Сделай Сам Свою Работу на 5

Режимы работы строительных и дорожных машин





Введение

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь предусматривает дальнейшее увеличение объемов промышленного, жилищного, энергетического, транспортного, сельскохозяйственного и мелиоративного строительства. Для решения этой задачи необходимо увеличивать парк строительных и дорожных машин (СДМ), создавать принципиально новые конструкции машин с гидравлическим приводом и повышенной степенью автоматизации, развивать индустриальные методы строительства, связанные с применением комплексов машин. Усложнение конструкций и взаимосвязь машин в технологической цепи требует повышения их надежности. Решение этой проблемы обеспечивается повышением качества изготовления машин, совершенствованием их производственной и технической эксплуатации.

Основная задача технической эксплуатации СДМ - реализация потенциальных возможностей их конструкции при наименьших затратах на поддержание работоспособности и минимальных вредных воздействий на окружающую среду.

В процессе технической эксплуатации важны вопросы управления работоспособностью машин. Управление техническим состоянием машины предусматривает: планово-предупредительную систему технических обслуживаний (ТО) и ремонтов и ее связь с диагностированием машин; применение ТСМ и запасных частей при научно обоснованном нормировании; совершенствование технологических процессов ТО и ремонтов, включая и проектирование баз механизации; информацию об эксплуатационной надежности машин; организацию хранения, подготовку к работе и транспортировку машин на объект.



В настоящее время промышленностью выпускаются новые дорожные и строительные машины для скоростного строительства автомобильных дорог, автоматизированное технологическое оборудование заводов, в том числе подвижного типа, новые механизированные инструменты. Все это обеспечивает возможность осуществления комплексной автоматизации процессов и выполнения новых технологических приемов и методов производства дорожных работ с повышенной эффективностью и качеством.

Наряду с современными средствами автоматизации и механизации на оснащении дорожных организаций находятся машины и оборудование устаревших конструкций, но пригодных к эксплуатации. Снимать такую технику не всегда экономически целесообразно. Модернизация и восстановление путем агрегатного ремонта обеспечивает возможности ее дальнейшей эксплуатации.



Вопросы эффективного использования как новой так и старой техники имеют большое значение. Важнейшим условием ее эффективного использования является правильная эксплуатация техники.


Формирование парков дорожно-строительных машин

Исходные данные

База механизации проектируется для комплекта машин, предназначенного для устройства дорожного полотна.

Исходные данные для вариантов 15 и 18 соответственно приведены в таблицах 1.1 и 1.2.

Таблица 1.1 – Исходные данные для строительства и ремонта земляного полотна по варианту 15

Категория дороги Кд IV
Километраж первого участка дороги L, км
Километраж второго участка дороги L, км
Грунтовые условия С
Относительная влажность W ном
Коэффициент сопротивления перемещению до первого участка f1 0,06
Коэффициент сопротивления перемещению до второго участка f2 0,04
Дальность транспортировки до первого участка L1, км
Дальность транспортировки до второго участка L2, км
Расстояние от первого участка до базы l1, км
Расстояние от второго участка до базы l2, км
Коэффициент сменности работы машин Ксм
Наработка первой машины каждого типа Н1, час 2 000
Шаг наработки остальных машин h, час

Таблица 1.2 – Исходные данные для устройства дорожного покрытия по варианту 18



Категория дороги Кд III
Километраж ремонтируемого участка Lд, км
Расстояние от участка до базы l, км
Дальность транспортировки битума Lб, км
Дальность транспортировки асфальтобетона Lф, км
Коэффициент сопротивления перемещению f 0,05
Коэффициент сменности работы Ксм
Наработка первой машины всех типов Н1, час 1 500
Шаг наработки остальных машин h, час

Асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании, выполненное по традиционной технологии, включает в себя [1]:

- морозозащитный слой песка................................1,1 м;

- слой щебня.............................................................15 см;

- слой щебня, обработанный вяжущим...................8 см;

- крупнозернистый асфальтобетон..........................6 см;

- мелкозернистый асфальтобетон………................3 см.

Для дорог III категории для верхнего слоя применяют горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона марки II. Для нижнего слоя – горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II – для дорог III категории [1].

Для дорог III и IV категории допускается для верхнего слоя применение холодных асфальтобетонов типа Б(х) и Т(х); марки I для дорог III категории и марки II для дорог IV категории.

