Экономическое сотрудничество
Российско-японские торгово-экономические отношения значительно отстают от политических. Причин для этого много. Одной из них является внутриэкономическая ситуация стран и их внешнеэкономическая стратегия в отношении друг друга.
С начала перехода России на рыночный путь развития экономики Япония оказала ей финансовую помощь, а позднее был предоставлен кредит для проведения реформ. В целях практической помощи России в Японию для краткосрочного обучения приглашаются специалисты и стажеры. В рамках кредитной политики японская сторона обеспечила кредитованием приобретение в Японии промышленного оборудования для российских предприятий.
Структура российско-японской торговли не претерпела никаких изменений. В японском импорте до 90% составляют сырье и продукты его первичной переработки, цветные и черные металлы, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, биоресурсы и морепродукты. В российском импорте преобладает продукция общего машиностроения, автомобилестроения, бытовой электроники, легкой промышленности.
Важное значение в экономических связях приобретают научно-технические контакты двух стран. В этой области японская сторона проявляет реальную заинтересованность. Так как Россия достигла значительных результатов в сфере фундаментальной и прикладной науки, то, по мнению российской стороны, реализация совместных проектов должна отвечать не только интересам Японии и России, но и другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия продает Японии только лес, рыбу, уголь, цветные металлы и другие материалы. Японская промышленность, машиностроение, электроника в своем техническом развитии ушли столь далеко, что торговля в этих областях может развиваться лишь в однобоком направлении. Нельзя не отметить, что японский массовый товар поступает в Россию не из Страны восходящего солнца, а из японских филиалов в других странах. Несмотря на то что наши страны являются ближайшими соседями, Россия в общем объеме торговли Японии занимает далеко не первое место.
Крупные японские корпорации с неохотой идут на сотрудничество с российскими партнерами по небольшим проектам. Многие из выделенных кредитов либо медленно, либо совсем не реализуются. Мало в России и японских инвестиций.
Интересы обеих стран обращены на область энергетики. Дальневосточные проекты предусматривают строительство объектов энергетической инфраструктуры. По вопросам энергетики стороны обсуждают возможности энергомоста Россия (Сахалин) — Япония, перспективы других региональных проектов в области добычи нефти и газа. Обе стороны обсуждают варианты сотрудничества в области реконструкции российских энергетических объектов в целях сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.[16]
Обнадеживающие перспективы существуют в сфере атомной энергетики, где стороны начали сотрудничество в области утилизации радиоактивных отходов с атомных подводных лодок. Хорошие шансы расширения сотрудничества имеются также в области создания новых технологий, повышающих безопасность ядерных установок.
Многообещающими перспективами может стать и развитие связей в области транспорта. Во-первых, реконструкция имеющихся и вновь строящихся портов. Во-вторых, восстановление потока японских грузов по Транссибу в Европу за счет повышения конкурентоспособности транспортных коридоров по территории России.
С точки зрения динамики российско-японских экономических связей последних лет следует обратить внимание на деятельность двух стран в районе Южных Курил.
При анализе развития двусторонних экономических отношений можно сделать вывод о том, что для позитивных сдвигов еще не создана прочная экономическая и правовая база. Создается впечатление, что обе стороны опасаются: Япония — что России кроме японской экономической помощи и инвестиций больше ничего не надо, Россия — что Японии кроме «северных островов» ничего от русской стороны не надо. К этому следует добавить особые отношения Японии и США. Японо-американский «договор безопасности» существует, как существуют и американские военные базы на японских островах. Более того, и в Вашингтоне, и в Токио заявляют, что этот договор является краеугольным камнем общей американо-японской стратегии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Хотя японская армия не так велика, менее 300 тыс. личного состава, однако она хорошо оснащена современным боевым вооружением. Япония не сократила свои вооруженные силы, хотя вооруженные силы России значительно уменьшились за последние годы.
Главным препятствием на пути открытого и полезного для обеих стран развития сотрудничества с японской стороны является вопрос о северных территориях, где живут российские люди, и острова с давних пор принадлежат России. Что касается мирного договора, то он спустя 60 с лишним лет после окончания войны уже не играет той роли, которую мог играть ранее. Мирный договор сейчас больше нужен Японии, чем России.
