Сделай Сам Свою Работу на 5

Формат представления управленческой отчетности





На основе внутренней отчетности принимаются решения на всех уровнях управления организацией. Важно сократить время, которое проходит от получения отчета до выработки решения и претворе­ния его в управляющие действия. Существенное значение при этом имеют доступная форма внутреннего отчета, расположение и пода­ча соответствующей информации. Не может быть стандартного набора внутренней отчетности с едиными формами и информаци­онной структурой. Внутренняя отчетность индивидуальна. Можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к формам внутренней отчетности.

По содержанию информации внутренние отчеты подразделя­ются на:

• комплексные;

• тематические (по ключевым показателям);

• аналитические.

Комплексные итоговые отчеты представляются, как правило, за месяц или иной отчетный период (квартал, шесть месяцев и т. п.), они содержат информацию о выполнении планов и использова­нии ресурсов за данный период, о доходах и расходах по центрам ответственности, об исполнении сметы издержек, рентабельности, движении денежных средств и иных показателей для общей оценки и контроля.



Тематические отчеты представляются по мере возникновения отклонений по таким наиболее важным для успешного функцио­нирования организации показателям как: объем продаж, потери от брака, недопоставки по заказам, график производства продукции и другим показателям, подконтрольным центру ответственности.

Аналитические отчеты предоставляются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности.

Например: всесторонняя оценка причин перерасхода ресурсов, изменения рентабельности, уровня продаж по секторам рынка, анализ рынка и использования производственных мощностей, фак­торов риска деятельности в определенных направлениях и т. п.

По уровням управления отчеты делят на:

• оперативные;

• текущие;

• сводные отчеты.

Оперативные отчеты, представляемые на нижнем уровне управ­ления в центрах ответственности, содержат подробную информа­цию для принятия текущих решений; составляются еженедельно и ежемесячно.



Текущие отчеты, содержащие информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли и центрах инвестиций, составляют­ся с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.

Сводные отчеты формируются для высшего управленческого персонала организации. На их основе принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль и контроль деятельно­сти управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уров­не. Периодичность этих отчетов колеблется от ежемесячных до ежегодных.

Оперативная информация, адресованная низовым центрам ответ­ственности, не должна в неизменном виде представляться на выс­ший уровень управления. На нижнем уровне принимаются опера­тивные решения по согласованию и выполнению производственных планов использования ресурсов подразделения. Данная информация должна обобщаться, агрегироваться в более общие показатели для представления на средний уровень управления. На высшем уровне требуется еще большая степень обобщения информации.

По объему информации внутренние отчеты подразделяются на сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.

Сводка - это краткие сведения об отдельных показателях деятель­ности подразделения за короткий период (иногда за день, неделю).

Итоговые отчеты составляются за месяц или другой отчетный период. Они обобщают информацию о контролируемых показателях центра ответственности.

Общие (сводные) отчеты составляются по организации в целом и содержат информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленных для целей внутреннего управления.



По формам представления внутренние отчеты могут быть в таб­личной, графической или текстовой форме.

Табличная форма представления внутренней отчетности наиболее приемлема для составителей и для пользователей. Большая часть информации внутренней отчетной выражается цифровыми показа­телями, которые удобнее всего представлять в табличной форме. К тому же она стала традиционной. Важно правильно структури­ровать отчетные показатели, разделять их на зоны, выделяя глав­ные, требующие особого внимания. Для пояснений к отчету может быть подготовлена записка с комментариями и раскрытием основ­ных показателей.

Графическая форма более наглядна, но не следует перегружать графики (диаграммы) излишней цифровой информацией. Отобра­жение большего числа показателей в данной форме затрудняет ее восприятие. Большое количество цифровых данных нагляднее представлять в табличной форме.

Текстовая форма подачи информации приемлема в тех случаях, когда отсутствуют цифровые данные либо их объем незначителен; необходимо подробно объяснить взаимосвязь и значение представ­ляемой информации. Текстовые отчеты часто составляют в допол­нение к отчетам, представленным в табличной или графической форме.

Для основных периодически формируемых управленческих от­четов целесообразно утвердить формат, содержание, сроки и частоту (периодичность) представления, а также правила распространения. Стандартизация повысит эффективность подготовки и предостав­ления отчетов, позволит сэкономить время, которое требуется ме­неджерам на ознакомление и осмысление предоставленной инфор­мации. Стандартизация не означает, что все руководители будут получать одинаковые отчеты. Руководители будут информированы о том, комплект каких отчетов, в какой форме и с какой периодичностью (ежедневно, еженедельно или ежемесячно) они будут получать. Комплект отчетов должен включать в себя необходи­мые комментарии и поясняющую информацию. Дополнительная аналитическая информация может повысить ценность представляе­мых данных.

