Элементы системы оперативного обслуживания
ТЕМА 6 ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Понятие, задачи и виды оперативного обслуживания в процессе оперативно-розыскного обеспечения расследования экономических преступлений
Оперативное обслуживание в процессе оперативно-розыскного обеспечения расследования экономических преступлений – это комплекс систематически проводимых гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению непрерывного получения оперативными подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями информации об оперативной обстановке на закрепленной зоне, объекте и своевременная ее реализация с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников.
Первостепенными задачами оперативного обслуживания являются:
1. Установление и проверка лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления; обнаружение разыскиваемых преступников.
2. Установление, учет объектов, представляющих оперативный интерес, определение способов их обслуживания.
3. Обеспечение оперативного наблюдения за обслуживаемой территорией, объектами и лицами, состоящими на оперативном учете.
4. Выявление и проверка ранее не известных лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, постановка их на учет, осуществление оперативно-розыскного контроля.
5. Установление причин и условий конкретных преступлений, совершенных на обслуживаемой территории, принятие мер к их устранению.
Сущность оперативного обслуживания ограничивается определенными замками и заключается в:
- изучении объекта оперативного обслуживания;
- определении необходимых источников информации о состоянии оперативной обстановки;
- организации функционирования указанных источников;
- накоплении, систематизации и анализе информации.
Содержание оперативного обслуживания условно можно разделить на ряд взаимоувязанных элементов:
- уровень оперативного обслуживания;
- виды (принципы) оперативного обслуживания;
- первоначальный анализ состояния оперативной обстановки;
- режим оперативного обслуживания;
- расстановка лиц, оказывающих конфиденциальное содействие как источников оперативно-значимой информации;
- организация функционирования источников гласной информации (взаимодействие с различными субъектами, располагающими осведомительной информацией);
- документальное оформление результатов деятельности по оперативному обслуживанию.
Рассматривая указанные элементы, следует отметить, что уровнем оперативного обслуживания определяется, какое оперативное подразделение по борьбе с экономическими преступлениями (согласно своему иерархическому положению) будет обслуживать тот или иной объект.
В своей деятельности оперативные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в зависимости от различных факторов, используют различные виды оперативного обслуживания, из которых можно выделить следующие:
1. Объектово-отраслевой – закрепляет за оперативным сотрудником объекты по отрасли (например: все объекты промышленности; транспорта; бюджетные организации и т.д.).
2. Линейно-объектовый – предусматривает оперативное обслуживание объектов и иных мест, где могут совершаться такие преступления, как:
- фальшивомонетничество;
- валютные преступления.
3. Зональный (территориальный) – предполагает закрепление за оперативным сотрудником определенной территории, на которой он должен вести борьбу со всеми экономическими преступлениями.
4. Межотраслевой – его сущность заключается в том, что объекты, связанные единой технологической цепью обслуживаются одним оперативным сотрудником или группой (например: производство сельскохозяйственной продукции → ее заготовка → транспортировка → хранение → переработка → реализация).
5. Сквозное оперативное обслуживание – его сущность заключается в том, что оперативный сотрудник обслуживает объекты разных уровней (например: строительный трест → строительное управление → строящийся объект).
Элементы системы оперативного обслуживания
Элементами системы оперативного обслуживания являются:
- определение перечня объектов, отраслей экономики, линии работы (видов преступлений), территории и закрепление за ними оперативных сотрудников;
- изучение оперативной обстановки на закрепленных объектах (линии работы, территории) и определение режима оперативного обслуживания;
- подбор и расстановка на объектах обслуживания конфиденциальных источников информации;
- организация взаимодействия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями между собой, подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокуратурой и другими органами;
- организация взаимодействия с государственными контрольно-ревизионными органами;
- организация взаимодействия со службами безопасности предприятий и учреждений, частными охранными предприятиями;
- ведение дел оперативного учета;
- формирование и использование информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения.
