Сделай Сам Свою Работу на 5

Проверочный расчет на выносливость по напряжениям изгиба





Расчет провожу по шестерне, т. к. для нее отношение [σF]/YF меньше, где YF – коэффициент формы зуба, который обратно пропорционален количеству зубьев.

Расчет веду по формуле:

 

 

где YF1 – коэффициент формы зуба шестерни;

Yβ – коэффициент угла наклона зуба;

Yε – коэффициент учитывающий перекрытие зуба;

K – коэффициент распределения нагрузки между зубьями;

K – коэффициент распределения нагрузки по ширине венца;

KFV – коэффициент динамической нагрузки;

 

Для определения коэффициента YF формы зуба шестерни нахожу эквивалентное число зубьев zv по формуле:

 

 

По таблице YF = 3,9.

Коэффициент Yβ угла наклона зуба равен:

 

Коэффициент, учитывающий перекрытие зуба Yε = 1.

Коэффициент распределения нагрузки между зубьями равен K = 1.

Коэффициент распределения нагрузки по ширине венца K=1.05 (по графику).

Коэффициент динамической нагрузки KFV=1.17 (по таблице по скорости V1 и степени точности)

Возникающее в передаче контактное напряжение равно:

 

 

 

Возникающие напряжения меньше допускаемых, равных [σF] = 256 МПа. Результат удовлетворительный.



 

РАСЧЕТ ВАЛОВ РЕДУКТОРА

Выбор материалов валов

В целях унификации используемых материалов валы редуктора выполнены из стали 40Х, термообработка – улучшение 2.

Предел σ-1 выносливости гладких образцов при симметричном нагружении равен:

 

где σв = 900 МПа – предел выносливости стали 40Х.

Предел τ-1 выносливости гладких образцов при кручении равен:

 

Характеристики материала сведены в таблицу 3.1.1.

 

Таблица 3.1.1.

Марка стали Термообработка Твердость σв, МПа σт, МПа σ-1, МПа τ-1, МПа
40Х Улучшение 2 НВ 269…302 224.46

 

Определение нагрузок

Окружная сила Ft равна

 

кН

 

Радиальная сила Fr равна

кН

 

Осевая сила Fа равна

 

 

Определяю усилие от муфты, действующее на быстроходный вал:

 

кН

 

Определяю усилие от муфты, действующее на тихоходный вал:

 

кН

 

Момент, создаваемый осевой силой на шестерне, равен:

 

Нм

 

Момент, создаваемый осевой силой на колесе, равен:

 



Нм

 

Расчет быстроходного вала

Ориентировочный расчет

 

Рисунок 3.2.1 – Схема быстроходного вала

 

Диаметр dвых1 выходного конца вала равен:

 

мм

 

где [τ] = 20 МПа – допускаемое напряжение кручения.

 

Принимаю dвых1 по ГОСТ 12080 – 66* равным dвых1 = 25 мм. Длина выходного конца вала равна lвых1 = 60 мм.

Диаметр ступеньки под подшипник равен:

 

Принимаю подшипник по ГОСТ 8338 – 75* номер 206 легкой серии. Ширина подшипника bп1 = 16 мм.

Определяю размер буртика:

 

 

По Ra 40 принимаю dб1 = 34 мм.

Определяю расстояния, необходимые для определения опорных реакций.

Длина lп1 ступеньки под подшипник равна:

 

 

Принимаю ближайшее значение по ряду Ra 40, равное lп1 =50 мм.

Расстояние Lпп1 между смежными опорами подшипников равно:

 

 

где 1 - зазор между торцовой поверхностью шестерни и корпусом;

с = 4 мм – заглубление подшипников в корпус.

 

Зазор 1 между торцовой поверхностью шестерни и корпусом зависит от толщины корпуса δ. Она равна:

мм

 

мм

 

Принимаю δ = 6,7 мм.

мм

 

Принимаю ∆1 = 5 мм.

 

мм

 

Ширина Lk полости корпуса равна:

 

мм

 

Расстояние L1 от точки приложения усилия от муфты и реакцией смежной опоры подшипника равно:

 

мм

 

Приближенный расчет

Провожу расчёт вала на сложное сопротивление, т.е. на совместное действие изгиба и кручения.

Для удобства расчёта силы рассматривают в двух взаимно перпендикулярных плоскостях: вертикальной и горизонтальной.

 

Рисунок 9.2.1 – Эпюра моментов, действующих на быстроходный вал

 

Расчет реакций в горизонтальной плоскости.



 

кН

 

кН

 

Расчет моментов в вертикальной плоскости:

 

 

Нм

 

Нм

 

Нм

 

Расчет реакций в вертикальной плоскости.

 

кН

 

кН

 

Расчет моментов в горизонтальной плоскости:

 

Нм

 

Нм

 

Определяю изгибающие моменты в сечениях В и D.

 

Нм

 

Нм

 

Изгибающие моменты в сечениях В – В и D – D примерно одинаковые. Однако в сечении В – В диаметр вала меньше. Дополнительно имеется концентратор напряжения в виде посадки подшипника с натягом. Принимаю в качестве опасного сечения сечение В – В.

Выполняем определение приведенного момента:

 

Нм

 

где а = 0.6 коэффициент, учитывающий число циклов напряжений изгиба и кручения.

Определение диаметра вала в опасном сечении:

 

мм

где [sи] = 90 МПа – допускаемое напряжение изгиба.

