|
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИИ
Развитие тактильно-кинестетических ощущений проводится на узнавании свойств предмета: мягкий — твердый; веса: тяжелый— легкий; термических свойств: холодный—теплый.
Если речевые возможности ребенка ограничены, то логопед называет признаки предмета сам, и эти понятия должны войти в словарь ребенка.
Понятие о мягкости-твердости предмета можно дать на та ком материале: . мягкий пластилин, мягкая шапочка... твердый орех, твердый сахар... тяжелый молоток, тяжелый стол... легкий кубик, легкий шарик и т. д.
Понятие о тепловых ощущениях дается на таких сравнениях: холодная вода, холодный лед; холодный снег, холодный день; теплая батарея, теплая вода и т. д.
Понятия мягкий — твердый, тяжелый — легкий, холодный теплый даются по следующему плану:
«Пионеры к нам идут, Вот идут, идут,
Знамя красное несут,
| 1) Логопед дает пощупать вату и говорит: «Вата мягкая». Потом дает пощупать кусок дерева и говорит: «Дерево твердое».
2) Логопед кладет на стол пластилин, орех, шапочку, кусок дерева, вату и просит дать ему все мягкое. Ребенок подает требуемые мягкие предметы и кладет в одну сторону. Затем логопед просит ребенка подать ему все твердое. Ребенок берет сахар, орех, кусок дерева и кладет в другую сторону.
ИГРЫ
«Ку-ка-ре-ку». Игра богата звукоподражаниями голосам животных («ку-ка-ре-ку», «га-га», «му-му», «ме-ме-ме», «мяу-мяу! «вау-вау», «ква-ква», «кар-кар», «хрю-хрю»).
Логопед раскладывает картинки, затем дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»
Угадай, чего не стало. Логопед кладет на стол три-четыре картинки или игрушки. Ребенок запоминает эти картинки или игрушки, потом ему предлагают отвернуться от стола или закрыть глаза. В это время логопед убирает один из показанных предметов.
Отгадывающий должен сказать, чего не стало. Количество предметов или картинок можно увеличивать до пяти, до шести.
Игра воспитывает наблюдательность и память.
Угадай, что в руке. Все дети достают из мешочка мелкий предметы, мягкие игрушки, подобранные на определенный звук Зажимают их в кулачок, чтобы никто не видел, и каждый загадывает загадку про свой предмет, известную или собственную, им провизированную, называя какой-либо один признак предмета. Например, ребенок достал кошку и загадывает «Ловит мышек»
Остальные отгадывают.
Улитка. Один из детей — улитка, улитке завязывают глаза, дети по очереди подходят к улитке и измененным голосом произносят:
«Улита, улита, высунь рога,
Дам тебе пирога, угадай, кто я?»
Узнанный становится улиткой.
Вот солдатики идут. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг и водят хоровод то вправо, то влево, сопровождая слова каждого куплета движениями:
Вот несут, несут. Тра-та-та, тра-та-та, Тра-та-та, тра-та-та-та».
| «Вот солдатики идут,
Вот идут, идут,
Ружья на плечах несут,
Пионеры к нам идут. Все маршируют по кругу, при словах «Всегда готов!» опускают руки и отдают пионерский салют, затем снова берутся за руки и идут.
Вот несут, несут.
Будь готов, будь готов! Будь готов, всегда готов!»
Вот охотник в лес идет. Все маршируют по кругу, при словах «пиф-пиф, паф-паф» дети останавливаются и подражают выстрелам из ружья.
Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф-пиф-пиф, паф-паф-паф!»
| «Вот охотник в лес идет,
Он, идет, идет,
Волка серого убьет,
Он убьет.
Зайчик. Дети становятся в круг, держась за руки. Посередине круга сидит грустный зайка. Дети поют:
«Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной, Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!»
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берет морковку, делается веселым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши, потом выбирают другого зайку.
Часы. Все играющие становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга, держа руки на поясе. Все хором произносят текст и выполняют движения, подражая качанию маятника, наклоняют туловище вправо, влево:
«Тик-так, тик-так, Влево шаг, вправо шаг,
день и ночь
тик-так, тик-так».
Прыг-скок. Дети хором или один ребенок произносят текст игры и выполняют соответствующие тексту движения:
«Прыг-скок — низко! Прыг-скок — низко! Прыг-скок — высоко, высоко!»
