Сделай Сам Свою Работу на 5

Оперативно-производственная





Оперативное планирование производства играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени.

2. технико-экономическое планирование

Основным содержанием ТЭП является формирование целостной системы показателей деятельности фирмы. В этой связи разрабатываются различные по времени реализации планы, базирующиеся на изучении и анализе предшествующих периодов производственно-хозяйственной деятельности предприятия, оценке и анализе внутренней среды организации, факторов внешнего влияния, ситуации на рынке продукции.

(7) Принципы планирования

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.



Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

- принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

- принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;



- принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

- принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

- принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы:

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.



2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей:

- принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно;

- принцип интеграции определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Согласно принципу холизма следует, что чем больше уровней и элементов в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

(8) Методология детерминированного и стратегического планирования.

Методология планирования - это способ осуществления поиска расчета, обоснования и выбора необходимых плановых показателей и планируемых результатов.

Планирование в условиях рыночной экономики базируется на 2ух приницпиально разных концептуальных подходах.

А)стратегическое

Стратегическое планирование является долгосрочным планированием деятельности предприятия. Его особенностью является отсутствие конкретных значений показателей, которые характеризуют конечные результаты деятельности предприятия. Это планирование определяет направленность деятельности, формирует виды деятельности и периоды существования определенных видов деятельности.

1. планирование ведется в условиях высокой степени неопределенности

2. отсутствует жесткая регламентация по ресурсам исполнения, срокам

3. отсутствуют предположения, что будет можно спланировать только путем экстраполяции того, что есть.

Методы стратегического планирования:

· SWOT анализ (метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы))

· PEST анализPEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

· SNW-анализ (акроним от англ. Strength, Neutral, Weakness) — это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

· Анализ разрыва «GAP-анализ» (анализ разрывов) — метод стратегического анализа, с помощью которого осуществляется поиск шагов для достижения заданной цели.

· Конкурентный анализ по модели "5 сил" М. Портера Анализ уровня конкуренции в отрасли по модели «5 сил конкуренции» Майкла Портера проводился путем анализа пяти внешних сил: • рыночной властью поставщиков; • рыночной властью покупателей: • властью существующих конкурентов; • угрозой появления новых конкурентов; • угрозой появления товаров-субститутов.

Б) детерминированное

К его признакам принадлежит использование исходных данных, которые действуют в целиком предвиденной среде и могут быть достоверно определенными. В условиях рынка этот тип планирования используется на уровне общего планирования предприятий, объединений, организаций и прочее. На уровне подразделов предприятия детерминированное планирование имеет наиболее высокую определенность и точность плановых показателей (например, план производства, работы и зарплаты и др.).

1.Носит системный комплексный характер и является всеобъемлющим.

2. Является сугубо рациональным.

3. Предполагает исключительно полные показатели и обработку х материальными методами и расчетами.

Методы:

1. Балансовый -характеризуется участием материально-вещественной и стоимостной пропорции в показателях. Он предполагает использование расчетов увязанных с имеющимися в наличии ресурсами и потребностью в них.

В планировании такие балансы разрабатываются в натуральной, стоимостной и трудовой формах.

Этот метод является очень важным для взаимоувязки показателей потока и запаса.

2. Опытно-статистический -характеризуется ориентировкой на фактические достигнутые в прошлом результаты. При этом план искомого показателя составляется на основе экстраполяции. Такой метод является достаточно простым, но имеет недостатки т.к. опирается на прошлое, в т.ч. не учитывает возможные резервы, ошибки и общее изменение ситуации.

3. Нормативный - это метод планирования основанный на применении для обоснования плановых, программных и прогнозных документов норм и нормативов.

Норма - это научно-обоснованная величина расходов тех или иных экономических ресурсов конкретных производственно-технических условий.

Норматив- это расчетная величина затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в нормировании труда, планировании производства и хозяйственной деятельности предприятий.

Нормативы и нормы бывают разных видов с точки зрения того, кто их разрабатывает. Некоторые разрабатываются централизованно, другие на региональном уровне, третьи самим предприятием.

4. Экономико-математическое моделирование, т.е.построение экономической модели, выражающей взаимосвязь между показателями и факторами их определяющими.

5. Метод календарного планирования и сетевые графики

ü календарное планирование с использованием графиков Ганта. Этот метод позволяет распределить во времени разные работы по выполнению проекта/работы.

Если на этом графике отражать плановые и фактические состояния работ, то можно контролировать ход проекта.

ü разработка сетевых графиков. Сетевой график - это информационная модель, позволяющая отобразить процесс выявления полных работ, направленных на достижение единой цели. Работы распределяются относительно друг друга по степени их реальной взаимосвязи.

(9) Традиционные методы планирования.

Творчество.

Стиму­лирование творческой активности работников вообще и планови­ков в частности в направлении снижения затрат, повышения каче­ства продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Характеристики, которые могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к твор­честву: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения; импульсивность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.