 

Уточненный расчет

Изгибающий момент в сечении В – В максимален. Дополнительно имеется концентратор напряжения в виде посадки подшипника с натягом. Принимаю в качестве опасного сечения сечение В – В.

Нормальное амплитудное напряжение изгиба σаВ в опасном сечении вала равно:

 

 

МПа

 

Амплитудное касательное напряжение изгиба τаВ в опасном сечении вала равно:

 

 

МПа.

 

Коэффициент Кσв концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала равен:

 

 

Вал изготовлен из стали 40Х, термообработка улучшение, поэтому Ку=1.

По таблице Кσd = 3,5, КF = 1,15.

 

.

 

Определяю предел выносливости в расчетном сечении вала:

 

 

Коэффициент КτD концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала равен:

 

 

где Кτ– коэффициент концентрации нормальных напряжений.

При кручении отношение Кτd = 2,5.

 

 

Определяю предел выносливости при кручении в расчетном сечении вала:

 

МПа

Определяю коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:

 

 

Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении SD равен:

 

 

Полученный результат показывает, что вал не только обладает достаточной устойчивостью, но и является достаточно жестким.

 


Расчет тихоходного вала

Ориентировочный расчет

 

Рисунок 3.4.1.1 – Схема тихоходного вала

 

Диаметр dвых2 выходного конца вала равен:

 

мм

 

Принимаю dвых2 по ГОСТ 12080 – 66* равным dвых2 = 32 мм. Длина выходного конца вала равна lвых2 = 80 мм.

Диаметр ступеньки под подшипник равен:

 

мм

 

Принимаю dn2 по ряду Ra 40 равным dn2 = 40 мм.

Принимаю подшипник по ГОСТ 8338 – 75* номер 208 легкой серии. Ширина подшипника bп2 = 18 мм.

Определяю диаметр вала под колесом:

 

мм

 

По Ra 40 принимаю dкол = 48 мм.

Определяю расстояния, необходимые для определения опорных реакций.

Длина lп2 ступеньки под подшипник равна:

 

мм

 

Принимаю ближайшее значение по ряду Ra 40, равное lп2 = 32 мм.

Расстояние Lпп2 между смежными опорами подшипников равно:

 

 

где ∆ = 5 мм - зазор между торцовой поверхностью колеса и корпусом.

 

 

мм.

 

Расстояние L2 от точки приложения усилия от муфты и реакцией смежной опоры подшипника равно:

 

мм.

 

Приближенный расчет

Провожу расчёт вала на сложное сопротивление, т.е. на совместное действие изгиба и кручения.

Для удобства расчёта силы рассматривают в двух взаимно перпендикулярных плоскостях: вертикальной и горизонтальной.

Расчет реакций в горизонтальной плоскости.

 

кН

 

кН

 

Расчет моментов в вертикальной плоскости:

 

 

Нм

 

Нм

 

Нм

Расчет реакций в вертикальной плоскости.

 

кН

кН

 

Расчет моментов в горизонтальной плоскости:

 

 

Нм

 

Нм

 

Определяю изгибающие моменты в сечениях А и D.

 

Нм

Нм

 

 

Рисунок 3.4.2.1 – Эпюра моментов, действующих на тихоходный вал

 

 

Очевидно, что опасным сечением является сечение А - А. В этом сечении диаметр вала меньше, чем в сечении D – D, на вал действует больший изгибающий момент. Дополнительно имеется концентратор напряжения в виде посадки подшипника с натягом.

Выполняем определение приведенного момента:

 

Нм

 

где а=0,6 коэффициент, учитывающий число циклов напряжений изгиба и кручения.

Определение диаметра вала в опасном сечении:

 

мм

 

где [sи] = 90 МПа – допускаемое напряжение изгиба в Па.

Уточненный расчет

Изгибающий момент в сечении А – А максимален. Дополнительно имеется концентратор напряжения в виде посадки подшипника с натягом. Принимаю в качестве опасного сечения сечение А – А.

Нормальное амплитудное напряжение изгиба σаА в опасном сечении вала равно:

где WxА – осевой момент сопротивления сечения вала.

 

мм3

 

МПа

 

Амплитудное касательное напряжение изгиба τаА в опасном сечении вала равно:

 

 

где WρА – полярный момент сопротивления сечения вала.

 

мм3

 

МПа

Коэффициент КσА концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала равен:

 

 

где Кσ – коэффициент концентрации нормальных напряжений;

Кd – коэффициент влияния абсолютных размеров сечения;

КF - коэффициент влияния шероховатости поверхности;

Ку – коэффициент влияния поверхностного упрочнения.

Вал изготовлен из стали 40Х, термообработка улучшение, поэтому Ку=1.

По таблице Кσd = 3.5, КF = 1,15.

 

.

 

Определяю предел выносливости в расчетном сечении вала:

 

МПа

 

Коэффициент КτD концентрации нормальных напряжений в расчетном сечении вала равен:

где Кτ– коэффициент концентрации нормальных напряжений.

При кручении отношение Кτ/Кd = 2,5.

 

 

Определяю предел выносливости при кручении в расчетном сечении вала:

МПа

 

Определяю коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:

 

 

,

 

Общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении SD равен:

 

 

Полученный результат показывает, что вал не только обладает достаточной устойчивостью, но и является достаточно жестким.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.