Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ





ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Звукоподражательные и речедвигательные упражнения пред­полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе — упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения преследуют цель форми­рования подражательности движений, наиболее часто употребля­емых в жизни детей и в быту.

Слова, предлагаемые детям для повторения, просты по своей структуре.

Примерные упражнения:

Упражнение 1.Дети становятся в круг или друг за другом.

Логопед. Большие ноги шли по дороге.

Дети (низким голосом вместе с логопедом). Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Логопед. Маленькие ножки шли по дорожке. Дети (вместе с логопедом). Топ, топ, топ, Топ,топ, топ.

Упражнение 2

Дети (вместе с логопедом хлопают в ладоши).

Люли-люли, люли-люли,

Логопед. Прилетели гули.

Упражнение3. Слова логопеда дети сопровождают соответст­вующим движением.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ, (Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)



Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки,повторяют конец фразы.)

Логопед. Кто каши не ест,

Кто молока не пьет —

(Дети делают соответствующие движения.) Забодает, Забодает, забодает!

(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими дви­жениями.)

Упражнение 4. Дети стоят в кругу. (Логопед вначале заучи­вает с детьми последовательность текста, а затем распределяет его между ними.)

Логопед. Наши уточки с утра —

Дети. Кря-кря! Кря-кря!

Логопед. Наши гуси у пруда —

Дети. Га-га! Га-га!

Логопед. А индюк среди двора -—

Дети. Бал-бал! Балда-балда!

Логопед. Наши гуленьки вверху —

Дети. Грру-грру, грру-у-грру!

Логопед. Наши курочки в окно —

Дети. Ко-ко-ко!

Логопед. А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет —

Дети. Ку-ка-ре-ку!

Упражнение 5. Логопед берет игрушку бибабо «Курочка» и ведет с ней диалог, затем включаются в диалог дети.

Логопед. Курочка-рябушка, за чем ты пошла?

Дети. За водичкой.

Логопед. Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?

Дети. Цыпляток поить.



Логопед. Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить?

Дети. Пи-пи-пи-пи!

Упражнение 6. Логопед раздает детям маленьких куколок и показывает, как надо укачивать куклу, когда ее укладывают спать.

Логопед и дети. Баю-бай, баю-бай!

Логопед. Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Дети. Баю-бай, баю-бай!

Упражнение 7. Логопед раздает детям напальчиковых куко­лок (театр животных) и проводит игру «Кто как кричит».

Дети (хором). Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

(Тот, у кого петух, поднимает его.)

Логопед. Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

(Дети поднимают курочку.)

Логопед. Пить, пить, пить! Воды попить!

(Дети показывают цыплят.)

Логопед. Мур-мур. Пугаю кур.

(Дети показывают кошку.)

Логопед. Кра, кра, кра!

Завтра дождь с утра.

(Дети показывают ворону.)

Логопед. Му-у, му-у!

Молока кому?

(Дети показывают корову.)

Мчится поезд. Дети становятся друг за другом, изображают «паровоз», сгибая руки в локтях, делают движения вперед-назад, разгибая и сгибая руки.

Логопед. Мчится поезд

Во весь дух!

Дети. Чух-чух, Чух-чух.

Логопед. Загудел паровоз

и вагончики повез.

Дети. Ду-ду, ду-ду.

Логопед, Я далеко укачу!

Кошка. Игра проводится с бибабо.

Логопед. Кошка, как тебя зовут?

Дети. Мяу!

Логопед. Стережешь ты мышку тут?

Дети. Мяу!

Логопед. Мяу, хочешь молока?

Дети. Мяу!

Логопед. А товарища — щенка?

Дети. Фрр!

Подобно описанным играм и упражнениям могут быть обыгра­ны любые маленькие четверостишия.

Пчелки. По сигналу логопеда «Пчелки полетели» (или «Пчел­ка полетела») ребенок, имитируя полет пчелы, одновременно про­износит звук з.

По сигналу логопеда «Жук полетел» ребенок, изображая по­лет жука, произносит звук ж.



Можно для разнообразия и одновременно расширения поня­тий давать сигналы «Муха полетела», «Комар полетел».

По сигналу логопеда «Прилетели» ребенок останавливается.

Поезд. По сигналу логопеда «Поехали» или «Поезд отправля­ется» ребенок, изображая движение паровоза, произносит звук у.

Лошадки. Ребенок, погоняя лошадку (другого ребенка), про­износит но, но, но.

Пильщики. Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук з.

Мишка. Изобразить, как тяжелой походкой, согнувшись, хо­дит медведь, одновременно произнося топ, топ, топ...

Зайка. Поскакать на носочках, подставив указательные паль­чики над головой, и произносить скок, скок, скок...

Козочка. Ребенок семенит ножками и произносит тупы, тупы, тупы...

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

При развитии моторики артикуляционного аппарата надо ра­ботать над развитием губ, языка.

Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.

Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.

Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.

Вибрация губ (подражание фырканью лошади).

Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).

Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.

Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.

Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.

Язык лопатой, иголкой, чашечкой.

Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт ло­шади).

Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воз­духа на кончик языка, издавая шепотный звук трр.

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звуки с-з-ц

1. Свист в пузырек — ссс...

2. Накачивание воздуха насосом — ссс...

3. Полет осы — ззз...

4. Поманить рукой цыплят — цып-цып-цып.

Звуки ш-ж-ч-щ

1. Звук лопающегося пузыря — шшш...

2. Мама спит — шшш...

3. Кукла спит — шшш...

4. Гусь шипит — шшш...

5. Жук жужжит — жжж...

6. Паровоз пыхтит — ччч... (чу-чу-чу).

Звуки р-л

1. Болтушка — блблбл...

2. Остановить лошадку — тпр (язык между губами — язык вибрирует).

3. Щелканье кончиком языка у верхних альвеол.

4. Подражание игре на балалайке, кончик языка у альвеол, произносить дын... дын... дын... и одновременно производить виб­рацию языка пальцем.

5. На язык, просунутый между губами, кладется длинная по­лоска бумаги. Вибрирующий язык вызывает дрожание полоски. Можно также на кончик языка положить мелко нарезанные по­лоски бумаги, и вибрирующий язык сдувает их.

Звуки к-г-х

1. Покашливание для вызывания звука к.

2. Подражание крику кукушки для вызывания звука к.

3. Подражание крику гуся для вызывания звука г: га-га-га.

4. Подуть на озябшие руки для вызывания звука х.

5. Подражание рубке дров с произнесением междометия ух. 6. Изображение зубной боли с произнесением междометия ох.

7. Подражание смеху ха-ха-ха.

Звуки в-ф-б-д

1. Подражание вою ветра — ввв...

2. Потушить свечу, подуть на ушибленное место руки, по­дуть на горячий чай — ффф...

3. Вибрация губ пальцем при надутых щеках для вызывания звука б.

4. Игра в бирюльки: при произнесении :шука ввв... произво­дить вибрацию губ пальцем для вызывания звука б.

 

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

ВОСПИТАНИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инстру­мент звучал; затем указать направление звука звучащего инст­румента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.

Воспитание слухового внимания на музыкальных инструмен­тах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звуча­нием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают гла­за или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребен­ку найти тот инструмент, на котором он играл.

Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (ба­рабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными пред­метами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по де­реву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.

Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще не­сколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабине­та. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.

Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол ка­рандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед уда­ряет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.

Воспитание слухового внимания к речи проводится так: ло­гопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кош­ку (мяу), собаку (ам-ам или гав-гав).

Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет го­ворить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.