Сделай Сам Свою Работу на 5

Административно-территориальное устройство стран.





Основные формы государственного правления и государственно-территориального устройства стран.

2. Состави структура мирового хозяйства, их изме­нения в эпоху НТР.

Формы государственного правления.

1. 1. Монархии— государства, где власть принад­
лежит одному человеку и передается по наследст­
ву: а) абсолютные монархии — власть монарха ни­
чем не ограничена (Бутан, Оман, Кувейт и др.); б) тео­
кратические монархии — глава государства являет­
ся одновременно его религиозной главой (Ватикан);
в) конституционные (парламентские) монархии —
власть монарха ограничена парламентом, «монарх
царствует, но не правит» (Великобритания, Норве­
гия, Япония и др.).

Примеры стран с монархическими формами прав­ления: Лихтенштейн (княжество — конституци­онная монархия), Испания (королевство — консти­туционная монархия), Люксембург (великое гер­цогство — конституционная монархия), Бахрейн (эмират — абсолютная монархия), Япония (импе­рия — конституционная монархия).

2. Республики — государства, где законода­тельная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству; высшей госу­дарственной властью является выборный предста­вительный орган, глава государства также избирает­ся: а) президентские республики — президент име­ет большие полномочия, возглавляет правительство (США, Бразилия, Аргентина и др.); б) парламен­тарная республика — правительство возглавляет премьер-министр, президент обладает меньши­ми полномочиями, чем в президентской республи­ке (Италия, ФРГ, Индия и др.).




Большинство государств в мире — республики. Форма государственного правления не определяет уровень экономического развития страны.

Административно-территориальное устройство стран.

1.Унитарные — административно-территориаль­ные единицы подчиняются непосредственно цен­тральному правительству (Франция, Великобрита­ния, Израиль, Перу и др.). Большинство стран в мире — унитарные.

2. Федеративные — наряду с федеральными за­
конами и органами власти существуют другие госу­
дарственные образования (республики, штаты, про­
винции, кантоны и др.), имеющие определенную по­
литическую и экономическую самостоятельность
(Австрия, Бельгия, Федеративная Республика Ни­
герия, Швейцарская Конфедерация и др.).



Административно-территориальное устройство страны обычно является результатом действия эко­номических, исторических, национальных, куль­турных и других факторов.

2. Мировое хозяйство — исторически сложившая­ся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными эконо­мическими отношениями. В основе всемирных эко­номических отношений лежит мировой рынок, обес­печивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяется международ­ным географическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специа­лизации: Япония — автомобили, Саудовская Ара­вия — нефть, Канада — зерно.

Формирование мирового хозяйства — процесс ис­торический. Структура мирового хозяйства изменя­ется во времени. До 1917 г. оно было капиталисти­ческим, затем, после образования мировой социали­стической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социали-


стическая системы хозяйства). Сейчас мировое хо­зяйство рассматривается как единое, охватываю­щее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышлен­ность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.



НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выра­жается: 1) в ускорении темпов мирового экономи­ческого роста; 2) в изменении отраслевой структу­ры: а) возрастает роль непроизводственной сфе­ры, б) увеличивается роль промышленности (в са­мой промышленности растет значение обрабатываю­щей), в) появляются все новые отрасли и подотрас­ли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении терри­ториальной структуры: а) появляются новые фак­торы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.


Билет № 3

1. Географическая среда и ее роль в жизни общест­
ва.

2. Факторы, влияющие на размещение производи­
тельных сил, и их изменение в эпоху НТР.

1. Географическая среда — это та часть земной при­
роды, с которой человечество непосредственно взаи­
модействует в своей жизни и производственной
деятельности. Она играет огромную роль в жизни
человечества: служит средой его обитания, явля­
ется источником ресурсов, влияет на здоровье и на­
строение, на духовную культуру. Чем разнообраз­
нее географическая среда, тем, как правило, лучше
условия общественного развития.

История человеческого общества — история взаи­модействия его с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы. С одной стороны, че­ловек изменяет природу, использует ее, приспосаб­ливает для своих нужд. С другой стороны, геогра­фическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества. В результате деятельности че­ловека природе наносится вред, иногда непоправи­мый. Изменяется среда обитания человека и встает вопрос о здоровье и выживании всего человечества. В XX в. «давление» человека на природу резко воз­росло. 60% территории суши занимают антропоген­ные ландшафты. Общество использует все больше ресурсов, одновременно увеличивается количест­во отходов, попадающих в географическую среду. Для решения проблемы истощения природных ре­сурсов и загрязнения окружающей среды необходи­мо объединять усилия всех стран.