Требования к материалам по СНиП 2.05.02-85.

Расчет годовых объемов работ

Расчет потребного количества песка Qп; щебня Qщ; битума Qб; крупнозернистого Qак и мелкозернистого Qам асфальтобетона производится на основании норм расхода материалов на 1 км дороги в зависимости от категории строящейся дороги kд и ее длины Lд [1].

Расчет годовых объемов работ для строительства земельного полотна первого участка дороги

Годовой объем песка определяется по формуле:

Qп = Lд1∙Нр, (1.1)

где Lд1 - длина первого участка дороги, км;

Нр - норма расхода песка на 1 км дороги, м3 [1].

Определим годовой объем песка по формуле (1.1):

Qп = 100∙11∙103 =1 100 000 м3/год

Годовой объем щебня определяется аналогично годовому объему песка по формуле (1):

Qщ = 100∙1,38∙103 = 138 000 м3/год

Годовая программа по укладке и уплотнению материалов определяется по длине и ширине строящейся или ремонтируемой дороги:

Qуп1 = n∙Lд1∙Вд1, (1.2)

где n - количество слоев отсыпки при устройстве земляного полотна, примем n = 3;

Lд1 - длина первого участка дороги, м;

Вд1 - ширина земляного полотна.

Рассчитаем годовую программу по укладке и уплотнению материалов по формуле (1.2):

Qуп1 = 3∙100 000∙10 = 3 000 000 м2/год

Расчет годовых объемов работ для строительства земельного полотна второго участка дороги производится аналогично расчету годовых объемов работ для строительства земельного полотна первого участка дороги. Результаты расчетов сведем в таблицу 1.3.

Расчет годовых объемов работ для устройства дорожного покрытия

Годовой объем битума определяется по формуле (1.1):

Qб = 60∙125,3 = 7 518 т/год

Годовой объем крупнозернистого асфальтобетона определяется по формуле (1.1):

Qак = 60∙0,98∙103 = 58,8∙103 т/год

Годовой объем мелкозернистого асфальтобетона также определяется по формуле (1.1):

Qам = 60∙0,49∙103 = 29,4∙103 т/год

Рассчитаем годовую программу по укладке и уплотнению материалов по формуле (1.2):

Qуп3 = 3∙60 000∙12 = 2 160 000 м2/год

Таблица 1.3 - Годовые объемы работ

Участок Qп, м3 Qщ, м3 Qб, т Qак, т Qам, т Qуп, м2 Вд
1 100∙103 138∙103 - - - 300∙104
330∙103 41,4∙103 - - - 90∙104
- - 7 518 58,8∙103 29,4∙103 216∙104

Выбор номенклатуры машин

В зависимости от условий эксплуатации и величины годовой программы по видам работ выбирают типы машин.

При выполнении землеройно-транспортных работ определяющим фактором является дальность транспортировки грунта. Предельная дальность транспортировки бульдозерами – 0,1 км, прицепными скреперами – 0,5 км, самоходными скреперами – 10 км. При большей дальности транспортировки землеройные работы выполняются экскаваторами или погрузчиками, транспортировка соответственно автомобилями–самосвалами.

Набор грунта самоходным скрепером производится с помощью толкача. При работе экскаваторов и самосвалов в комплект машин включается бульдозер для планировочных работ при отсыпке земляного полотна.

Для снижения коэффициента сопротивления перемещению машин f при транспортировке используется автогрейдер, планирующий дорогу.

При выборе комплекта машин необходимо учитывать следующие условия:

– производительность машин должна быть максимальной при полной их загрузке;

– экскаваторами без предварительного рыхления можно разрабатывать грунты до IV категории включительно (число ударов плотномера ДорНИИ С до 35);

– разработка грунта скреперами, погрузчиками и автогрейдерами при значении С до 12;

– разработка грунта повышенной влажности и при величине С < 1 возможна только экскаваторами;

– вместимость кузова автосамосвала должна превышать вместимость ковша экскаватора в 4–5 раз, а погрузчика в 2–3 раза;

– тяговые усилия толкача и скрепера в килоньютонах выбираются из условия превышения вместимости ковша скрепера в 25–30 раз;

– если по условиям эксплуатации возможно применение экскаватора и погрузчика, предпочтение отдается погрузчику.

Уплотнение грунта при устройстве земляного полотна дороги производится пневмошинными катками или прицепными кулачковыми катками.

