Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «гражданственность»





Глава 1. Гражданственность

Основные понятия: гражданственность, гражданская культура, правовая культура, патриотизм, традиция.

 

! Гражданственность - сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод.

Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем фун­кционировании государства, она ложится и в основу деятельности любого международного сообщества, так как людей объединяют, прежде всего, общечело­веческие и общегражданские ценности.

 

 

! Гражданская культура» - уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «сте­пень» гражданственности определяется тем, насколь­ко эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.



 

Термин «гражданственность» часто сходно понятию «гражданская культура». В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют пассивную роль «подданных». Гражданин не является постоянным учас­тником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенци­ально активный гражданин.

! Правовая культура - понимают уровень правосознания, т. е. знание людьми права, их отношение к закону, суду.

 

Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан.



! Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины; любовь к отечеству, преданность ему.

 

Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном – чувство гордости за свою страну, идеологическое единство нации, в политическом – уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.

Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.



! Традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени.

Приобрела особую актуальность проблема сохранения в современных условиях историко-культурного наследия страны. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

 

 

Традиция охватывает собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Она всегда покоится на прочном фундаменте жизненного опыта, накапливаемого и передаваемого из поколения в поколение, во всем несущего отпечаток ценностных ориентиров данного народа, данной цивилизации.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают — а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, — личность возрастает полноценной.

Главная задача нашего времени — вернуться к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.

1.2 Диагностика гражданственности студентов

 

Для диагностики гражданственности студентов предлагается использовать в комплексе анкету «Правовая культура» и тест «Уровень патриотизма».

Тест «Правовая культура» определяет уровень правовой культуры по нескольким критерием (рис.1)

Рис. 1.1. Критерии правовой культуры

 

Анкета «Правовая культура»

Ответьте на вопросы (выбранные вами ответы подчеркните)

Насколько, на Ваш взгляд, Вы информированы сегодня о своих правах, защищаемых законодательством:

1. достаточно хорошо

2. посредственно

3. слабо

 

Интересуетесь ли вы законами о правах?

1. Да

2. Нет

3. Мне все равно

 

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

1. от родителей

2. на лекциях

3. из газет, журналов, радио и телевидения

4. читаете с увлечение тексты законов

5. я не знаю от куда брать эту информацию

 

Уважаете ли вы права других людей?

1. Да

2. Нет

3. Не задумываюсь об этом

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.