до свадьбы. На брачение невеста традиционно надевает костюм с косоклинным сарафаном, жених – косоворотку.

Традиционный свадебный обряд бытовал еще в 70-х гг. XX в. Комплекс свадебной обрядности часовенных старообрядцев включал в себя все основные элементы предсвадебных, свадебных и послесвадебных обрядов русского населения Среднего Урала: сватовство, девичник, выкуп невесты, переезд в дом жениха, брачную ночь, гуляние в доме жениха, посещение родителей невесты.

 

Цикл календарных праздников часовенных старообрядцев вписывается в общую картину народного календаря русского населения Свердловской области.

Святочный период был насыщен большим количеством обрядовых действий: гаданиями, обходами дворов славильщиками, обрядовым ряженьем, праздничными вечерками. При обходе дворов славильщики пели рождественский тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», ирмос празднику «Христос рождается».

Цикл Троицких праздников (Семик, Троица, Заговенье) был наполнен гуляниями на лугах, на которые собирались жители окрестных деревень. Традиционное гуляние на лугах в середине XX в. сопровождалось исполнением хороводов, мужской борьбой. Праздник Троица связан с поминальной субботой, в которую беспоповцы совершали поминовение умерших на кладбище.

Празднование, сопровождающееся исполнением песен и плясками, ряжением считалось грехом. Старообрядцы, принимавшие участие в разгульном праздновании, после отмаливали совершённый грех.

 

Традиционной формой общения и развлечения молодежи были вечерки. В послевоенное время местом встречи молодежи стали клубы, куда приходила и старообрядческая и православная («церковная») молодежь. На клубных вечерах пели, играли и танцевали. В середине XX в. популярными формами хореографии были кадриль, парные танцы краковяк и полька, позднее сменившиеся на вальс, танго, фокстрот.

 

Интересным аспектом духовной жизни старообрядцев является бытование народных молитв, притч апокрифического содержания, духовных стихов.

Старообрядцы являются хранителями и продолжателями уникальной традиции древнерусского музыкального искусства – знаменного пения, составляющего неотъемлемую часть богослужебной практики. Бытовые музыкальные жанры часовенных старообрядцев – лирические, хороводные, плясовые песни – имеют общерусскую музыкальную основу.

 

Экспедициями СОДФ обследованы следующие места проживания старообрядцев: Красноуфимский, Невьянский, Шалинский, Пригородный, Талицкий районы Свердловской области.

Экспедицией зафиксированы обряды жизненного цикла, календарные праздники, образцы фольклора. Велось непосредственное наблюдение за бытованием традиционной одежды старообрядцев, фиксировались старинные и изготовленные в настоящее время образцы традиционного костюма.

 

Уральский государственный университет. Лаборатория археографических исследований. Древлехранилище. http://virlib.eunnet.net/depository

Старообрядцы-часовенные Урала в конце XIX – начале XX вв. // Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий. Екатеринбург, 2000. С. 85.

Федорова М.А. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР (1954). http://www.hist.usu.ru/articles/5/fedorova.doc

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.