Подводя итоги развития российско-японских отношений, надо сказать, что за последние годы сделано немало положительного, но для дальнейшего развития отношений двух соседних стран еще многое надо сделать и со стороны Японии и со стороны России.
Заключение
Япония в данный момент прилагает все усилия для укрепления своих внешнеполитических позиций. Полностью осознавая ущербность исключительно экономических методов воздействия на мировое сообщество, Япония пытается приобрести и политический вес.
Об этом говорит ряд шагов предпринятых Японией в последнее десятилетие.
Япония ведет активную внешнюю политику, прилагая все усилия к тому, чтобы стать региональным, а впоследствии и одним из мировых политических лидеров. О чем говорит достаточно мощный рост политического взаимодействия с основными державами региона и мира в целом. Примером может служить участие Японии в таких важных политических процессах как, примирение КНДР и Республики Корея.
Япония постепенно начала искать выход в урегулировании проблемы северных территорий. В последние годы этот вопрос обсуждался достаточно активно и был достигнут некоторый прогресс.
Ближайшей целью Японии можно назвать вхождение в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве постоянного члена, что, несомненно, способствует росту международного престижа страны. В дальнейшем, возможно, Япония попытается добиться более значительных результатов, как то отмена антивоенных статей конституции, что дало бы ей возможность стать полностью независимым и равноправным участником всех мировых процессов.
Список использованной литературы
1. Конституция Японии 1947 года
2. http://japantoday.ru/ Япония Сегодня
3. http://news.leit.ru Обзор новостей Японии
4. http://northkoreanews.ru Обзор новостей Северной Кореи
5. http://southkoreanews.ru/ Обзор новостей Южной Кореи
6. The Japan Times. 18.04.1996.
7. The Japan Times. 23.09.1997
8. PacNet Newsletter, No.42, Oct. 18, 1996
9.Ёсида Кацуцугу. Проблема островов Сэнкаку в японо-китайских отношениях // Вопросы истории. - 2000. -№9
10.Подробнее о спорах вокруг Курильских островов см.: Латышев И.А. Покушение на Курилы. Ю.-Сахалинск: Пресса, 1992
11.Арин О.А Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.- М.: Флинта, Наука, 1997
12.Азиатско‑Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры
безопасности / Под ред. А. Д. Воскресенского. — М.: МГИМО, 2001.
13.Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2000
14.История международных отношений и внешней политики России(1648- 2005): Учебник для студентов вузов/ Под ред. А.С.Протопопова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект пресс, 2006
15.Мировая политика и международные отношения / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – Санкт-Петербург: Питер, 2005
16.Нартов Н.А. Геополитика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
[1] Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 2000, с.173
[2] Ёсида Кацуцугу. Проблема островов Сэнкаку в японо-китайских отношениях // Вопросы истории. - 2000. -№9. - С. 146
[3] Наньцзинская резня все еще отравляет отношения между двумя державами, http://news.leit.ru/archives/773
[4] Северную Корею посетила делегация ядерных экспертов из США, http://northkoreanews.ru/story/38
[5] Конституция Японии 1947 года, Статья 9
[6] Новый президент Южной Кореи согласился на восстановление челночной дипломатии с Японией, http://news.leit.ru/archives/1170
[7] Корея и Япония заключают соглашение о партнерстве, http://southkoreanews.ru/story/203
[8] Конституция Японии 1947 года, Статья 9
[9] Арин О.А Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность.- М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 47
[10] The Japan Times. 23.09.1997.
[11] PacNet Newsletter, No.42, Oct. 18, 1996.
[12]Подробнее о спорах вокруг Курильских островов см.: Латышев И.А. Покушение на Курилы. Ю.-Сахалинск: Пресса, 1992.
[13] Фукуда обещает посредством «железной воли» добиться передачи принадлежащих России островов, http://news.leit.ru/archives/1775
[14] Премьер-министр Японии видит прогресс в переговорах по спорным островам после встречи с Медведевым, http://news.leit.ru/archives/1789
[15] Премьер Японии предложил Медведеву заключить мирный договор, http://japantoday.ru/index.php?dn=news&to=art&id=18
[16] История международных отношений и внешней политики России(1648- 2005): Учебник для студентов вузов/ Под ред. А.С.Протопопова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект пресс, 2006 -C.383
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|