Игра с флажками. Дети стоят в кругу, имея в каждой руке по флажку. Хором или каждый в отдельности произносят текст и выполняют соответствующие движения:
«Правой вверх, Накрест, левой вверх, В стороны,
В стороны, Вниз».
Прыг-скок, прыг-скок. На пол кладут флажок, примерно в се ми шагах от него становится ребенок. Прыгая по направлению к флажку, он произносит слова текста:
«Прыг-скок, прыг-скок, вот мой флажок».
При последнем слове «флажок» ребенок должен быть у флажка.
Пузырь. Дети образуют круг, держась за руки. Под слова воспитательницы или логопеда: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой»— дети растягивают круг, отходя от центра. Когда круг растянулся максимально, логопед говорит: «Пузырь лопнул» Дети разрывают круг и произносят: «Уф!»
Перед проведением игры логопед должен продемонстрировать. перед детьми, как надувается настоящий мыльный пузырь (мож-но заменить воздушным шариком), как он увеличивается, надуваясь, и как он лопается.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ВОСПРИНИМАЕМОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РЕЧИ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ
Семья
Оборудование: картина «Семья».
Тема «Семья» берется первой из ряда тем в разделе воспринимаемой речи, так как члены семьи — это самые близкие и постоянные лица, окружающие ребенка. Цель этого занятия — расширение круга представлений ребенка.
Логопед, усадив небольшую группу детей или одного ребенка, показывает поочередно изображенных на картине членов семьи ш называет их четко, ясно и лаконично.
Это папа, мама, дедушка, бабушка, Тата, Вова.
Для проверки понимания и усвоения логопед предлагает детям показать на картинке папу, маму, бабушку и т. д.
Если на занятии присутствует группа детей, то лучше попросить одного ребенка показать папу, другого — маму и т. д., но с тем расчетом, чтобы каждый ребенок назвал, всех изображенных на картине лиц.
Логопед показывает на отдельных членов семьи, изображенных на картинке, и спрашивает: «Кто это?» Ребенок отвечает: «Это мама, это папа» и т. д.
Таким методическим приемом достигается сочетание воспринимаемой речи с воспроизводимой, хотя бы в лепетной форме.
В зависимости от правильного показа ребенком предъявленных картинок и ответов на поставленные вопросы логопед убеждается в усвоении данных понятий и отводит в связи с этим соответствующее время на прохождение темы.
Такой ход занятий с небольшими изменениями формулировок дай куклу, возьми машину и т. д.) логопед сохраняет и при прохождении остальных тем.
При отработке данной темы можно рекомендовать родителям наклеить в альбоме ребенка членов их семьи (и подписать), а логопеду совместно с ребенком ознакомиться с членами семьи неговорящего ребенка, после этого перейти к отвлеченной картинке «Семья».
Существительные к теме «Семья»: тетя, мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, Вова, Оля и другие имена детей.
Глаголы: жить, сидеть, идти, работать.
Глагольные формы: я живу, мы живем, он живет, они живут; мама (папа) работает; тетя сидит и т. д.
Упражнения на закрепление форм повелительного наклонения.
Вариант занятия.
Логопед поочередно дает задания детям (в форме повелительного наклонения), интонационно выделяя имена детей:
«Вова, иди! стой! сядь!
Таня, попрыгай! иди! стой!
Миша, возьми мяч! отдай мяч!»
ИГРУШКИ
Оборудование:. Игрушки — кукла, зайка, машина, мяч, мишка, лопатка, ведерко, барабан, пирамида.
При проведении этого и последующих занятий логопед показывает игрушки или картинки с изображением данных предметов, четко, громко называет их: «Это кукла Ляля, это машина, это мяч, это мишка, это зайка, это лопатка, это ведерко, это барабан, это пирамида».
Уметь на картинках вычленить игрушки и предметы: зайчик, мишка — игрушки и заяц, медведь — животные; кукла и девочка; машина-—игрушка и настоящая машина; кубик и кирпич и т. д. В этой теме целесообразно ввести знакомство с глаголом играть; ознакомить с 1-м лицом ед. и мн. числа, 3-м лицом ед. и мн.числа настоящего времени: Я играю — мы играем. Он играет — они играют — и одновременно отработать в понимании вопросные формы.
Что это? — Кубик, машина.
Для чего (зачем) нужна? — Играть.
Что ты (он) будешь делать? — Буду играть.