При устройстве дорожного покрытия в комплект машин включены: погрузчики для погрузки щебня, автосамосвалы для транспортировки щебня, катки для уплотнения щебня, автогудронаторы для транспортировки и разлива битума, автосамосвалы для транспортировки асфальтобетона, асфальтоукладчики для укладки и самоходные катки для уплотнения асфальтобетона [1].

С учетом вышеизложенных рекомендаций и исходных данных, указанных в задании, принимаем решение о выборе следующего комплекта машин:

Для первого и второго участка дороги:

- погрузчик Амкодор 342 для погрузки песка и щебня;

- автосамосвал МАЗ-5516 для транспортировки песка и щебня;

- бульдозер ДЗ-27 для распределения песка и щебня;

- автогрейдер ДЗ-143 для планировки дороги;

- каток пневмошинный ДМ 13П для уплотнения песка и щебня.

Для третьего участка дороги:

- автогудронатор СД-203 для транспортировки и разлива битума;

- автосамосвал МАЗ-5516 для транспортировки асфальтобетона;

- асфальтоукладчик ДС-114 для укладки асфальта;

- каток вибрационный Амкодор 6622А для уплотнения асфальтобетонного покрытия.

Режимы работы строительных и дорожных машин

Режим работы машины отражает степень ее загрузки за рассматриваемый период по времени и мощности.

Рабочий режим СДМ по времени устанавливает распределение рассматриваемого календарного периода на время, в течение которого машина выполняет свои основные или дополнительные функции, имеет перерывы в работе для ТО и ремонта, перебазируется с одного объекта на другой, простаивает по организационным причинам и метеорологическим условиям.

На основе разработанных режимов выявляется степень использования, определяется производительность машин и комплексов машин.

Определение времени работы отдельной машины в течении года Тч следует производить с учетом показателей надежности и времени проведения капитального ремонта. Это связано с тем, что в процессе увеличения наработки с начала эксплуатации возрастает количество отказов, и капитальный ремонт отдельной машины проводится один раз в 2 - 6 лет.

С учетом комплексного показателя надежности Кт.и. время работы машины в течение заданного периода может быть определено по формуле [2]:

, (1.3)

где Дкал – количество календарных дней в году, дн.;

Дпер – перерывы в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта, дн.;

Кт.и – коэффициент технического использования;

tсм – продолжительность смены, tсм = 8 ч;

Ксм – коэффициент сменности, Ксм = 2.

Сумма дней перерывов в работе машины по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и текущих ремонтов, определяется по формуле [2]:

, (1.4)

где Двых – количество праздничных и выходных дней за год, дн. Принимаем Двых = 112 дней;

Дпб – дни, затрачиваемые на перебазировку машины в течение года, дн. Дпб = 0,05∙Драб = 0,05∙254 = 12,7 дней;

Дмет – простои по метеорологическим условиям (принимаются по данным гидрометеослужбы применительно к конкретной температурной зоне), дн. Дмет = 0,7∙Дмет.табл;

Днепр - непредвиденные перерывы в работе машины, дн. Днепр = 0,03∙Драб = 0,03∙254 = 7,6 дней;

Дк.р - дни пребывания машины в капитальном ремонте, дн. Дк.р = 0.

Коэффициент технического использования определяется с учетом фактической наработки с начала эксплуатации по следующей формуле [3]:

Кт.и = А1 - А2∙Нф, (1.5)

где А1 и А2 – эмпирические коэффициенты для каждого вида дорожно-строительных машин [3].

Для примера рассчитаем время работы погрузчика Амкодор 342. Для этого сначала произведем расчет коэффициента технического использования Кт.и по формуле (1.5):

Кт.и = 0,94 – 0,00004∙2 000 = 0,86

Затем определим табличное значение простоев по метеорологическим условиям по таблице 2.1 [1]. Так как для погрузчика неблагоприятными условиями являются дождь, снегопад и низкая температура, то:

Дмет.табл = 11 + 8 = 19 дн.

Дмет = 0,7∙19 = 13,3 дн.

Определим количество дней перерывов в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта по формуле (1.4):

Дпер = 112 + 12,7 + 13,3 + 7,6 + 0 = 145,6 дн.

Время работы погрузчика определим по формуле (1.3):

Расчеты для всех остальных машин сведем в таблицу 1.4.

Таблица 1.4 - Режимы работ строительных и дорожных машин

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.