2. 1) Фактор территории;

2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — централь­ное, глубинное, соседское, приморское);


3) природно-ресурсный фактор (в добывающей
промышленности сдвиг в районы нового освоения —
северные районы, шельфовые зоны);

4) транспортный;

5) фактор трудовых ресурсов (значение приобре­
тает качество трудовых ресурсов);

6) фактор территориальной концентрации;

7) фактор наукоемкости (приобретает все большее
значение);

8) экологический фактор (приобретает все боль­
шее значение).


Билет № 4

1. Природопользование. Примеры рационального
и нерационального природопользования.

2. Научно-техническая революция: характерные чер­
ты и составные части.

1.Человечество с древнейших времен использова­
ло природу в хозяйственных целях (охота, собира­
тельство, рыболовство). На протяжении всей исто­
рии происходило расширение связей в системе при­
рода _ человек. В сферу человеческой деятельности
включались все новые виды природных ресурсов.
Росла численность населения, увеличивались мас­
штабы производства, происходило изменение есте- :
ственной природной среды в результате человече­
ской деятельности. В настоящее время активная
роль человека виспользовании природы нашла свое
отражение в природопользовании как особой сфере
хозяйственной деятельности. Природопользование-
совокупность мер, предпринимаемых обществом
с целью изучения, охраны, освоения и преобразова­
ния окружающей среды.

Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношения человеческого общества с окру­жающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупрежда­ет нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служит создание культурных лан­дшафтов: применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное ис­пользование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п. Нерациональное природопользование — тип вза­имоотношения с природой, при котором не учиты­ваются требования охраны окружающей среды, ее


улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения — это неумеренный вы­пас скота, подсечно-огневое земледелие, истребле­ние отдельных видов растений и животных, радио­активное, тепловое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, соз­даны специальные органы охраны окружающей сре­ды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проек­тов. Сохранение окружающей среды — важнейшая общечеловеческая проблема. Совершенствование ра­ционального природопользования — одна из основ­ных задач современности.

2.

НТР — коренной качественный переворот в про­изводительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производи­тельную силу общества, в ведущий фактор разви­тия общественного производства. Характерные черты НТР:

— универсальность,

— чрезвычайное ускорение научно-технических
преобразований,

— коренное изменение роли человека в процессе
производства,

— ориентация на использование научно-техниче­
ских достижений в военных целях.

Характерные черты НТР проявляются во всех ее составных частях.

4) В науке — превращение науки в непосредст­
венную производительную силу, рост наукоемких
производств.

5) В технике и технологии — преобладание рево­
люционного пути развития, «микроэлектронная ре­
волюция».

В производстве — развитие по шести главным
направлениям — электронизация, комплексная ав-томатизация, перестройка энергетического хозяйст­ва, производство новых материалов, ускоренное раз­витие биотехнологии, изучение и использование кос­моса.

4) В управлении — появление кибернетики (нау­ки об управлении и информации), «информацион­ный взрыв», создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров.


Билет № 5

1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспечен-
ность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды
транспорта и их особенности. Транспорт и окру­
жающая среда.

1. Природные ресурсы — компоненты природы, ко­торые на данном уровне развития общества исполь­зуются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.

Природные ресурсы — категория историческая, связанная с изменением потребностей и возмож­ностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах. Например, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных метал­лов и энергетических ресурсов. Существуют раз­ные подходы к классификации природных ресур­сов. По происхождению выделяются минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, био­логические, климатические, космические ресурсы. По исчерпаемости выделяются исчерпаемые и не­исчерпаемые. К первым относятся возобновимые (биологические, земельные, водные) и невозобнови-мые (минеральные). Ко вторым относятся клима­тические, энергия текучей воды, солнца, ветра.

По способу использования: агроклиматические, энергетические, рекреационные и т. п.

