Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания для практических (семинарских) занятий





1 Главная цель практических занятий состоит в закреплении и углублении теоретических знаний студентов и выработке навыков по их применению на практике.

1.1. Требования организационного характера:

- соответствие практического занятия учебному плану специальности;

- наличие документов (типовой и рабочей программы дисциплины, расписания занятий)

определяющих связь практических занятий с лекциями, лабораторными работами, курсовыми проектами и другими видами учебных занятий по дисциплине;

- проведение практических занятий с применением современной техники и технических средств обучения, способствующих их активизации;

- ведение практических занятий преимущество лекторами соответствующих дисциплин или обеспечение хорошего контакта лектора с преподавателем, ведущим практические занятия (знание разделов курса, выносимых на самостоятельное изучение), выбор учебной литературы с учетом наличия ее в библиотеке университета;

- организация проверки готовности студентов к выполнению практических занятий, формы отчетности по практическим занятиям;

- обоснование объема, структуры и вида контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.



1.2. Требования к содержанию практических занятий:

- соответствие содержания практического занятия учебным программ, предусматривающим основные разделы дисциплины, требующие практической проработки;

- обеспечение связи с другими видами учебных занятий по данной дисциплины;

-развитие на занятиях способности студентов к самостоятельному использованию знаний в новой ситуации;

- умение нахождения оригинального способа решения поставленных задач.

1.3. Требования методического характера:

- обеспечение логической связи с лекционным курсом и другими видами учебных занятий;

- подготовка к практическим занятиям студентов и преподавателей;

- правильное обсуждение спорных вопросов и опровержение неправильных ответов;

- акцентирование внимания на трудных для усвоения разделах предмета и использование эффективных методов для их усвоения;

- обеспечение дифференцированного руководства самостоятельной работой студентов с учетом специфики курса и индивидуальных способностей студентов.



Наиболее распространенными формами семинаров являются:

1. Дискуссия – это активная форма обучения, основанная на проблемной ситуации, создаваемой на лекции или практическом занятии.

В переводе с латинского языка дискуссия «discussion» - это исследование или разбор. Это коллективное обсждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информаций, идей, мнений и предложений.
а) в «свободной групповой дискуссии» студенты учатся мыслить научно, используя в ходе дискуссии как правильные, так и ошибочные мнения других. Студенты должны быть хорошо информированы и подготовлены. Преподаватель следит за ходом дискуссии, не навязывая своего мнения, напрвляет ее в нужное русло.
б) «прогрессивная дискуссия» формирует умения и навыки оперативно принимать групповые решения.
в) «обсуждение вполголоса». Сначала проводится закрытая дискуссия в микрогруппах, затем организуется общая дискуссия, в ходе которой лидеры микрограпп докладывают мнение своих групп и оно обсуждается всеми студентами.
г) «метод клиники». Каждый из участников представляет для открытого обсуждения свой «диагноз» представленной ситуации, затем разрабатывает свой вариант ее решения. Это решение оценивается и преподавателем, и специально выделенной группой экспертов, либо в бальной системе, либо по системе «принято – непринято».
д) «метод лабиринта» - метод последовательного обсуждения. Это шаговая процедура: каждый последующий шаг делает другой участник. Здесь подлежат обсуждению все варианты решений, в том числе и неверные (тупиковые).
е) метод «вопрос-ответ» - разновидность простого собеседования, специфика которого состоит в подготовке вопросов для обеседования (в разных формах: преподавателем или студентами).



2.Метод«круглого стола»предполагает развернутую дискуссию по выбранному вопросу.

Для повышения активности студентов и эффективности хода дискуссии преподаватель на консультации делит академическую группу на 2 – 3 группы, отстаивающаие альтернативные точки зрения по рассматриваемой проблеме. Подгруппы тщательно изучают собственную позицию и знакомятся с сущностью и аргументами альтернативных подходов.

Каждой группе предлагается литература, где четко и доступно представлена одна из точек зрения, а также научная литература, отражающая иную позицию. Каждая группа готовит вопросы к членам альтернативной точки зрения. За подготовительной работой групп следят «капитаны» (лидеры) дискуссионной группы, они же будут распределять ролевые функции внутри группы на семинаре.

На «круглом столе» сначала заслушиваются выступления «капитанов» команд, выражающих альтернативные позиции. Затем в дискуссию вступают члены дискуссионных команд: задают друг другу вопросы, отвечают на них, предлагают прокомментировать, разъяснить цитаты, утверждения авторских ученых, политиков и т.п. Уяснив современное состояние проблемы, студенты отдают предпочтение одной из точек зрения, аргументируют ее.

3. Метод «Аквариум». Этот метод дает участвующим возможность анализировать действия, исполняемые другими и при этом не участвовать самим. Анализ ситуации развивает у студентов критическое мышление и дает им возможность самостоятельно вырабатывать пути решения возникшей проблемы.

Это вспомогательный метод. Он применяется в тех случаях, когда, задействовать всю аудиторию нет возможности, но существует необходимость участия всех студентов. Данный метод можно представить как театр, в котором есть зрительный зал и сцена. Студенты, исполняющие роли, выступают в качестве актеров, а студенты, которые за ними наблюдают – в качестве зрителей.