Таким образом, определяющим фактором формирования сис­темы управленческой отчетности в организации является ее эконо­мическая эффективность, т. е. выгоды, которые получит организация от наличия отчетности за счет повышения качества принимаемых управленческих решений. Внедрение и использование системы управленческой отчетности считаются оправданными тогда, когда полученный в результате положительный эффект превосходит тре­буемые для создания такой системы затраты.

Внутренняя отчетность - это не результат управленческого ана­лиза, являющегося важнейшим элементом управленческого учета, а первичный материал для проведения такого анализа. На основе ее информации можно дать общую оценку результатов деятельности центров ответственности, судить о степени достижения ими постав­ленных целей и правильности принятых оперативных корректирую­щих решений.

 

Содержание внутренней управленческой отчетности

Содержание отчета должно соответствовать информационным потребностям его предполагаемого пользователя. Каждый пользо­ватель предъявляет свои требования к отчетной информации.

Чаще в организациях применяется трехуровневая система фор­мирования управленческой отчетности. Основными уровнями яв­ляются:

• журналы (книги) - для записи всех операций организации в соответствии со сферой деятельности или по подразделениям;

• сводки - краткие сведения о деятельности подразделения на конкретную дату;

• итоговые отчеты - отчеты, представляющие результаты дея­тельности организации в целом и ее структурных подразделений за определенный период.

Структура управленческой отчетности включает в себя отчеты в соответствии со следующей классификацией:

• комплексные отчеты;

• отчеты по ключевым показателям;

• аналитические отчеты.

а) комплексные отчеты - обычно представляются ежемесячно.

В комплексных отчетах могут отражаться следующие показате­ли: рентабельность организации в целом и ее структурных подраз­делений; структура доходов и расходов по центрам ответственности, структурным подразделениям, отдельным проектам и т.д.; показате­ли дебиторской задолженности и оценка резерва под сомнительную дебиторскую задолженность; сумма запасов и оценка резерва под обесценивание запасов; движение денежных средств и прогноз пред­стоящего использования и поступления денежных средств.

б) отчеты по ключевым показателям - представляются на кон­кретную дату в любой момент времени. В них отражаются наиболее важные для успешного функционирования организации факторы: количество полученных заказов; недопоставки по заказам; объем выпущенной продукции; объем проданной продукции; процент неис­правностей или брака; запланированные результаты деятельности; эффективность использования ресурсов.

в) аналитические отчеты - готовятся по запросу руководства.

Аналитические отчеты призваны более глубоко отражать отдель­ные аспекты деятельности. В качестве примерных вопросов, рас­крывающихся в аналитических отчетах, могут быть: причины воз­растания уровня запасов, приводящего к замораживанию денежных средств, потраченных на приобретешь этих активов, обесценению запасов и потерям, и, следовательно, к большей подверженности бизнес-рискам; причины чрезмерного увеличения сверхурочных ча­сов работы, приводящего к увеличению расходов на заработную плату персонала; изменение удельного веса организации в соответ­ствующем рыночном сегменте.

Аналитические отчеты также отражают ситуацию на рынке, взаимосвязь внешних и внутренних факторов развития организа­ции, раскрывают существующие угрозы и благоприятные возмож­ности развития организации. Taкие отчеты составляют по мере возникновения потребности в них.

Направленность, формат и содержание аналитических отчетов не имеют ограничений. Отчеты должны характеризоваться четкой постановкой раскрываемых вопросов и задач; содержать описание метода анализа, определения новых терминов, количественные и ка­чественные данные, необходимые для понимания отчета, раскрывать все примененные допущения и их оценку; предоставлять пользовате­лю свод результатов и выводы, а также описание факторов риска.

Примерами отчетов, которые формируют в системе управленче­ского учета в организации, являются:

Отчеты о текущей деятельности: о производстве продукции (работ, услуг); о продаже продукции (работ, услуг); о закупках; о дебиторской и кредиторской задолженности; о запасах готовой продукции; о незавершенном производстве; о запасах сырья и ком­плектующих; о бартерных сделках; о движении денежных средств и др.

Отчеты об инвестиционной деятельности: о движении (приоб­ретении и выбытии) основных средств, о движении (приобретении и выбытии) нематериальных активов, о планируемых долгосрочных вложениях в разрезе инвестиционных проектов.

Отчеты о финансовой деятельности: о краткосрочных финан­совых вложениях; о привлечении и обслуживании заемного капи­тала; привлечении акционерного капитала и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.