Ресурсообеспеченность — это соотношение меж­ду величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расче­та на душу населения или количеством лет, на ко­торые должно хватить данного ресурса при совре­менных темпах добычи или использования. Оценить обеспеченность страны определенным видом при­родных ресурсов можно двумя способами. Первый: разделить размеры запасов данного ресурса на со­временный объем добычи в год и получить количе-


ство лет, на которые данного ресурса должно хва­тить. Второй: разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на ду­шу населения. Количественно оценив ресурсообес­печенность страны, необходимо сделать выводы о степени ее обеспеченности данным ресурсом.

2. Транспорт — третья ведущая отрасль материаль­ного производства, он составляет материальную ос­нову международного разделения труда, воздейст­вует на размещение производства, способствует раз­витию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне­лей значительно расширило возможности транспор­тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи­лась, но остается важной в перевозке массовых про­мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око­ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет­ся Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе­ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, Норвегии и других стран. Наличие большо­го флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что


под флагами этих стран плавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Сингапур и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический оке­ан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

ВнутЕеннии.£Одный: по грузообороту выделяют­ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт— самый молодой и ди­намичный. Занимает первое место в межконти­нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико­британия и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), «Хартсфилд» (Атланта), «Хитроу» (Лон­дон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зави­сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре­одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас­тет отрицательное воздействие транспорта на при­роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви­ды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воз­действия транспорта.


Билет № 6

1. Закономерности размещения минеральных ре­
сурсов и страны, выделяющиеся по их запасам.
Проблемы рационального использования ресур­
сов.

2. Состави структура мирового хозяйства, их изме­нения в эпоху НТР.

1. Минеральные ресурсы— это природные веще­ства минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и слу­жащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая нерав­номерность размещения, невозобновляемость кон­кретных месторождений, возможность восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используется более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Закономерности размещения минеральных ре­сурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла плат­форм, в предгорных и краевых прогибах. Магмати­ческие полезные ископаемые — в складчатых об­ластях, местах выхода на поверхность (или близ­кого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних плат­форм, их внутренние и краевые прогибы). Круп­нейшие угольные бассейны расположены на тер­ритории России, США, ФРГ и других стран. Нефть


и газ интенсивно добываются в Персидском зали­ве, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они при­урочены к фундаментам и щитам древних плат­форм, есть и в складчатых областях. Страны, вы­деляющиеся по запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто на­личие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

Нерудные полезные ископаемые имеют широ­кое распространение. К ним относятся: апатиты, сера, калийные соли, известняки, доломиты и др.

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сы­рья, формирование крупных территориально-произ­водственных комплексов. Важно рациональное ис­пользование ресурсов— извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная пе­реработка, комплексное использование сырья и т. п.

2.Мировое хозяйство — исторически сложившая­ся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными эконо­мическими отношениями. В основе всемирных эко­номических отношений лежит мировой рынок, обес­печивающий обмен товарами между странами. Существование рынка определяется международ­ным географическим разделением труда (МГРТ), которое выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг. Примеры отраслей международной специа­лизации: Япония — автомобили, Саудовская Ара­вия — нефть, Канада — зерно.

Формирование мирового хозяйства — процесс ис­торический. Структура мирового хозяйства изменя­ется во времени. До 1917 г. оно было капиталисти­ческим, затем, после образования мировой социали­стической системы, приобрело двуединую структуру (мировая капиталистическая и мировая социали-


стическая системы хозяйства). Сейчас мировое хо­зяйство рассматривается как единое, охватываю­щее все страны мира вне зависимости от уровня экономического развития или политического строя. Мировое хозяйство можно рассматривать с точки зрения отраслевой структуры. Тогда в нем будут выделяться структурные единицы: промышлен­ность, сельское хозяйство, транспорт, торговля.

НТР повлияла на мировое хозяйство. Это выра­жается: 1) в ускорении темпов мирового экономи­ческого роста; 2) в изменении отраслевой структу­ры: а) возрастает роль непроизводственной сфе­ры, б) увеличивается роль промышленности (в са­мой промышленности растет значение обрабатываю­щей), в) появляются все новые отрасли и подотрас­ли (в т. ч. новейшие и наукоемкие), г) создаются межотраслевые комплексы; 3) в изменении терри­ториальной структуры: а) появляются новые фак­торы размещения производства, б) старые факторы обретают новое содержание.

 


Билет № 7

1. Земельные ресурсы. Географические различия в
обеспеченности. Проблемы рационального исполь­
зования.

