Сделай Сам Свою Работу на 5

Расчет размеров зубчатых колес





Для изготовления шестерни примем сталь 18ХГТ, термическая обработка – улучшение. Назначим твёрдость рабочих поверхностей зубьев шестерни НВ1 = 350. Для изготовления колеса принимаем сталь 18ХГТ, термическая обработка – нормализация. Назначим твердость НВ2 = 320.

Производим расчет межцентрового расстояния.

, (10.1)

где - передаточное отношение передачи, = 4; - крутящий момент на валу колеса, Н·м; - коэффициент концентрации нагрузки, = 1,1, [7]; - коэффициент динамичности, = 1; - коэффициент ширины, принимаем = 0,35; - допускаемое контактное напряжение, МПа:

, (10.2)

где - предел длительной выносливости, МПа,

МПа

МПа

- коэффициент безопасности, для нормализации = 1,1;

 

Исходя из стандартного ряда принимаем a w = 180 мм.

Задаемся значением модуля

Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса.

(10.3)

Определяем число зубьев шестерни и колеса.

(10.4)

(10.5)

 

Вычисляем погрешность отклонения передаточного отношения.

(10.6)

(10.7)

Определяем остальные параметры зубчато передачи, диаметры делительных окружностей:

, (10.8)

Фактическое межосевое расстояние

(10.9)

Диаметры вершин зубьев:



(10.10)

Диаметры впадин зубьев:

(10.11)

Ширина колеса:

Ширина шестерни:

 

Далее производим проверочный расчет передачи на контактную прочность.

, (10.12)

где =1,03

- коэффициент динамичности, определяем исходя из фактической окружной скорости колес:

(10.13)

= 1,05

(10.14)

Производим проверочный расчет передачи на изгиб.

, (10.15)

где -коэффициент формы зуба, принимаем =3,85; ; - коэффициент наклона зуба, для прямозубой передачи = 0,925; - коэффициент концентрации нагрузки, принимаем = 1,09; - коэффициент динамичности, принимаем = 1,3; - допускаемые напряжения изгиба, МПа:

, (10.16)

где - предел длительной выносливости, равный

. (10.17)

- коэффициент безопасности, = 1,7;

НВ - твердость поверхности зубьев шестерни

МПа

МПа

МПа

МПа

Определяем усилия в зацеплении.

Окружная сила равна:

, (10.18)

где - крутящий момент на валу, Н·м; - диаметр делительной окружности шестерни, мм.

 

Радиальная сила равна

(10.19)

 

Осевая сила:

 

(10.20)

 

Конструктивные размеры колеса.

Колесо зубчатое, кованное.



 

· Диаметр ступицы

 

мм,

 

Принимаем мм.

 

Длина ступицы

 

мм,

Принимаем мм.

 

· Толщина обода

 

мм,

Принимаем мм.

· Толщина диска

 

мм,

 

Принимаем С=30 мм.

 

Предварительный расчет валов по вращающему моменту

Конструктивные размеры зубчатой пары принимают в зависимости от диаметра выходного конца вала. Диаметр вала определим из расчета на прочность при кручении по заниженным допускаемым напряжениям. Для стали 40Х с термообработкой τ = 10-20 МПа:

, (11.1)

где - крутящий момент на валу, Н·м; [τ] – допускаемое напряжение, для стали 30ХГТ и стали 40 с термообработкой [τ] = 10-20 МПа, [5];

 

Конструирование быстроходного вала (рис. 11.1)

Рисунок 11.1

 

Определяем диаметр d выступающего конца быстроходного вала по формуле:

Исходя их стандартного ряда, принимаем d = 62 мм

Диаметр вала под уплотнение

d1 = d + (4…..5)мм = 66 (мм)

Диаметр вала под подшипник

dп ≥ d1 – кратный 5 мм

С целью уменьшения концентраторов напряжений в местах перехода значений диаметров предварительно принимаем диаметр вала под подшипник:

dп = d1 = 70 ( мм )

d2 ≥dп (на 5 мм) = 75 мм

 

Диаметр под зубчатое колесо

d3 = d2 + 2мм = 77 мм

Т.к. диаметр впадин не превышает диаметр вала под подшипник, то шестерню целесообразно изготовить вместе с валом.

d4 = d3 + (6……10) мм = 84 (мм)

 

Длину выходного конца вала принимаем из соотношения

l = (1,6…..2) *d = 124 мм

 

Длину части вала под уплотнение принимаем равным

l1 = 20…25 мм

l1 = 20 мм

 

Длина вала под подшипник

lп = 0,5*dп = 0,5*70 = 35 мм

 

l2 = (10…12) мм = 10 мм

 

Длину ступицы колеса принимаем



Промежуток для выхода фрезы t принимаем 1 мм

l3 = b1 = b2 + 4*mn + 2*t = 67 + 4*2,5+2*1 = 79 мм

принимаем l3 = 80 мм

 

l4 = l2 = 10 мм ( исходя из компоновки )

L = lп + l2 + l3 + l4 + l2 = 35 + 10 + 80 + 10 + 10 = 145 мм

a = l / 2 + l1 + lп / 2 = 124 / 2 + 20 + 35 / 2 = 99,5 мм

Конструирование тихоходного вала (рис. 11.2)

Рисунок 11.1

 

Диаметр тихоходного вала под колесом

.

Принимаем [τ] = 20 МПа

Исходя их стандартного ряда, принимаем d = 88 мм

d2 = 83 мм

Предварительно принимаем диаметр вала под подшипник кратным пяти: dп = 80 мм.

Диаметр вала под сальниковое уплотнение

d1 = dп - (4…5)мм = 76 (мм)

Диаметр выходного конца вала

d = d1 - (4…5)мм = 72 (мм)

 

d4 = d3 + (6…10) мм = 94 мм

 

Длину выходного конца вала принимаем из соотношения

l = (1,6…2) *d = 144 мм

 

Длину части вала под уплотнение принимаем равным

l1 = 20…25 мм

l1 = 20 мм

 

Длина вала под подшипник

lп = 0,5*dп = 0,5*80 = 40 мм

l2 = (10…12) мм = 10 мм

 

Длину ступицы колеса принимаем

Промежуток для выхода фрезы принимаем 1 мм

l3 = b2 + 4*mn + 2*t = 31 + 4*2,0 +2*1= 41 мм

принимаем l3 = 41 мм

l4 = l2 = 10 мм ( исходя из компоновки )

L = lп + l2 + l3 + l4 + l2 = 40 + 10 + 41 + 10 + 10 = 111 мм

 

a = l / 2 + l1 + lп / 2 = 144/2 + 20 + 40/2 = 112 мм.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.