Что ты делаешь? — Играю.
Что он (она) делает? — Играет.
Упражнения на закрепление темы «Игрушки».
а) Вопросные конструкции; б) нацеливающие варианты ответов.
Проводятся упражнения по работе над сюжетной картинкой. Составляется короткий рассказ: Вова несет зайку. Оля несет мишку. Таня несет куклу. Дети играют.
На одном из таких занятий логопед может познакомить ребенка с частями тела вначале на кукле, а затем на самом ребенке. Показывает голову, глаза, нос, рот и т. д.
Вопросы к теме «Части тела».
Покажи у куклы нос, рот, голову, глаза и т. д.
Словарь
| Вопросы
| Варианты ответов
| зайка
| что? кто?
| машина, кукла и т. д.
| мишка
| где?
| вот, там, тут
| машина
| что делает?
| я ищу, нашел, несу и т. д.
| кукла
| что делает?
|
| кубик
| что делают?
|
|
| кто купил?
| я, мама, папа и т. д.
| пирамида
| что ищешь?
|
| идти
| что нашел?
|
| нести
| кого нашел?
| мишку, зайку, куклу и т. д.
| искать
| что несешь?
|
| находить
| кого несешь?
|
| покупать
| что ты будешь делать?
| я буду играть
| купить
| что это?
| зайчик, мишка, кукла
| играть
| для чего, зачем нужно?
|
|
| что ты будешь делать?
|
|
| что ты делаешь?
| играть
|
| что делает Коля, Валя?
| играю
|
| и т. д.
| играет
| Где волосы, руки, ноги, спина, голова?
Что делаешь носом, ртом, руками, ногами и т. д.?
Ребенок должен уметь показать и назвать (как сможет) указанные части тела, а также назвать действия (глаза видят, ноги ходят, руки играют, работают и т. д.).
Здесь можно предложить следующие игры по активизации речи неговорящего ребенка:
1. Отгадай, кто ушел. Первоначально на столе логопед выставляет две-три (потом до пяти — семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел.
2. Логопед раздает игрушки, предлагает запомнить, у кого какая игрушка, затем все ставят игрушки на стол; подобно тому как в первой игре логопед прячет 1—2 игрушки, дети должны отседать, чьи игрушки ушли и найти их.
3. Игрушки расставляют по комнате, дети должны отыскать, принести логопеду игрушки и назвать, какую игрушку принес, уметь назвать и показать действие (как можно играть с этой игрушкой: машину возить, куклу кормить, мяч бросать, катать). Все эти действия нужно уметь показать с игрушками.
Задания для родителей.
1. Сходить в магазин, посмотреть, где покупают игрушки. По упражняться в назывании игрушек и глаголов в форме 1-го и -3-го лица, ед. числа: я ищу, несу, покупаю и т. д.
2. Рассматривание картинок в книге (нахождение игрушек по картинкам).
3. Аленкины игрушки. М., 1976. Книжка-картинка.
4. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева, М., 1972, с 23 139
5. Солнышко. Киев, 1971, с. 45, урок 22, 23; с. 50—51, урок 25.
ОДЕЖДА
Оборудование: 1) одежда ребенка, логопеда, куклы; 2) набор картинок «Одежда».
Задание. Возьми шубу. Возьми шапку. Возьми фартук. Возьми колготки. Возьми варежки. Возьми платье. Возьми шарф. Надень на себя шапку. Надень на себя варежки.
В зависимости от сезона берется первоначально следующая одежда (не более 3—4 названий для запоминания и самостоятельного называния).
Зима
| Весна
| Лето
| Осень
| шуба, пальто
| пальто
| кофта
| рубашка
| шапка (шарф)
| куртка
| рубашка
| плащ
| варежки
| шапка
| майка
| платье
| валенки
| сапоги
| трусы
| брюки
|
|
| платье
| кофта
|
|
| носки
| колготки
|
|
| тапочки
| ботинки
| Глаголы: надевать, снимать, убирать, вешать.
Вопросы, отрабатываемые в теме «Одежда»
Что надеваешь? — Шубу, шапку, платье.
Что надевает? — Рубашку.
Что делает? — Надевает.
Что делаешь? — Надеваю.
Что сделала? — Надела.
Что снимает? — Шубу, шапку, рубашку.
Что снимаешь? — Шубу, шапку, рубашку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|