2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав,
значение в хозяйстве, особенности размещения.
Энергетическая проблема человечества и пути ее
решения. Проблемы охраны окружающей среды.

1. Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени терри­ториальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.

Обеспеченность человечества земельными ресур­сами определяется мировым земельным фон­дом, который составляет 13,1 млрд га. Из отдельных крупных регионов наибольшим земельным фондом обладают Африка (30 млн км2) и зарубежная Азия (27,7 млн км2), а самым маленьким — зарубеж­ная Европа (5,1 млн км2) и Австралия с Океанией (8,5 млн км2). Однако если рассматривать обеспечен­ность регионов земельными ресурсами из расчета на душу населения, то результат будет противо­положным: на каждого жителя малонаселенной Австралии приходится 37 га земли (максимальный показатель), а на жителя зарубежной Азии — толь­ко 1,1 га, приблизительно столько же и в зарубеж­ной Европе.

Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обраба-


тываемые — пашня, сады, засеянные луга и ес­тественные луга и пастбища), лесные земли, зем­ли, занятые населенными пунктами, промышлен­ностью и транспортом, малопродуктивные и непро­дуктивные земли.

Наиболее ценные обрабатываемые земли занима­ют всего 11% мирового земельного фонда. Такой же показатель характерен для СНГ, Африки, Северной Америки. Для зарубежной Европы зтот показатель более высок (29%), а для Австралии и Южной Аме­рики — менее высок (5% и 7%). Страны мира с наибольшими размерами обрабатываемых земель — США, Индия, Россия, Китай, Канада. Обрабатывае­мые земли сосредоточены в основном в лесных, лесостепных и степных природных зонах. Естест­венные луга и пастбища преобладают над обрабаты­ваемыми землями везде (в Австралии более чем в 10 раз), кроме зарубежной Европы. Во всем мире в среднем 26% земли используется под пастбища.

Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один — борьба человечества за расшире­ние земель, пригодных для обитания и сельскохо­зяйственного использования; другой — ухудшение земель, изъятие их из сельскохозяйственного обо­рота в результате эрозии, опустынивания, промыш­ленной и транспортной застройки, открытой разра­ботки полезных ископаемых. Второй процесс идет более быстрыми темпами. Поэтому главная пробле­ма мирового земельного фонда — деградация сель­скохозяйственных земель, в результате которой происходит заметное сокращение обрабатываемых земель, приходящихся на душу населения, а «на­грузка» на них все время возрастает. Страны с наи­меньшей обеспеченностью пашней на душу насе­ления — Китай (0,09 га), Египет (0,05 га).

Во многих странах предпринимаются усилия по сохранению земельного фонда и улучшению его структуры. В региональном и глобальном аспек­те они все более координируются специализиро-


ванными органами ООН — ЮНЕСКО, ФАО (Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и др.

2. Топливно-энергетическая промышленность со­стоит из топливной промышленности и энергетики. Топливная промышленность— комплекс отраслей, занимающихся добычей и переработкой топливно-энергетического сырья. Включает угольную, газо­вую, нефтяную, торфяную, сланцевую и уранодобы-вающую промышленность. В условиях НТРроль топливной промышленность возрастает в связи с развитием электрификации и теплофикации про­изводств, обусловливающих интенсивный рост потребления энергии.

Топливно-энергетическая промышленность про­шла в своем развитии несколько этапов: уголь­ный (до середины XX в.), нефтяной и газовый (до 80-х гг. XX в.); в настоящее время мировая энерге­тика вступила в переходный этап — этап постепен­ного перехода от использования минерального топ­лива к возобновимым и неисчерпаемым энергоре­сурсам.

Нефтяная промышленность. Нефть добывают примерно в 90 странах, но географию этой отрасли определяют страны «первой десятки». Основная осо­бенность — более 4/5 запасов и около 1/2 добычи нефти приходится на развивающиеся страны, ко­торые и являются главными экспортерами нефти, особенно страны ОПЕК. В результате образовал­ся огромный территориальный разрыв между ос­новными районами добычи нефти и районами ее потребления. Крупнейшими экспортерами нефти являются страны Персидского залива. Большими запасами обладают Россия, США, Китай, Иран и др.

Газовая промышленность. Крупнейшие произво­дители — Россия, США, Канада, Великобритания. В последнее время добыча газа растет в некоторых развивающихся странах. Алжир, Малайзия, Ин-


донезия, ОАЭ продают сжиженный природный газ в страны Европы и Японию.