Оперативный сотрудник, получивший в обслуживание определенную отрасль (зону, линию работы) должен знать сколько и каких на территории, обслуживаемой аппаратом по борьбе с экономическими преступлениями находится предприятий (учреждений, организаций). Перечень указанных объектов может быть получен в администрации района (города, области).
Далее оперативный сотрудник приступает к анализу состояния оперативной обстановки на объекте. В минимальный объем информации, необходимой для анализа, входят сведения о:
- местонахождении объекта, его подчиненности, структуре, основных хозяйственных связях (поставщики сырья, материалов, оборудования; смежники; потребители продукции; транспортное обслуживание);
- схеме производственно-технологического процесса, финансовой деятельности (банковские счета, иные источники поступления денежных средств и др);
- состоянии складского хозяйства, учете товарно-материальных ценностей;
- лицах, работающих на объекте (особенно в администрации и на материально-ответственных должностях).
К криминогенной характеристике относятся данные о:
- структуре, динамике, уровне преступности;
- способах совершения и маскировки преступлений;
- характеристике лиц, совершивших преступления;
- деятельности администрации по вопросам обеспечения сохранности собственности, а также укреплению правопорядка;
- состоянии контрольно-ревизионной работы;
- нарушениях, злоупотреблениях, непроизводительных потерях, рекламациях и др.
Анализ сведений социально-экономического и криминолого-криминалистического характера позволяет определить эффективность деятельности оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и других субъектов, в чью компетенцию входит обеспечение сохранности собственности.
В данном случае учитывается:
- наличие и качественные характеристики лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;
- обеспеченность сотрудника оперативной и иной техникой;
- эффективность взаимодействия с другими правоохранительными, а также контролирующими органами и др.
В процессе анализа оперативной обстановки оперативный сотрудник определяет на объекте участки, наиболее подверженные криминогенным факторам, иными словами требующие повышенного внимания или более высокой интенсивности слежения.
Выработаны три вида режимов оперативного обслуживания:
1. Усиленный – устанавливается на объектах (участках), где состояние оперативной обстановки определяется как неблагополучное (то есть имеют место различного рода нарушения, злоупотребления, преступления, непроизводительные потери и др.) позволяющее предположить, что на объекте совершаются либо могут совершаться преступления.
Сущность усиленного режима заключается в том, что на объекте (участке) должны обязательно быть лица, оказывающие конфиденциальное содействие, и основной объем информации о состоянии оперативной обстановки должен поступать именно от них.
2. Нормальный режим обслуживания – устанавливается на объекте (участке), где хотя и выявлены определенные факты отклонений от нормального функционирования объекта, но результаты анализа не дают оснований полагать, что здесь совершаются экономические преступления.
Сущность нормального режима обслуживания заключается в том, что поступление информации о состоянии оперативной обстановки организуется в основном из гласных источников и лишь в необходимых случаях для этого привлекаются лица, оказывающие конфиденциальное содействие.
3. Облегченный режим обслуживания – устанавливается на объектах (участках), где результаты анализа состояния оперативной обстановки не вызывают опасений в плане нарушения интересов государства и общества.
Сущность облегченного режима обслуживания заключается в получении информации только из гласных источников, очень редко привлекая для этой цели оперативные возможности.
Определение режима оперативного обслуживания относится к компетенции руководителя оперативного подразделения.
Необходимо учитывать, что в процессе деятельности сотрудника подразделения по борьбе с экономическими преступлениями режим оперативного обслуживания может меняться.
Информационное обеспечение деятельности оперативного сотрудника предполагает функционирование источников информации. Сведения о состоянии оперативной обстановки поступают из источников двух видов:
- оперативных;
- гласных.
Следует отметить, что под источниками оперативной информации, в данном случае, подразумеваются не только лица, оказывающие конфиденциальное содействие, но и другие оперативные аппараты, а также сведения, полученные оперативным сотрудником в процессе использования возможностей оперативно-розыскной деятельности.