«Аквариум» применяется только в том случае, когда площадь помещения не позволяет задействовать всех студентов, так как активно участвуют несколько добровольцев, а остальные являются наблюдателями.

В случае необходимости допускается корректировка высказанного мнения, но только с целью наиболее четкого и краткого изложения высказанной идеи или мысли. Подсказывая, преподаватель не должен оказывать давления или навязывать свою точку зрения.

4. Метод «Малых групп». Из студенческой группы создаются малые группы (по 3-5 человек), которые формируются по желанию студентов, с учетом психологических характеристик, равные по силе (в состав их входят и сильные, и слабые студенты). В каждой группе выбираются или назначается «лидер» - руководитель группы. Каждой малой группе определяется ее роль на семинаре, рекомендуется список литературы, указываются ключевые и дополнительные вопросы, распределяются поручения между членами малой группы. Например, могут быть: «группа – докладчик», «группа – оппонент», «группа – защитник» или «группа – оппонент – защитник», «группа – оппонент – критик», а также «группа – содокладчик».

- «Группа – докладчик» четко, продуманно, аргументировано излагает перед аудиторией основные положения рассматриваемой концепции, теории, точки зрения, стремится проиллюстрировать конкретными примерами и фактами.

- «Группа – оппонент – критик» задает вопросы «группе – докладчиков», критикует за логику изложения, аргументацию, содержание утверждений.

- «Группа – оппонент – защитник» («группа – содокладчик») дополняет, разъясняет новые факты, теории, подтверждающие позицию «группы – докладчик». Чтобы семинар прошел более успешно «группа– докладчик» должна заранее ознакомиться со своими докладом (тезисами) другие малые группы.

Работа в малых группах учит работать в коллективе, уметь подчинять свои интересы, силы, время коллективным интересам, коллективному творчеству и одновременно предъявлять свои способности и возможности.

5. Кейс – метод(моделирование практических ситуаций) может стать значительным вспомогательным средством для процесса обучения, метод кейсов – примеры из жизни, либо искусственно созданные ситуаций. В результате этого у участников есть возможность применять полученные знания на практике. Метод кейсов может быть похож на мероприятие по решению проблем, когда студентам дается задача с определенными условиями, а они должны найти верное решение.

С помощью исторических сведений студенты знакомятся с проблемой, которую нужно решить уже при помощи дополнительных, пересмотренных и, по возможности, обновленных сведений. Группы студентов высказывают свои мнения по решению этих проблем. Эти мнения и рекомендации они могут представить и обсудить с преподавателем.

6. Деловая игра. Это один из ведущих методов активного обучения. При проведении деловой игры необходимо выполнять следующее:

- распределение ролей между участниками игры;

- совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;

- диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;

- различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;

- наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущим стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные коллективы и противоречия;

- достижение единого – обучающего, развивающего и воспитывающего эффекта деловой игры.

7. «Мозговой штурм»(мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

«Мозговой штурм» - это эффективный метод коллективного обсуждения проблемы, поиска решения, в котором свободно выражается мнения всех участников.

8. Закрытые вопросы имеют один четкий, правильный ответ. Например, «Сколько статей содержится в Конституции Республики Казахстан?». При использовании таких вопросов преподаватели могут чувствовать себя более комфортно, поскольку правильный ответ является бесспорным. Такие вопросы полезны лишь для оценки знания студентами определенных фактов. Их необходимо использовать, когда нужно убедиться, обладают ли студенты в группе базовым уровнем фактических знаний, прежде чем переходить к более углубленному анализу или другим мыслительным навыкам более высокого порядка.

9. Открытые вопросы либо не имеют правильных ответов, либо имеют много правильных (и, возможно, противоречащих друг другу) ответов. Примером открытого вопроса может быть такой: «В чем смысл жизни?». Открытые вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить однозначно – «да» или «нет»

Подготовка аннотации.

Аннотация по объему не должна превышать 2 – 3 страниц. Аннотироваться могут как отдельные издания (монографии, учебники и учебные пособия, справочники и т.п.), так и большие по объему статьи.

В аннотации должны быть указаны выходные данные (автор, название, издательство, год издания, количество страниц; для журнала: автор, название статьи, название журнала, номер, год издания, страницы статьи); структура аннотируемой работы: количество глав и разделов (если количество глав и разделов невелико, то и название глав и разделов); основное содержание работы по главам; мнение автора аннотации об аннотируемой работе (доходчивость, информативность, возможность использования в работе).

Задача заключается в выработке следующих навыков: поиск литературы по заданной тематике; беглое знакомство с содержанием выбранного материала; критическое использование источников; структурирование полученных результатов; аргументировано и кратко излагать, свое мнение.

Создание эссе.

Эссе оценивается по нескольким направлениям: содержание, стиль, способность организовать и представить свои мысли. Ключевые факторы блестящего эссе – это серьезный, неформальный подход к данной задаче, требующий достаточного количества времени. Эссе – это сочинение, в котором раскрывается заданная тема. Средний его объем – 500 слов. Из них 50 слов рекомендуется на вступление, 200 – на основную идею, еще 200 на примеры, подтверждающие основную идею, и 50 на заключение.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.