Угольная промышленность. Уголь добывают примерно в 60 странах мира, но географию отрас­ли, как и у нефтяной промышленности, определя­ют страны «первой десятки». Китай, США, Россия дают больше половины всей мировой добычи. Уголь добывают в основном в экономически разви­тых странах: ФРГ, Великобритания, Польша, Ав­стралия, ЮАР и др.

Электроэнергетика. В структуре производства электроэнергии преобладают тепловые электростан­ции (64% всей выработки), затем гидроэлектростан­ции (18%) и атомные (18%). Эти данные характер­ны для мирового производства. В разных регионах и странах электроэнергетика имеет свои особенно­сти: в ЮАР почти вся электроэнергия вырабатыва­ется на ТЭС, в Норвегии — на ГЭС, во Франции — большинство энергии дают АЭС (76%). Франция, Япония, Республика Корея продолжают, в отли­чие от многих других стран, наращивать мощности атомной энергетики и после Чернобыльской ката­строфы. Странами, выделяющимися по количеству производимой электроэнергии, являются США, Китай, Россия, Япония, ФРГ, Канада.

Растет интерес к использованию нетрадицион­ных ресурсов для выработки электроэнергии: геотермальная энергетика, сооружение приливных, солнечных электростанций, использование энергии

ветра.

Энергетическая проблема связана с сырьевой. Это проблемы обеспечения человечества топливом и сырьем. Решение проблемы заключается в исполь­зовании достижений НТР для уменьшения потери топлива и сырья, использование альтернативных источников энергии; вовлечение в эксплуатацию новых месторождений.

Топливно-энергетическая промышленность ока­зывает влияние на окружающую среду: при добы­че полезных ископаемых нарушается почвенный по-


кров, «съедаются» целые природные ландшафты, при добыче и транспортировке нефти и газа проис­ходит загрязнение Мирового океана и т. п. Мировая тепловая энергетика выбрасывает в окружающую среду вредные вещества, изменяется состав атмосфе­ры, происходит ее тепловое загрязнение. При строи­тельстве ГЭС изменяется микроклимат территории, ее гидрологический режим и т. п. Атомная энерге­тика породила проблему захоронения радиоактив­ных отходов (не говоря о Чернобыле). Пути реше­ния экологических проблем, связанных с топливно-энергетической промышленностью, — создание очистных сооружений, внедрение малоотходных и безотходных технологий, продуманное размещение производств.


Билет № 8

1. Водные ресурсы суши, их распределение на пла­
нете. Проблема водообеспечения и возможные пу­
ти ее решения.

2. Факторы, влияющие на размещение производи­
тельных сил, и их изменение в эпоху НТР.

1. Водные ресурсы суши— воды, пригодные для использования в хозяйстве: реки, озера, каналы, во­дохранилища, подземные воды, почвенная влага, во­да ледников. Человечеству необходима пресная во­да, а она составляет только 2,5% общего объема всей гидросферы, причем основная часть этой пресной во­ды сосредоточена в покровных ледниках Антаркти­ды, Гренландии; льдах Арктики.

Главный источник пресной воды — реки. Из всех речных вод планеты (47 тыс. км3) реально можно ис­пользовать только половину.

Потребление пресной воды постоянно растет, а ресурсы речного стока остаются неизменными. Это создает угрозу дефицита пресной воды. Главный потребитель пресной воды — сельское хозяйство, в котором велик ее безвозвратный расход (особен­но на орошение). Для решения проблемы водообес­печения используются проекты экономного расхода воды, строительство водохранилищ, опреснение морской воды, перераспределение речного стока; разрабатываются проекты транспортировки айс­бергов. Страны по-разному обеспечены водными ресурсами. Около 1/3 территории суши занимает аридный пояс, в котором проживает 850 млн чел. К странам с недостаточной обеспеченностью водны­ми ресурсами можно отнести Египет, Саудовскую Аравию, ФРГ; со средней обеспеченностью — Мек­сику, США; с достаточной и избыточной обеспечен­ностью — Канаду, Россию, Конго.


Речной сток используется и для получения элек­троэнергии. Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладают Китай, Россия, США. Кана­да, Бразилия. Степень использования гидроэнерге­тического потенциала зависит от уровня развития страны.