Осуществляя первоначальный анализ состояния оперативной обстановки на обслуживаемом объекте оперативный сотрудник определяет наиболее криминогенные участки и обеспечивает их прикрытие лицами, оказывающими конфиденциальное содействие. Следует пытаться привлечь к конфиденциальному содействию таких лиц, которые в силу своего должностного положения, профессиональных возможностей могут давать информацию о производственно-хозяйственной деятельности объекта (нескольких участков), лицах могущих быть объектом оперативного наблюдения и др. В самом общем виде к числу таких лиц могут относится сотрудники:
- производственных отделов;
- отделов снабжения и сбыта;
- бухгалтерии, складов;
- производственно-технологических участков;
- контролирующих органов;
- лица, непосредственно не работающие на объекте, но в силу своих служебных обязанностей либо по иным причинам располагающие информацией об объекте и др.
Источниками гласной информации о состоянии оперативной обстановки выступают:
- администрация обслуживаемых объектов (сведения о производственном процессе, лицах, работающих на объекте и т.п.) ;
- государственные контролирующие органы (в процессе проверок, зачастую выявляются различные нарушения и злоупотребления позволяющие создать объективную картину состояния оперативной обстановки на обслуживаемом объекте);
- правоохранительные органы (в первую очередь органы прокуратуры, Госарбитража, Налоговой инспекции и др. располагают информацией о нарушениях и злоупотреблениях на объекте);
- средства массовой информации (информация, содержащаяся в аналитических обзорах, статьях, фельетонах, материалах журналистских расследований содержит сведения о состоянии оперативной обстановки);
- негосударственные организации (службы безопасности коммерческих структур, аудиторские фирмы могут располагать сведениями об оперативной обстановке на объекте);
- трудовые коллективы и общественные организации;
- граждане.
Очень важным элементом оперативного обеспечения является взаимодействие сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с различными лицами, органами и организациями. Такое взаимодействие осуществляется с:
- иными оперативными подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями;
- иными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- прокуратурой и другими правоохранительными органами;
- государственными контрольно-ревизионными органами;
- службами безопасности предприятий и учреждений;
- частными охранными предприятиями.
Формами такого взаимодействия являются:
- совместное планирование;
- выполнение поручений и заданий (розыскные задания, отдельные поручения следователя, задания на проведение технических мероприятий);
- обмен информацией (ориентировки, меморандумы, сообщения, например, в места лишения свободы и наоборот);
- проведение совместных мероприятий (операций по задержанию, рейдов и т.д.).
Получение осведомительной информации не является самоцелью, а используется для слежения за состоянием оперативной обстановки. Структурно деятельность по слежению за состоянием оперативной обстановки включает следующие элементы:
- активизация действий оперативного работника сообразно складывающейся ситуации;
- совершенствование системы сбора и обработки информации;
- принятие оперативных решений по изменениям оперативной обстановки;
- ужесточение контроля за выполнением принятых решений;
- внесение изменений в расстановку имеющихся сил и средств.
Для накопления, хранения, анализа информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемом объекте, используются дела оперативного учета.
Объемы информации, виды документов по линиям работы определяются с учетом специфики выполняемых задач и обслуживаемых объектов.
Носителями информации о состоянии оперативной обстановки на объекте выступают различные документы, например:
- Положение (Устав) о предприятии;
- схема производственного процесса и хозяйственных связей;
- списки должностных и материально-ответственных лиц;
- образцы бухгалтерских, технологических и иных документов;
- выписки из приказов, распоряжений администрации объекта (вышестоящих организаций);
- ориентировки, справки правоохранительных органов о способах совершения и маскировки преступлений;
- копии актов ревизии, проверок;
- справки, акты, распоряжения государственных контролирующих органов;
- сообщения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;
- рапорты, справки оперативного сотрудника о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- копии заявлений, сообщений должностных лиц, общественных организаций, граждан;
- аналитические справки, обзоры, сообщения администрации, информация в органы исполнительной власти и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|