Сделай Сам Свою Работу на 5

Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь на современном этапе





Возможности Беларуси для повышения уровня жизни тесно связаны со способностью страны обеспечить высокий, устойчивый экономический рост. При этом экономика страны сталкивается с целым рядом рисков, которые ставят под сомнение достижение такой задачи [26,с.159].

Во-первых, Беларусь находится на начальной стадии реформирования рынка труда, что вкупе с политикой административного повышения заработной платы создает напряженность для финансов государства, банков и предприятий. Ситуация, когда рост зарплаты опережает рост производительности труда, не может быть устойчивой. Доказательством этого является задержки с выплатой зарплат, как в городах, так и в сельской местности. Наличие такой проблемы ограничивает инвестиционные возможности предприятий и препятствует модернизации и поддержке конкурентоспособности [34,c.66].

Во-вторых, высокая степень зависимости от России подрывает жизнеспособность белорусской экономики и является источником ее уязвимости в долгосрочной перспективе. Сокращение Россией субсидирования поставляемых в Беларусь энергоресурсов будет иметь серьезные последствия для страны и может привести к увеличению бедности [34,c.68-69].



В-третьих, на рынке труда растет напряженность из-за роста явной и скрытой безработицы, особенно среди молодежи. Новые рабочие места создаются крайне медленно. Процедура регистрации является одной из самых дорогих в регионе. Она вкупе с другими барьерами на вход на рынок препятствует развитию малого и среднего бизнеса [35,c.299-300].

В дополнении необходимо указать на устойчивую взаимосвязь между устойчивым экономическим ростом и развитием института частной собственности. В Беларуси он практически заблокирован. Экономика лишена возможности очищения от неудачных проектов через институт банкротства, а "золотая акция" и чрезвычайно зарегулированная деловая среда блокируют реализацию базовых функций частной собственности.

Законом Республики Беларусь "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь [27,c.213].



Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 974 от 26 октября 2012г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2012г. по 31 января 2013 г.:

- в среднем на душу населения – 880030 руб.;

- для трудоспособного населения - 963130 руб.;

- для пенсионеров - 727250 руб.;

- для студентов - 884100 руб.;

- для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 994850 руб.;

- для детей в возрасте от 3 до 6 лет - 916310 руб.;

- для детей в возрасте до 3 лет - 749950 руб.[29,c.54-55].

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения по статьям расходов:

- продукты питания - 58 %;

- плата за пользование жилым помещением, коммунальные услуги - 7,6%;

- предметы гардероба - 20,54 %;

- бытовые и транспортные услуги - 4,95 %;

- товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6 %;

- взносы и платежи – 1,8 %;

- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,51 %[29,c.55].



Законом Республики Беларусь "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню [28,с.30].

В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 ноября 2012 г. № 110 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов:

- семьи из 4-х человек - 1391530 руб.;

- трудоспособного населения - 1745000 руб.;

- студентов - 1360790 руб.;

- детей в возрасте до 3-х лет - 1381020 руб.;

- детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет - 1463980 руб.;

- детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет - 1538850 руб.[28,c.37].

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2012 года по статьям расходов:

- продукты питания - 55,6 %;

- одежда, белье, обувь - 22,3 %;

- пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 4,8 %;

- бытовые услуги, транспорт, связь - 4,7 %;

- предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 7,9 %;

- культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,3%;

- взносы и платежи - 1,1 %;

- предметы санитарии, гигиены, лекарства - 2,3 %[28,c.38].

В международной практике система потребительских бюджетов позволяет давать дифференцированную оценку уровня жизни населения. Потребительские бюджеты являются эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределенных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и дифференциации населения по уровню доходов населения.

Социальные нормативы - основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан [22,c.181].

В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII"О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" и от 6 января 1999 г. № 239-З "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями от 24.12.2007г.) разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума [30,c.78].

Сфера их применения - оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.

Бюджет прожиточного минимума характеризует минимальную границу потребления и представляет собой стоимостную оценку минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы. Таким образом, данный бюджет является потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности людей.

Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется в системе государственной адресной социальной помощи, при определении размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, минимальных размеров пенсий, норматива индексации доходов населения, при определении права на получение бесплатного питания детям первых двух лет жизни и др. [31,с.78].

В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данныйсоциальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека [31, c.57].

Этот бюджет является важным социальным нормативом, достижение которого минимальными социальными стандартами в области доходов населения лежит в основе государственной социальной политики. Он применяетсядля выработки мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство жилья.

Потребительские бюджеты, как и все социальные нормативы, не являются чем-то постоянным, они должны постоянно ориентироваться на обновление и развитие общества. Их состав и структура в соответствии с законодательством пересматривается не реже одного раза в пять лет, а стоимостная величина – ежеквартально [32,с.366].

В частности, в 2012 году пересмотрен состав и структура потребительских корзин, являющихся натурально-вещественной структурой минимального потребительского бюджета (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 110 от 1 января 2012 г.). В 2012 году проведена работа по пересмотру состава и структуры прожиточного минимума основных социально-демографических групп населения (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 112 от 1 февраля 2012 г.) [33,c.126].

Таким образом, в Республике Беларусь за последнее десятилетие по многим показателям заметно повысились уровень и качество жизни населения. Однако под действием мирового финансового кризиса и финансового кризиса в Беларуси, темпы роста основных показателей существенно замедлились. И в первую очередь это сказалось на уровне доходов населения, соотношении средней заработной платы и уровне цен на продовольственные и непродовольственные товары, транспорт, образование, здравоохранение, сферу услуг и жилье. Эти факторы существенно влияют на уровень благосостояния населения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.