2. 1) Фактор территории;

2) фактор ЭГП (разновидности ЭГП — централь­ное, глубинное, соседское, приморское);


9) природно-ресурсный фактор (в добывающей
промышленности сдвиг в районы нового освоения —
северные районы, шельфовые зоны);

10)транспортный;

11)фактор трудовых ресурсов (значение приобре­
тает качество трудовых ресурсов);

12)фактор территориальной концентрации;

13)фактор наукоемкости (приобретает все большее
значение);

14)экологический фактор (приобретает все боль­
шее значение).

 


Билет № 9

1. Лесные ресурсы мира, их значение для жизни и
деятельности человечества. Проблемы рациональ­
ного использования.

2. Значение транспорта в мировом хозяйстве. Виды
транспорта и их особенности. Транспорт и окру­
жающая среда.

1. Лесные ресурсы — один из важнейших видов биологических ресурсов. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади (4 млрд га) ш запасами древесины на корню. Лесные ресурсы относятся к во­зобновимым. Но поскольку леса сводятся под пашни, строительство, древесину используют в качестве дров, как сырье для деревообрабатывающей и других видов промышленности (производство бумаги, ме­бели и пр.), проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно ост­ро. Для рационального использования лесных ресур­сов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их при­рост, проводить лесовосстановительные работы.

Леса мира распространены неравномерно. Они об­разуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса — северный и юж­ный. Северный — в зоне умеренного и отчасти суб­тропического климата. Самые мкоголесные страны северного пояса — Россия, США, Канада, Финлян­дия, Швеция. Южный пояс — в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса — Амазония, бассейн Конго, Юго-Восточная Азия, страны — Конго, Бразилия» Венесуэла,

Лесные ресурсы (леса) называют «легкими» пла­неты, они играют огромную роль в жизни всего


человечества. Они восстанавливают кислород в ат­мосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвраща­ют разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» плане­ты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.

2. 2. Транспорт — третья ведущая отрасль материаль­ного производства, он составляет материальную ос­нову международного разделения труда, воздейст­вует на размещение производства, способствует раз­витию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тонне­лей значительно расширило возможности транспор­тировки различных грузов. Сухопутный транспорт. Железнодорожный: в эпоху НТР его роль снизи­лась, но остается важной в перевозке массовых про­мышленных и сельскохозяйственных грузов. Око­ло 1/2 общей длины железных дорог приходится на 10 стран (США, Россию, Индию, Канаду, Китай и др.). По густоте железнодорожной сети выделяет­ся Европа.

Автомобильный: лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках, велико значе­ние в междугородных и международных перевозках. По длине автомобильных дорог выделяются США, Россия, Индия; по густоте — Европа и Япония.

Трубопроводный: получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа (США, Россия, Канада).

Водный транспорт. Морской: обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы, в контейнерах готовые изделия и полуфабрикаты. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, Норвегии и других стран. Наличие большо­го флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что


под флагами этих стран плавают суда других круп­ных держав. Существует около 30 мировых портов (Роттердам, Гамбург, Сингапур и др.). По размерам морских перевозок выделяется Атлантический оке­ан. Огромное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Внутреннии.водный: по грузообороту выделяют­ся США, Россия, Канада, ФРГ, Китай и Нидерлан­ды. В этих же странах находится большинство судоходных каналов (Береговой в США, Великий канал в Китае, Беломорско-Балтийский в России). Главный район озерного судоходства — Великие озера США и Канада.

Воздушный транспорт— самый молодой и ди­намичный. Занимает первое место в межконти­нентальных перевозках. Крупные авиационные державы США, Россия, Япония, Франция, Велико­британия и др. Крупные аэропорты мира «О'Хара» (Чикаго), «Хартсфилд» (Атланта), «Хитроу» (Лон­дон), «Ханеда» (Токио) и др.

Транспорт в настоящее время стал менее зави­сим от природы. Природные препятствия (водные пространства, горы и т. п.) перестали быть непре­одолимыми. Пробиваются тоннели в скалах, про­кладываются подводные тоннели, сооружаются искусственные водные пути. Но одновременно рас­тет отрицательное воздействие транспорта на при­роду (тепловое, шумовое, химическое и другие ви­ды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воз­действия транспорта.

 


Билет № 10

1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.